Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 28 марта 2017 г. N Ф10-660/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
29 ноября 2016 г. |
Дело N А64-512/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 ноября 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей: Осиповой М.Б.,
Михайловой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Синюгиной Ю.А.,
при участии в судебном заседании:
от государственного учреждения - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: Матвеева О.В., представитель по доверенности N 1 от 11.01.2016;
от государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Токаревском районе Тамбовской области: Завершинская Л.Л., представитель под доверенности от N 01-597 от 03.03.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Токаревском районе Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.08.2016 по делу N А64-512/2016 (судья Игнатенко В.А.), принятое по заявлению государственного учреждения - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1026801224735, ИНН 6832021420) к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Токаревском районе Тамбовской области (ОГРН 1026800950890, ИНН 6821170211) о взыскании 57 118,60 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Тамбовское РО Фонда социального страхования Российской Федерации, отделение Фонда социального страхования) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Токаревском районе Тамбовской области (далее - УПФР в Токаревском районе Тамбовский области, Управление) о взыскании 57 118, 60 рублей.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.08.2016 по делу N А64-512/2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, УПФР в Токаревском районе Тамбовский области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.08.2016 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы УПФР в Токаревском районе Тамбовский области, ссылаясь на положения статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и пункта 2 и 9 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2016 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294, указывает на то, что после направления в адрес отделения Фонда социального страхования документов, необходимых для назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу, никакого отношения к выплате пособия не имеет, денежными средствами не распоряжается.
УПФР в Токаревском районе Тамбовский области в связи с рождением у Щелаковой Я.С. ребенка и возникновением права на получения пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в ГУ - Тамбовское РО Фонда социального страхования Российской Федерации был представлен весь пакет документов в соответствии с перечнем, предусмотренным частью 6 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, к которому отделением Фонда социального страхования не было представлено никаких претензий.
УПФР в Токаревском районе Тамбовский области ссылается на то, что в части 6 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, равно как и в других правовых актах, действовавших в 2014 году, не было предусмотрено, что страхователь обязан представлять какой-либо документ в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации в случае прекращения трудовых отношений с застрахованным лицом.
При этом УПФР в Токаревском районе Тамбовский области отмечает, что норма, обязывающая страхователя (работодателя) уведомлять территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае прекращения с ним трудовых отношений (пункт 4.2.) была внесена в Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2016 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294) Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2014 N 1484 и вступила в силу только с 1 января 2015 года, тогда как Щелакова Я.С. находилась в трудовых отношениях с УПФР в Токаревском районе Тамбовский области до 14.11.2014. Указаний на то, что данная норма имеет обратную силу, то есть распространяется на правоотношения, возникающие до 01.01.2015 года в Постановлении Правительства Российской Федерации от 25.12.2014 N 1484 не содержится, в связи с чем, УПФР в Токаревском районе Тамбовский области не может быть привлечен к ответственности за непредставление в 2014 году в адрес отделения Фонда социального страхования социального страхования информации о прекращении трудовых отношений страхователя с застрахованным лицом.
Кроме того, Управление ссылается, что норма ответственности, предусмотренная пунктом 16 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294, могла быть применена к правоотношениям применительно к спорной ситуации только на стадии первоначального формирования пакета документов страхователем, выдаваемых застрахованному лицу для назначения и выплаты соответствующего пособия.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ГУ - Тамбовское РО Фонда социального страхования Российской Федерации возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при полном и всестороннем исследовании обстоятельств, в связи с чем, просит суд оставить решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.08.2016 по делу N А64-512/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Отделение Фонда социального страхования указывает на то, что в рассматриваемой в рамках настоящего дела ситуации условия назначения страхового обеспечения изменились. В электронном реестре Управления от 28.04.2014, содержащем сведения для назначения и выплаты Щелаковой Я.С. пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, указан период отпуска по уходу за ребенком с 17.04.2014 по 04.08.2015, тогда как 14.11.2014 трудовые отношения между Управлением и Щелаковой Я.С. были прекращены.
