Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 апреля 2017 г. N Ф08-1288/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
02 декабря 2016 г. |
дело N А32-34488/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от истца: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
от ответчика: представитель Шевченко Т.В. по доверенности от 11.01.2016, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Родина"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2016 по делу N А32-34488/2015,
принятое судьей Журавским О.А.
по иску открытого акционерного общества "Родина"
к Министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края
о признании права на получение субсидии на возмещение части затрат, об обязании возвратить денежные средства
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Родина" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министерство) о признании права на получение субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в ОАО "Сбербанк России" по кредитным договорам от 31.10.2011 N 1865/452/10411, от 24.02.2011 N 1865/452/10206, от 16.06.2011 N 1865/452/10296 в сумме 3 041 610,88 руб., об обязании возвратить перечисленные (возвращенные) денежные средства в размере 697 799 руб. 94 коп.
Исковые требования мотивированы тем, что субсидия получена обществом при представлении необходимого пакета документов. При подаче в министерство документов, подтверждающих целевое использование заемных средств по договору от 31.10.2011 N 1865/452/10411 ошибочно были предъявлены счет-фактуры и товарные накладные, свидетельствующие о поставке в счет аванса по договору поставки удобрений от 29.08.2011 N 1, тогда как фактически поставка была осуществлена в долг и оплачена из кредитных средств. В заявку на получение субсидии обоснованно были включены затраты на приобретение корма. При подаче в министерство документов, подтверждающих целевое использование заемных средств по договору от 31.10.2011 N 1865/452/10411 ошибочно были предъявлены счет-фактуры и товарные накладные, свидетельствующие о поставке по договору поставки средств защиты растений от 11.01.2011 N 14 не за счет заемных средств, тогда как у общества имеются иные товарные накладные об использовании кредитных средств по целевому назначению. Доводы контрольно-счетной палаты об отсутствии необходимости направления кредитных средств по договору от 24.02.2011 N 1865/452/10206 на оплату удобрений по договору от 01.01.2011 N 3 в связи с наличием задолженности поставщика перед обществом необоснованны, поскольку в бухгалтерии общества учет ведется по каждому виду договора, а задолженность поставщика возникла из договоров поставки ГСМ, кормов, семян и т.д., а не удобрений. При подаче в министерство документов, подтверждающих целевое использование заемных средств по договору от 16.06.2011 N 1865/452/10296 ошибочно были предъявлены счет-фактуры и товарные накладные, свидетельствующие о поставке в счет аванса по договорам с ОАО "Агрофирма-племзавод "Победа" и ООО "Агроторг Каневской", тогда как фактически поставки были оплачены из кредитных средств. Общество ошибочно представило в министерство копии товарных накладных и счет-фактур на сумму 19 731 700, что на 5 291 700 руб. больше, чем сумма, предъявленная обществом для расчета размера субсидии.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2016 в удовлетворении иска отказано. Решение мотивировано тем, что требования общества обращены к ненадлежащему ответчику. Иск о признании права на получение субсидии и об обязании взыскать перечисленные (возвращенные) денежные средства в размере 697 799 руб. 94 коп. представляет собой последствия признания представления Ейской межрайонной прокуратуры Краснодарского края об устранении допущенных нарушений бюджетного законодательства от 29.04.2015 незаконным. Вместе с тем, представление от 29.04.2015 N 7-01-2015/4347 в установленном законом порядке и срок в соответствии с положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не обжаловалось.
Открытое акционерное общество "Родина" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить, иск удовлетворить полностью. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на доводы, заявленные ранее суду первой инстанции.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель министерства дал суду пояснения об обстоятельствах и материалах дела, просил оставить решение суда без изменения.
Общество в судебное заседание представителей не направило, о месте и времени заседания извещено надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя ОАО "Родина".
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя министерства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27.11.2013 ОАО "Родина" обратилось в Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края с заявлениями N N 590, 592, 593 о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в ОАО "Сбербанк России", в том числе по кредитным договорам N1865/452/10411 от 31.10.2011, N1865/452/10206 от 24.02.2011, N1865/452/10296 от 16.06.2011 в соответствии с Порядком предоставления за счет средств краевого бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займами, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.03.2013 N 172.
По результатам рассмотрения документов, представленных ОАО "Родина" и поступивших по запросам уполномоченного органа сведений, Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края приняло решение о предоставлении субсидии.
