Требование: о взыскании долга и пени
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
02 декабря 2016 г. |
Дело N А56-15424/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Савиной Е.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Тутаевым В.В.
при участии:
от истца: Малышева И.И. (по доверенности от 05.07.2016)
от ответчика: Подпорин Н.А. (по доверенности от 11.01.2016)
от 3-их лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24246/2016) ООО "Результат" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2016 по делу N А56-15424/2016 (судья Калинина Л.М.), принятое
по иску ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"
к ООО "Результат"
3-е лицо: 1) ООО "Галс", 2) ООО "Алком"
о взыскании
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым требованием к обществу с ограниченной ответственностью "Результат" (далее - ООО "Результат" ответчик) о взыскании задолженности по договору N 12-645957-О-ВО от 31.05.2012 г. за превышение нормативов содержания загрязняющих веществ в сточных водах по результатам отбора проб 27.08.2015 г., в размере 71 552 руб. 67 коп., пени за период с 27.12.2015 г. по 27.01.2016 г. в размере 566 руб. 51 коп.
Определением суда от 18.03.2016 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 17.05.2016 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Ходатайство о привлечении к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, субабонентов по договору, было рассмотрено и отклонено судом.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2016 исковые требования удовлетворены.
На указанное решение ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой, указывая на неправильное установление судом фактических обстоятельств дела, просит судебный акт отменить. По мнению ответчика, к спорным правоотношениям применимы исключительно положения Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, Порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1677, а нормативы водоотведения по составу сточных вод в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга, установленные распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от 08.11.2012 N 148 применяться не могут как противоречащие нормативам, установленным федеральным законодательством.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, что между сторонами заключен договор от 31.05.2012 N 12-645957-О-ВО на прием сточных вод и загрязняющих веществ, согласно условиям которого истец (предприятие) обязался осуществлять прием сточных вод от абонента в систему коммунальной канализации предприятия, а ответчик (абонент) обязался своевременно оплачивать предприятию сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества.
Приложение N 1А к договору (в редакции дополнительного соглашения от 07.10.2014, действующего с момента вступления в силу договора) содержит сведения об объекте абонента: административное здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул.Ольги Берггольц, д.35, лит.А, О, У, Т, Ф; к сетям водоотведения абонента присоединены субабоненты: ООО "Галс" (ул.Ольги Берггольц, д. 35, лит.Б, В, С, Ж) и ООО "Алком" (Санкт-Петербург, ул.Ольги Берггольц, д. 35, лит.Б).
Пунктом 3.1.1 договора на ответчика возложена обязанность соблюдать условия и режимы приема (сброса) сточных вод, лимиты водоотведения (ограничения по предельному объему водоотведения), нормативы водоотведения, установленные Правилами Российской Федерации, Правилами Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами.
Приложение N 2 к договору "Акт разграничения ответственности сторон по сетям канализации N 12.2907 от 31.05.2012" содержит сведения об одном выпуске, расположенном на пр.Елизарова, через сеть неизвестного владельца, в общесплавную сеть истца, контрольный колодец N 60 (ГРИИ). Дополнительным соглашением от 28.09.2015 N 3 к договору стороны изменили приложения к договору, заменив приложения N 1А, 2, 3.1, 3.2А, 3.3 соответственно приложениями N 1Б, 2А, 3.1А, 3.2.Б, 3.3А, применив действие дополнительного соглашения к отношениям сторон, возникшим с даты заключения дополнительного соглашения.
Актами отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения от 27.08.2015 N 300459-210815-01, подтверждено, что 27.08.2015 представителями истца и ответчика на выпуске N 1 (контрольный колодец N 60 (ГРИИ)) осуществлен отбор проб, которые в день отбора проб по актам приема-передачи переданы в лабораторию ЗАО "Центра исследования и Контроля Воды" (л.д. 28-29)..
Уведомлениями от 08.09.2015 N 106-19-4140/15 истец известил ответчика, что результатами анализа проб сточных вод зафиксировано превышение установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод в системы водоотведения Санкт- Петербурга и нарушение требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованных систем водоотведения.
В соответствии с Порядком взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1677, Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 с учетом объемов фактически сброшенных сточных вод в декабре 2015 года истец начислил ответчику платежи за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в сумме 71 552 руб. 67 коп.
