Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 марта 2017 г. N Ф02-7931/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Чита |
|
30 ноября 2016 г. |
дело N А58-405/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Окружной администрации города Якутска и Управления архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2016 года по делу N А58-405/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уссури Инвест" (ОГРН 1142723000463, ИНН 2723168062)
к Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1151447008481, ИНН 1435298761) о признании незаконным отказа от 28.12.2015 N сз 69663 в согласовании установки и эксплуатации рекламной конструкции по адресу: г. Якутск, ул. Курашова, д. 1, корпус 1, тип рекламной конструкции - настенное панно,
к Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907) о признании незаконным отказа Окружной администрации города Якутска в лице Муниципального казенного учреждения "Служба информации, рекламы и контроля" городского округа "Город Якутск" от 29.12.2015 N 592 в предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: г. Якутск, ул. Курашова, д. 1, корпус 1, тип рекламной конструкции - настенное панно, обязать выдать разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: г. Якутск, ул. Курашова, д.1, корпус 1, тип рекламной конструкции - настенное панно,
(суд первой инстанции: судья Эверстова Р.И.),
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Уссури Инвест" - Ермаковой Д.Б., представителя по доверенности от 22.03.2016,
от Управления архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска - не явился, извещен,
от Окружной администрации города Якутска - не явился, извещен,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Уссури Инвест" (далее - общество, ООО "Уссури Инвест") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска (далее - Управление) с заявлением, уточнённым 01.03.2016, 29.03.2016, 26.04.2016, 04.08.2016 о признании незаконным отказа от 28.12.2015 N сз 69663 в согласовании установки и эксплуатации рекламной конструкции по адресу: г. Якутск, ул. Курашова, д. 1, корпус 1, тип рекламной конструкции - настенное панно, к Окружной администрации города Якутска (далее - Окружная администрация) о признании незаконным отказа Окружной администрации города Якутска в лице Муниципального казенного учреждения "Служба информации, рекламы и контроля" Городского округа "Город Якутск" от 29.12.2015 N 592 в предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: г. Якутск, ул. Курашова, д. 1, корпус 1, тип рекламной конструкции - настенное панно, обязать выдать разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: г. Якутск, ул. Курашова, д.1, корпус 1, тип рекламной конструкции - настенное панно.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 сентября 2016 года признан незаконным отказ Управления, оформленный письмом от 28.12.2015 N сз 69663, в согласовании установки и эксплуатации рекламной конструкции по адресу: г. Якутск, ул. Курашова, дом 1, корпус 1, тип рекламной конструкции - настенное панно, как несоответствующий Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Признан незаконным отказ Окружной администрации, оформленный письмом от 29.12.2015 N 592, в предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: г. Якутск, ул. Курашова, дом 1, корпус 1, тип рекламной конструкции - настенное панно, как несоответствующий Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
На Окружную администрацию возложена обязанность устранить допущенные права и законные интересы ООО "Уссури Инвест" путем выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: г. Якутск, ул. Курашова, д.1, корпус 1, тип рекламной конструкции - настенное панно.
Не согласившись с указанным решением, Окружная администрация и Управление обжаловали его в апелляционном порядке. Заявители апелляционной жалобы ставят вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного, по доводам, изложенным в жалобах.
ООО "Уссури Инвест" отзывы на апелляционные жалобы не представило.
В судебном заседании представитель ООО "Уссури Инвест" выразила несогласие с доводами апелляционных жалоб.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Окружная администрация и Управление явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционных жалоб Окружной администрации и Управления, изучив материалы дела, выслушав представителя общества, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество обратилось в Окружную администрацию с заявлением о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: город Якутск, Курашова, дом 1, корпус 1, тип рекламной конструкции - настенное панно (номер обращения в ГАУ МФЦ 316231).
К заявлению приложены:
- договор аренды рекламного места от 01.11.2015 N 10,
- протокол N 10 от 01.11.2015 собрания собственников помещений,
- техническое заключение.
Управление сообщило Окружной администрации письмом от 28.12.2015 N сз69663 об отказе в согласовании размещения рекламной конструкции на фасаде здания, расположенного по адресу: город Якутск, улица Курашова, дом 1, корпус 1, размером 3400х7600 мм на основании пп.4 п.15 ст.19 "Наружная реклама и установка рекламных конструкций" Федерального закона о рекламе от 13.03.2006 N 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе), а именно, в связи с нарушением внешнего облика сложившейся застройки городского округа "город Якутск".
Письмом от 29.12.2015 N 592 Окружной администрации обществу отказано в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: город Якутск, улица Курашова, дом 1, корпус 1, в связи с нарушением внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городского округа "город Якутск", на основании заключения Управления N сз 69663 от 28.12.2015 об отказе в согласовании.
Не согласившись с отказом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о незаконности обжалуемых отказов, оформленных письмами правильными, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем, в силу статьи 65 АПК РФ заявитель обязан доказывать обстоятельства, на которые он ссылается.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции (часть 9 статьи 19 Закона о рекламе).
На основании приведенной нормы, а так же пункта 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа.
В целях осуществления возложенных данным федеральным законом на орган местного самоуправления функций, постановлением Окружной администрации города Якутска от 01.07.2013 N 136-п утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги Окружной администрацией "Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений на территории городского округа "город Якутск" (далее - Регламент).
Согласно пункту 1.3.1 Регламента уполномоченное учреждение по рассмотрению и подготовке необходимых документов в рамках данного Административного регламента является муниципальное казенное учреждение "Служба информации, рекламы и контроля" городского округа "город Якутск".
В силу пункта 2.2.3.Положения об Управлении, утвержденного решением Якутской городской Думы от 10.06.2015 N РЯГД-18-12, в полномочия указанного органа входят проведение муниципальной градостроительной политики и градостроительных мероприятий, направленных на решение текущих и перспективных задач комплексного развития территории городского округа "город Якутск", улучшения среды проживания населения и формирования архитектурного облика городского округа "город Якутск".
В соответствии с пунктом 2.7.1 Регламента муниципальная услуга по выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, предоставляется на основании соответствующего заявления лица заинтересованного в получении разрешения.
Пунктом 2.9 Регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов и иных органов, участвующих в предоставлении муниципальной услуги, и которые заявитель вправе представить самостоятельно. Одним из таких документов, в соответствии с пунктом 2.9.1 Регламента является лист согласования установленной формы с Управлением с фотографией места установки и эксплуатации рекламной конструкции и схемой места размещения.
В соответствии с пунктом 2.3.1 Управление является органом, участвующим в предоставлении муниципальной услуги, обращение в который необходимо для предоставления муниципальной услуги в части согласования проектов рекламной конструкции по размещению на территории городского округа "город Якутск" на предмет соответствия рекламной конструкции внешнему архитектурному облику сложившейся застройки.
При наличии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги сотрудник Учреждения на основании пункта 3.5.3 Регламента осуществляет подготовку проекта письма об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, аннулировании такого разрешения и направляет его руководителю Учреждения для передачи на подписание первому заместителю главы городского округа "город Якутск". Подписанное письмо регистрируется в порядке делопроизводства Администрации и направляется сотрудником Учреждения в порядке, предусмотренном пунктом 2.8.2 настоящего Административного регламента, в ГАУ "МФЦ" для выдачи результата муниципальной услуги заявителю либо в порядке, предусмотренном пунктом 2.8.1 настоящего Административного регламента, почтовым отправлением заявителю результата муниципальной услуги.
Согласно части 13 статьи 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче.
Полномочия по оценке соответствия рекламных конструкций внешнему архитектурному облику сложившейся застройки городского округа "город Якутск" возложены на Управление.
Из части 15 статьи 19 Закона о рекламе следует, что решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по основаниям, указанным в части 15 статьи 19 Закона о рекламе, а именно:
1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций);
3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов;
5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;
6) нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 настоящей статьи.
Требованиями к установке и эксплуатации рекламных конструкций, установленных Правилами установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории ГО "Город Якутск", принятых решением Якутской городской Думы от 24.03.2013 N РЯГД-55-3, установлено, рекламные конструкции не должны:
- вызывать ослепление участников дорожного движения, в том числе отраженным светом;
- яркость элементов изображения рекламных конструкций не должна превышать фотометрических характеристик дорожных знаков;
- ограничивать видимость дороги (улицы) и мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства;
- уменьшать габариты инженерных сооружений;
- иметь сходство (по внешнему виду, изображению, звуковому эффекту) с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, ухудшать их видимость, а также создавать впечатление находящегося на дороге (улице) транспортного средства, пешехода, животных или какого-либо объекта;
- издавать звуки, которые могут быть услышаны в пределах автомобильной дороги (улицы) лицами с нормальным слухом;
- а также нарушать иные требования в области безопасности дорожного движения (пункт 4.2.1).
Предметом оспаривания в данном случае являются отказы в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций и отказ в согласовании проекта рекламной конструкции по размещению на территории городского округа "город Якутск", принятые Окружной администрацией и Управлением.
Отказ в согласовании размещения рекламной конструкции, который впоследствии ляжет в основу отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, так же должен быть мотивированным на основании части 15 статьи 19 Закона о рекламе.
Отказывая в согласовании проектов рекламных конструкций по размещению на территории городского округа "город Якутск" на основании пункта 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе Управление пришло к выводу, что рекламные конструкции нарушат внешний архитектурный облик сложившейся застройки городского округа "город Якутск".
Однако, понятие "нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа" носит оценочный характер, поскольку вопрос о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику застройки, исходя из смысла пункта 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе, решается с учетом архитектурных и градостроительных особенностей конкретных зданий, территорий в испрашиваемом месте установления рекламной конструкции, с учетом установления зон повышенного рекламного контроля, ограничений, касающихся размещения наружной рекламы относительно объектов культурного и исторического значения, архитектурных стилевых ансамблей.
Как правильно отметил суд первой инстанции, что изложенная в оспариваемом решении причина отказа в согласовании на установку рекламных конструкций по размещению на территории городского округа "город Якутск" является немотивированной, поскольку оценочный характер понятия "нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городского округа "город Якутск" предполагает изложение всех обстоятельств, которые указывают, что включает в себя понятие "внешний архитектурный облик сложившейся застройки городского округа "город Якутск"" и каким образом размещение спорных рекламных конструкций по указанному адресу будет нарушать архитектурный облик сложившейся застройки, а также в чем именно заключается нарушение архитектурного облика, является ли данное нарушение устранимым или внешний архитектурный облик сложившейся застройки вообще не предполагает размещение какой-либо рекламы.
Указанное позволяет сделать вывод о том, что общество лишено возможности исправить нарушения, допущенные при проектировании рекламных конструкций, а значит нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, указанное основание отказа в согласовании размещения рекламных конструкций (несоответствие рекламной конструкции архитектурному облику сложившейся застройки) не соответствует требованиям части 15 статьи 19 Закона о рекламе, поскольку является немотивированным.
Отказ истцу в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу город Якутск, улица Курашова дом 1 корпус 1 был подписан директором Муниципального казенного учреждения "Служба информации, рекламы и контроля" Городского округа "Город Якутск" на основании доверенности первого заместителя главы городского округа "город Якутск" от 01.12.2015 N 705.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб Окружной администрации и Управления, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителей жалоб с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 сентября 2016 года по делу N А58-405/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-405/2016
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 марта 2017 г. N Ф02-7931/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Уссури Инвест"
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Служба информации, рекламы и контроля" Городского округа "Город Якутск", Окружная администрация города Якутска, Управление архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска