Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21 февраля 2017 г. N Ф06-17634/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Саратов |
|
07 декабря 2016 г. |
Дело N А57-8315/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Жевак И.И., Никольского С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Долженко Е.Д.,
при участии в судебном заседании представителей:
- индивидуального предпринимателя Мироновой Галины Владимировны - Бочкарёва О.А., действующего на основании доверенности от 07.06.2016;
- муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовводоканал" - Нетребы Н.В., действующей на основании доверенности от 16.12.2015 N 12/19988;
рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мироновой
Галины Владимировны на решение арбитражного суда Саратовской области от 10 октября 2016 года по делу N А57-8315/2016, принятое судьёй Штремплер М.Г., по иску муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовводоканал" (ОГРН 1026403357420, ИНН 6454003331) к индивидуальному
предпринимателю Мироновой Галине Владимировне (ОГРНИП 307644131600011, ИНН 644800504207) о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ в централизованную систему канализации за период с 20.05.2015 по 11.08.2015 в размере 146 732 рублей 98 копеек, платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за II и III кварталы 2015 года в размере 147 266 рублей 96 копеек,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области обратилось муниципальное унитарное производственное предприятие МУПП "Саратовводоканал" с иском к ИП Мироновой Г.В. о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ в централизованную систему канализации за период с 20.05.2015 по 11.08.2015 в размере 146 732 рублей 98 копеек, платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за второй и третий кварталы 2015 года в размере 147 266 рублей 96 копеек.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 10 октября 2016 года заявленные требования удовлетворены в полном объёме, также с ИП Мироновой Г.В. в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 8 880 рублей.
Ответчик, не согласившись с данным решением, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истец, в нарушение требований статьи 262 АПК РФ и определения Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 ноября 2016 года, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Проверив законность вынесенного судебного акта, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в них доказательства, на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, 22.10.2010, между МУПП "Саратовводоканал" (предприятие ВКХ) и ИП Мироновой Г.В. (плательщик) заключён договор N 9712 на оплату отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод (далее по тексту - договор), по условиям, которого, предприятие обязалось осуществлять приём сточных вод от предпринимателя в централизованную систему водоотведения, а предприниматель - своевременно производить оплату сброшенных сточных вод.
Пунктом 2.3 договора предусмотрено, что предприятие ВКХ вправе систематически контролировать качество сточных вод, отводимых плательщиком в канализацию предприятия ВКХ путём отбора проб.
Согласно пункту 2.4.1 договора, ответчик обязался соблюдать режим отпуска питьевой воды и приёма сточных вод, не превышать нормативы по концентрациям загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в систему коммунальной канализации, установленные органами местного самоуправления и настоящим договором.
Условиями пункта 3.3 договора установлено, что при отсутствии у абонента прибора учёта сточных вод, объём сточной воды принимается равным объёму полученной плательщиком воды из всех источников водоснабжения.
В соответствии с пунктом 4.1 договора, контроль соблюдения нормативов сброса сточных вод осуществляется инспекцией водных ресурсов предприятия ВКХ путём отбора разовых проб, производимого в любое время суток в присутствии представителя плательщика.
В пункте 4.2 договора определена точка отбора пробы сточной воды - контрольный колодец на канализационной линии плательщика 200 мм, последний на территории предприятия.
На основании пункта 5.1 договора, плата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в систему коммунальной канализации г. Саратова определяется и взимается в соответствии с постановлением правительства Саратовской области от 14.10.2004 N 220-П "Об определении и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области" и иными нормативными документами.
Представителями инспекции водных ресурсов истца, 19 мая и 11 августа 2015 года на предприятии ответчика были произведены контрольные отборы проб сточной воды, сбрасываемой в централизованную систему водоотведения, в контрольном канализационном колодце ответчика с фиксацией актов от 19.05.2015 N 223 и от 11.08.2015 N 418 (листы дела 31, 40 тома 1).
По результатам данных отборов проб аккредитованной Испытательной лабораторией по контролю сточных вод МУПП Саратовводоканал" (аттестат аккредитации N РОСС RU 0001.513978) был произведён анализ контрольной пробы сточных вод, по результатам которых установлено несоответствие состава сточных вод установленным нормативам и оказание отрицательного влияния на процесс биологической очистки городских сточных вод.
На основании полученных результатов отбора проб сточной воды и произведённых истцом расчётов, ответчику была начислена плата за сброс со сточными водами в коммунальную систему водоотведения загрязняющих веществ сверх установленных нормативов за период с 20.05.2015 по 11.08.2015 в размере 146 732 рублей 98 копеек и плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за II и III кварталы 2015 года в размере 147 266 рублей 96 копеек с направлением соответствующих счетов (листы дела 12 - 17, 121 - 132 тома 1).
Неоплата ответчиком указанных платежей явилась основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утверждённых постановлением правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525, Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее по тексту - Закон о водоснабжении и водоотведении, Правила N 525, Правила N 644, соответственно), оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ, установил факт проведения истцом процедуры отбора проб в установленном законом порядке, на основании чего, пришёл к выводу об обязанности ответчика по оплате за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, и как следствие, наличии задолженности в заявленном ко взысканию размере.
Ответчик, обжалуя постановленный судебный акт, ссылается на противоречие полученных результатов концентрации загрязняющих веществ в произведённых истцом расчётах платы: за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за третий квартал 2015 года и за сброс загрязняющих веществ в централизованную систему канализации.
Судебная коллегия отклоняет данный довод жалобы, исходя из следующего.
В силу статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду, в том числе, относятся сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правоотношения сторон по холодному водоснабжению и водоотведению регулируются Законом о водоснабжении и водоотведении, Правилами N 644.
Пунктом 10 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными правительством Российской Федерации.
Подпункт "и" пункта 35 Правил N 644 предусматривает, что абонент обязан соблюдать нормативы по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; подпункт "ж" пункта 35 Правил N 644 предусматривает обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 111 Правил N 644, абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
Пунктом 1 постановления правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" предусмотрено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 31.12.2014 N 4378 "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод" утверждены нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов МУПП "Саратовводоканал".
Постановлением правительства Саратовской области от 14.10.2004 N 220-П утверждён Временный порядок определения и взимания платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населённых пунктов Саратовской области (далее по тексту - Порядок N 220-П), который распространяется на организации водопроводно-канализационного хозяйства Саратовской области независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющие прием сточных вод и загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов, и предприятия, организации, индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, в собственности которых находятся нежилые помещения, занимающихся хозяйственной деятельностью и осуществляющих сброс сточных вод и загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области (далее - абоненты), за исключением абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов".
В силу пункта 2 Порядка N 220-П он регулирует механизм определения и взимания платы организацией ВКХ за приём загрязняющих веществ со сточными водами от абонентов в системы коммунальной канализации населенных пунктов.
Согласно пунктам 3-6 Порядка N 220-П нормативами водоотведения являются: по объёму сточных вод - лимиты водоотведения, устанавливаемые органами местного самоуправления или организацией ВКХ; по качеству сточных вод - временно согласованные концентрации загрязняющих веществ и (или) предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, устанавливаемые органами местного самоуправления.
Основанием для определения и взимания платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населённых пунктов являются проведённые организацией ВКХ отборы проб сточной воды, а при отсутствии контроля за составом стоков - установленные органами местного самоуправления нормативы по качеству сточных вод. Взимание платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов производится организацией ВКХ за валовой сброс (массу) загрязняющих веществ со сточными водами.
Как следует из представленных истцом письменных пояснений в порядке статьи 81 АПК РФ (листы дела 106-109 тома 1) и не оспорено ответчиком, при расчёте платы за сброс загрязняющих веществ с превышением установленных нормативов и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения использованы одинаковые результаты отбора проб сточных вод, произведённых МУПП "Саратовводоканал" 19 мая и 11 августа 2015 года.
С учётом регулирования порядка расчёта платы за сброс загрязняющих веществ с превышением установленных нормативов и расчёта платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения различными нормативными актами, устанавливающими разные формулы расчёта, показатели массы загрязняющих веществ и концентрации, имеют различное значение.
Ссылка заявителя жалобы на обстоятельства прекращения деятельности ИП Смолянского И.А. в качестве индивидуального предпринимателя вследствие признания его несостоятельным (банкротом) с 27.05.2013, являющаяся повторением возражений на настоящее исковое заявление, не принимается апелляционным судом, в виду продления определением арбитражного суда Саратовской области от 05.09.2016 по делу N А57-24746/2011 процедуры конкурсного производства в отношение ИП Смолянский И.А. до 23.12.2016.
Судебной коллегией также учитывается, что расчёт масс загрязняющих веществ, предъявленных истцом ко взысканию, произведён за вычетом масс загрязняющих веществ по ИП Смолянскому И.А. (ООО "Солнечный город") - (листы дела 106-109 тома 1), что также не оспорено заявителем жалобы, в связи с чем, обстоятельства прекращения деятельности ИП Смолянского И.А. не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Доводы жалобы о несоответствии объёмов сброшенных сточных вод, применённых истцом при расчёте платы за превышение сброса загрязняющих веществ, также отклоняется коллегией судей, как противоречащий условиям пункта 3.3 договора, устанавливающего, что при отсутствии у абонента прибора учёта сточных вод, объём сточной воды принимается равным объёму полученной плательщиком воды из всех источников водоснабжения.
При этом, в расчёт платы за сброс загрязняющих веществ истцом включены объёмы сточной воды, указанные в ежемесячно выставляемых счетах на услуги водоснабжения и водоотведения, оплаченные ответчиком, и зафиксированные в книгах регистрации показаний приборов учёта (листы дела 118 - 120 тома 1).
На основании вышеизложенного, арбитражный суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные МУПП "Саратовводоканал" требования в полном объёме, как подтверждённые материалами дела, соответствующие условиям договора и нормам действующего законодательства.
Апелляционная коллегия, изучив доводы жалобы, указывает, что они являются повторением возражений на настоящее исковое заявление, по существу направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 АПК РФ, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу положений статьи 268 АПК РФ, полномочий к переоценке выводов, сделанных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда не имеется.
Согласно статье 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются:
1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными;
3) несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, являются обоснованными, постановленными при правильном применении норм материального и процессуального права, полной и всесторонней оценке имеющихся в деле доказательств, вследствие чего, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, решение суда, - отмене.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 10 октября 2016 года по делу N А57-8315/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мироновой Галины Владимировны, - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Дубровина |
Судьи |
И.И. Жевак С.В. Никольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-8315/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21 февраля 2017 г. N Ф06-17634/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МУПП "Саратовводоканал"
Ответчик: ИП Миронова Г.В., ИП Миронова Галина Владимировна