Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 марта 2017 г. N Ф03-760/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
08 декабря 2016 г. |
Дело N А51-7107/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 декабря 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей О.Ю. Еремеевой, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н. Витко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной таможенной службы,
апелляционное производство N 05АП-8126/2016
на решение от 05.09.2016
судьи Н.А. Галочкиной
по делу N А51-7107/2016 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ферротрейд" (ИНН 7604198677, ОГРН 1117604002812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.02.2011)
к Федеральной таможенной службе (ИНН 7730176610, ОГРН 1047730023703, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 09.09.2004)
о взыскании 10750 руб. убытков, связанных с ДТ N 10702030/120515/0026934,
при участии:
от ФТС России: представитель Гринчий Е.Е. по доверенности N 192 от 31.12.2015 сроком до 31.12.2016;
от ООО "Ферротрейд": не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ферротрейд" (далее - истец, общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Федеральной таможенной службы (далее - ответчик, таможенная службы, ФТС) убытков в размере 10750 руб., понесенных на оплату представительских услуг и уплату таможенного сбора по ДТ N 10702030/120515/0026934.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 05.09.2016 требования общества в части взыскания с ФТС убытков по уплате таможенного сбора в сумме 750 руб. удовлетворены, а в остальной части в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований, ответчик обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда в обжалуемой части отменить и принять новый судебный акт. Отмечает, что судом первой инстанции неверно определена правовая природа заявленных к взысканию денежных средств, поскольку таможенные сборы, как и налоги, являются обязательными платежами, которые поступают в бюджет Российской Федерации. То есть, уплачивая таможенный сбор, лицо выступает как субъект административных правоотношений, а не гражданских, в силу чего указанный платеж не может быть признан убытками по смыслу, придаваемому данному понятию гражданским законодательством. Настаивает на отсутствие причинно-следственной связи между действиями таможенного органа по определению размера обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов и возникшими у общества расходами по уплате таможенного сбора при повторной подаче таможенной декларации.
В судебном заседании таможенная служба поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Общество с доводами апелляционной жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем решение суда отмене не подлежит.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы с учетом разъяснений Пленума ВАС РФ, изложенных в пункте 5 Постановления от 17.02.2011 N 12, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явился. В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу без участия общества.
В силу части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Принимая во внимание, что решение суда обжалуется только в части взыскания с ФТС убытков в размере 750 руб. и возражений по проверке судебного акта только в обжалуемой части от сторон не поступило, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В мае 2015 года во исполнение внешнеторгового контракта от 08.05.2013 N 162/VS-J, заключенного между заявителем и иностранной компанией, на таможенную территорию таможенного союза в Россию ввезен товар общей стоимостью 5417,19 долл. США.
В целях таможенного оформления указанного товара общество подало в таможню ДТ N 10702030/120515/0026934, определив таможенную стоимость по первому методу определения таможенной стоимости "по стоимости сделки с ввозимыми товарами".
Посчитав, что сведения, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, не основаны на количественно определенной и документально подтвержденной информации, таможня 13.05.2015 приняла решение о проведении дополнительной проверки, которым у общества запрошены дополнительные документы и сведения, а также произведен и направлен расчет суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов по спорной ДТ в размере 3978095,46 руб.
14.05.2015 от общества в таможенный орган поступило обращение об отзыве декларации N 10702030/120515/0026934 по причине отсутствия достаточных средств для предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей в целях условного выпуска товара, о чём таможней в этот же день было принято соответствующее разрешение.
При этом ввезенные товары повторно были заявлены обществом к таможенному оформлению по ДТ N 10702030/250615/0039293, при подаче которой декларантом уплачен таможенный сбор в размере 750 руб., что нашло отражение в графе 47 указанной декларации.
В свою очередь, не согласившись с действиями таможенного поста Морской порт Владивосток, выразившимися в определении размера обеспечения уплаты таможенных платежей по ДТ N N 10702030/120515/0026934 в сумме 3978095,46 руб., общество в порядке статьи 46 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) обратилось с письменной жалобой в вышестоящий таможенный орган, который решением от 07.09.2015 N 08-18/232, принятым в порядке ведомственного контроля, удовлетворил данную жалобу.
Посчитав, что понесенные по вине должностных лиц таможенного органа расходы по уплате таможенного сбора в размере 750 руб. являются убытками, общество обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в указанной части, пришел к выводу о наличии причинно-следственной связи между неправомерными действиями таможенного органа и наступившими для истца последствиями.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акт в обжалуемой части в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 104 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС, Кодекс) при проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда перевозчику, в том числе таможенному перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иным заинтересованным лицам, чьи интересы затрагиваются действиями (бездействием) и решениями таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам.
Убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 2 статьи 104 Кодекса).
По правилам части 2 статьи 25 Закона N 311-ФЗ вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие неправомерных решений, действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов при исполнении ими служебных обязанностей, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из положений статей 16, 1069 ГК РФ следует, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. При этом в соответствии со статьей 65 АПК РФ лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт противоправности действий, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между правонарушением и убытками.
Как следует из материалов дела, требование истца о взыскании с ФТС убытков в сумме 750 руб. основано на неправомерных действиях таможенного органа, выразившихся в определении размера обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, задекларированных в ДТ N 10702030/120515/0026934, на основании несопоставимых источников ценовой информации, что побудило декларанта повторно заявить товары к таможенному оформлению с повторной уплатой таможенного сбора, а первоначально поданную ДТ отозвать и, соответственно, утратить денежные средства в виде уплаченного таможенного сбора.
Поддерживая выводы арбитражного суда о нарушении таможенным органом порядка определения расчета обеспечения уплаты таможенных платежей по ДТ N 10702030/120515/0026934, апелляционная коллегия учитывает следующее.
Пунктом 1 статьи 88 ТК ТС установлено, что сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, в государстве - члене таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров, за исключением случаев, установленных частью второй настоящего пункта и главой 3 настоящего Кодекса.
По правилам пункту 2 этой же статьи, если при установлении суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, их наименовании, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, сумма обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их физических характеристик в натуральном выражении (количество, масса, объем или иные характеристики), которые могут быть определены на основании имеющихся сведений, порядок использования которых определяется законодательством государств - членов таможенного союза.
Пунктами 11, 12, 14 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, установлено, что если при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, то таможенный орган проводит дополнительную проверку любым способом, не запрещенным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государства - члена Таможенного союза, с целью принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров.
В силу пункта 16 названного Порядка одновременно с доведением до декларанта решения о проведении дополнительной проверки таможенный орган в установленном порядке сообщает декларанту сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которую необходимо предоставить таможенному органу для выпуска товаров (пункт 5 статьи 88 ТК ТС). Сумма обеспечения рассчитывается в соответствии с пунктом 2 статьи 88 ТК ТС. Для ее расчета может быть, в частности, использована информация о стоимости товаров того же класса или вида, имеющаяся у таможенного органа (в том числе в базах данных таможенных органов).
Согласно пункту 5 статьи 88 ТК ТС при выпуске товаров в соответствии с пунктом 2 статьи 69 Кодекса сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется как сумма таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены в результате дополнительной проверки с учетом положений пункта 2 этой статьи.
Как подтверждается материалами, к таможенному оформлению по ДТ N 10702030/120515/0026934 обществом были заявлены следующие товары:
- N 1 - воздушный фильтр для двигателей внутреннего сгорания а/м, код ОКП 459123, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 8421310000, страна происхождения: Индонезия, условия поставки: CFR, вес нетто - 5340,9 кг, индекс таможенной стоимости - 0,715 долл. США/кг;
- N 2 - фильтр воздушный для салона авто а/м, код ОКП 459123, код по ТН ВЭД ЕАЭС 8421392009, страна происхождения: Индонезия, условия поставки: CFR, вес нетто - 384,9 кг, индекс таможенной стоимости - 0,743 долл.США/кг;
- товар N 3 - оборудование для фильтрования масла и топлива в двигателе внутреннего сгорания а/м, фильтр масляный, код ОКП 459123, код по ТН ВЭД ЕАЭС 8421230000, страна происхождения: Индонезия, условия поставки: CFR, вес нетто - 1181,8 кг, индекс таможенной стоимости - 0,712 долл. США/кг;
- товар N 4 - устройство для фильтрования масла и топлива в двс, код ОКП 459123, код по ТН ВЭД ЕАЭС 8421230000, страна происхождения: Индонезия, условия поставки: CFR, вес нетто - 658 кг, индекс таможенной стоимости - 0,714 долл.США/кг.
Согласно имеющемуся в материалах дела расчету обеспечения уплаты таможенных платежей по спорной декларации, сравнительной таблицей по сведениям о спорных товарах, подготовленной ФТС, и таможенными декларациями, использованными в качестве источников ценовой информации, при расчете обеспечения в размере 3978095,46 руб. таможенным органом за основу взята следующая ценовая информация:
- по товару N 1 - товар N 91 в ДТ N 10714040/100315/0006550 (воздушные фильтры для очистки атмосферного воздуха, поступающего внутрь двс, код по ТН ВЭД ЕАЭС 8421310000, страна происхождения: Япония, условия поставки: CIF, вес нетто - 41,54 кг) с уровнем таможенной стоимости 48,96 долл.США/кг;
- по товару N 2 - товар N 18 в ДТ N 10702030/160315/0015420 (фильтры для очистки воздуха салонные, код по ТН ВЭД ЕАЭС 8421392009, страна происхождения: Япония, условия поставки: CIF, вес нетто - 115 кг) с уровнем таможенной стоимости 37,45 долл.США/кг;
- по товару N 3 - источник, указанный как ДТ N 10703070/140415/0000946, отсутствуют в базе данных таможенного органа;
- по товару N 4 - товар N 12 в ДТ N 10702030/190315/0016207 (фильтры очистки топлива в банк для легковых автомобилей, код по ТН ВЭД ЕАЭС 8421230000, страна происхождения: Япония, условия поставки: CIF, вес нетто - 305 кг) с уровнем таможенной стоимости 39,48 долл.США/кг.
Проанализировав сведения о товарах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что сопоставляемые товары существенно отличаются друг от друга по коммерческим и качественным характеристикам, по весу, а также по производителям товаров, то есть по тем параметрам, которые непосредственно влияют на формирование таможенной стоимости ввозимого товара.
Делая указанный вывод, суд апелляционной инстанции учитывает представленный ответчиком мониторинг ценовой информации за период с 12.02.2015 по 12.05.2015, анализ которого показывает, что в зоне деятельности ДВТУ за 90 дней до подачи ДТ N 10702030/120515/0026934 осуществлялся ввоз товаров по коду ТН ВЭД 8421310000, индекс таможенной стоимости по которому варьировался от 0,72 до 15,90 долл.США/кг, по коду ТН ВЭД 8421392009 - от 0,72 до 10,02 долл.США/кг и по коду ТН ВЭД 8421230000 - от 0,70 до 30,80 долл.США/кг.
Доказательств, подтверждающих отсутствие возможности применить такую информацию вследствие несопоставимости товаров, таможенный орган не представил.
Между тем, судебной коллегией установлено, что спорные товары, повторно задекларированные обществом по ДТ N 10702030/250615/0039293, фактически были выпущены по обеспечение уплаты таможенных платежей в размере 1618635,06 руб., рассчитанное на основании источников ценовой информации с индексом таможенной стоимости 5,93 долл.США/кг (товар N 1 в ДТ N 10714040/230415/0010482), 5,24 долл.США/кг (товар N 3 в ДТ N 10714040/240615/0018278), 46,90 долл.США/кг (товар N 21 в ДТ N 10714040/080415/0008908), 46,90 долл.США/кг (товар N 21 в ДТ N 10714040/080415/0008908).
В силу вышеизложенного апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что действия таможенного органа, выразившиеся в определении размера обеспечения уплаты таможенных платежей по ДТ N 10702030/120515/0026934 в сумме 3978095,46 руб., не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества.
Таким образом, факт неправомерности действий таможенного органа подтвержден материалами дела и установлен решением таможни от 07.09.2015 N 08-18/232, принятым в порядке ведомственного контроля, по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица.
