Требование: о взыскании долга
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Владивосток |
|
07 декабря 2016 г. |
Дело N А51-12014/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 30 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 декабря 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Мокроусовой,
судей К.П. Засорина, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.В. Янчиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного унитарного предприятия "Приморский водоканал",
апелляционное производство N 05АП-8177/2016
на решение от 06.09.2016
судьи Н.А. Галочкиной
по делу N А51-12014/2016 Арбитражного суда Приморского края
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю (ИНН 2540106044, ОГРН 1042504366288)
к краевому государственному унитарному предприятию "Приморский водоканал" (ИНН 2503022413, ОГРН 1042501100267)
о взыскании задолженности в размере 2 644 593 руб. 28 коп.,
при участии:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю (далее - Управление Росприроднадзора по Приморскому краю, истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к краевому государственному унитарному предприятию "Приморский водоканал" (далее - КГУП "Приморский водоканал", ответчик) о взыскании задолженности по оплате за сброс загрязняющих веществ в водные объекты и платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников за период с 01.06.2015 по 31.12.2015 в размере 2 644 593 руб. 28 коп.
До вынесения решения по делу истец, с учетом предоставления ответчиком корректирующего отчета по плате за негативное воздействие на окружающую среду, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил сумму исковых требований, в связи с чем просил взыскать с ответчика 2 643 301 рубль 93 копейки.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 06.09.2016 исковые требования удовлетворены. С ответчика в пользу истца взыскано 2 643 301 рубль 93 копейки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Во взыскании иска в части требований на сумму 1 291 рубля 35 копеек - отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, КГУП "Приморский водоканал" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, принятое при неполном выяснении обстоятельств. В обоснование своей позиции заявитель указывает, что КГУП "Приморский водоканал" внесено в реестр социально значимых предприятий Приморского края, предприятие осуществляет природоохранные мероприятия, направленные на снижение массы загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты, путем реконструкции системы канализации города Владивостока.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд апелляционной инстанции не поступил.
Лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что не препятствует суду в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом исследует из материалов дела, в соответствии с пунктом 4.4 Положения об Управлении Росприроднадзора по Приморскому краю, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 499 от 29.06.2011, Управление Росприроднадзора по Приморскому краю ведет учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух, расположенных на территории Приморского края.
КГУП "Приморский водоканал" состоит на учете в Управлении Росприроднадзора по Приморскому краю в качестве объекта хозяйственной деятельности, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
19.02.2016 истец обратился к ответчику с требованием N 08-19/1050 погасить задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников за период с 01.06.2015 по 31.12.2015 в размере 2 644 593 руб. 28 коп. в срок до 31.12.2015.
Указанное требование оставлено ответчиком без ответа и удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления Росприроднадзора по Приморскому краю в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к КГУП "Приморский водоканал".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта сброса ответчиком загрязняющих веществ в водные объекты и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, как соответствующие материалам дела и закону, и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
На основании пункта 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ и статье 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон "Об отходах производства и потребления") негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Субъектами внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в силу Закона "Об охране окружающей среды" являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
В пункте 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ определены виды негативного воздействия на окружающую среду, к числу которых относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водного кодекса Российской Федерации и законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации).
Совокупное толкование статей 22, 23 Закона N 7-ФЗ позволяет установить, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей при условии получения ими разрешения от уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды. Данными разрешениями на выбросы, сбросы загрязняющих веществ устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, сбросу в окружающую среду при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, юридическая сила которого подтверждена Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О, утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, в том числе, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (далее - Порядок N 632).
Таким образом, с организаций, осуществляющих сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, взимается плата.
Согласно пункту 1 Порядка настоящий порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 2 названного Порядка установлены два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Из пункта 4 Порядка следует, что плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Пунктами 5, 6 указанного Порядка предусмотрено, что при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном законом порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышенный коэффициент.
Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 года N 204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду".
При этом, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления" установлены два вида нормативов платы по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), с учетом степени опасности для окружающей природной среды и здоровья населения:
- за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления в пределах допустимых нормативов;
- за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов.
Следовательно, платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и др.
Как разъяснено в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.09.2008 N 10744/08, данные платежи представляют собой форму возмещения экономического ущерба от вредного воздействия на окружающую среду, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства. Таким образом, плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечить возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
В силу пункта 9 Порядка перечисление средств за загрязнение окружающей природной среды осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
На основании приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, каковым признается календарный квартал.
Исходя из приведенных правовых норм и учитывая, что КГУП "Приморский водоканал" в своей хозяйственной деятельности осуществляет негативное воздействие на окружающую среду, последнее обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Факт негативного воздействия на окружающую среду и размер задолженности подтверждается представленными в материалы дела расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду, составленными и подписанными предприятием.
В нарушение требований, предусмотренных положениями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик доказательства оплаты рассчитанной истцом платы за негативное воздействие на окружающую среду не представил.
Расчет задолженности ответчика в размере 2 643 301 рубль 93 копейки апелляционным судом проверен и признан правильным, соответствующим нормам действующего законодательства Российской Федерации. Обстоятельства, приводимые истцом в обоснование расчета, как и сам арифметический расчет, не оспорены и документально не опровергнуты.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно взыскал с КГУП "Приморский водоканал" в пользу Управление Росприроднадзора по Приморскому краю 2 643 301 рубль 93 копейки задолженности.
Отклоняя довод ответчика о том, что взыскание платы за сверхлимитное негативное воздействие не подлежит удовлетворению в силу пункта 7 Порядка N 632 до получения предприятием прибыли, суд первой инстанции обоснованно исходил из того обстоятельства, что определенный Порядком N 632 перечень оснований для освобождения от внесения платежей подобного основания, как отсутствие прибыли, убыточность деятельности природопользователя, не предусматривает. Суд учел, что абзац 2 пункта 8 Порядка N 632 устанавливает иные последствия недостаточности размера прибыли для уплаты соответствующих платежей.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что плата за негативное воздействие на окружающую среду не подлежит взысканию с КГУП "Приморский водоканал", поскольку последнее внесено в реестр социально значимых предприятий Приморского края, предприятие осуществляет природоохранные мероприятия, направленные на снижение массы загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты, путем реконструкции системы канализации города Владивостока, не имеют правового значения в силу изложенных выше оснований.
Возражая против выводов суда первой инстанции, изложенных в обжалуемом решении, КГУП "Приморский водоканал", в нарушение требований, предусмотренных положениями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательства оплаты рассчитанной истцом платы за негативное воздействие на окружающую среду не представил, расчет истца документально не опроверг, в том числе с предоставлением иного контррасчета задолженности.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 06.09.2016 по делу N А51-12014/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Мокроусова |
Судьи |
К.П. Засорин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-12014/2016
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (РОСПРИРОДНАДЗОРА) ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
Ответчик: ГУП краевое "Приморский водоканал"