В связи с указанными обстоятельствами, по мнению ГУ - Тамбовское РО Фонда социального страхования Российской Федерации, Щелакова Я.С. утратила право на получение страхового обеспечения в территориальном органе Фонда социального страхования.
Ссылаясь на пункт 16 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2016 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294, согласно которому ответственность за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его несет страхователь, отделение Фонда социального страхования указывает на то, что территориальный орган Фонда социального страхования может получить сведения об окончании отпуска по уходу за ребенком исключительно от страхователя, поэтому в случае изменения даты окончания такого отпуска, страхователь обязан сообщить об этом в территориальный орган Фонда социального страхования РФ.
По мнению отделения Фонда социального страхования, в связи с тем, что бездействием Управления, выразившемся в непредоставлении страховщику сведений об увольнении получателя пособия, тогда как процедура выплаты пособия не исключает Управление как страхователя из цепочки назначения и выплаты пособия, ГУ - Тамбовское РО Фонда социального страхования Российской Федерации произошла излишняя выплата пособия по уходу за ребенком.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Фонд социального страхования Российской Федерации в ряде субъектов Российской Федерации осуществляет реализацию пилотного проекта, предусматривающего особенности финансового обеспечения, назначения и выплаты территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 года N 294 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2016 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта. (далее - Положение), которое устанавливает особый порядок назначения и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21
апреля 2011 года N 294 установлено, что с 01 июля 2012 года по 31 декабря 2016 года в реализации пилотного проекта участвует Тамбовская область.
В рамках реализации пилотного проекта выплата пособий застрахованным лицам осуществляется на основании документов и сведений, представляемых страхователями, напрямую из средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в отделение Фонда социального страхования от УПФР в Токаревском районе Тамбовский области 28.04.2014 поступил электронный реестр со сведениями Управления, необходимыми для назначения и выплаты Щелаковой Яне Сергеевне пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
На основании поступивших от УПФР в Токаревском районе Тамбовский области данных ГУ - Тамбовское РО Фонда социального страхования Российской Федерации было назначено и выплачено Щелаковой Яне Сергеевне пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет за период с 17.04.2014 по 04.08.2015.
Письмом от 03.11.2015 N 01-2521 УПФР в Токаревском районе Тамбовский области сообщило ГУ - Тамбовское РО Фонда социального страхования Российской Федерации о том, что Щелакова Я.С. прекратила трудовые отношения с Управлением 14.11.2014. При этом Щелакова Я.С. работала в Управлении с 12.07.2011 по 03.02.2012 по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок и с 14.06.2012 по 14.11.2014 по срочному трудовому (принята на период отсутствия основного работника, пребывающего в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет).
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, при отсутствии сведений о прекращении застрахованным лицом со страхователем трудовых отношений, после даты прекращения трудовых отношений с Щелаковой Я.С. (14.11.2014) ГУ - Тамбовское РО Фонда социального страхования Российской Федерации Щелаковой Я.С. было выплачено пособие по уходу за ребенком до достижения ребенком полутора лет в сумме 57 118, 60 рублей.
Назначение и оплата пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в сумме 57 118,60 рублей произведены отделением Фонда социального страхования на основании приказов ГУ - Тамбовское РО Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.12.2014 N 1958, от 24.12.2014 N 2071, от 05.02.2015 N 136, от 05.03.2015 N 300, от 03.04.2015 N 506, от 27.04.2015 N 656, от 03.06.2015 N 879, от 02.07.2015 N 1139, от 04.08.2015 N 1386, от 03.09.2015 N 1587.
В связи с установлением факта прекращения Щелаковой Я.С. трудовых отношений с Управлением с 14.11.2014 и установлением факта необоснованной выплаты пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ГУ - Тамбовское РО Фонда социального страхования Российской Федерации в письме от 09.12.2015 N 01-18/04/17013 предложило УПФР в Токаревском районе Тамбовский области возместить излишне понесенные территориальным органом Фонда расходы в сумме 57 118, 60 рублей.
Учитывая, что излишне понесенные отделением Фонда социального страхования на выплату пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет денежные средства в сумме 57 118, 60 рублей не были добровольно возмещены, вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения отделения Фонда социального страхования в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные ГУ - Тамбовское РО Фонда социального страхования Российской Федерации требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с УПФР в Токаревском районе Тамбовский области в пользу ГУ - Тамбовское РО Фонда социального страхования Российской Федерации сумму излишне перечисленного пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 57118,60 рублей.
Суд апелляционной инстанции считает вывод Арбитражного суда Тамбовской области законным и обоснованным в силу следующего.
Статьей 8 Федерального закона N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и пунктом 5 части 1 статьи 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" предусмотрено, что к видам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством относится, в частности, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В силу статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон РФ от 29.12.2006 N 255-ФЗ) обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства: лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества; государственные гражданские служащие, муниципальные служащие; лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе; члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности; священнослужители; лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.
Застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных вышеназванным Федеральным законом, а также Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе: организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона РФ от 29.12.2006 N 255-ФЗ).
На основании статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
По смыслу части 1 статьи 13 Федерального закона РФ от 29.12.2006 N 255-ФЗ назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком по общему правилу осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
Вместе с тем, Фонд социального страхования Российской Федерации в ряде субъектов Российской Федерации осуществляет реализацию пилотного проекта, предусматривающего особенности финансового обеспечения, назначения и выплаты территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 года N 294 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2016 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта. (далее - Положение), которое устанавливает особый порядок назначения и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21
апреля 2011 года N 294 установлено, что с 01 июля 2012 года по 31 декабря 2016 года в реализации пилотного проекта участвует Тамбовская область.
В рамках реализации пилотного проекта выплата пособий застрахованным лицам осуществляется на основании документов и сведений, представляемых страхователями, напрямую из средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Так, согласно пункту 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Страхователь во исполнение пункта 3 Положения не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов представляет в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов.
При этом страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, в электронном виде - в виде реестра сведений (пункт 4 Положения).
В соответствии с пунктом 8 Положения после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 календарных дней со дня их
получения принимает решение о назначении и выплате пособий.
В пункте 9 Положения установлено, что выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются: временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы; беременность и роды; рождение ребенка (детей); уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет; смерть, застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи (статья 1.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В силу части 1 статьи 11.1 Федерального закона РФ от 29.12.2006 N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Таким образом, условием выплаты пособия за счет средств фонда социального страхования является то, что пособие выплачивается застрахованному лицу (в данном случае работнику, заключившему трудовой договор с ответчиком), фактически осуществляющему уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком.
После прекращения трудовых отношений между сторонами трудового договора, прекращаются и обязанности оплачивать ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет в пользу уволенного работника за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Выплата пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию в связи с материнством, осуществляется органом социальной защиты по месту жительства такого лица.
Ответственность за непредставление сведений, влияющих на право получения пособий застрахованными лицами за счет средств Фонда социального страхования, в том числе и об увольнении работника, лежит на работодателе.
Как установлено судом, трудовые отношения с Щелаковой Я.С. прекращены 14.11.2014, что не оспаривается.
Исходя из вышеприведенных норм права, Щелакова Я.С. с момента увольнения утратила право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком за счет средств отделения Фонда социального страхования согласно пункту 39 подпункта "в" Приказа Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" (далее - Порядок), поскольку она утратила статус застрахованного лица.
Так, в силу пункта 39 Порядка право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком.
Подпунктом "б" пункта 45 и пунктом 51 Порядка предусмотрено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается лицам, указанным в подпункте "в" пункта 39 Порядка в органах социальной защиты населения по месту жительства исходя из размеров пособий, назначенных в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ) установлено, что страховщики имеют право обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" Фонд социального страхования является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
Денежные средства, находящиеся в оперативном управлении Фонда социального страхования, являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
В силу статьи 15.1 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2006 N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий, а в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб.
На основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно пункту 16 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 (в редакции, действовавшей в спорный период) за непредставление документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на исчисление размера пособия, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Представление страхователем сведений о прекращении трудовых отношений напрямую влияет на исчисление размера пособия, так как в силу вышеприведенных норм права при увольнении прекращаются и обязанности оплачивать ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет в пользу уволенного работника за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Поскольку материалами дела подтвержден факт непредставления страхователем в отделение Фонда социального страхования сведений, напрямую влияющих на исчисление размера пособия, а именно сведений о прекращении трудовых отношений с застрахованным лицом - Щелаковой Я.С., что повлекло излишнюю выплату данному лицу пособия по временной нетрудоспособности в сумме 57 118,60 рублей, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные отделением Фонда социального страхования требования.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Материалами дела подтверждается и Управлением не оспаривается, что он не сообщал в отделение Фонда социального страхования об увольнении Щелаковой Я.С.
Возражения относительно представленного отделением Фонда социального страхования арифметического расчета излишне выплаченной суммы пособия Управлением не представлены.
Оснований для иных выводов у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Довод Управления о недопустимости применения пункта 4(2) Положения (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294), устанавливающего обязанность страхователя уведомлять территориальный орган Фонда социального страхования о прекращении трудовых отношений страхователя (работодателя) с застрахованным лицом, вступившего в силу с 01.01.2015, несостоятелен.
Суд первой инстанции при вынесении решения руководствовался пунктом 16 Положения (в редакции, действовавшей в спорный период), согласно которому лица, за непредставление документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, пункт 4 (2) была внесен в Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2016 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294) Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2014 N 1484 и вступил в силу с 1 января 2015 года.
Из изложенного следует, что Управление, в любом случае, должно было сообщить отделению Фонда об увольнении Щелаковой Я.С.
Выводы, к которым пришли суды первой инстанции и апелляционной инстанции по настоящему делу соответствуют правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2016 N 303-ЭС16-3905.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.08.2016 по делу N А64-512/2016 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При этом суд апелляционной инстанции также учитывает следующее.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.
В силу главы 25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 21.09.2010 N 5658/10, наличие статуса государственного органа само по себе не является основанием для освобождения истца от уплаты государственной пошлины по делу, рассматриваемому в арбитражном суде, поскольку такой орган может действовать как в сфере властных, публичных отношений, так и в области хозяйственных отношений как учреждение (статья 120 ГК РФ).
В пункте 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" указано, что в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Необходимо также учитывать, что если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
Таким образом, для освобождения от уплаты государственной пошлины необходимо, чтобы соответствующий орган обращался в защиту государственных и (или) общественных интересов, а право на обращение в арбитражный суд было предусмотрено федеральным законом.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Токаревском районе Тамбовской области в данном случае не освобождается от уплаты государственной пошлины по настоящему делу о взыскании суммы излишне перечисленного пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, поскольку отсутствует его наделение властными полномочиями в спорном правоотношении.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Токаревском районе Тамбовской области в настоящем деле выступает не в качестве государственного органа, реализующего возложенные на него властные полномочия, а как плательщик страховых взносов, каковым являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (статья 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").
В связи с тем, что УПФР в Токаревском районе Тамбовский области действует в рассматриваемом споре от своего имени и в своем интересе, а не в защиту государственных и (или) общественных интересов, оно не освобождается от уплаты государственной пошлины по указанным делам на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ.
Исходя из положений пункта 34 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", учитывая подпункт 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ, действующей с 01.01.2015, а также имущественный характер спора, лицо, обращающееся с апелляционной жалобой на решение по данной категории спора должно уплатить 3000 рублей.
При подаче апелляционной жалобы государственная пошлина государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Токаревском районе Тамбовской области не уплачивалась.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, государственная пошлина за ее рассмотрение в федеральный бюджет подлежит взысканию с государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Токаревском районе Тамбовской области.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.08.2016 по делу N А64-512/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Токаревском районе Тамбовской области - без удовлетворения.
Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Токаревском районе Тамбовской области (ОГРН 1026800950890, ИНН 6821170211) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Скрынников |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-512/2016
Истец: ГУ - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Токаревском районе Тамбовской области