г. Челябинск |
|
02 декабря 2016 г. |
Дело N А07-9215/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суспициной Л.А.,
судей Богдановской Г.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.09.2016 по делу N А07-9215/2016 (судья Насыров М.М.).
В судебном заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Комета" Зайнетдинова З.Ш. (доверенность от 01.03.2016).
Общество с ограниченной ответственностью "Комета" (далее - общество "Комета", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - (далее - Управление, ответчик), в котором потребовало:
-признать недействительными приложения N 2 "Расчет годовой арендной платы с 06.04.2015 по 30.06.2015" и "Расчет годовой арендной платы с 01.07.2015 по 31.12.2015" к договору аренды земельного участка от 16.07.2015 N 448-15 с дополнительным соглашением от 28.07.2015 N 448/1-15 в части указания ставки арендной платы в размере, равном 3,13%
-обязать Управление установить в приложениях N 2 "Расчет годовой арендной платы с 06.04.2015 по 30.06.2015" и "Расчет годовой арендной платы с 01.07.2015 по 31.12.2015" ставку арендной платы в размере, равном 1,5 % (исковое заявление - л.д. 5-8).
Решением суда первой инстанции от 20.09.2016 (резолютивная часть объявлена от 14.09.2016) исковые требования общество "Комета" удовлетворены в полном объеме (л.д. 84-91).
С таким решением Управление (далее также - податель жалобы) не согласилось, обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска (л.д. 97-99).
В апелляционной жалобе Управление настаивает на том, что размер арендной платы за пользование земельными участками подлежит определению, исходя из положений п. 2.1.16. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания N 222). Указывает, что по смыслу названных положений для определения размера арендной платы за пользование земельным участком подлежит применению наибольшая ставка арендной платы, установленная решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03.12.2007 N 30/7 "Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан" (в настоящем случае - 3,13%, ставка арендной платы, предусмотренная для земельных участков, занятых офисами, представительствами коммерческих организаций).
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд принял апелляционную жалобу Управления к производству, назначил дело к судебному разбирательству в судебном заседании 30.11.2016 (10 час. 00 мин.) (определение от 01.11.2016 - л.д. 94-95).
К дате судебного заседания обществом "Комета" представлен отзыв на апелляционную жалобу (вх. N 43617 от 08.11.2016), из содержания которого следует, что истец считает обжалуемое решение законным и обоснованным, с выводами суда, изложенными в решении, и их фактическим и правовым обоснованием согласен. Данный документ приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела в порядке ч. 2 ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Явку представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции обеспечил только истец - общество "Комета".
Управление явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом по правилам ст. 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет".
В соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей подателя жалобы.
Представитель общества "Комета" в судебном заседании возражала по существу доводов апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в отзыве, просил решение суда от 20.09.2016 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ.
Из материалов дела усматриваются следующие обстоятельства.
Обществу "Комета" на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Зеленая роща, д. 11/3:
-здание цеха N 1, назначение - нежилое, 3-этажное, общей площадью 6937,4 кв. м, инв. N 80:401:002:000005980:0007:20000, литер И,И1,И2 (свидетельство о государственной регистрации права серии 04АД N 199481 от 27.12.2012 - л.д. 40);
-здание бытовых помещений РСУ, назначение - нежилое, 1-этажное, общая площадь 133.9 кв. м, инв. N 80:401:002:000005980:0003:20000, литер В (свидетельство о государственной регистрации права серии 04АГ N 594639 от 20.01.2012 - л.д. 41);