Ссылаясь на то, что с учетом объемов фактически сброшенных сточных вод за декабрь 2015 года истец начислил ответчику платежи за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в сумме 71 552 руб. 67 коп., которые ответчиком не оплачены, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований.
Суд апелляционной инстанции считает правильными изложенные в решении выводы, а жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
По общему правилу к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой и водоотведением, применяются правила о договоре энергоснабжения (пункт 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167). Абонент должен обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольно-канализационных колодцах (пункты 64, 65, 87 - 89 Правил N 167).
Нормативы сброса сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления (пункт 61 Правил N 167). Расчеты за и прием сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных нормативов сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 70 Правил N 167).
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" правительством Санкт- Петербурга принято постановление от 19.10.2004 N 1677, которым утвержден Порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга. В соответствии с этим Порядком с абонентов взимается плата за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сверх установленных нормативов водоотведения и по временным условиям приема загрязняющих веществ.
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Стороны вправе высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что расчет платы, произведенный предприятием, соответствует пункту 22 Порядка.
Доводы жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Пунктом 3.1.2 договора ответчик обязался осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации Санкт-Петербурга сточных вод (включая сточные воды субабонентов), за соблюдением лимитов и нормативов водоотведения; не допускать сброса веществ, запрещенных (не разрешенных) к сбросу в системы коммунальной канализации Правилами Российской Федерации, Правилами Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами; не допускать увеличения количества и концентрации загрязняющих веществ в отводимых сточных водах сверх установленных нормативов водоотведения.
В соответствии с пунктом 4.3 договора, расчеты абонента с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" за нарушение нормативов водоотведения по качеству (при превышении нормативов допустимых концентраций (ДК) загрязняющих веществ и /или с фактическими показателями общих свойств сточных вод, превышающими нормативные показатели) производятся в порядке, определяемом органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, по тарифам, устанавливаемым органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, путем выставления Предприятием платежного требования на инкассо в банк-эмитент для снятия с расчетного счета Абонента на расчетный счет Предприятия соответствующих денежных сумм, в безакцептном порядке.
Согласно пункту 4.6 договора в случае неоплаты расчетного документа по истечении десяти календарных дней с момента его выставления в банк истец вправе начислить пени за каждый день, исходя из процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ на день оплаты.
Основанием для расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод) являются:
-"Правила холодного водоснабжения и водоотведения" (далее "Правила N 644"), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644;
-"Порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга" (далее "Порядок N 1677"), утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1677;
-"Нормативы водоотведения по составу сточных вод в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга", установленные распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 08.11.2012 N 148, в редакции распоряжения Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 30.12.2014 N 242.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для осуществления расчетов с использованием нормативов, установленных органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, являются необоснованными.
Пунктом 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 предусмотрено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Такие нормативы на территории Санкт-Петербурга установлены распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от 08.11.2012 N 148., с учетом распоряжения Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2014 N 242 "О внесении изменений в распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от 08.11.2012 N148".(далее - Распоряжение N 148).
На дату отбора проб ответчика распоряжение N 148 отменено не было.
Нормативы, указанные в нем, являются действующими по настоящее время для абонентов истца и, следовательно, были правомерно применены при проведении исследований отобранных сточных вод ООО "Результат".
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение Постановления N 1310 постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1677 утвержден "Порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга".
Расчет выполнен истцом по формуле, исходя из общего объема фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения превышения нормативов водоотведения до очередного отбора проб организацией ВКХ, но не более трех календарных месяцев (пункт 19.1 Порядка взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга", утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.1.2004 N 1677). Ответчик, как следует из материалов дела, расчет в суде первой инстанции не оспорил. Расчет неустойки за период с 27.12.2015 по 27.01.2016 в размере 566 руб. 51 коп. основан на договоре, является правильным.
Поскольку нормативы, установленные органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, в настоящее время действуют, суд первой инстанции обоснованно признал расчет истца основанным на действующих нормах права.
Изложенные в решении выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права судом не нарушены.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 АПК РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2016 по делу N А56-15424/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-15424/2016
Истец: ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"
Ответчик: ООО "Результат"
Третье лицо: ООО "Алком", ООО "Галс"