Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 марта 2017 г. N Ф05-1710/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
06 декабря 2016 г. |
Дело N А41-50552/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Трансмир" (ИНН: 7728839355) - Гопоненко П.Н. (представителя по доверенности от 10.07.2016),
от Управления государственного автодорожного надзора по Московской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - Валеева И.В. (представителя по доверенности от 22.11.2016),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трансмир" на решение Арбитражного суда Московской области от 06.10.2016 по делу N А41-50552/16, принятое судьей Обарчуком А.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Трансмир" (далее - ООО "Трансмир", ИНН: 7728839355) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управлениюя государственного автодорожного надзора по Московской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) от 18.07.2016 N 010025 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 11.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 200 000 рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.10.2016 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель управления в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда и оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
В ходе проведения 06.07.2016 проверки установлено, что водителем автобуса "Ивеко" государственный регистрационный номер Р 685 ОН 197, Фаталиевым Р.С. от имени ООО "Трансмир" (ИНН: 7728839355) осуществлялась перевозка пассажиров по путевому листу от 06.07.2016 N 111 по маршруту "г. Мытищи (ул. Юбилейная, д. 33) - г. Москва, (ст. м Медведково)" и взималась плата за проезд в размере 60 рублей за поездку.
В связи с этим управление составило в отношении ООО "Трансмир" (ИНН: 7728839355) в присутствии генерального директора Дебирова Н.И. оглы протокол об административном правонарушении от 13.07.2016 МО N 010025 и 18.07.2016 вынесло постановление N 010025 о привлечении ООО "Трансмир" (ИНН: 7728839355) к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 11.14.2 КоАП РФ, в виде 200 000 рублей штрафа.
Отказывая обществу в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене названного постановления управления, суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, порядок привлечения его к административной ответственности - соблюденным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Частью 3 статьи 11.14.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за взимание платы с пассажиров при перевозке по заказу неопределенного круга лиц.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки, общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами (статья 787 ГК РФ).
Исходя из положений главы 40 Гражданского кодекса "Перевозка" договор фрахтования является разновидностью договора перевозки.
Виды перевозок пассажиров и багажа определены в статье 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ), в силу которой перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки, перевозки по заказам и перевозки легковыми такси.
При этом фрахтователь - физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов; фрахтовщик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов (пункты 21 и 22 статьи 2 Закона N 259-ФЗ).
Требования к содержанию договора фрахтования установлены в части 1 статьи 27 Закона N 259-ФЗ, а именно: договор фрахтования должен включать в себя: сведения о фрахтовщике и фрахтователе; тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); маршрут и место подачи транспортного средства; определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; сроки выполнения перевозки; размер платы за пользование транспортным средством; порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).
Частью 4 статьи 27 данного Закона предусмотрено, что при отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.
Согласно пункту 89 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила), перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Закона N 259-ФЗ.
Согласно статье 91 Правил договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 Правил.
В соответствии с пунктом 92 Правил посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем.
Договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц (пункт 90 Правил), данный договор может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком (пункт 93 Правил).
Договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов (пункт 94 Правил).
Заказ-наряд должен содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении 4.
Согласно указанному приложению заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа и дату его оформления (число, месяц и год); наименование, адрес, номер телефона и индивидуальный номер налогоплательщика фрахтователя, а если фрахтователем является физическое лицо, - фамилию, инициалы, паспортные данные, адрес и номер телефона фрахтователя; наименование, адрес, номер телефона и индивидуальный номер налогоплательщика фрахтовщика; марку транспортного средства и его государственный регистрационный знак; фамилии и инициалы водителей; адрес пункта подачи транспортного средства, дату и время подачи транспортного средства в этот пункт; наименования конечного и промежуточных пунктов маршрута, в которых предполагается остановка транспортного средства в пути следования; стоимость пользования предоставленным транспортным средством в рублях и копейках; должность, фамилию, инициалы и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов за пользование предоставленным транспортным средством; часы и минуты прибытия транспортного средства в пункт подачи; часы и минуты убытия транспортного средства после завершения перевозки; количество перевезенных пассажиров; должность, фамилию, инициалы и подпись фрахтователя или уполномоченного им лица, удостоверяющего выполнение заказа-наряда. Из анализа условий договора следует вывод о том, что договор фрахтования не содержит указания на тип предоставляемого транспортного средства, сроков выполнения перевозки, маршрута и места подачи транспортного средства. В заказе-наряде на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказам (пункт 93).
В силу части 5 статьи 27 Закона N 259-ФЗ в случае, если договором фрахтования предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается.
По доводам ООО "Трансмир" (ИНН: 7728839355), им заключен с ООО "Трансмир" (ИНН: 5047160256) (фрахтователь) договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу от 31.05.2016 N МН, согласно пункту 1.1 которого ООО "Трансмир" (ИНН: 5047160256) как фрахтователю предоставлен автобус марки 2227UU гос.рег.знак Р685НО197 вместимостью 18 мест во временное пользование за плату при оказании ООО "Трансмир" (ИНН: 7728839355) услуги по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации.
Между тем в ходе проверки управлением установлено, что фактически за осуществленную перевозку передана плата в размере 60 рублей за поездку, о чем свидетельствует посадочный талон от 06.07.2016 N 114 на сумму 60 рублей, то есть фактически взималась плата не за транспортное средство или его часть, а плата за перевозку конкретного пассажира.
Согласно объяснениям свидетеля Синяткина А.Н. он 06.07.2016 сел в автобус с г.р.з. Р 685 ОН 197 марки Ивеко на ул. Юбилейная для того, чтобы доехать до метро Медведково, заплатил за проезд 60 рублей и в автобусе получил посадочный талон.
Из материалов дела видно, что какой-либо цели для осуществления безвозмездной перевозки пассажира Синяткина А.Н. у ООО "Трансмир" (ИНН: 5047160256) и (или) ООО "Трансмир" (ИНН: 7728839355) не имелось, пассажир был доставлен из г. Мытищи в г. Москву к метро "Медведково", следовательно, сама перевозка выполнена с целью оказания возмездных услуг неопределенному кругу лиц под видом заказных перевозок.
Осуществление перевозки пассажиров по указанному маршруту, взимание платы за проезд, осуществление перевозки неопределенного круга лиц при отсутствии списка пассажиров и без проверки документов, подтверждающих право пассажира на проезд в данном автобусе, подтверждается материалами дела, объяснениями пассажира и зафиксировано в акте проверки, фотоснимками и протоколом об административном правонарушении.
В соответствии с постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте", путевой лист автобуса (форма N 6) является первичным документом по учету работы автобуса.
Выдаваемый путевой лист должен содержать порядковый номер, дату выдачи, наименование организации, которой принадлежит автобус, сведения о техническом состоянии автобуса при "выезде" и "возврате" с подписями водителя и механика о сдаче и приеме автобуса в исправном состоянии, расходе топлива, показаниях спидометра, состоянии здоровья водителя и т.д.
Согласно Указаниям по применению и заполнению форм, приведенным в постановлении Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.1997 N 78, путевой лист действителен только на один день или на одну смену и оформляется для выполнения заказа одной организации.
Пунктами 4-7 приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 предусмотрено, что сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день - даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.
В соответствии с пунктом 8 приказа Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008 N 152 на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.
Все путевые листы оформляются в одном экземпляре диспетчером или иным уполномоченным лицом и выдаются на руки водителю при условии сдачи предыдущего полученного им путевого листа. Затем соответствующие строки путевого листа заполняются механиком и водителем, и водитель приступает к работе.
Если автотранспортное средство используется для перевозки пассажиров и грузов по заказу, заказчик также заполняет путевой лист, вписывая в него сведения о выполнении заказа. Оформленный надлежащим образом путевой лист сдается диспетчеру, который проверяет правильность его заполнения.
Путевые листы передаются в бухгалтерию организации по реестру, который составляется диспетчером. В таком реестре указываются номера путевых листов, дата их получения и сдачи водителем, а также иные сведения.
В силу пунктов 9, 17, 18 Приказа N 152 путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом для осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов. Оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет.
ООО "Трансмир" (ИНН: 7728839355) не представило акты сдачи-приемки оказанных услуг, подписанные уполномоченными представителями сторон и скрепленные печатями организаций заказчика и перевозчика.
Материалами дела также подтверждается, что именно ООО "Трансмир" (ИНН: 7728839355) осуществляло перевозку неопределенного круга лиц: перевозка пассажиров осуществлялась ООО "Трансмир" (ИНН: 7728839355) на основании путевого листа N 111, выданного ООО "Трансмир" (ИНН: 7728839355) 06.07.2016 водителю.
Следовательно, именно оно обязано было обеспечить соблюдение указанных требований законодательства. Исходя из этого апелляционным судом отклоняется довод ООО "Трансмир" (ИНН: 7728839355) о том, что не оно, а ООО "Трансмир" (ИНН: 5047160256) следует считать надлежащим субъектом административной ответственности.
Событие и состав вмененного ООО "Трансмир" (ИНН: 7728839355) правонарушения подтверждается материалами дела.
Требования КоАП РФ к порядку, назначению наказания и сроку давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Оснований для признания совершенного ООО "Трансмир" (ИНН: 7728839355) правонарушения малозначительным не усматривается.
Из доводов ООО "Трансмир" (ИНН: 7728839355), материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06.10.2016 по делу N А41-50552/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-50552/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 марта 2017 г. N Ф05-1710/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Трансмир"
Ответчик: Управление Государственного Автодорожного надзора по Московской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Третье лицо: ООО "ТРАНСМИР", Управление государственного автодорожного надзора по Московской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта