Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 апреля 2017 г. N Ф02-833/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
07 декабря 2016 г. |
дело N А10-773/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 сентября 2016 года по делу N А10-773/2016 по заявлению публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889) к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия (ОГРН 1020300973208, ИНН 0326002067) о признании незаконным решения,
(суд первой инстанции: судья Логинова Н.А.),
при участии в судебном заседании:
от публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" - Донского А.Н., представителя по доверенности от 11.01.2016,
от Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия - Барышевой А.В., представителя по доверенности от 07.12.2015,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (далее - заявитель, общество или ПАО "ТГК N 14") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия (далее - служба по тарифам, регулирующий орган) с заявлением о признании незаконным решения о прекращении рассмотрения дела в части установления нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии Улан-Удэнской ТЭЦ-2 филиала "Генерация Бурятии" ПАО "ТГК-14", установления нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии Тимлюйской ТЭЦ филиала "Генерация Бурятии" ПАО "ТГК-14", установления нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии котельными ПАО "ТГК-14" филиала "Улан-Удэнский энергетический комплекс", об обязании Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия рассмотреть дела об установлении нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии Улан-Удэнской ТЭЦ-2 филиала "Генерация Бурятии" ПАО "ТГК-14", установлении нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии Тимлюйской ТЭЦ филиала "Генерация Бурятии" ПАО "ТГК-14", установлении нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии котельными ПАО "ТГК-14" филиала "Улан-Удэнский энергетический комплекс" и установить нормативы удельного расхода топлива.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 сентября 2016 года заявленное требование удовлетворено частично. Признано незаконным решение службы по тарифам о прекращении рассмотрения дела в части установления нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии котельными ПАО "ТГК-14" филиала "Улан-Удэнский энергетический комплекс" на 2016 год.
На службу по тарифам возложена обязанность рассмотреть дело об установлении нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии котельными ПАО "ТГК-14" филиала "Улан-Удэнский энергетический комплекс" на 2016 год.
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, ПАО "ТГК-14" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель ставит вопрос об отмене обжалуемого решения в части отказа в удовлетворении требований общества по признанию незаконным решения службы по тарифам о прекращении рассмотрения дел по Улан-Удэнской ТЭЦ-2, Тимлюйской ТЭЦ как незаконного и необоснованного, нарушающего права и законные интересы общества, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Служба по тарифам в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает обжалуемое решение законным, основанном на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права. Просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель службы по тарифам выразила несогласие с доводами апелляционной жалобы.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, выслушав представителей общества и службы по тарифам, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ПАО "ТГК N 14" обратилось в службу по тарифам с заявлениями об утверждении норматива удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой на 2016 год, в том числе:
- 08.04.2015 источниками тепловой энергии филиала "Улан-Удэнский энергетический комплекс" исх. N АК-952,
- 17.04.2015 Улан-Удэнской ТЭЦ-2 филиала "Генерация Бурятии" ПАО "ТГК-14" исх.N 1043, Тимлюйской ТЭЦ филиала "Генерация Бурятии" ПАО "ТГК-14" исх. N 1042.
29 апреля 2015 года служба по тарифам в соответствии с пунктом 2 "Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения", утвержденного приказом ФСТ РФ от 07.06.2013 N 163, приняты приказы N N 2/15, 2/16, 2/17 об открытии дел об установлении нормативов удельного расхода топлива.
30 ноября 2015 года состоялось заседание коллегии службы по тарифам, на котором принято решение о прекращении рассмотрения указанных дел об установлении нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой на 2016 год, в связи с отсутствием необходимости пересмотра НУР, о чем составлен протокол от 30 ноября 2015 года.