Учитывая, что незаконные действия таможенного органа по выставлению обществу расчета обеспечения уплаты таможенных платежей в завышенном размере по ДТ N 10702030/120515/0026934 привели к отзыву указанной декларации, утрате таможенного сбора и повторному декларированию ввезенных товаров с повторной уплатой таможенного сбора в размере 750 руб., судебная коллегия поддерживает вывод арбитражного суда о наличии причинно-следственной связи между понесенными расходами общества и действиями таможенного органа.
Соответственно материалами дела подтверждается вся совокупность обстоятельств, являющихся основанием для применения мер гражданско-правовой ответственности, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для взыскания убытков в спорном размере.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неверно определена правовая природа заявленных к взысканию денежных средств, апелляционная коллегия находит несостоятельным в силу следующего.
По правилам статьи 123 Закона N 311-ФЗ таможенный сбор представляет собой обязательный платеж, взимаемый таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, хранением товаров.
Согласно пункту 29 статьи 4 ТК ТС таможенными операциями являются действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза.
Из изложенного следует, что оплата таможенного сбора в рассматриваемом случае является необходимым условием осуществления таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров. При этом основополагающей чертой данных действий таможенных органов является их соответствие действующему законодательству таможенного союза.
В этой связи установленный судом факт незаконности действий таможни по определению расчета размера обеспечения уплаты таможенных платежей по спорной декларации, по сути, означает, что результатом инициированной декларантом таможенной операции при подаче таможенной декларации с внесением необходимого таможенного сбора явилось совершение таможней незаконных действий.
Осуществление в приведенной ситуации таможенным органом указанных неправомерных действий, не меняя правомерной публично-правовой природы сумм таможенных сборов на момент их внесения, по существу привели к возникновению у общества убытков в связи с такими незаконными действиями, равных размеру внесенной суммы таможенных сборов, что обосновывает наличие причинной связи ретроспективного характера между противоправным действием причинителя вреда (убытков) и наступившим вредом (убытками).
Материалами дела подтверждается, что при первоначальном декларировании товаров обществом уплачен таможенный сбор в сумме 750 руб., что подтверждается чеком от 12.05.2015, а впоследствии в отношении спорного товара декларантом повторно подана ДТ N 10702030/250615/0039293, и заявителем повторно уплачен таможенный сбор в сумме 750,00 руб.
Следовательно, отказ декларанта от внесения неправомерно рассчитанного размера обеспечения уплаты таможенных платежей и последующая подача новой декларации, сопровождающаяся очередной уплатой обязательного сбора, не могут расцениваться как добровольные действия, поскольку необходимость подачи повторной декларации и несения расходов по уплате таможенного сбора повлекли за собой именно неправомерные действия таможни.
Ссылка заявителя жалобы на положения пункта 3 статьи 129 Закона N 311-ФЗ, устанавливающие запрет на возврат таможенного сбора при отзыве таможенной декларации, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку заявленное истцом требование основано не на обязанности таможни возвратить излишне уплаченный таможенный сбор, а на причинении обществу убытков вследствие неправомерных действий таможни.
При таких обстоятельствах требования истца о взыскании убытков в размере 750 руб. обоснованно признаны судом первой инстанции подлежащими удовлетворению.
В силу пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации обязанность выступать в судах от имени Российской Федерации по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, возложена на главных распорядителей средств федерального бюджета.
Пунктом 5.71 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 N 809, ФТС осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций.
Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 2 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Таким образом, предъявленные ко взысканию убытки в сумме 750 руб., составляющие размер уплаченного таможенного сбора по ДТ N 10702030/120515/0026934, обоснованно взысканы судом с Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы за счет казны Российской Федерации.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части.
Выводы арбитражного суда по настоящему делу соответствует нормам материального права и имеющимся в материалах дела доказательствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Соответственно оснований для отмены решения суда в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на таможенную службу судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 05.09.2016 по делу N А51-7107/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Н. Анисимова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-7107/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 марта 2017 г. N Ф03-760/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ФЕРРОТРЕЙД"
Ответчик: Федеральная таможенная служба