-здание контрольно-пропускного пункта, назначение - нежилое, 1-этажное, общая площадь 56,3 кв. м, инв. N 80:401:002:000005980:0004:20000, литер Д (свидетельство о государственной регистрации права серии 04АГ N 578949 от 20.01.2012 - л.д. 42);
-здание центральной диспетчерской, назначение - нежилое, 1-этажное, общая площадь 104,3 кв. м, инв. N 80:401:002:000005980:0005:20000, литер Е (свидетельство о государственной регистрации права серии 04АГ N 578948 от 20.01.2012 - л.д. 43);
-склад столовой, назначение - нежилое, подвал, 1-этажное, общая площадь 93,5 кв. м, инв. N 80:401:002:000005980:0006:20000, литер Ж (свидетельство о государственной регистрации права серии 04АГ N 575372 от 20.01.2012 - л.д. 44);
-здание компрессорной станции N 6, назначение - нежилое, подвал, 1-этажное, общая площадь 278 кв. м, инв. N 80:401:002:000005980:0008:20000, литер К (свидетельство о государственной регистрации права серии 04АГ N 578502 от 20.01.2012 - л.д. 45);
-здание узла перекачки цемента N 1 цеха N 2, назначение - нежилое, 1-этажное, общая площадь 76,9 кв. м, инв. N 80:401:002:000005980:0010:20000, литер Н (свидетельство о государственной регистрации права серии 04АГ N 594906 от 20.01.2012 - л.д. 46);
-здание цеха металло-конструкций N 4, назначение - нежилое, антресоль, 1-этажное, общая площадь 3139,3 кв. м, инв. N 80:401:002:000005980:0011:20000, литер Р (свидетельство о государственной регистрации права серии 04АГ N 575371 от 20.01.2012 - л.д. 47);
-здание узла перекачки цемента N 2 цеха N 2, назначение - нежилое, антресоль 1-этажный, общая площадь 93,7 кв. м, инв. N 80:401:002:000005980:0012:20000, литер Т (свидетельство о государственной регистрации права серии 04АГ N 575369 от 20.01.2012 - л.д. 48);
-здание автотр. цеха N 5, назначение - нежилое, 1-этажное, общая площадь 1053,1 кв. м, инв. N 80:401:002:000005980:0013:20000, литер У (свидетельство о государственной регистрации права серии 04АГ N 575370 от 20.01.2012 - л.д. 49);
-крытая автостоянка, назначение - нежилое, 1-этажное, общая площадь 1155,2 кв. м, инв. N 80:401:002:000005980:0014:20000, литер Ф (свидетельство о государственной регистрации права серии 04АГ N 594140 от 20.01.2012 - л.д. 50);
-цех по изготовлению керамзитобетонных блоков, назначение - нежилое, 1-этажное, общая площадь 653,4 кв. м, инв. N 80:401:002:000005980:0015:20000, литер Ц (свидетельство о государственной регистрации права серии 04АГ N 594139 от 20.01.2012 - л.д. 51);
-здание электроцеха N 6, назначение - нежилое, 1-этажное, общая площадь 296,5 кв. м, инв. N 80:401:002:000005980:0016:20000, литер Ш (свидетельство о государственной регистрации права серии 04АГ N 578050 от 20.01.2012 - л.д. 52);
-здание механического цеха N 7, назначение - нежилое, 1-этажное, общая площадь 764,3 кв. м, инв. N 80:401:002:000005980:0017:20000, литер Щ (свидетельство о государственной регистрации права серии 04АГ N 578052 от 20.01.2012 - л.д. 53);
-здание центрального склада, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 324 кв. м, инв. N 80:401:002:000005980:0018:20000, лит. Ю (свидетельство о государственной регистрации права серии 04АГ N 578051 от 20.01.2012 - л.д. 54);
-здание строительного участка, назначение - нежилое, 1-этажное, общая площадь 374,5 кв. м, инв. N 80:401:002:000005980:0019:20000, литер Я (свидетельство о государственной регистрации права серии 04АГ N 578053 от 20.01.2012 - л.д. 55);
-здание галереи заполнителей цеха N 2, назначение - нежилое, антресоль, 1-этажное, общая площадь 130 кв. м, инв. N 80:401:002:000005980:0009:20000, литер М (свидетельство о государственной регистрации права серии 04АГ N 594907 от 20.01.2012 - л.д. 56);
Обозначенный объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030631:19, общей площадью 204469 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под производственные, административно-бытовые, складские здания, железнодорожные пути, по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Зеленая роща, д. 11/3 (кадастровый паспорт земельного участка от 23.06.2015 N 02/15/1-496951 - л.д. 18-20 ).
16 июня 2015 г. между Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "ЖелезоБетонСтройКаркас" (арендатор) в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:030631:19 заключен договор аренды N 448-15 сроком до 06.04.2016 (л.д. 14-17).