ПАО "ТГК N 14" не согласившись с решением службы по тарифам от 30 ноября 2015 года о прекращении рассмотрения дела по установлению нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии указанными источниками тепловой на 2016 год, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о незаконности решения службы по тарифам о прекращении рассмотрения дела в части установления нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии котельными ПАО "ТГК-14" филиала "Улан-Удэнский энергетический комплекс" на 2016 год правильными, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Материалами дела подтверждено, что основанием принятия оспариваемого решения службы по тарифам от 30.11.2015 явился вывод о том, что с момента принятия в 2012, 2013 годах нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой филиала "Улан-Удэнский энергетический комплекс", Улан-Удэнской ТЭЦ-2 филиала "Генерация Бурятии", Тимлюйской ТЭЦ филиала "Генерация Бурятии" ПАО "ТГК-14" в энергетических характеристиках оборудования, в нормативно-технической документации по топливоиспользованию не произошло изменений, что свидетельствует об отсутствии оснований для пересмотра указанных нормативов.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) регламентированы правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения на основании пункта 3 статьи 5 Закона N 190-ФЗ относятся, в том числе реализация предусмотренных частью 3 статьи 7 настоящего Закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Частью 3 статьи 5 Закона N 190-ФЗ предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляют, в том числе следующие полномочия:
- устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Закона,
- вправе запрашивать у органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и получать от них информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в формате и в сроки, которые определяются указанными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 190-ФЗ осуществляется в соответствии, в том числе со следующими основными принципами:
- обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя;
- осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в целях сокращения потерь энергетических ресурсов, в том числе требований к разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов.
В силу пункта 1.2 Положения о службе по тарифам (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 05.02.2005 N 29, служба по тарифам является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Бурятия, а также контроль в сфере государственного регулирования тарифов (цен), иные функции в пределах компетенции, установленной законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия.
Служба по тарифам согласно пункту 3.20 Положения, утверждает нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
Таким образом, служба по тарифам обладает полномочиями по утверждению нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии.
Порядок определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии утвержден приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30 декабря 2008 N 323 (далее - Порядок определения НУР).
В соответствии с пунктом 2 Порядка определения НУР нормативы удельных расходов топлива определяются для каждой тепловой электростанции (далее - ТЭС) и котельной (за исключением отопительных и производственно-отопительных котельных жилищно-коммунальной сферы). Норматив удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию отопительными и производственно-отопительными котельными жилищно-коммунальной сферы определяется в целом по организации.
Под нормативом удельных расходов топлива (далее - НУР) согласно пункту 3 Порядка определения НУР понимается максимально допустимая технически обоснованная мера потребления топлива на единицу электрической энергии, отпускаемой с шин, на единицу тепловой энергии, отпускаемой в тепловую сеть. Нормативы определяются в граммах условного топлива на 1 киловатт-час (г у.т./кВт·ч), килограммах условного топлива на одну гигакалорию (кг у.т./Гкал) с дифференциацией по месяцам. Настоящий порядок применяется при установлении НУР на очередной расчетный период регулирования (финансовый год), а также при установлении НУР на каждый расчетный период регулирования в рамках долгосрочного периода регулирования при установлении долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения.
Пунктом 5 Порядка определения НУР предусмотрено, что по котельным теплопроизводительностью от 50 Гкал/ч и выше расчеты НУР выполняются на основе действующей на момент выполнения расчетов нормативно-технической документации (далее - НТД) по топливоиспользованию.
Возможность пересмотра утвержденных нормативов предусмотрена пунктом 44 Порядка определения НУР при возникновении причин, существенно влияющих на расход топлива: изменение вида, класса, марки или качества сжигаемого топлива; выявление испытаниями новых характеристик котлоагрегатов; установка нового и реконструкция действующего оборудования, перевод паровых котлов в водогрейный режим.
Материалами дела подтверждается, что 27 ноября 2012 года приказом службы по тарифам N 5/14 установлены нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии Тимлюйской ТЭЦ филиала "Генерация Бурятии" ПАО "ТГК-14" - 182,3 кг у.т./Гкал, Улан- Удэнской ТЭЦ-2 филиала "Генерация Бурятии" ПАО "ТГК-14" - 166,1 кг у.т./Гкал.
