г. Санкт-Петербург |
|
07 декабря 2016 г. |
Дело N А42-4085/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.
при участии:
от заявителя: не явились, извещены
от заинтересованного лица: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27415/2016) ЖСК "Мурманск-33" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.09.2016 по делу N А42-4085/2016 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению ЖСК "Мурманск-33"
к Административной комиссии Первомайского административного округа МО г. Мурманск
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ЖСК "Мурманск-33" (183053, г.Мурманск, ул.Крупской, д.16, кв.6, ОГРН 1025100849256, далее - кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Первомайского административного округа муниципального образования город Мурманск (183052, г.Мурманск, пр.Кольский, д.129/1, далее - Административная комиссия) от 18.05.2016 N 799/27-05-05 о привлечении кооператива к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 401-01-ЗМО).
Решением суда первой инстанции ЖСК "Мурманск-33" в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с обоснованным привлечением кооператива к административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Не согласившись с решением суда, ЖСК "Мурманск-33" направил апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение административным органом процедуры привлечения кооператива к административной ответственности, а именно, в нарушение ст.28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях обследование территории проводилось в отсутствие представителя кооператива; срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, истек.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд не явились.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 24.03.2016 прокуратурой Первомайского округа г.Мурманска в порядке надзора за соблюдением жилищного законодательства проведена проверка ЖСК "Мурманск-33".
В ходе проверки установлено неудовлетворительное состояние придомовой территории по адресу: г. Мурманск, ул. Крупской, д.16, а именно, на проезжей части дворового проезда, напротив подъездов N 1,2, не выполнена уборка снега специализированным и (или) ручным способом.
По результатам проверки составлен акт от 24.03.2016 и вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении. Материалы административного дела направлены в Административную комиссию Первомайского административного округа города Мурманска на рассмотрение.
Административная комиссия Первомайского административного округа МО город Мурманск, рассмотрев материалы административного дела, 18.05.2016 вынесла постановление N 799/27-05-05 о привлечении ЖСК "Мурманск-33" к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО, в виде предупреждения.
Не согласившись с названным постановлением, кооператив обратился в арбитражный суд с заявлением, указав, что спорная придомовая территория не входит в состав общего имущества данного многоквартирного дома.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив обстоятельства дела, отказал обществу в удовлетворении заявления, признав выводы инспекции обоснованными.
Апелляционный суд не согласен с выводами суда первой инстанции и считает их ошибочными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Названная норма регионального законодателя согласуется с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", где к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, 5 охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Соответствующие правила на территории города Мурманска утверждены Решением Совета депутатов города Мурманска от 26.12.2013 N 68-971 "О правилах благоустройства территории муниципального образования город Мурманск" (далее - Правила N 68-971).
Названные Правила содержат, в том числе, требования, определяющие порядок содержания объектов благоустройства, как отдельных территорий, так и расположенных на них зданий в муниципальном образовании город Мурманск.
Под уборкой территории понимается комплекс мероприятий, связанных с регулярной очисткой территорий с твердыми, мягкими, газонными и комбинированными видами покрытий, озелененных территорий и территорий открытого грунта от грязи, снега и наледи, отходов производства и потребления с последующим их сбором и вывозом в специально отведённые для этого места (пункт 9.1.8).
Юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и физические лица обязаны обеспечивать своевременную и качественную уборку принадлежащих им на праве собственности или на другом вещном праве земельных участков в соответствии с законодательством, а также уборку прилегающих территорий в соответствии с Правилами N 68-971 и другими муниципальными правовыми актами города Мурманска (пункт 9.2.1).
Юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и физические лица, обеспечивающие (осуществляющие) уборку территорий, обязаны соблюдать особенности уборки территории в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также порядок обращения с отходами производства и потребления, установленные Правилами N 68-971, другими муниципальными правовыми актами города Мурманска (пункт 9.2.19).
В осенне-зимний период уборка объектов благоустройства предусматривает, помимо прочего: сгребание и подметание снега, скалывание льда и удаление снежно-ледяных образований; удаление снега с улиц, дорог, тротуаров (пункт 9.2.33).
Удаление снега осуществляется путём его подметания, сгребания, вывоза или путём перекидки снега на свободные территории механизированным и (или) ручным способами (пункт 9.2.35).
При производстве уборки в осенне-зимний период запрещается, в частности, перемещение снега на проезжую часть и тротуары (пункт 9.2.45). Физические и юридические лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны осуществлять, в том числе уборку придомовых территорий (пункт 9.2.47).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) одним из способов управления многоквартирным домом является управление им жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Как следует из материалов дела, Кооператив управляет многоквартирным домом N 16 по улице Крупской города Мурманска с 01.03.2015 на основании протокола N 55 общего собрания собственников помещений этого дома.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в данном доме.
При этом в порядке части 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
В силу подпункта "а" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый указанными в пункте 13 названных Правил ответственными лицами (в данном случае жилищным кооперативом), обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Несоблюдение вышеперечисленных требований к эксплуатации и содержанию объектов жилищного и нежилого фонда лицами, ответственными за надлежащее содержание жилых домов и (или) жилых помещений, образует состав административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Оспариваемым постановлением кооператив привлечен к административной ответственности за несвоевременную уборку снега специализированным и (или) ручным способом на проезжей части придомовой территории многоквартирного дома N 16, расположенного по улице Крупской в городе Мурманске.
Пунктом 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ предусмотрено, что к общему имуществу в многоквартирном доме относится земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с техническим паспортом, представленным заявителем, на указанный многоквартирный дом и на земельный участок по состоянию на 24.03.2016 в состав земельного участка входит только застроенная часть, в том числе, крыльцо здания (л.д. 32-33).
Ни тротуары, ни проезды, ни газоны и иные элементы благоустройства не вошли согласно техническому паспорту в границы земельного участка, включенного в состав общего имущества названного многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административной комиссией не представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие факт включения территории (тротуаров, газонов, проезжей части), прилегающей к указанному многоквартирному дому, в состав общего имущества.
Следовательно, у кооператива не возникло обязанности осуществления уборки территории, прилегающей к данному многоквартирному дому (проезжей части придомовой территории).
При таких обстоятельствах, у должностного лица Административной комиссии не имелось правовых оснований для привлечения ЖСК "Мурманск-33" к административной ответственности по пункту 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях".
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 стать 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.09.2016 по делу N А42-4085/2016, отменить.
Признать незаконным постановление Административной комиссии Первомайского административного округа муниципального образования город Мурманск от 18.05.2016 N 799/27-05-05 о привлечении ЖСК "Мурманск-33" к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Борисова Г.В. |
Судьи |
Лопато И.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-4085/2016
Истец: ЖСК "Мурманск-33"
Ответчик: Административная комиссия Первомайского административного округа МО г. Мурманск