г. Санкт-Петербург |
|
30 ноября 2016 г. |
Дело N А56-14791/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.
при участии:
от истца (заявителя): Тамиров С.Г. - доверенность от 02.09.2016;
от ответчика (должника): Гнатюк В.И. - доверенность от 14.11.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26316/2016) ООО "РемСпецСтрой" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.08.2016 по делу N А56-14791/2016 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению ООО "РемСпецСтрой"
к Межрайонной ИНФС России N 7 по Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РемСпецСтрой" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге (далее - заинтересованное лицо, Управление) от 19.01.2016 N N 72-00-15/2206, 72-00-15/2207 о привлечении к административной ответственности по части 6, части 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.07.2016 произведено процессуальное правопреемство, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге заменено на правопреемника - Межрайонную ИФНС России N 7 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция).
Решение суда от 16.08.2016 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение от 16.08.2016 отменить и вынести по делу новый судебный акт об отмене постановлений Управления Росфиннадзора. По мнению подателя жалобы, судом необоснованно отказано в применении статьи 2.9 КоАП РФ и признании совершенного правонарушения малозначительным, не приняты во внимание доводы Общества о том, что Дополнительное соглашение N 1 было передано от иностранного контрагента только 03.04.2015 и в тот же день переоформлен паспорт сделки.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы. Представитель Общества доводы жалобы отклонил по основаниям, приведенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции из изменения, жалобу Общества - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании поступившей из Центрального Банка Российской Федерации информации и представленных Обществом документов Управление пришло к выводу о наличии в действиях заявителя признаков административных правонарушений, предусмотренных частью 6, частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
По факту выявленных правонарушений Управлением были составлены протоколы об административных правонарушениях от 02.12.2015 N 72-14-11/1851, N 72-14-11/1852.
Постановлениями от 19.01.2016 N N 72-00-15/2206, 72-00-15/2207 Общество привлечено к административной ответственности по части 6, части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб. по каждому постановлению.
Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и выслушав мнение сторон, пришла к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 27.08.2014 ООО "РемСпецСтрой" заключен Договор N ТКИ/РСС-2 (далее - Контракт) с компанией "Тахал Консалтинг Инжиниирз ЛТД" (Израиль) (далее - нерезидент) на выполнение строительно-монтажных работ в пользу нерезидента.
Согласно п.4.1 Контракта стоимость поручаемых Подрядчику работ составляет 4 910 731,92 рублей.
12.09.2014 ООО "РемСпецСтрой" в Филиале ОПЕРУ-5 Банка ВТБ (ОАО) в г. Санкт-Петербурге (далее - банк ПС) оформлен паспорт сделки N 14090014/1000/0076/3/1, в графе 6 раздела 3 которого указана дата окончания срока действия Контракта (завершения исполнения обязательств по Контракту) - 27.01.2015, в графе 5 раздела 3 ПС указана сумма контракта - 4 910 731,92 рублей.
В ходе исполнения обязательств по Контракту ООО "РемСпецСтрой" оказаны услуги в пользу нерезидента, в связи с чем, сторонами оформлен акт N 1/1 от 30.09.2014 (дата подписания - 13.10.2014) на сумму 4 910 731,92 руб.
В связи с подписанием данного акта в банк ПС 07.11.2014 представлена справка о подтверждающих документах одновременно с Актом N 1/1 от 30.09.2014, в графе 10 которой указан ожидаемый срок - 27.01.2015.
26.01.2015 Обществом с нерезидентом заключено Дополнительное соглашение N 1 к Контракту, установлен новый срок окончания работ - 06.04.2015.
09.04.2015 Обществом в банке ПС на основании Дополнительного соглашения N 1 от 26.01.2015 переоформлен паспорт сделки N 14090014/1000/0076/3/1, в графе 6 раздела 3 которого указана новая дата завершения исполнения обязательств по Контракту - 21.07.2015.
17.04.2015 Обществом в банк ПС представлена корректирующая справка о подтверждающих документах, в графе 10 которой указан "Ожидаемый срок" (с учетом изменений, внесенных Дополнительным соглашением N 1 от 26.01.2015 к Контракту) - 21.07.2015.
Таким образом, в связи с заключением Дополнительного соглашения и изменением в связи с этим срока исполнения обязательств по Контракту у Общества возникла обязанность до 16.02.2015 переоформить паспорт сделки и представить корректирующую справку о подтверждающих документах с указанием в графе 10 нового срока завершения обязательств по контракту.
Обязанность совершить указанные действия и в установленный законом срок не оспаривается Обществом и следует из положений статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", п.п.6.5, 9.7, 18.9 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкции N 138-И), Приложения 5 к названной Инструкции.
Нарушение установленного порядка и срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям влечет административную ответственность по части 6, 6.1-6.3 (в зависимости от срока нарушения) статьи 15.25 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае нарушение порядка переоформления ПС Управление квалифицировало по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ (постановление 72-00-15/2206), нарушение срока представления корректирующей справки по части 6.3 КоАП РФ (постановление 72-00-15/2207).
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
По мнению апелляционного суда, Общество совершило одно действие (бездействие), а именно нарушило порядок представления форм учета и отчетности по валютным операциям, в том числе, правил оформления паспортов сделок, что охватывается диспозицией части 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Части 6.1-6.3 КоАП РФ были выделены законодателем из части 6 с целью установления дифференцированных штрафов в зависимости от срока нарушения представления отчетных документов. В рассматриваемом случае, изменение в паспорт сделки и справку о подтверждающих документах вносились в связи изменение срока завершения обязательств - 06.04.2015, и именно эта дата должна была быть отражена и в переоформленном ПС и в корректирующей справке о подтверждающих документах.
Так как дело было рассмотрено в один день и одним уполномоченным органом, применение в рассматриваемом случае части 2 статьи 4.4 КоАП РФ и вынесение одного постановления было бы правомерным и соответствовало цели назначения наказания.
Более того, при переоформлении ПС и указании в нем нового срока завершения обязательств, внесение изменений в графу 10 справки о подтверждающих документах в части указания этого же срока являлось формальным требованием Инструкции, не препятствовало осуществлению валютного контроля, так как новый срок уже был установлен в ПС, а, следовательно, данное нарушение (срока представления корректирующей справки) вполне возможно было признать и малозначительным (статьи 2.9 КоАП РФ) ввиду отсутствия угрозы рассматриваемым общественным отношениям, отсутствия причинения ущерба обществу и государству.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела вышеприведенные обстоятельства правонарушения не были учтены.
При таких обстоятельствах, решение суда в части отказа в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления от 19.01.2016 N 72-00-15/2207 подлежит отмене с вынесением в этой части нового судебного акта.
В удовлетворении остальной части апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, так как нарушение Обществом порядка и срока представления (переоформления) форм учета и отчетности по валютным операциям Управлением доказан, также как и субъективная сторона правонарушения в действиях заявителя, в связи с чем постановление Управления от 19.01.2016 N 72-00-15/2207 является законным и обоснованным.
Вопреки доводам жалобы, надлежащих доказательств получения от иностранного контрагента Дополнительного соглашения от 26.01.02015 только 03.04.2015 Обществом не представлено.
Нарушений порядка привлечения к ответственности и обстоятельств судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 августа 2016 года по делу N А56-14791/2016 отменить в части отказа в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "РемСпецСтрой" о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге от 19.01.2016 N 72-00-15/2207.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге от 19.01.2016 N 72-00-15/2207 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "РемСпецСтрой" к административной ответственности по части 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РемСпецСтрой" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-14791/2016
Истец: ООО "Ремспецстрой"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Санкт-Петербурге, ФНС России МИ N 7 по СПб