21 ноября 2013 года приказом РСТ РБ N 5/12 установлены нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии котельными ПАО "ТГК-14" филиал "Улан-Удэнский энергетический комплекс" - 185,81 кг у.т./Гкал.
Названными приказами службы по тарифам для общества определены нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии котельными ПАО "ТГК-14" филиал "Улан-Удэнский энергетический комплекс" на основании НТД, разработанной ООО "ИнТехноСиб"; Тимлюйской ТЭЦ на основании НТД, разработанной ОАО "фирма ОРГРЭС"; по Улан-Удэнской ТЭЦ-2 на основании НТД, разработанной ОАО "фирма ОРГРЭС".
Рассматривая довод службы по тарифам об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 44 Порядка определения НУР, для пересмотра утвержденных нормативов удельного расхода топлива на 2016 год по Улан-Удэнской ТЭЦ-2, Тимлюйской ТЭЦ, суд первой инстанции верно признал его обоснованным, поскольку из документов, представленных обществом в обоснование необходимости пересмотра утвержденных НУР, не следует, что изменился состав работающего оборудования на Улан-Удэнской ТЭЦ-2, Тимлюйской ТЭЦ, или на основании испытаний выявлены новые характеристики котлоагрегатов, а также учитывая то, что информация о вводе нового оборудования на станциях, информации о переводе котлов на сжигание топлива другого вида или другой марки обществом не представлялась.
Довод общества о том, что НУР на 2016 год по Улан-Удэнской ТЭЦ-2, Тимлюйской ТЭЦ должен быть пересмотрен, поскольку НТД на основании которой экспертом осуществлен расчет НУР, утвержденный приказом службой по тарифам от 27.11.2012 N 5/14, предусматривает, что показатель планового отпуска тепла допускает максимальное и минимальное значение, а уменьшение данного показателя (снижение выработки тепла) приводит к увеличению исходно-номинального удельного расхода топлива, судом первой инстанции правомерно не принят во внимание.
В рассматриваемом случае увеличения исходно-номинального удельного расхода топлива путем снижения среднего показателя выработки тепла, рассчитанного экспертом на основании графиков представленных обществом, не может быть признано обоснованным, поскольку результатом указанных действий будет искусственное увеличение установленного долгосрочного тарифа в сфере теплоснабжения.
Прекращая рассмотрение дела об установлении нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой котельными ПАО "ТГК-14" филиал "Улан-Удэнский энергетический комплекс" на 2016 год служба по тарифам указала, что поскольку НТД по котельным ПАО "ТГК-14" филиал "Улан-Удэнский энергетический комплекс" не изменилась, оснований для пересмотра НУР не имеется.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявления об установлении НУР на 2016 год по котельными ПАО "ТГК-14" филиал "Улан-Удэнский энергетический комплекс" заявителем в адрес службы по тарифам представлялись, в том числе документы, свидетельствующие о переводе паровых котлов по котельной Юго-Западная в водогрейный режим.
Следовательно, в данном случае суд пришел к правильному выводу о наличии оснований, предусмотренных пунктом 44 Порядка определения НУР, для пересмотра норматива удельного расхода топлива, утвержденного приказом РСТ РБ от 21.11.2013 N 5/12.
Довод службы по тарифам о том, что при определении НУР по котельным ПАО "ТГК-14" филиал "Улан-Удэнский энергетический комплекс" необходимо применять НТД, разработанные ООО "ИнТехноСиб" и, следовательно, НУР, утвержденный на основании указанных НТД приказом службы по тарифам от 21.11.2013 N 5/12, не измениться, верно признан судом первой инстанции недостаточно обоснованным.
Согласно пункту 13 Порядка определения НУР в состав нормативно-технической документации по топливоиспользованию тепловой электростанции входят:
- энергетические характеристики котлоагрегатов каждой из групп оборудования;
- энергетические характеристики турбоагрегатов каждой из групп оборудования;
- зависимости технологических потерь тепла, связанных с отпуском тепла каждой из групп оборудования;
- зависимости абсолютных или удельных затрат электроэнергии и тепла на собственные нужды каждой из групп оборудования, электростанции в целом;
- пояснительная записка по разработке энергетических характеристик оборудования и зависимостей затрат электроэнергии и тепла на собственные нужды;
- графики исходно-номинальных удельных расходов топлива на отпускаемые электроэнергию и тепло;
- макеты расчета номинальных показателей оборудования и нормативов удельных расходов топлива;
- план организационно-технических мероприятий по реализации резервов тепловой экономичности и рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов, разработанный на основе обязательных энергетических обследований;
- отчетные данные о номинальных и фактических удельных расходах топлива за последние 3 года, предшествующих разработке НТД по топливоиспользованию.
Нормативно-техническая документация по топливоиспользованию котельной включает:
- энергетические характеристики каждого типа установленных паровых и водогрейных котлов;
- зависимости абсолютных или удельных затрат тепла на собственные нужды;
- зависимости затрат мощности на механизмы котельной (дутьевые вентиляторы, дымососы, питательные насосы, сетевые насосы и др.);
- пояснительную записку по разработке энергетических характеристик оборудования и зависимостей затрат тепла на собственные нужды;
- графики исходно-номинальных удельных расходов топлива на отпускаемое тепло;
- макет расчета номинальных показателей и нормативов удельных расходов топлива;
- план организационно-технических мероприятий по реализации резервов тепловой экономичности и рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов, разработанный на основе обязательных энергетических обследований;
- отчетные данные о номинальных и фактических удельных расходах топлива за последние 3 года, предшествующие разработке НТД по топливоиспользованию.
Нормативно-техническая документация по топливоиспользованию организаций, эксплуатирующих отопительные (производственно-отопительные) котельные, включает:
- технические характеристики оборудования и режимы функционирования;
- энергетические характеристики котлов;
- характеристики используемого топлива;
- режимные карты, разработанные по результатам режимно-наладочных испытаний;
- расчеты и показатели расхода тепла на собственные нужды котельной на расчетный год;
- план организационно-технических мероприятий по рациональному использованию и экономии топливно-энергетических ресурсов и снижению нормативов удельных расходов топлива;
- отчетные данные о номинальных и фактических удельных расходах топлива за последние 3 года, предшествующие разработке НТД по топливоиспользованию.
Энергетическая характеристика агрегата в понимании пункта 14 Порядка определения НУР - это комплекс зависимостей номинальных и исходно-номинальных значений параметров и показателей его работы в абсолютном, удельном или относительном исчислении от нагрузки или других нормообразующих показателей при фиксированных значениях внешних факторов.
Энергетическая характеристика агрегата разрабатывается для конкретной тепловой схемы технически исправного агрегата с учетом его конструктивных особенностей, условий и режимов эксплуатации, наработки ресурса.
Энергетическая характеристика агрегата отражает максимально возможную эффективность использования энергоресурсов агрегатом при условии отсутствия упущений в его эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте.
Энергетическая характеристика агрегата включает систему поправок, обеспечивающих возможность оценки изменения объемов потребления энергоресурсов агрегатом при изменении внешних факторов и отклонении фактических значений параметров и показателей от параметров и показателей энергетической характеристики.
К внешним факторам относятся объективные факторы, оказывающие влияние на экономичность работы оборудования, значения которых не зависят от деятельности производственного персонала и подрядных ремонтных организаций.
В качестве исходных данных при разработке энергетической характеристики оборудования используются:
- результаты представительных балансовых испытаний;
- данные режимно-наладочных или экспресс-испытаний;
- типовые энергетические характеристики оборудования.
Балансовые испытания выполняются на оборудовании, прошедшем капитальный ремонт и имеющем более высокие эксплуатационные значения показателей тепловой экономичности по сравнению с остальным однотипным оборудованием ТЭС или котельной.
