Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 17 апреля 2017 г. N Ф10-816/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
7 декабря 2016 г. |
Дело N А68-5132/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.11.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.12.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дайнеко М.М., судей Тимашковой Е.Н. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Понкратовой А.В., при участии от истца: Ивченко Л.И.- представителя по доверенности от 28.11.2016, от ответчика - администрации муниципального образования город Алексин - Ворогущиной О.Е. - представителя по доверенности от 30.12.2015, от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Солнечный город" - Кулакова М.Н. - представителя по доверенности от 11.09.2015 (т. 2 л. д. 113), в отсутствие иных лиц, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Алексин на решение Арбитражного суда Тульской области от 26.08.2016 по делу N А68-5132/2015, установил следующее.
Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области (далее - министерство, истец) обратилось в арбитражный суд с уточненным иском (т. 4 л.д. 130) к администрации муниципального образования город Алексин (далее - администрация) и обществу с ограниченной ответственностью "Солнечный город" (далее - ООО "Солнечный город", общество) о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 71:24:020113:169, общей площадью 3373 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для среднеэтажной (жилой) застройки (для строительства), местоположение: Тульская область, Алексинский район, пер. Больничный; недействительным определения координат характерных поворотных точек границ земельного участка и сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 71:24:020113:169; недействительным договора от 22.07.2014 N 2295-ЗМ аренды земельного участка с кадастровым номером 71:24:020113:169; недействительной записи о государственной регистрации права 71-71-02/012/2014-854 от 14.08.2014.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг" в лице филиала "Заплеспроект", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тульской области.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 26.08.2016 иск удовлетворен частично.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования город Алексин выражает несогласие с принятым судебным актом. В обоснование своей позиции ссылается на необоснованность выводов эксперта, положенных в основу судебного акта.
Представитель ответчика и ООО "Солнечный город" доводы жалобы поддержали в полном объеме, решение просили отменить.
Представитель истца с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
11.07.2008 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 71:24:020113:169, площадью 3373 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для среднеэтажной (жилой) застройки (для строительства), местоположение: Тульская область, Алексинский район, г. Алексин, пер. Больничный.
22.07.2014 между муниципальным образованием Алексинский район и ООО "Солнечный город" заключен договор N 2295-зм аренды земельного участка с кадастровым номером 71:24:020113:169. Договор заключен сроком на 3 года (пункт 2.1), является актом приема-передачи участка (пункт 4.1), зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области 14.08.2014, номер регистрации 71-71-02/012/2014-854.
В силу правопреемства арендодателем по договору аренды 22.07.2014 N 2295-зм стала администрация муниципального образования город Алексин.
Администрацией муниципального образования город Алексин 18.02.2015 обществу "Солнечный город" выдано разрешение N RU 713280002014001-2015/7 на строительство на земельном участке с кадастровым номером 71:24:020113:169 многоквартирного жилого дома.
В 2014 году ГУ ТО "Алексинское лесничество" проведены работы по межеванию и постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых лесным фондом. 24.09.2014 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 71:00:000000:111605, площадью 7259522 кв.м, категория земель: земли лесного фонда, местоположение: Тульская область, Алексинский район, Алексинское лесничество.
В письме от 15.04.2015 N 59 ГУ ТО "Алексинское лесничество" сообщило администрации о том, что земельный участок с кадастровым номером 71:24:020113:169 пересекает земли лесного фонда Городского участкового лесничества, просило уточнить границы участка и принять меры по устранению кадастровых ошибок, для натурального обследования лесных участков просила выделить представителя.
ГУ ТО "Алексинское лесничество" в ходе проведения натурального технического обследования участков лесного фонда выявлено наложение земельного участка с кадастровым номером 71:24:020113:169 на часть земельного участка лесного фонда Алексинского лесничества Городского участкового лесничества, квартал 27, выдел 17; площадь наложения составила 0,1644 га.
Результаты обследования зафиксированы в акте от 05.05.2015 N 1, координаты поворотных точек наложения земельных участков приведены в заключении о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий от 13.08.2014 N 195.
Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения министерства в арбитражный суд с соответствующими требованиями (с учетом уточнения).
Согласно части 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов) (статья 83 ЛК РФ).
Частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 данной статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Как предусмотрено пунктом 2 указанной нормы права, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу статьи 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Арбитражным судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 71:24:020113:169, площадью 3373 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, граничит с земельным участком с кадастровым номером 71:00:000000:111605, площадью 7259522 кв.м, категория земель: земли лесного фонда.
В целях установления факта наложения границ земельного участка с кадастровым номером 71:24:020113:169 на земли лесного фонда судом первой инстанции назначено проведение судебной экспертизы.
Согласно заключению эксперта общества с ограниченной ответственностью "Бюро земельно-кадастровых услуг" от 28.06.2016 (с учетом дополнения от 16.08.2016) имеется наложение фактических границ земельного участка с кадастровым номером 71:24:020113:169 на фактические границы земельного участка с кадастровым номером 71:00:000000:111605, площадь пересечения данных участков составляет 1644 кв.м.
Пересечение границ земельных участков произошло в связи с кадастровой ошибкой, допущенной кадастровым инженером при формировании границ земельного участка с кадастровым номером 71:24:020113:169 - при формировании земельного участка не была учтена лесоустроительная документация, а также естественные границы ГУ ТО "Алексинское лесничество". В заключении эксперта также приведена таблица геоданных площади наложения земельных участков.
Поскольку наложение границ земельного участка с кадастровым номером 71:24:020113:169 на земли лесного фонда подтверждается достаточными доказательствами, то суд области пришел к правильному выводу о том, что при формировании земельного участка с кадастровым номером 71:24:020113:169 администрация в нарушение законодательства не согласовала его границы со смежным землепользователем (акт согласования границ земельного участка от 15.05.2008 об обратном не свидетельствует, т. 2 л.д. 169), поставив на кадастровый учет земельный участок без учета материалов лесоустройства.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Поскольку администрация, передавая обществу в аренду земельный участок, занятый землями лесного фонда, распорядилась им в отсутствие соответствующих полномочий, суд области правомерно удовлетворил требования министерства о признании недействительным договора аренды от 22.07.2014 N 2295-ЗМ земельного участка с кадастровым номером 71:24:020113:169 в части площади и координат наложения участков, установленных в заключении эксперта.
Возражения заявителя жалобы сводятся к несогласию с методами проведения экспертизы.
Вместе с тем, выбор способов и методов исследования объектов исследования (земельного участка) является прерогативой эксперта в силу статьи 7 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), который распространяет свое действие и на лиц, осуществляющих производство судебных экспертиз вне государственных судебно-экспертных учреждений (статья 41). Согласно указанным положениям закона эксперт независим от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела, и дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями, что соответственно предполагает независимость в выборе методов, средств и методик экспертного исследования, необходимых, с его точки зрения, для выяснения поставленных вопросов и решения экспертных задач.
Принцип независимости эксперта как субъекта процессуальных правоотношений (часть 2 статьи 7 Закона N 73-ФЗ) предполагает его самостоятельность в выборе методов проведения экспертного исследования, которые должны основываться на требованиях законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 82 АПК РФ по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, суд назначает экспертизу для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний.
Согласно ст. 87 АПК РФ при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела может быть назначена дополнительная экспертиза, проведение которой поручается тому же или другому эксперту.
В случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.
Между тем, заявитель жалобы, возражая против результатов, отраженных в исследовании эксперта, не заявил ходатайства о проведении дополнительной или повторной экспертизы.
Поскольку оснований для сомнений в полноте и достоверности проведенной по делу судебной экспертизы нет, и заявителем жалобы не предоставлено доказательств, опровергающих ее выводы, то апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 26.08.2016 по делу N А68-5132/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановления вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.М. Дайнеко |
Судьи |
О.Г. Тучкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-5132/2015
Истец: Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области
Ответчик: Администрация МО г. Алексин, Администрация Муниципального образования город Алексин, ООО "Солнечный город"
Третье лицо: Управление Росреестра по Тульской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, ФГБУ "Рослесинфорг", ФГБУ "Рослесинфорг" в лице филиала "Заплеспроект", ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ФГБУ ФКП Росреестра), ФГУБ "ФКП Росреестр" по Тульской области