В договоре аренды от 16.06.2015 N 448-15 оговорены, в числе прочего, следующие условия:
-расчет арендной платы определен в приложении к договору (п. 4.1);
-размер арендной платы исчисляется путем умножения ставки арендной платы за землю (установленной решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан) на кадастровую стоимость земельного участка и часть (долю) земельного участка, занятого объектом, принадлежащим арендатору, определяемую с учетом долей в праве собственности на объект или сложившегося порядка пользования земельным участком (п. 4.2.1);
-расчет арендной платы определен в приложении к договору, которое является неотъемлемой частью договора (п. 4.3).
-размер арендной платы может пересматриваться не чаще одного раза в год уполномоченными органами государственной власти Республики Башкортостан и/или местного самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан в одностороннем порядке без согласования с арендатором и внесения соответствующих изменений и/или дополнений в договор в случаях изменения градостроительных требований использования земельных участков (а также изменения ставок арендной платы) с уведомлением арендаторов в официальных средствах массовой информации органа государственной власти Республики Башкортостан и органа местного самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан (п. 4.5);
-договор заключается с условием согласия сторон на вступление в настоящий договор иных правообладателей зданий (помещений в них), сооружений, находящихся на земельном участке (п. 8.1).
28 июля 2015 г. между Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (арендодатель) и обществом "Комета" (арендатор) к договору от 16.07.2015 N 448-15 заключено дополнительное соглашение N 448/1-15 (л.д. 24-25), по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:030631:19, общей площадью 204469 кв. м, расположенный по адресу (описание местоположения): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: г. Уфа, Орджоникидзевский район, ул. Зеленая роща, д. 11/3, - под производственные, административно-бытовые, складские здания, железнодорожные пути.
В дополнительном соглашении от 28.07.2015 N 448/1-15 оговорены, в числе прочего, следующие условия:
-все обязательства сторон по данному соглашению, за исключением размера платы и срока действия договора, определяются договором аренды от 16.07.2015 N 448-15, заключенным с обществом с ограниченной ответственностью "ЖелезоБетонСтройКаркас" (п. 2);
-условия договора, указанного в п. 2 соглашения, распространяются на отношения сторон с 06.04.2015 до 06.04.2064 в соответствии со ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 3).
К дополнительному соглашению от 28.07.2015 N 448/1-15 составлены расчет арендной платы, действующий с 06.04.2015 по 31.07.2015, годовой расчет арендной платы, действующий с 06.04.2015 по 30.06.2015, годовой расчет арендной платы действующий с 01.07.2015 по 31.12.2015 (л.д. 26-28).
Дополнительное соглашение от 28.07.2015 N 448/1-15 зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем свидетельствует отметка регистрирующего органа на документе (л.д. 25).
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.02.2015 N 42/18 "О реорганизации Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Управления муниципальной собственности Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан" Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан реорганизовано путем присоединения к нему Управления муниципальной собственности Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан переименовано в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Из оспариваемых расчетов годовой арендной платы на период с 06.04.2015 по 30.06.2015 (л.д. 27) и на период с 01.07.2015 по 31.12.2015 (л.д. 28), составленных Управлением, следует, что арендная плата за земельный участок с кадастровым номером 02:55:030631:19 подлежит исчислению в соответствии с решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03.12.2007 N 30/7 "Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан" (в редакции решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 18.12.2013 N 26/8), а именно:
годовая арендная плата рассчитывается по формуле: Апл = КСУ х Сап х (S1 / S), где КСУ - кадастровая стоимость земельного участка, Сап - ставка арендной платы (в процентах от кадастровой стоимости земли), S - площадь земельного участка, S1 - площадь земельного участка к оплате.
Показатель Сап определен Управлением в размере 3,13 %.
Ранее указанный показатель был установлен в размере 1,09 %, что подтверждено расчетом годовой арендной платы на период с 06.04.2015 по 30.06.2015 (л.д. 26), оформленным при заключении дополнительного соглашения 28.07.2015 N 448/1-15.
Общество "Комета" направило письмо, полученное Управлением 18.12.2015, с требованием нормативно-правового обоснования изменения процентной ставки арендной платы (л.д. 29).
Письмом от 25.01.2016 N 18297 Управление сообщило арендатору, что согласно пункту 2.1.16. Методических указаний N 222 в случае образования земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное назначение наибольшее, на площадь земельного участка. Аналогичный порядок применяется Управлением при установлении ставок арендной платы за землю (л.д. 30).
