Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
02 декабря 2016 г. |
Дело N А42-3970/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2016 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.,
при участии: без вызова сторон;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23270/2016) Территориального органа Федеральной службы государственной статистики МО на решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.08.2016 по делу N А42-3970/2016 (судья Варфоломеев С.Б.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению К/у ООО "Енский" Смирнова Олега Германовича
к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики МО
об оспаривании постановления
установил:
конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Енский" Смирнов Олег Германович (ОГРНИП 304290129600417, ИНН 292600384531; далее - Смирнов О.Г., конкурсный управляющий, заявитель) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области (ОГРН 1025100850730, место нахождения: 183038, г.Мурманск, пер.Русанова, д.10; далее - заинтересованное лицо, Мурманскстат, административный орган) об отмене постановления Мурманскстата от 10.05.2016 N 44 о привлечении конкурсного управляющего к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения штрафа в сумме 10 000 руб. за непредоставление первичных статистических данных.
Решением суда от 01.08.2016, принятым в порядке упрощенного производства, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению подателя жалобы, факт непредставления спорных статистических сведений подтверждается материалами административного дела, а ответственным за такое нарушение является именно конкурсный управляющий.
Конкурсный управляющий в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Мурманской области от 03.08.2015 по делу N А42-7963/2014 общество с ограниченной ответственностью "Енский" (далее - Должник) признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура конкурсного производства сроком на шесть месяцев (л.д.27, 28), который был продлён определением суда до 30.08.2016 (л.д.29, 30); Смирнов О.Г. определением от 27.08.2015 утверждён конкурсным управляющим Должника.
05.04.2016 по результатам проведённого контроля представления респондентами субъектам официального статистического учёта первичных статистических данных за 2015 год, Мурманскстатом установлен факт непредставления конкурсным управляющим формы федерального статистического наблюдения N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации", утверждённой Приказом Федеральной службы государственной статистики от 15.07.2015 N 320 (далее - Приказ N 320), по сроку представления до 01.04.2016.
На основании изложенного административный орган пришёл к выводу о нарушении конкурсным управляющим требований Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ) и Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учёта, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 (далее - Положение N 620).
25.04.2016 в отношении Смирнова О.Г. как конкурсного управляющего Должника составлен протокол N 54 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ (л.д.64), по результатам рассмотрения которого постановлением Мурманскстата от 10.05.2016 N 44 Смирнов О.Г. привлечён к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, с назначением наказания в виде штрафа в размере 10.000 руб. (л.д.21-23, 103-107).
Конкурсный управляющий оспорил вынесенное в отношении него постановление в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава рассматриваемого правонарушения.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Согласно статье 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620 (ред. от 22.04.2015) "Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета" утверждено соответствующее Положение, которое в соответствии с пунктом 1 определяет условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета.
Согласно пункту 4 Положения первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Пунктом 3 Положения установлено, что первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Респонденты - граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Респонденты - субъекты малого и среднего предпринимательства предоставляют первичные статистические данные в упрощенном порядке в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Приказом N 320 в приложении N 1 утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения за 2015 год N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации", которая содержит срок её предоставления - 1 апреля после отчётного года.
Тем самым, форма статистического наблюдения N 1-предприятие за 2015 год должна предоставляться респондентами не позднее 01.04.2016.
Факт непредоставления Смирновым О.Г. в срок до 01.04.2016 статистической формы N 1-предприятие за 2015 года подтверждается материалами дела, установлен административным органом и заявителем не оспаривается, в связи с чем следует признать, что имеет место событие правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела управляющим не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Таким образом, следует признать выводы суда первой инстанции об отсутствии вины заявителя во вмененном административном правонарушении ошибочными.
При таких обстоятельствах действия конкурсного управляющего образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Вместе с тем, оценив характер и степень общественной опасности допущенного административного правонарушения и учитывая конкретные обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции считает возможным применить в рассматриваемом случае положения статьи 2.9 КоАП РФ, признав совершенное управляющим правонарушение малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации правонарушения как малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
По мнению суда апелляционной инстанции, применение в рассматриваемом случае нормы статьи 2.9 КоАП РФ соответствует как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства, ввиду нерациональности применения в отношении заявителя административных мер, предусмотренных части 1 статьи 13.19 КоАП РФ, учитывая, что факт возбуждения административного дела уже выполнил предупредительную функцию. Тем самым охраняемым законом государственным и общественным интересам уже была обеспечена соответствующая защита. Санкции не должны превращаться в инструмент чрезмерного ограничения свободы предпринимательства. Такое ограничение не соответствует принципу соразмерности при возложении ответственности, вытекающему из статьи 55 Конституции РФ, ведет к умалению прав и свобод, что недопустимо в силу части 2 статьи 55 Конституции РФ. У конкурсного управляющего не было умысла на невыполнение требований закона и на причинение какого-либо вреда, доказательств причинения его действиями (бездействием) реального ущерба материалы дела не содержат. Следовательно, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям не было создано.
Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
При таких обстоятельствах ошибочные выводы суда первой инстанции не привели в итоге к принятию неправильного решения, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 01 августа 2016 года по делу N А42-3970/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3970/2016
Истец: Смирнов О.Г., Смирнов Олег Германович
Ответчик: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики МО