г. Пермь |
|
05 декабря 2016 г. |
Дело N А60-32414/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 декабря 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е. Е.
судей Муравьевой Е. Ю., Щеклеиной Л. Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коневой С. А.
при участии:
от заявителя - акционерного общества "Режевской хлебокомбинат" (ОГРН 1026601687859, ИНН 6628002836): Ситников О. А., предъявлен паспорт, доверенность от 10.06.2016
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (ОГРН 1056603541565, ИНН 6670083677): Шелунцова Н. Г., предъявлен паспорт, доверенность от 31.12.2015, Ильиных Т. С., предъявлен паспорт, доверенность от 30.12.2015
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, акционерного общества "Режевской хлебокомбинат",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 07 сентября 2016 года по делу N А60-32414/2016,
принятое судьей Калашником С. Е.,
по заявлению открытого акционерного общества "Режевской хлебокомбинат" (в настоящее время АО "Режевской хлебокомбинат")
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
о признании недействительным предписания,
установил:
открытое акционерное общество "Режевской хлебокомбинат" (далее - заявитель, общество, АО "Режевской хлебокомбинат") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Роспотребнадзора по Свердловской области) о признании недействительным предписания от 05.04.2016 N 267/2016-11 об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, требований технических регламентов.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07 сентября 2016 года по делу N А60-32414/2016, принятым судьей Калашником С. Е., в удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Режевской хлебокомбинат" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, признать недействительным предписание N 267/2016-11 от 05.04.2016, вынесенное Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области. В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы о незаконности проведения двух проверок по контролю исполнения ранее выданного предписания от 14.12.2015 N 998/2015-11. Полагает, что фототаблицы, приложенные к акту проверки от 05.04.2016 являются ненадлежащими доказательствами по делу. Обязанность получить свидетельство о государственной регистрации на продукцию - хлеб "Крестьянский" 1 сорта (с йодированной солью, витаминизированный Валетеком) отсутствует, что также подтверждается ответом из Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей. Кроме того ссылается на составление акта проверки в отсутствии надлежащего извещения общества о его составлении.
Представитель общества в судебном заседании апелляционного суда на доводах жалобы настаивал.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на жалобу, в котором решение суда оценивает как законное и обоснованное, просит отказать в удовлетворении жалобы заявителя.
Представители Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в судебном заседании апелляционного суда доводы отзыва поддерживали.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной в отношении ОАО "Режевской хлебокомбинат" в период с 17.11.2015 по 14.12.2015 на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 17.11.2015 N 01-01-01-03-02/24398, Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области в адрес ОАО "Режевской хлебокомбинат" было выдано предписание от 14.12.2015 N 998/2015-11 со сроком исполнения пунктов 2, 3, 5, 6, 8, 9, 11 - до 18.01.2016, пунктов 1, 4, 7, 10 - до 22.02.2016 (т. 1 л.д. 85-86).
С целью контроля исполнения предписания от 14.12.2015 N 998/2015-11 Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области проведены две внеплановые выездные проверки: первая - на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 05.02.2016 N 01-01-01-03-02/1851 (т. 1 л.д. 57-58) в период с 08.02.2016 по 09.03.2016 (в ходе которой, как следует из акта проверки от 09.03.2016 (т. 1 л.д. 60-62), проверено исполнение пунктов 2, 3, 5, 6, 8, 9, 11 предписания от 14.12.2015 N 998/2015-11 со сроком исполнения до 18.01.2016), вторая - на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 04.03.2016 N 01-01-01-03-02/4766 (т. 1 л.д. 65-66) в период с 09.03.2016 по 05.04.2016 (в ходе которой согласно акту проверки от 05.04.2016 (т. 1 л.д. 90-131) проверено исполнение пунктов 1, 4, 7, 10 предписания от 14.12.2015 N 998/2015-11 со сроком исполнения до 22.02.2016).
По результатам проверки, проведенной в период с 08.02.2016 по 09.03.2016, как следует из акта проверки от 09.03.2016, установлено выполнение предписания от 14.12.2015 N 998/2015-11 в части пунктов 2, 3, 5, 6, 8, 9, 11, в связи с чем, нарушения, поименованные в них, сняты с контроля (т. 1 л.д. 60-62).
В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной с 09.03.2016 по 05.04.2016 по распоряжению о проведении внеплановой выездной проверки N 01-01-01-03-02/4766 от 04.03.2016, Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области выявлено неисполнение ОАО "Режевской хлебокомбинат" требований технических регламентов, а именно:
- обнаружено, что для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства изготовителем ОАО "Режевской хлебокомбинат" не поддерживаются следующие процедуры, основанные на принципах ХАССП в соответствии с ч. 2, ч. 3 ст. 10 Технического регламента таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции":
процедура 7: "Соблюдение условий хранения пищевой продукции" - на предприятии в момент проверки мука хранится вплотную со стенами, что может привести к ухудшению ее качества (загрязнению, увеличению влажности); в холодильной камере для хранения дрожжей прессованных и яйцепродуктов (меланжа жидкого) отсутствует термометр-психрометр (согласно ГОСТ Р 54731-2011 "Дрожжи хлебопекарные прессованные. Технические условия" п. 7.3 Упакованные хлебопекарные прессованные дрожжи хранят при температуре от 0°С до +4°С (меланж жидкий согласно маркировке выработан по СТО 00635572-00-2008 и должен храниться при температуре не выше +4°С; при отсутствии контрольно-регистрирующей аппаратуры (термометров-психрометров) отсутствует возможность осуществлять контроль за соблюдением температурно-влажностных условий хранения пищевой продукции средствами, обеспечивающими необходимую достоверность и полноту контроля (приборами, поверенными в установленном порядке) в соответствии с Процедурой 4 (п. 4 ч. 3 ст. 10 TP ТС 021/2011); в суточном складе сырья дрожжи хлебопекарные прессованные "Рекорд" хранились при температуре 25°С по показаниям термометра-психрометра, установленного в складе, при установленных изготовителем нормируемых условий согласно маркировке от 0 до + 4°С;
процедура 8: "Содержание производственных помещений, технологических оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии исключающем загрязнение пищевой продукции" - содержание производственных помещений предприятия не обеспечивает исключение загрязнения пищевой продукции - в помещениях предприятия (производственный цех для выпекания, остывания и упаковывания готовой продукции, моечная оборотной тары) своевременно не проводятся ремонтные работы по восстановлению покрытия стен, окраске потолков, восстановлению покрытия полов, на которых имеются следы протечек и плесень, полы в производственных помещениях и моечной имеют неровности, выбоины; в помещении для хранения и подготовки муки и в производственном помещении для выпекания, остывания и упаковывания готовой продукции допускается наличие птиц, что также не исключает возможность загрязнения продукции.
процедура 9: "Выбор способов и обеспечение соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции" - на предприятии не обеспечивается соблюдение работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности продукции - допускаются до работы сотрудники без головных уборов.
процедура 10: "Выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологических оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства пищевой продукции" - установленная периодичность, выбранные способы проведения на предприятии уборки, мойки производственных помещений, оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства не обеспечивают безопасность пищевой продукции - на момент проверки не проводится своевременно мойка и уборка в моечной оборотной тары, допускается наличие стоячей воды на полу, полы и стены грязные - при этом проводится мойка пластиковых ящиков для транспортировки готовой хлебобулочной продукции и хлеба и их сушка непосредственно на полу.