При отсутствии результатов испытаний и типовых энергетических характеристик в качестве исходных данных для разработки временных энергетических характеристик, со сроком действия не более 1 года, могут быть использованы лучшие эксплуатационные показатели или данные заводов - изготовителей оборудования.
В соответствии с пунктом 19 Порядка определения НУР срок действия НТД по топливоиспользованию не может превышать 5 лет. По окончании срока действия НТД пересматривается, срок действия НТД не продлевается. НТД пересматривается за квартал до окончания срока ее действия. Внеочередной пересмотр НТД производится при:
- переводе котлов на сжигание топлива другого вида или другой марки;
- переводе турбоагрегатов с конденсацией пара на работу с противодавлением или ухудшенным вакуумом;
- реконструкции турбоагрегатов с организацией регулируемого отбора или с увеличением отпуска пара из регулируемого отбора;
- вводе нового оборудования.
Материалами дела подтверждается, что по котельным ПАО "ТГК-14" филиал "Улан-Удэнский энергетический комплекс" НТД разработана 19.07.2013 ООО "ИнТехноСиб" с использованием энергетических характеристик, исходными данными для разработки которых явились паспортные данные котлоагрегатов.
Суд первой инстанции, учитывая положения пункта 14 Порядка определения НУР предусматривающие, что при отсутствии результатов испытаний и типовых энергетических характеристик в качестве исходных данных для разработки временных энергетических характеристик, со сроком действия не более 1 года, могут быть использованы лучшие эксплуатационные показатели или данные заводов - изготовителей оборудования, пришёл к верному выводу об обоснованности доводов заявителя о том, что на момент обращения с заявлением об установлении НУР на 2016 год, нормативно- техническая документация по котельной Юго-Западная, в том числе на основании которой Приказом службы по тарифам от 21.11.2013 N 5/12 утвержден норматив удельного расхода топлива, не действовала.
Балансовые испытания выполняются на оборудовании, прошедшем капитальный ремонт и имеющем более высокие эксплуатационные значения показателей тепловой экономичности по сравнению с остальным однотипным оборудованием ТЭС или котельной.
При отсутствии результатов испытаний и типовых энергетических характеристик в качестве исходных данных для разработки временных энергетических характеристик, со сроком действия не более 1 года, могут быть использованы лучшие эксплуатационные показатели или данные заводов - изготовителей оборудования.
В соответствии с пунктом 19 Порядка определения НУР срок действия НТД по топливоиспользованию не может превышать 5 лет. По окончании срока действия НТД пересматривается, срок действия НТД не продлевается. НТД пересматривается за квартал до окончания срока ее действия. Внеочередной пересмотр НТД производится при:
- переводе котлов на сжигание топлива другого вида или другой марки;
- переводе турбоагрегатов с конденсацией пара на работу с противодавлением или ухудшенным вакуумом;
- реконструкции турбоагрегатов с организацией регулируемого отбора или с увеличением отпуска пара из регулируемого отбора;
- вводе нового оборудования.
Материалами дела подтверждается, что по котельным ПАО "ТГК-14" филиал "Улан-Удэнский энергетический комплекс" НТД разработана 19.07.2013 ООО "ИнТехноСиб" с использованием энергетических характеристик, исходными данными для разработки которых явились паспортные данные котлоагрегатов.
Учитывая положения пункта 14 Порядка определения НУР предусматривающие, что при отсутствии результатов испытаний и типовых энергетических характеристик в качестве исходных данных для разработки временных ЭХ, со сроком действия не более 1 года, могут быть использованы лучшие эксплуатационные показатели или данные заводов - изготовителей оборудования, суд приходит к выводу об обоснованности доводов заявителя о том, что на момент обращения с заявлением об установлении НУР на 2016 год, нормативно- техническая документация по котельной Юго-Западная, в том числе на основании которой Приказом РСТ по РБ от 21.11.2013 N 5/12 утвержден норматив удельного расхода топлива, не действовала.