Считая расчеты годовой арендной платы по дополнительному соглашению от 28.07.2015 N 448/1-15 на период с 06.04.2015 по 30.06.2015 (л.д. 27) и на период с 01.07.2015 по 31.12.2015 (л.д. 28) незаконными, не соответствующими виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:55:030631:19, указанному в договоре аренды, и сведениям государственного кадастра недвижимости, а также фактическому использованию участка, общество "Комета" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что у Управления отсутствуют правовые основания для одностороннего изменения согласованного сторонами в договоре аренды коэффициента, определяющего вид разрешенного использования земельного участка, поскольку такое изменение означает изменение методики расчета арендной платы и приводит к существенному увеличению размера арендной платы, в силу чего допускается только посредством подписания сторонами соответствующего соглашения. При этом, суд первой инстанции указал, что Методические указания N 222 не подлежат применению к спорным правоотношениям.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно п. 2 указанной статьи требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 1 ст. 168 ГК РФ).
В силу ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Как следует из материалов дела, между Управлением и обществом "Комета" оформлено дополнительное соглашение от 28.07.2015 N 448/1-15 (л.д. 24), в соответствии с которым общество как собственник недвижимого имущества, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030631:19, вступило в долгосрочный договор аренды от 16.07.2015 N 448-15, заключенный в отношении этого земельного участка, в качестве арендатора.
Заключенность указанного договора и дополнительного соглашения к нему сторонами не оспаривается (ч. 3.1. ст. 70 АПК РФ).
В п. 5 дополнительного соглашения от 28.07.2015 N 448/1-15 его стороны установили, что расчет арендной платы определен в приложении к соглашению, которое является неотъемлемой частью соглашения.
При таких обстоятельствах, поскольку расчет арендной платы является неотъемлемой частью дополнительного соглашения от 28.07.2015 N 448/1-15, в силу п. 2 ст. 166, ст. 180 ГК РФ общество "Комета" как арендатор земельного участка не лишено возможности оспаривания такого условия дополнительного соглашения по мотиву нарушения им требований закона или иного правового акта и прав или охраняемых законом интересов арендатора.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату.
В силу п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно п. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом (п. 1 ст. 424 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
В п. 19 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 также указано, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 02:55:030631:19, переданный истцу в аренду, относится к публичным землям, государственная собственность на которые не разграничена, что подтверждается сведениями из кадастрового паспорта земельного участка от 23.06.2015 N 02/15/1-496951 (л.д. 18-20), с учетом вышеприведенных правовых норм и разъяснений стоимость аренды земельного участка является регулируемой ценой, и истец вправе рассчитывать на начисление ему арендной платы за пользование земельным участком по нормативным ставкам.
В соответствии с подп. 6 п. 3 ст. 2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" установление порядка определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора аренды такого земельного участка без проведения торгов, если иное не установлено ЗК РФ или другими федеральными законами, отнесено к полномочию Правительства Республики Башкортостан.
Статьей 35.3 названного Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з установлено, что органы местного самоуправления городского округа город Уфа, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории города Уфы.
Правила определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, установлены постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.12.2009 N 480 "Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена".
В силу п. 1.2. названных Правил размер арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, в расчете на год (далее - арендная плата) определяется на основании кадастровой стоимости земельных участков, рассчитываемой по формуле:
АП = П x Кс x К/100,
где: АП - размер арендной платы; П - площадь земельного участка (устанавливается в целом без выделения застроенной и незастроенной частей); Кс - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка; К - ставка арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельного участка.
Органы местного самоуправления устанавливают ставки арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, с учетом скорректированных (путем добавления либо исключения) видов разрешенного использования земельных участков в пределах интервалов ставок арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с законодательством осуществляются органами местного самоуправления.
В п. 1 решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03.12.2007 N 30/7 "Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан" определено, что с 01.01.2008 по вновь заключаемым договорам аренды земельных участков (дополнительным соглашениям о присоединении к договорам аренды земельных участков), право распоряжения которыми в соответствии с действующим законодательством принадлежит органам местного самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ставки арендной платы за землю по видам функционального использования земель (с учетом видов (типов) размещенных на земельном участке объектов) в процентах от кадастровой стоимости земельных участков, согласно приложению N 1-Е при начислении арендной платы за землю за период с 01.07.2015 по 31.03.2016 включительно, определяющему ставки арендной платы за землю на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостана период с 01.07.2015.
Ранее (в период с 01.01.2014 по 30.06.2015 включительно) ставки арендной платы за землю на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостана определялись на основании приложения N 1-Д к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03.12.2007 N 30/7.
Из сравнительного анализа расчета годовой арендной платы на период с 06.04.2015 по 31.07.2015 (л.д. 26), оформленного сторонами при заключении дополнительного соглашения от 28.07.2015 N 448/1-15, и расчетов годовой арендной платы на период с 06.04.2015 по 30.06.2015 (л.д. 27) и на период с 01.07.2015 по 31.12.2015 (л.д. 28), оформленных Управлением в одностороннем порядке и оспариваемых арендатором, следует, что Управление в одностороннем порядке изменило значение ставки арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельного участка с ранее установленной - 1,09 % на 3,13 % и установило аналогичный показатель ставки на период с 01.07.2015 по 31.12.2015, который был введен для земель под административно-управленческими, финансово-кредитными объектами, объектами по оказанию услуг в сфере недвижимости, юридической помощи и других услуг, а именно для земель, занятых под офисы, представительства коммерческих организаций (офисы, филиалы и представительства коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей (кроме указанных в других видах деятельности)).
Однако указанные действия Управления, как правильно указал суд первой инстанции, не могут быть признаны соответствующими закону.
На основании ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 4.2.1. договора аренды от 16.07.2015 N 448-15 размер арендной платы исчисляется путем умножения ставки арендной платы за землю (установленной решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан) на кадастровую стоимость земельного участка и часть (долю) земельного участка, занятого объектом, принадлежащим арендатору, определяемую с учетом долей в праве собственности на объект или сложившегося порядка пользования земельным участком.
В соответствии с п. 4.5. договора аренды 16.07.2015 N 448-15 размер арендной платы может пересматриваться не чаще одного раза в год уполномоченными органами государственной власти Республики Башкортостан и/или местного самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан в одностороннем порядке без согласования с арендатором и внесения соответствующих изменений и/или дополнений в договор в случаях изменения градостроительных требований использования земельных участков (а также изменения ставок арендной платы) с уведомлением арендаторов в официальных средствах массовой информации органа государственной власти Республики Башкортостан и органа местного самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Таким образом, условиями названного договора аренды его стороны не предусмотрели право арендодателя в одностороннем порядке пересматривать вид разрешенного использования земельного участка для целей исчисления арендной платы. Законом такое право также не предусмотрено.
Пункт 3 ст. 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Арендатор реализует данное право посредством заключения договора аренды и получения права на использование земельного участка в соответствии с тем назначением, которое указано в договоре.
С учетом изложенного и на основании ст. 452 ГК РФ изменение вида разрешенного использования возможно только путем внесения изменений в договор аренды земельного участка.
В силу п. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с тем целевым назначением, которое установлено в договоре, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует вывод, что фактическое использование земельного участка должно соответствовать установленному виду его разрешенного использования и соответствовать сведениям, внесенным в государственный кадастр недвижимости.
Согласно п. 1 дополнительного соглашения от 28.07.2015 N 448/1-15 к договору аренды земельного участка от 16.07.2015 N 448-15 земельный участок с кадастровым номером 02:55:030631:19 был передан истцу под производственные, административно-бытовые, складские здания, железнодорожные пути (л.д. 24).
Из кадастрового паспорта земельного участка от 23.06.2015 N 02/15/1-496951 (л.д. 18-20) следует, что разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером 02:55:030631:19 является - "под производственные, административно-бытовые, складские здания, железнодорожные пути".
На указанном земельном участке расположены принадлежащие истцу на праве собственности объекты недвижимости, что подтверждено представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 40-56).
Согласно письменным пояснениям, данным обществом "Комета" в исковом заявлении (л.д. 6) и не опровергнутым Управлением на основании ч. 1 ст. 65 АПК РФ, указанные объекты недвижимости являются промышленными объектами, в которых производятся железобетонные изделия.
Ранее, при оформлении дополнительного соглашения от 28.07.2015 N 448/1-15 к договору аренды земельного участка от 16.07.2015 N 448-15 между Управлением и обществом "Комета" был подписан расчет годовой арендной платы на период с 06.04.2015 по 31.07.2015 (л.д. 26), в котором ставка арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельного участка была установлена в размере 1,09 %, что соответствует установленному виду разрешенного использования земельного участка - под производственные, административно-бытовые, складские здания, железнодорожные пути (п. 7.8, 7.10, 8.5 приложения N 1-Д к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03.12.2007 N 30/7).
Оценив приведенные доказательства в совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии у Управления правовых оснований для применения иного показателя вида разрешенного использования земельного участка.
Доказательства, опровергающие указанный вывод и, соответственно, подтверждающие изменение в установленном ст. 452 ГК РФ порядке условий договора аренды в части разрешенного использования земельного участка или несоответствия разрешенного использования фактическому использованию земельного участка, Управлением в дело не представлены.
На основании п.п. 7.8, 7.10, 8.5 приложения N 1-Д к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03.12.2007 N 30/7 и п.п. 7.8, 7.10 приложения N 1-Е к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03.12.2007 N 30/7 указанному виду разрешенного использования земельного участка соответствуют ставки: на период с 06.04.2015 по 30.06.2015 - 1,09 %, на период с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 1,5 %.
В силу пункта 8.4. приложения N 1-Д к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03.12.2007 N 30/7 и аналогичного пункта приложения N 1-Е к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03.12.2007 N 30/7 использованная Управлением в оспариваемых расчетах ставка применяется к землям под административно-управленческими, финансово-кредитными объектами, объектами по оказанию услуг в сфере недвижимости, юридической помощи и других услуг, а именно под офисами, представительствами коммерческих организаций (офисы, филиалы и представительства коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (кроме указанных в других видах деятельности).
Однако в силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ Управлением не представлено каких-либо доказательств того, что принадлежащие истцу объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030631:19, используются под размещение офисов или представительств коммерческих организаций.
Довод подателя жалобы о том, что использование истцом земельного участка с кадастровым номером 02:55:030631:19 должно быть отнесено к использованию земель под офисами, представительствами коммерческих организаций, отклоняется апелляционной коллегией, поскольку Управлением не аргументирована данная позиция и не представлено нормативного и фактического обоснования отнесения указанного земельного участка к такому виду разрешенного использования.
Напротив, на основании системного анализа положений п.п. 7.8, 7.10, 8.5 приложения N 1-Д к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03.12.2007 N 30/7 и п.п. 7.8, 7.10 приложения N 1-Е к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03.12.2007 N 30/7, с учетом выделения в п. 8.5 приложения N 1-Д административных зданий промышленности и строительства в отдельную категорию использования земель в дополнение к установленному в п. 8.4 приложения N 1-Д виду использования "Офисы, представительства коммерческих организаций", апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что указанная в пунктах 8.4. приложений N 1-Д и N 1-Е ставка арендной платы в данной ситуации применению не подлежит.
На основании вышеизложенного, апелляционная коллегия считает неправомерным применение Управлением в оспариваемых расчетах арендной платы ставки арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном 3,13 %, так как расчеты не соответствуют договору и разрешенному использованию земельного участка.
Ссылки подателя жалобы на п. 2.1.16 Методических указаний N 222 апелляционной коллегией также отклоняются, поскольку не установлено иного использования истцом арендуемого земельного участка, отличного от разрешенного использования, указанного в договоре аренды.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемых истцом расчетов годовой арендной платы являются обоснованными.
Поскольку перечень способов защиты нарушенного права, указанных в ст. 12 ГК РФ, не является исчерпывающим, а целью судебной защиты является восстановление нарушенных прав лица (ст. 1, 11 ГК РФ, ч. 1 ст. 4 АПК РФ), суд апелляционной инстанции считает возможным удовлетворение исковых требований об обязании ответчика осуществить перерасчет арендной платы за спорный период.
Доводы апелляционной жалобы по существу решения выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые влияли бы на его законность и обоснованность.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 3 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции также не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на подателя жалобы по правилам ст. 110 АПК РФ. Её взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку Управление освобождено от уплаты государственной пошлины на основании ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.09.2016 по делу N А07-9215/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.А. Суспицина |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-9215/2016
Истец: ООО "Комета"
Ответчик: Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ, УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН