Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 марта 2017 г. N Ф04-399/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
30 ноября 2016 г. |
Дело N А03-8827/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.
судей: Марченко Н.В.,
Полосина А.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю. с использованием средств аудиозаписи,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Зиновьева А.Н., представитель по доверенности от 31.03.2016 N 24/3544;
от заинтересованного лица - не явился;
от третьего лица - не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю на решение Арбитражного суда Алтайского края от 09 сентября 2016 г. по делу N А03-8827/2016 (судья Ильичева Л.Ю.)
по заявлению Главного управления имущественных отношений Алтайского края (ОГРН 1022200918376, ИНН 2221017172)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (ОГРН 1042202282132, ИНН 2225066565)
о признании незаконными действий, выразившихся в оставлении без рассмотрения и возврату документов, поданных на государственную регистрацию права,
с участием в деле третьего лица местной православной религиозной организации Вознесенской Церкви города Барнаула Алтайского края Барнаульской Епархии Русской Православной Церкви (ОГРН 1022200529031, ИНН 2223011585),
УСТАНОВИЛ:
Главное управление имущественных отношений Алтайского края (далее - заявитель, Главное управление) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра) о признании незаконными действий, выразившихся в оставлении без рассмотрения и подлежащих возврату документов, поданных на государственную регистрацию права безвозмездного пользования земельного участка общей площадью 215 кв. м, кадастровый номер 22:61:000000:347, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, пос. Научный Городок, 40, и обязании Управление рассмотреть документы, поданные Главным управлением имущественных отношений Алтайского края о государственной регистрации права безвозмездного пользования данного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Местная православная религиозная организация Вознесенская Церковь города Барнаула Алтайского края Барнаульской Епархии Русской Православной Церкви (далее - организация, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 09 сентября 2016 г. заявленные требования удовлетворены, признано незаконным действие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю связанные с оставлением без рассмотрения и подлежащим возврату документов, поданных на государственную регистрацию права безвозмездного пользования земельного участка общей площадью 215 кв. м, кадастровый номер 22:61:000000:347, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, пос. Научный Городок, 40. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю устранить допущенное нарушение прав заявителя путем рассмотрения документов, поданных Главным управлением имущественных отношений Алтайского края о государственной регистрации права безвозмездного пользования земельного участка общей площадью 215 кв. м, кадастровый номер 22:61:000000:347, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, пос. Научный Городок, 40.
Не согласившись с решением суда, Управление Росреестра обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обосновании доводов апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на положения статьи 11, пункта 1 статьи 16 Закона о государственной регистрации прав, подпункта 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ указывает, что Главное управление имущественных отношений Алтайского края, являясь органом государственной власти, освобождено от уплаты государственной пошлины по заявлению, представленному от своего имени. Однако по заявлению, представленному органом государственной власти как представителем правообладателя (Местной православной религиозной организации Прихода Вознесенской Церкви г. Барнаула Алтайского края Барнаульской Епархии Русской Православной Церкви), государственная пошлина должна быть уплачена. В соответствии с НК РФ по общему правилу государственная пошлина оплачивается непосредственно лицом, в отношении которого совершается соответствующее юридически значимое действие (в пользу которого действует орган государственной власти). Размер госпошлины для Местной православной религиозной организации Прихода Вознесенской Церкви г. Барнаула Алтайского края Барнаульской Епархии Русской Православной Церкви по данному регистрационному действию составляет 11 000 руб. Таким образом, для устранения препятствий для государственной регистрации необходимо было представить заявление о государственной регистрации договора от Главного управления имущественных отношений Алтайского края в интересах Местной православной религиозной организации Прихода Вознесенской Церкви г. Барнаула Алтайского края Барнаульской Епархии Русской Православной Церкви и представить документ об уплате указанным лицом государственной пошлины.
Главное управление имущественных отношений Алтайского края в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Алтайского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ в материалы дела не представило.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Управление Росреестра и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на Интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 24.12.2015 в Главное управление имущественных отношений Алтайского края поступило заявление Местной православной религиозной организации Прихода Вознесенской Церкви г. Барнаула Алтайского края Барнаульской Епархии Русской Православной Церкви о предоставлении в безвозмездное пользование, сроком на 10 лет земельный участок, общей площадью 215 кв. м, кадастровый номер 22:61:000000:347, расположенный по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, пос. Научный Городок, 40, для размещения духовно-просветительного центра.
Поскольку в соответствии с пунктами 5, 7 статьи 4 закона Алтайского края от 04.02.2007 N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае", Положением, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 03.08.2012 N 404 "Об утверждении положения о Главном управлении имущественных отношений Алтайского края" Главное управление имущественных отношений Алтайского края является органом, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Алтайского края, то 01.02.2016 между Главным управлением и Местной православной религиозной организации Прихода Вознесенской Церкви г. Барнаула Алтайского края Барнаульской Епархии Русской Православной Церкви был заключен договор безвозмездного пользования N 3, в соответствии с которым Главное управление предоставляет в безвозмездное пользование земельный участок из земель населенных пунктов, имеющий кадастровый номер 22:61:000000:347, площадью 215 кв.м., местоположение: Алтайский край, г. Барнаул, пос. Научный Городок, 40 (прилегающий).
16.02.2016 Главное управление обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю с заявлением о государственной регистрации права безвозмездного пользования на земельный участок.
Заявителем, по его мнению, были представлены все необходимые документы, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации, Закон N 122-ФЗ).