В связи с чем, ОАО "Родина" были перечислены: 1) субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору N 1865/452/10411 от 31.10.2011 в сумме 808 029 руб. 24 коп.; 2) субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору N 1865/452/10206 от 24.02.2011 в сумме 1 162 663 руб. 45 коп.; 3) субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору N 1865/452/10296 от 16.06.2011 г. в сумме 1 070 918 руб. 19 коп.
В апреле 2015 года инспекторами контрольно-счетной палаты Администрации муниципального образования Ейский район была проведена проверка документов ОАО "Родина" на предмет соблюдения требований бюджетного законодательства за период с 2013 года по 2015 год при реализации государственных, региональных и муниципальных программ развития сельского хозяйства и социального развития села.
В составленной инспекторами контрольно-счетной палаты по результатам проверки справке от 22.04.2015 "О проверке исполнения соблюдения требований бюджетного законодательства за период с 2013 по 2015 г.г. при реализации государственных, региональных и муниципальных программ развития сельского хозяйства и социального развития села в администрации муниципального образования Ейский район и ее структурных подразделений" был сделан вывод о необоснованности получения ОАО "Родина" субсидий в размере 697 799 руб. 94 коп., в том числе в размере 200 045 руб. 36 коп. субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору N 1865/452/10411 от 31.10.2011, в размере 203 114 руб. 98 коп. субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору N 1865/452/10206 от 24.02.2011 и в размере 294 639 руб. 60 коп. субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору N 1865/452/10296 от 16.06.2011.
На основании указанной проверки Ейская межрайонная прокуратура Краснодарского края вынесла представление от 29.04.2015 об устранении допущенных нарушений бюджетного законодательства и о необходимости возврата субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в 2011 году в общей сумме 697 799 руб. 94 коп.
Во исполнение требований представления прокуратуры ОАО "Родина" возвратило полученные субсидии в размере 697 799 руб. 94 коп.
Между тем, с результатами проведенной проверки общество не согласно, ссылаясь на то, что ОАО "Родина" соответствовало всем установленным Порядком предоставления субсидий условиям. Обществом были предоставлены все документы, необходимые и достаточные для получения субсидии. Полагая, что имеет право на получение субсидии в полном объеме, ОАО "Родина" обратилось в суд с настоящим исковым заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1460.
Согласно пункту 2 Правил N 1460 субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1460 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" на территории Краснодарского края постановлением Главы администрации (Губернатора) от 01.03.2013 N 172 утвержден Порядок предоставления за счет средств краевого бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
Согласно п. 19 Порядка N 172 проверка уполномоченным органом и органами государственного финансового контроля соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляется в установленном законодательством порядке.
Согласно п. 20 Порядка N 172 возврату в доход краевого бюджета подлежат субсидии, в том числе, в случае несоблюдения целей и условий предоставления субсидии.
Возврат субсидии осуществляется в следующем порядке:
уполномоченный орган в 10-дневный срок после подписания акта проверки или получения акта проверки от органа государственной власти, осуществляющего финансовый контроль, направляет заемщику требование о возврате субсидии;
заемщик производит возврат субсидии в объеме выявленных нарушений в течение 15 календарных дней со дня получения от уполномоченного органа требования о возврате субсидии;
при нарушении заемщиком срока возврата субсидии уполномоченный орган в течение 30 календарных дней принимает меры по взысканию указанных средств в доход краевого бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края.
Как видно из материалов дела, в ходе проверки органами государственного финансового контроля соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий установлено необоснованное получение субсидии в размере 697 799 руб. 94 коп. (справка контрольно-счетной палаты муниципального образования Ейский район от 22.04.2015), произведен расчет суммы возврата субсидии. Выводы контрольно-счетной палаты не оспорены обществом, в порядке п. 20 Порядка N 172 денежные средства возвращены уполномоченному органу. Более того, общество не отрицает подачу в уполномоченный орган ненадлежащего пакета документа, указывая, что имеет в наличии иные товарные накладные и счета-фактуры, подтверждающие целевое расходование кредитных средств.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания к понуждению министерства к выплате субсидии, которая была возвращена обществом на основании акта контрольно-счетной палаты.
Соответственно, оснований к удовлетворению апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2016 по делу N А32-34488/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34488/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 апреля 2017 г. N Ф08-1288/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Родина"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края