Требование: о привлечении к административной ответственности
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
08 декабря 2016 г. |
Дело N А40-153065/16 |
Резолютивная часть постановления от 17.11.2016.
Полный текст постановления изготовлен 08.12.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Лепихина Д.Е., Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "МП сертификационная лаборатория бытовой электротехники ТЕСТБЭТ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.09.2016
по делу N А40-153065/16, принятое судьей Аксеновой Е.А.
по заявлению Федеральной службы по аккредитации (117312, Москва, улица Вавилова, дом 7, ОГРН 5117746026756)
к ООО "МП сертификационная лаборатория бытовой электротехники ТЕСТБЭТ" (Москва, улица Верхняя Радищевская, дом 4, строения 3-4-5, ОГРН 1037739937872109240)
о привлечении к административной ответственности;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.09.2016 ООО "МП сертификационная лаборатория бытовой электротехники ТЕСТБЭТ" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде взыскания административного штрафа в размере 400.000 руб.
Не согласившись с решением суда, обществом подана апелляционная жалоба, в которой просит судебный акт отменить, указывая на отсутствие состава вменяемого обществу административного правонарушения.
Представители общества и административного органа в судебное заседание не явились, спор рассмотрен в порядке ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев повторно материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что судебный акт отмене не подлежит, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что на основании изданного в целях проверки сведений, содержащихся в поступившем в Росаккредитацию обращении гражданина от 27.01.2016, приказом Росаккредитации от 24.03.2016 N 3067 инициирована внеплановая документарная проверка ООО "МП Сертификационная лаборатория бытовой электротехники ТЕСТБЭТ" (ОГРН 1037739937872), аккредитованного в качестве органа по сертификации бытовой электротехники, аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.11МЕ10.
В ходе проверки рассмотрены материалы дела сертификата соответствия от 06.10.2015 N ТС RU C-DE.ME10.B.03577, подписанного руководителем (уполномоченным лицом) ОС ООО "ТЕСТБЭТ" и экспертом.
Нарушения, выявленные в ходе рассмотрения указанных материалов, отражены в акте проверки от 22.04.2016 N 262-АВП и протоколе об административном правонарушении.
Сертификат соответствия от 06.10.2015 N ТС RU C-DE.ME10.B.03577 (бланк серии RU N 0326099) подтверждает соответствие продукции: электрокофеварка модели СМ 7500, СМ 7300, торговой марки MIELE.
Основанием для проведения процедуры подтверждения соответствия послужила заявка ООО "Миле СНГ" от 08.09.2015 на проведение работ по сертификации электрокофеварок торговой марки MIELE модели СМ 7500, СМ 7300, выпускаемых серийно на соответствие требованиям ТР ТС 004/2011, ТР ТС 020/2011 по схеме 1с.
На основании результатов рассмотрения заявки ОС ООО "ТЕСТБЭТ" принято решение от 08.09.2015 N 3577: об использовании для сертификации схемы 1с; о проведении отбора образцов продукции на складе готовой продукции заявителя; о проведении анализа состояния производства.
Частью 2 ст. 7 ТР ТС 004/2011 установлено, что технические средства, включенные в Перечень, приведенный в приложении к ТР ТС 004/2011, подлежат подтверждению соответствия в форме сертификации (схемы 1с, 3с, 4с).
Электрические аппараты и приборы бытового назначения для приготовления и хранения пищи и механизации кухонных работ входят в Перечень низковольтного оборудования, подлежащего подтверждению соответствия в форме сертификации в соответствии с ТР ТС 004/2011, являющийся Приложением к ТР ТС 004/2011 (абз. первый п. 1).
Частью 5 ст. 7 ТР ТС 004/2011 установлено, что при проведении сертификации низковольтного оборудования (схемы 1с, 3с, 4с): 5.3 орган по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия): 5.3.1. осуществляет отбор образца (образцов); 5.3.2 проводит идентификацию низковольтного оборудования путем установления тождественности его характеристик признакам, установленным в ст. 1 настоящего технического регламента Таможенного союза, положениям, установленным ст. 5 настоящего Технического регламента Таможенного союза, и документам, перечисленным в подп. 5.1 п. 5 настоящей статьи; п. 5.3.3 организует проведение испытаний образца (образцов) низковольтного оборудования на соответствие требованиям стандартов из Перечня стандартов, указанных в п. 1 ст. 6 настоящего технического регламента Таможенного союза, и проводит анализ протокола (протоколов) испытаний; п. 5.3.4 проводит анализ состояния производства (схема 1с).
При наличии у изготовителя сертифицированной системы менеджмента качества производства или разработки и производства низковольтного оборудования оценивает возможность данной системы обеспечивать стабильный выпуск сертифицируемого низковольтного оборудования, соответствующего требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза.
Частью 2 ст. 7 ТР ТС 020/2011 установлено, что технические средства, включенные в Перечень, приведенный в приложении 3 к ТР ТС 020/2011, подлежат подтверждению соответствия в форме сертификации (схемы 1с, 3с, 4с).
В перечень технических средств, подлежащих подтверждению соответствия в форме сертификации в соответствии с ТР ТС 020/2011 входит, в том числе категория "Электрические аппараты и приборы бытового назначения".
В соответствии с п. 7 Положения о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 621, типовая схема подтверждения соответствия представляет собой набор действий (элементов), результаты которых используются для принятия решения о соответствии (несоответствии) продукции требованиям технического регламента.
В соответствии с п. 5 Положения о порядке применения типовых схем оценки соответствия выбор форм и схем оценки соответствия должен осуществляться с учетом суммарного риска от недостоверной оценки соответствия и вреда от применения продукции, прошедшей оценку соответствия.
При выборе форм и схем необходимо учитывать основные факторы: степень потенциальной опасности продукции; чувствительность заданных показателей к изменению производственных и (или) эксплуатационных факторов; статус заявителя (изготовитель, уполномоченное изготовителем лицо, продавец, поставщик); адекватность степени доказательств соответствия и затрат на проведение оценки соответствия целям технического регламента.
ОС ООО "ТЕСТБЭТ" принято решение о сертификации заявленной продукции по схеме 1с.
Пунктом 22.1.1 Положения о порядке применения типовых схем оценки соответствия установлено, что сертификация по схеме 1с включает следующие процедуры: подачу заявителем в орган по сертификации продукции заявки на проведение сертификации с прилагаемой технической документацией; рассмотрение заявки и принятие по ней решения органом по сертификации продукции; отбор органом по сертификации продукции образцов для проведения испытаний; проведение испытаний образцов продукции - аккредитованной испытательной лабораторией; проведение органом по сертификации продукции анализа состояния производства; обобщение органом по сертификации продукции результатов испытаний и анализа состояния производства и выдачу заявителю сертификата соответствия; нанесение единого знака обращения; инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.
Пунктом 22.1.5 Положения о порядке применения типовых схем оценки соответствия, а также Приложением В к Положению о порядке применения типовых схем оценки, установлено, что анализ состояния производства у заявителя проводится органом по сертификации продукции.
Результаты анализа оформляются актом.
Пунктом 22.1.6 Положения о порядке применения типовых схем оценки соответствия установлено, что при положительных результатах испытаний и анализа состояния производства орган по сертификации продукции оформляет сертификат соответствия и выдает его заявителю.
По результатам анализа дела сертификата соответствия установлены нарушения, допущенные ОС ООО "ТЕСТБЭТ" в рамках проведения работ по сертификации по схеме 1с.
ОС ООО "ТЕСТБЭТ" в нарушение п. 5.3.4 ч. 5 ст. 7 ТР ТС 004/2011, п. 5.3.4 ч. 5 ст. 7 ТР ТС 020/2011, п. п. 22.1.1, 22.1.5 Положения о порядке применения типовых схем оценки соответствия, а также приложения В к Положению о порядке применения типовых схем оценки соответствия, при проведении сертификации продукции по схеме сертификации 1с не провел анализ состояния производства.
Согласно ч. 1 ст. 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил выполнения работ по сертификации либо выдача сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о Техническом регулировании - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 400.000 до 500.000 руб.
Пунктом 6 Решения ОС ООО "ТЕСТБЭТ" от 08.09.2015 N 3577 по заявке установлено: после проведения анализа состояния производства и испытаний провести обобщение (анализ) результатов испытаний и оценки стабильности производства, и, при положительных результатах, выдать заявителю сертификат соответствия.
Материалы дела сертификата соответствия от 06.10.2015 N ТС RU CDE.ME10.B.03577 содержат акты анализа состояния производства предприятий, выданные ОС ООО "ТЕСТБЭТ", которыми установлено, что система качества изготовителя может обеспечивать стабильный выпуск сертифицируемой продукции и ее соответствие техническим регламентам Таможенного союза.
Согласно п. 12 Положения о порядке применения типовых схем оценки соответствия оценка производства может быть представлена основными видами: анализ состояния производства и сертификация системы менеджмента качества.
ОС ООО "ТЕСТБЭТ" согласно решению по заявке от 08.09.2015 N 3577 принято решение оценить производство именно посредством анализа состояния производства (п. 4).
Порядок, основания проведения анализа состояния производства регламентируются положениями ГОСТ Р 54293-2010 "Анализ состояния производства 6 при подтверждении соответствия", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.12.2010 N 1134-ст.
Императивный характер действия следует из буквального содержания абзаца второго "введение" ГОСТ Р 54293-2010, который устанавливает, что настоящий стандарт предназначен для использования органами, которые осуществляют оценку и подтверждение соответствия продукции требованиям технических регламентов, а также для заинтересованных предприятий при подготовке к проведению анализа.
Согласно п. 4.1 ГОСТ Р 54293-2010 целью проведения анализа состояния производства является установление наличия необходимых условий для обеспечения соответствия выпускаемой продукции требованиям технических регламентов.
Объектами проверки при анализе состояния производства являются: средства технологического оснащения, персонал, средства измерений, документация (конструкторская, технологическая, регистрационно-учетная), инфраструктура (территория, производственные помещения, транспорт), входной контроль, специальные процессы, приемочный контроль, маркировка готовой продукции (п. 4.2 ГОСТ Р 54293-2010).
Согласно п. 4.7 ГОСТ Р 54293-2010 в зависимости от схемы сертификации анализ состояния производства может проводиться на этапе сертификации и при проведении инспекционного контроля.
Пункт 5.1 ГОСТ Р 54293-2010 устанавливает, что основанием для проведения анализа состояния производства является решение органа по сертификации по заявке, содержащей указание о схеме сертификации, установленной техническим регламентом, и включающей анализ состояния производства.
Пунктом 5.3 ГОСТ Р 54293-2010 предусмотрено, что орган по сертификации определяет программу работ по анализу состояния производства, назначает экспертов для его проведения, уведомляет организацию заявителя о необходимости предоставления исходных документов и сроках проведения проверок.
Согласно представленным материалам дела сертификата соответствия решение по заявке, в котором указано на необходимость проведения анализа состояния производства, принято 08.09.2015.
Следовательно, основанием для проведения анализа состояния производства обозначенной в заявке продукции могло послужить только указанное решение от 21.09.2015.
В Акте анализа состояния производства от 24.07.2013 N 77 в качестве основания указан договор от 24.07.2013 N 219/ТС, который не имеет отношения к сертификации заявленной продукции.
Обозначенная в заявке на сертификацию и в сертификате соответствия продукция на дату составления акта анализа состояния производства не произведена.
В акте отбора образцов от 09.09.2015 N 3263 датой изготовления обозначена дата - август 2015.
Следовательно, анализ состояния производства по состоянию на 2013 год не имеет отношения к продукции, произведенной через 2 года.
С учетом п. 4.4 ГОСТ Р 54293-2010 состав объектов, включаемых в программу, может быть сокращен, изменен или дополнен с учетом специфики изготавливаемой продукции, степени ее потенциальной опасности, объема и продолжительности производства продукции, стабильности условий производства, репутации предприятия в части качества продукции, качества используемых комплектующих изделий и материалов, оценок, данных сторонними организациями.
Таким образом, в силу прямого указания в п. 4.4 ГОСТ Р 54293-2010 орган по сертификации при проведении анализа состояния производства мог сократить саму программу проведения анализа состояния производства при наличии закрытого перечня оснований для ее сокращения, но не имел правовых оснований не проводить анализ состояния производства в рамках сертификации продукции при наличии закрытого перечня оснований.
В силу положений п. 4.1 ГОСТ Р 54293-2010 целью проведения анализа состояния производства является установление наличия необходимых условий для обеспечения соответствия выпускаемой продукции требованиям технических регламентов.
При принятии в качестве основания акта анализа состояния производства в отношении продукции, которая не была выпущена на момент проведения анализа, заявленная цель проведения анализа состояния производства не достигается.
Вместо проведения анализа состояния производства, что предусмотрено схемой сертификации 1с, ОС ООО "ТЕСТБЭТ" в качестве одного из оснований для выдачи сертификата использован акт анализа состояния производства от 20.12.2013 N 208, Акт анализа состояния производства от 24.07.2013 N 77, тогда как заявителем заявка подана 08.09.2015.
Возможность использования результатов ранее проведенного анализа состояния производства (до поступления в ОС ООО "ТЕСТБЭТ" соответствующей заявки на проведение сертификации) вместо предусмотренного схемой сертификации на момент подачи заявителем соответствующей заявки в ОС ООО "ТЕСТБЭТ" нормативными правовыми актами в сфере технического регулирования не предусмотрена.
На основании изложенного судом установлено, что ООО "ТЕСТБЭТ" выдан сертификата соответствия от 06.10.2015 N ТС RU C-DE.ME10.B.03577 с нарушением п. 5.3.4 ч. 5 ст. 7 ТР ТС 004/2011 и ТР ТС 020/2011, п. п. 22.1.1, 22.1.5 Положения о порядке применения типовых схем оценки соответствия, Приложения В к Положению о порядке применения типовых схем оценки соответствия.
Таким образом, в действиях общества имеется состав и событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается материалами дела и по существу не опровергнуто обществом.
Доказательств того, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, до составления протокола об административном правонарушении обществом не представлено и судом не установлено (ст. 2.1 КоАП).
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, выводы суда первой инстанции соответствуют законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.09.2016 по делу N А40-153065/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-153065/2016
Истец: Федеральная служба по аккредитации
Ответчик: ООО "МП СЕРТИФИКАЦИОННАЯ ЛАБОРАТОРИЯ БЫТОВОЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ ТЕСТБЭТ", ООО "ТЕСТБЭТ"