Уведомлением от 29.02.2016 N 22/001009/2015-2367 Управление Росреестра возвратило документы без рассмотрения ввиду непредставления на государственную регистрацию документов, подтверждающих оплату государственной пошлины и отсутствия информации об уплате государственной пошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.
Полагая, что действия Управление Росреестра выразившиеся в возврате документов без рассмотрения являются незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые действия по возврату документов без рассмотрения не соответствуют Закону о государственной регистрации прав и нарушают права и законные интересы заявителя как органа, уполномоченного на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Алтайского края.
Суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц - часть 4 статьи 200 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Пунктом 2 статьи 215 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ, в частности, на праве хозяйственного ведения в соответствии со статьей 294 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно пункту 1.1 статьи 24 ЗК РФ договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
В соответствии со статьями 131, 164 ГК РФ, статьей 26 ЗК РФ, а также статьей 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации права), договор безвозмездного пользования земельным участком, заключенный на срок более одного года, подлежит государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона о государственной регистрации права в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. В случае, если право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, государственная регистрация таких права, ограничения (обременения) права либо сделки проводится на основании заявления соответствующих органа государственной власти или органа местного самоуправления. Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации, соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе.
Таким образом, Главное управление являясь органом государственной власти, правомочно обращаться с заявлением о государственной регистрации прав.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации права основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, проводится проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав документов.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно пункту 2 статьи 17 названного Закона не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Основания для отказа в государственной регистрации прав указаны в статье 20 Закона о государственной регистрации права, перечень которых является исчерпывающим.
В силу пункта 4 статьи 16 Закона о государственной регистрации права отсутствие документа об уплате государственной пошлины является основанием для отказа в принятии к рассмотрению документов, представленных на государственную регистрацию, и возврата их заявителю по истечении 10 рабочих дней с момента поступления.
Подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество юридических лиц установлена государственная пошлина в размере 22 000 руб.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ, от уплаты государственной пошлины, освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, Главное управление является государственным учреждением, основным видом деятельности которого является "деятельность органов государственной власти субъектов (республик, краев, областей), кроме судебной власти, представительств субъектов РФ при президенте РФ".
Таким образом, на Главное управление в полной мере распространяются положения подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ, предусматривающие освобождение от уплаты государственной пошлины государственных органов.
Учитывая изложенное, положения пункта 4 статьи 16 Закона о государственной регистрации прав не распространяются на случаи, когда за государственной регистрацией прав на недвижимое обращается орган государственной власти, поскольку у него отсутствует обязанность по уплате государственной пошлины, и, соответственно, отсутствует обязанность по представлению документа о её уплате в составе документов, представленных в Росреестр для государственной регистрации права.
Довод подателя жалобы том, что в спорных правоотношениях Главное управление выступает фактически представителем Местной православной религиозной организации Прихода Вознесенской Церкви г. Барнаула Алтайского края Барнаульской Епархии Русской Православной Церкви, в связи с чем государственная пошлина должна быть уплачена данной организацией ввиду своей необоснованности, правомерно не был принят судом первой инстанции.
Местная православная религиозная организация Вознесенская Церковь города Барнаула Алтайского края Барнаульской Епархии Русской Православной Церкви согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц является юридическим лицом, обладающим правоспособностью в соответствии со статьями 48 и 49 ГК РФ.
Руководителем указанного юридического лица, как следует из Единого государственного реестра юридических лиц, является настоятель и председатель приходского совета, уполномоченный действовать без доверенности от имени юридического лица. Аналогичные положения содержатся в Уставе юридического лица.
Ни нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, ни Закон о государственной регистрации прав, ни иные законодательные акты Российской Федерации не предусматривают, что орган государственной власти выступает законным представителем религиозной организации в правоотношениях, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество.
В рассматриваемом случае Главное управление обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права безвозмездного пользования на земельный участок, так как пункт 1 статьи 16 Закона о регистрации позволяет органу государственной власти обратиться самостоятельно с данным заявлением, как одной из сторон сделки.
При этом из положений пункта 1 статьи 45, статьи 333.17 НК РФ следует, что лицо, обратившееся за совершением юридически значимого действия, обязано самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.
Вопреки доводам жалобы, в случаях, подобных рассматриваемому, уплата государственной пошлины иным лицом за лицо, обратившееся за совершением юридически значимого действия, законом не предусмотрена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Принимая во внимание вышеуказанные положения процессуального и материального права, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции также приходит к выводу о том, что оспариваемые действия по возврату документов не соответствуют Закону о государственной регистрации права и нарушает права и законные интересы заявителя как органа, уполномоченного на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Алтайского края (при реализации им законодательно возложенных полномочий, связанных с передачей указанного земельного участка в безвозмездное пользование Местной православной религиозной организации Прихода Вознесенской Церкви г. Барнаула Алтайского края Барнаульской Епархии Русской Православной Церкви) поскольку порождают правовую неопределенность в судьбе данного имущества.
В данном случае Управление Росреестра в нарушении положений пункта 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ не доказало соответствия причин возврата документов, изложенных в уведомлении, нормам действующего законодательства.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Управление Росреестра освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 09 сентября 2016 г. по делу N А03-8827/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
А.Ю. Сбитнев |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-8827/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 марта 2017 г. N Ф04-399/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Главное управление имущественных отношений АК
Ответчик: .Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по АК
Третье лицо: Местная православная религиозная организация Прихода Вознесенской Церкви г. Барнаула, Религиозная организация Местная православная Прихода Вознесенской Церкви г. Барнаула