- обнаружено, что части производственных помещений, в которых осуществляется производство пищевой продукции не соответствуют следующим требованиям: поверхности полов не обеспечивают доступность для проведения их мытья и дезинфекции - пол производственных помещений (производственный цех для выпекания, остывания и упаковывания готовой продукции, моечная оборотной тары) неровный, имеются выбоины, соединение между металлическими плитками не доступны и не подвергаются промыванию; поверхности стен не обеспечивают возможность подвергания их мойке и дезинфекции - в моечной оборотной тары на стенах имеется отбитая и сколотая плитка, отслоение штукатурки и окраски, разводы от протекания воды; потолки не обеспечивают предотвращение скопления грязи, образования плесени и осыпания частиц - в складе хранения муки на потолке имеются разводы от протечек, в производственном помещении для выпекания, остывания и упаковывания готовой продукции и в моечной оборотной тары потолке имеются разводы от протекания воды, следы плесени, отслоившаяся штукатурка и окраска;
- обнаружено отсутствие свидетельства о государственной регистрации на выпускаемую специализированную продукцию - хлеб "Крестьянский" 1 сорта (с йодированной солью, витаминизированный Валетеком).
- обнаружено, что для обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции на предприятии с учетом проведенного анализа опасных факторов определены критические контрольные точки (ККТ), предельные значения контролируемых в них параметров, порядок мониторирования, корректирующие действия - однако на момент проверки 25.03.2016 с 12.00 до 15.45 час. контроль в ККТ N 2 не осуществляется в соответствии с разработанной на предприятии в рамках внедрения TP ТС 021/2011 нормативно-технической документации - Руководство системы менеджмента безопасности пищевой продукции РСМБПП РХК 01-2013 стр. 119, что является нарушением п. 4 ч. 3 ст. 11 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", а именно: - ККТ 2: "Хранение готовой продукции" - определен контроль температуры и влажности в помещении склада готовой продукции с периодичностью 2 раза в смену визуально с гигрометра поверенными средствами (План ХАССП, стр. 119) - при проведении проверки установлено, что в термометре-психрометре, установленном в складе готовой продукции, отсутствует вода, датчик влажностного термометра обернут сухой марлевой салфеткой, таким образом, по представленному прибору отсутствует возможность достоверной регистрации относительной влажности воздуха в складе, показания, зарегистрированные в представленном журнале контроля за 25.03.2016, недостоверные.
Итоги проверки отражены в акте проверки от 05.04.2016 (т. 1 л.д. 90-131).
В связи с невыполнением требований ранее выданного предписания от 14.12.2015 N 998/2015-11 в обозначенной части Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области ОАО "Режевской хлебокомбинат" выдано новое предписание от 05.04.2016 N 267/2016-11 об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, требований технических регламентов, в котором обществу предписано в срок до 04.07.2016 обеспечить разработку, внедрение и поддержание процедур, основанных на принципах ХАССП, в соответствии со ст. 10, п. 2, п. 3 ТР ТС 021/2011 (п. 1 предписания); обеспечить соответствие производственных помещений требованиям ТР ТС 021/2011 в части содержания поверхности полов, потолков и стен в состоянии, обеспечивающем возможность проведения мытья, при необходимости, дезинфекции, предотвращение скопления грязи, образования плесени и осыпания частиц (п. 2 предписания); обеспечить выпуск специализированной пищевой продукции при наличии свидетельства о государственной регистрации, подтверждающей ее соответствие требованиям нормативных документов (п. 3 предписания) (т. 1 л.д. 63-64).
В отношении ОАО "Режевской хлебокомбинат" составлены протоколы от 29.04.2016 об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ, по ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ (т. 1 л.д. 139-145).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.07.2016 по делу N А60-23083/2016 ОАО "Режевской хлебокомбинат" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 150 000 рублей. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.07.2016 по делу N А60-23079/2016 в удовлетворении требований административного органа о привлечении общества к административной ответственности по ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение ранее выданного предписания N 998/2015-11 от 14.12.2015 отказано в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Полагая, что предписание Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 05.04.2016 N 267/2016-11 об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, требований технических регламентов является незаконным, нарушает права и законные интересы ОАО "Режевской хлебокомбинат", общество обратилось с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для признания предписания от 05.04.2016 N 267/2016-11 недействительным.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (п.п. 1, 4 Положения).
Согласно ч. 2 ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", п. 5 Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2012 N 412, федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя, в том числе, организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, предписаний должностных лиц органа государственного надзора; применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" на основании данного Федерального закона и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения.
Общий порядок выдачи предписания об устранении нарушений требований действующего законодательства по результатам проведения проверочных мероприятий установлен в ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Управление Роспотребнадзора по Свердловской области наделено полномочиями по выдаче предписаний по факту нарушений санитарно-эпидемиологических требований, требований технических регламентов. Наличие компетенции у заинтересованного лица на проведение проверки, выдачу предписания в отношении общества следует из указанных положений законодательства и заявителем не оспаривается.
Решением Комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011 N 880 принят Технический регламент Таможенного Союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011).
В силу ч. 2 ст. 10 ТР ТС 021/2011 при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в ч. 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 ТР ТС 021/2011 для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры: выбор необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции; выбор последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции; определение контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля; проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля; проведение контроля за функционированием технологического оборудования в порядке, обеспечивающем производство (изготовление) пищевой продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции; соблюдение условий хранения и перевозки (транспортирования) пищевой продукции; содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции; выбор способов и обеспечение соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции; выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции; ведение и хранение документации на бумажных и (или) электронных носителях, подтверждающей соответствие произведенной пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; прослеживаемость пищевой продукции.
Согласно ч. 3 ст. 11 ТР ТС 021/2011 для обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции изготовитель должен определить, в том числе, меры по предотвращению проникновения в производственные помещения грызунов, насекомых, синантропных птиц и животных; порядок мониторинга критических контрольных точек процесса производства (изготовления).
В ч. 5 ст. 14 ТР ТС 021/2011 части производственных помещений, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, должны соответствовать следующим требованиям: поверхности полов должны быть выполнены из водонепроницаемых, моющихся и нетоксичных материалов, быть доступными для проведения мытья и, при необходимости, дезинфекции, а также их надлежащего дренажа; поверхности стен должны быть выполнены из водонепроницаемых, моющихся и нетоксичных материалов, которые можно подвергать мойке и, при необходимости, дезинфекции; потолки или при отсутствии потолков внутренние поверхности крыш и конструкции, находящиеся над производственными помещениями, должны обеспечивать предотвращение скопления грязи, образования плесени и осыпания частиц потолков или таких поверхностей и конструкций и способствовать уменьшению конденсации влаги; открывающиеся внешние окна (фрамуги) должны быть оборудованы легко снимаемыми для очищения защитными сетками от насекомых; двери производственных помещений должны быть гладкими, выполненными из неабсорбирующих материалов.
В соответствии со ст. 4 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция диетического профилактического питания - специализированная пищевая продукция, предназначенная для коррекции углеводного, жирового, белкового, витаминного и других видов обмена веществ, в которой изменено содержание и (или) соотношение отдельных веществ относительно естественного их содержания и (или) в состав которой включены не присутствующие изначально вещества или компоненты, а также пищевая продукция, предназначенная для снижения риска развития заболеваний.
В силу ч. 1, ч. 2 ст. 24 ТР ТС 021/2011 специализированная пищевая продукция подлежит государственной регистрации. К специализированной пищевой продукции относится, в том числе, пищевая продукция для детского питания, в том числе вода питьевая для детского питания; пищевая продукция для диетического лечебного и диетического профилактического питания; минеральная природная, лечебно-столовая, лечебная минеральная вода с минерализацией свыше 1 мг/дм3 или при меньшей минерализации, содержащая биологически активные вещества в количестве не ниже бальнеологических норм; пищевая продукция для питания спортсменов, беременных и кормящих женщин; биологически активные добавки к пище (БАД). Пищевая продукция, указанная в ч. 1 настоящей статьи, допускается к производству (изготовлению), хранению, перевозке (транспортированию) и реализации после ее государственной регистрации в установленном настоящим техническим регламентом порядке.
Оценив доводы жалобы относительно отсутствия обязанности получить свидетельство о государственной регистрации на продукцию - хлеб "Крестьянский" 1 сорта (с йодированной солью, витаминизированный Валетеком), апелляционный суд счел их обоснованными.
В части 1 ст. 24 ТР ТС 021/2011 приведен исчерпывающий перечень специализированной пищевой продукции, подлежащей государственной регистрации. Доказательств отнесения хлеба "Крестьянский" 1 сорта (с йодированной солью, витаминизированный Валетеком) к специализированной пищевой продукции, поименованной в данной норме, в материалах дела не имеется. Выводы суда относительно того, что хлеб, в состав которого включен витаминно-минеральный комплекс, по смыслу ст. 4 ТР ТС 021/2011 является специализированным пищевым продуктом, не свидетельствуют о том, что данный продукт подлежит государственной регистрации в силу ст. 24 ТР ТС 021/2011. В материалы дела не представлены доказательства того, что указанный продукт введен в реализацию с указанием на упаковке целей, обозначенных в ст. 24 ТР ТС 021/2011.
Таким образом, предписание в части требования, изложенного в п. 3 обеспечить выпуск специализированной пищевой продукции при наличии свидетельства о государственной регистрации, подтверждающей ее соответствие требованиям нормативных документов, вменение которого обусловлено обнаружением отсутствия свидетельства о государственной регистрации на выпускаемую специализированную продукцию - хлеб "Крестьянский" 1 сорта (с йодированной солью, витаминизированный Валетеком), является незаконным.
Остальные выявленные в ходе проверки нарушения требований технических регламентов (кроме наличия в производственном помещении для выпекания, остывания и упаковывания готовой производственной продукции птиц) подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе, актом проверки от 05.04.2016 с приложением фотоматериалов.
Судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание доводы заявителя жалобы о том, что представленные в материалы дела фототаблицы являются ненадлежащими доказательствами по делу.
Копии фотографий, подтверждающие факт выявленных нарушений, являются неотъемлемой частью акта проверки от 05.04.2016, о чем имеется ссылка в указанном акте; обществом не оспорено и не опровергнуто, что на них изображен проверенный объект.
Кроме того, фотографии не являются основными и единственными доказательствами, они лишь подтверждают то или иное обстоятельство, зафиксированное в акте, уточняют либо конкретизируют его.
Доказательств, опровергающих наличие нарушений, отраженных в акте проверки, ОАО "Режевской хлебокомбинат" не представлено.
Кроме того, апелляционный суд учитывает, что за выявленные в ходе настоящей проверки факты неисполнения требований технических регламентов, ОАО "Режевской хлебокомбинат" решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.07.2016 по делу N А60-23083/2016, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2016, привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, рассмотрев доводы общества о процессуальных нарушениях при проведении проверки, отклонил их, признав несостоятельными.
Апелляционный суд по материалам дела также не установил со стороны административного органа процессуальных нарушений, влекущих недействительность результатов проверки.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля урегулированы Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Из материалов дела следует, что с целью контроля исполнения ранее выданного предписания от 14.12.2015 N 998/2015-11 Управлением Роспобребнадзора по Свердловской области в отношении ОАО "Режевской хлебокомбинат" проведены две внеплановые выездные проверки: первая - на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 05.02.2016 N 01-01-01-03-02/1851 в период с 08.02.2016 по 09.03.2016 (в ходе которой проверено исполнение пунктов 2, 3, 5, 6, 8, 9, 11 предписания от 14.12.2015 N998/2015-11 со сроком исполнения до 18.01.2016, что подтверждается актом проверки от 09.03.2016), вторая - на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 04.03.2016 N 01-01-01-03-02/4766 в период с 09.03.2016 по 05.04.2016 (в ходе которой проверено исполнение пунктов 1, 4, 7, 10 предписания от 14.12.2015 N 998/2015-11 со сроком исполнения до 22.02.2016, что подтверждается актом проверки от 05.04.2016). Таким образом, вопреки доводам жалобы общества, основания и предмет указанных проверок не совпадают. Запрет на проведение нескольких внеплановых проверок исполнения ранее выданного предписания, которым предусмотрены разные сроки устранения нарушений, Федеральным законом N294-ФЗ не установлен. Более того, как верно указал суд, целесообразность контроля по исполнению требований предписания с различными сроками исполнения, обусловлена необходимостью соблюдения давностных сроков привлечения к административной ответственности, установленной за невыполнение требований законного предписания.
Порядок оформления проверок, согласно которому должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах установлен ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
Пунктом 6 ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям отнесено нарушение требований, предусмотренных частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки).
Тем самым, закон вменяет в обязанность государственному органу ознакомление с актом проверки проверяемого лица, а не составление акта проверки в присутствии такого представителя. Обязанность уведомить юридическое лицо о составлении акта проверки законом не установлена.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что ОАО "Режевской хлебокомбинат" о составлении акта проверки уведомлено посредством факсимильной связи. Извещение о назначении времени и места составления акта по результатам внеплановой выездной проверки 01.04.2016 отправлено факсом по номеру (34364) 2-11-67, указанному в реквизитах на официальном сайте общества (www.rezh-hleb.ru). Отчет об отправке факса с отметкой о получении секретарем представлен в материалы дела (т. 1 л.д. 87-89).
Акт проверки от 05.04.2016 составлен в отсутствии законного представителя юридического лица и направлен 14.04.2016 по юридическому адресу общества вместе с предписанием от 05.04.2016 N 267/2016-11, получение которого не оспаривается заявителем (т. 1 л.д. 133). Указанное свидетельствует о соблюдении порядка оформления акта проверки, а также прав заявителя на ознакомление с материалами проверки.
Следовательно, административным органом не допущено грубое нарушение требований, предусмотренных ч. 4 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ (в части непредставления акта проверки).
При этом, получив акт проверки, общество возражения в отношении изложенных в нем выводов в установленный законом срок не представило, равно как и документов в опровержение выявленных нарушений.
При установленных фактических обстоятельствах дела и правовом регулировании, апелляционный суд усматривает несоответствие действующему законодательству выданного обществу предписания N 267/2016-11 от 05.04.2016 в части требования, изложенного в п. 3 предписания. В остальной части предписание законно, исполнимо; выдано заявителю - лицу, которое обязано устранить выявленные нарушения; является ясным для понимания; предписанием предусмотрен конкретный и реальный для исполнения срок.
С учетом изложенного, решение суда в соответствующей части надлежит отменить на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ (неправильное применение норм материального права).
С учетом результатов рассмотрения дела, принимая во внимание, что правило распределения расходов пропорционально размеру удовлетворенных требований, предусмотренное абз. 2 ч. 1 ст. 110 АПК РФ, на требования о признании ненормативного правового акта недействительным не распространяется, поскольку качественная и количественная оценка судом пропорциональности части удовлетворенных требований при рассмотрении такого спора, невозможна, с Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в пользу АО "Режевской хлебокомбинат" подлежит взысканию в возмещение расходов по уплате государственной пошлине 4 500 руб., уплаченной при подаче заявления и апелляционной жалобы. Излишне уплаченная обществом при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 110, 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 сентября 2016 года по делу N А60-32414/2016 отменить в части.
Признать недействительным пункт 3 предписания от 05.04.2016 N 267/2016-11, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, как несоответствующий Техническому регламенту Таможенного Союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества "Режевской хлебокомбинат".
В остальной части решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 сентября 2016 года по делу N А60-32414/2016 оставить без изменения.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (ОГРН 1056603541565, ИНН 6670083677) в пользу акционерного общества "Режевской хлебокомбинат" (ОГРН 1026601687859, ИНН 6628002836) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей, уплаченной при подаче заявления в суд первой инстанции и при подаче апелляционной жалобы.
Возвратить акционерному обществу "Режевской хлебокомбинат" (ОГРН 1026601687859, ИНН 6628002836) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 6372 от 03.10.2016.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Е. Васева |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-32414/2016
Истец: ОАО "РЕЖЕВСКОЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области