Заявляя о пересмотре НУР по котельным ПАО "ТГК-14" филиал "Улан-Удэнский энергетический комплекс" общество в обосновывающих материалах ссылалось, в том числе на НТД (котельная Юго-Западная), разработанную ООО "Учебно-научный центр ТЭС" и ОАО "ТГК-14", срок действия с 2014 по 2019 года.
Следовательно, как верно отметил суд первой инстанции, при наличии оснований для пересмотра НУР, установленных пунктом 44 Порядка определения НУР, расчет норматива удельного расхода топлива по котельным ПАО "ТГК-14" филиал "Улан-Удэнский энергетический комплекс" не мог быть осуществлен службой по тарифам на основании НТД, разработанной ООО "ИнТехноСиб" срок действия которой до 19.07.2014, без обоснования причин непринятия НТД (котельная Юго-Западная), разработанной ООО "Учебно-научный центр ТЭС" и ОАО "ТГК-14", срок действия с 2014 по 2019 года.
Суд апелляционной инстанции, равно как и суд первой инстанции считает, что оспариваемое решение является законным и обоснованным в части прекращении рассмотрения дел об установлении нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии Тимлюйской ТЭЦ филиала "Генерация Бурятии" ПАО "ТГК-14", Улан-Удэнской ТЭЦ-2 филиала "Генерация Бурятии" ПАО "ТГК-14" на 2016 год, а в части прекращения рассмотрения дел об установлении нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой котельными ПАО "ТГК-14" филиал "Улан-Удэнский энергетический комплекс" противоречащим пункту 44 Порядка определения НУР, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30 декабря 2008 года N 323, нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности
При этом суд отмечает, что в случае отсутствия необходимости пересмотра НУР служба по тарифам вправе была принять решение о прекращении рассмотрения дел об установлении нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нарушения процедуры принятия решения в данном случае судом не усматривается.
Из пояснений службы по тарифам следует, что поскольку процедура установления нормативов удельного расхода топлива не установлена, регулирующий орган применил Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденный приказом ФСТ России от 07.06.2013 N 163 (далее - Регламент) в части открытия дела по аналогии.
Для организации рассмотрения дела об установлении цен (тарифов), открываемого по результатам рассмотрения документов и материалов, руководитель органа регулирования на основании пункта 13 Регламента назначает уполномоченного по делу из числа работников органа регулирования.
В соответствии с приказами службы по тарифам от 29.04.2015 N N 2/15, 2/17, 2/16 уполномоченными по делам об установлении нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии Улан-Удэнской ТЭЦ-2, Тимлюйской ТЭЦ, источниками тепловой энергии филиала "Улан-Удэнский энергетический комплекс" на 2016 год назначены начальник отдела регулирования тарифов в теплоэнергетике и коммунальном комплексе Усольцева И.П., заместитель начальника отдела регулирования тарифов в теплоэнергетике и коммунальном комплексе Тавшинова М.А.
Значит, заключение эксперта Усольцевой И.П., изложенное в пояснительных записках к расчету нормативов удельного расхода топлива при 15 производстве тепловой энергии Улан-Удэнской ТЭЦ-2, Тимлюйской ТЭЦ, источниками тепловой энергии филиала "Улан-Удэнский энергетический комплекс", могло быть принято во внимание службой по тарифам при принятии решения.
Рассмотрение дела об отмене (о введении) регулирования тарифов в силу пункта 46 Регламента прекращается со дня принятия решения об отмене (о введении) регулирования тарифов или об отказе в отмене регулирования тарифов.
В связи с отсутствием регламента, устанавливающего непосредственно процедуру установления нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, суд апелляционной инстанции, равно как суд первой инстанции полагает вышеуказанный пункт Регламента также применимым к рассматриваемым отношениям.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 сентября 2016 года по делу N А10-773/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-773/2016
Истец: ПАО Территориальная генерирующая компания N 14
Ответчик: Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия