Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Красноярск |
|
12 декабря 2016 г. |
Дело N А33-16251/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" декабря 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Севастьяновой Е.В., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Катюша") - Кронидовой С.Ю., представителя по доверенности от 10.05.2016,
от налогового органа (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Красноярскому краю) - Скурковиной Е.А., представителя по доверенности от 17.05.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "26" октября 2016 года по делу N А33-16251/2016, принятое судьёй Ивановой Е.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Катюша" (ИНН 2461223612, ОГРН 1132468050824) (далее - заявитель, общество, ООО "Катюша") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Красноярскому краю (ИНН 2461123551, ОГРН 1072461000017) (далее - налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 28.06.2016 N 16-0128.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "26" октября 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, налоговый орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на следующие обстоятельства.
- Согласно договору банковского счета в валюте РФ (специальный банковский счет) от 24.06.2016, заключенному Обществом (Клиент) с АО "Альфа-банк" (банк) общество в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами, общество имеет статус платежного субагента по приему платежей.
- Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ, Закон N161-ФЗ) осуществление иных операций, помимо предусмотренных частью 5 статьи 14 Федерального закона N 161-ФЗ, по специальному банковскому счету не допускается.
- "Объявление на взнос наличными" N 24 от 29.04.2016 подтверждает, что наличные денежные средства были внесены на счет общества от Пислевич Д.Г. как от представителя организации, а не стороннего физического лица, поскольку в объявлениях на взнос наличными ошибочно указан реквизит "источник поступления", а доводы общества о том, что данный реквизит указан ошибочно, документально не подтверждены.
- Материалами дела подтверждается, что ООО "Катюша" является платежным агентом, осуществляет за вознаграждение деятельность по приему платежей от плательщиков, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиками, а также осуществляет последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", включая требования об использовании при приеме платежей специального банковского счета.
- Ордер по форме 0402001 составляется банком только при прием денежных средств от организации и свидетельствует об осуществлении банковской операции по счету юридического лица, следовательно правовых оснований для установления того факта, что Пислевич Д.Г. вносил по ордерам формы 0402001 собственные денежные средства (как возврат займа), как физическое лицо, а не как представитель общества, не имеется.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель налогового органа в судебном заседании изложил доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
На основании поручения от 11.05.2016 N 2.17-45/100, с учетом внесенных изменений, в период с 11.05.2016 по 09.06.2016 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 24 по Красноярскому краю проведена проверка соблюдения ООО "Катюша" обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию специальных банковских счетов для осуществления расчетов; требований по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств.
В ходе проверки установлено и в акте проверки от 09.06.2016 N 2, протоколе об административных нарушениях от 21.06.2016 N 16-2842/142 зафиксировано, что ООО "Катюша" в нарушение пунктов 4.1, 4.6, 5.2, 6 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства", не оприходовало в кассу денежную наличность в сумме 605 000 рублей; не обеспечило организацию ведения кассовых операций, в том числе внесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002.
Постановлением о назначении административного наказания от 28.06.2016 N 16-0128 ООО "Катюша" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Судом апелляционной инстанции проверено наличие соответствующих полномочий должностных лиц административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие оспариваемого постановления о назначении административного наказания.
Исходя из части 1 статьи 28.3, статьи 23.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 02.08.2005 N САЭ-3-06/354@, протокол об административном правонарушении составлен, постановление от 28.06.2016 N16-0128 по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах компетенции.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истек.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной указанного административного правонарушения является нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся, в несвоевременном оприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере организации наличного денежного обращения в Российской Федерации.
Субъектами правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются руководители и иные работники, на которых возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Делая вывод о незаконности постановления налоговой инспекции, суд первой инстанции ссылается на то, что обществом не было допущено нарушений,поименованных в диспозиции указанной нормы КоАП РФ, поскольку оно не формирует и не ведет кассовую книгу, а также расходные и приходные кассовые ордера, не осуществляет операции с наличными денежными средствами, а операции по специальному банковскому счету были совершены третьим лицом (физическим лицом), производившим возврат займа на специальный банковский счет без использования операция внесения наличных денежных средств в кассу организации.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд соглашается с обоснованностью выводов суда первой инстанции, исходя из следующих обстоятельств.
Общество имеет специальный банковский счет, с зачислением денежных средств на который связано вменяемое ему правонарушение.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ).
Согласно пункту 14 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Пунктом 15 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ установлено, что платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
В соответствии с пунктом 16 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ по специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:
1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;
4) списание денежных средств на банковские счета.
Пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ установлено, что осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.
В соответствии пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) банковский платежный агент, являющийся юридическим лицом, в случаях, предусмотренных договором с оператором по переводу денежных средств, вправе привлекать банковского платежного субагента на основании заключаемого с ним договора для осуществления деятельности (ее части), указанной в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 14 Федерального закона N161-ФЗ.
Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона N 161-ФЗ привлечение банковским платежным агентом банковского платежного субагента может осуществляться при одновременном соблюдении следующих требований:
1) осуществлении указанной в части 1 статьи 14 Федерального закона N 161-ФЗ деятельности (ее части) от имени оператора по переводу денежных средств;
2) осуществлении операций банковского платежного субагента, не требующих идентификации физического лица в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
3) запрете для платежного банковского субагента на привлечение других лиц к осуществлению операций банковского платежного субагента;
4) использовании банковским платежным субагентом специального банковского счета (счетов) для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств в соответствии с частями 5 и 6 статьи 14 Федерального закона N 161-ФЗ;
5) подтверждении банковским платежным субагентом принятия (выдачи) наличных денежных средств путем выдачи кассового чека, соответствующего требованиям частей 10 -13 ст. 14 Федерального закона N 161-ФЗ;
6) предоставлении банковским платежным субагентом физическим лицам информации, предусмотренной частью 15 ст. 14 Федерального закона N 161-ФЗ;
7) применении банковским платежным субагентом платежных терминалов и банкоматов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
Согласно частью 5 статьи 14 Федерального закона N 161-ФЗ по специальному банковскому счету банковского платежного агента (субагента) могут осуществляться следующие операции:
1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета банковского платежного агента (субагента);
3) списание денежных средств на банковские счета.
Частью 6 статьи 14 Федерального закона N 161-ФЗ установлено, что осуществление иных операций, помимо предусмотренных частью 5 статьи 14 Федерального закона N 161-ФЗ, по специальному банковскому счету не допускается.
Согласно пункту 12 Постановления Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 "Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин" оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утверждаемым Центральным банком Российской Федерации.
Согласно статье 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Центральный банк Российской Федерации уполномочен по вопросам, отнесенным к его компетенции, издавать в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства утвержден Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У.
В силу пункта 4.1 Указаний Банка России от 11.03.2014 N 3210-У кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002.
В соответствии с пунктом 4.6 Указаний Банка России от 11.03.2014 N 3210-У, поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге 0310004.
Платежный агент, банковский платежный агент (субагент) для учета наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), ведет отдельную кассовую книгу 0310004.
Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, расходному кассовому ордеру 0310002, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).
В конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег и проставляет подпись.
Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем) и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.
Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились, записи в кассовую книгу 0310004 не осуществляются.
Согласно пункту 5.2 Указаний Банка России от 11.03.2014 N 3210-У приходный кассовый ордер 0310001 может оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности приравненных к кассовому чеку, иных документов, предусмотренных Федеральным законом от 22. 05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента).
Платежный агент, банковский платежный агент (субагент) на общую сумму наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), в порядке, предусмотренном в абзаце первом пункта 5.2 Указаний Банка России от 11.03.2014 N 3210-У, оформляет отдельный приходный кассовый ордер 0310001.
Согласно пункту 6 Указаний Банка России от 11.03.2014 N 3210-У выдача наличных денег проводится по расходным кассовым ордерам 0310002.
Из материалов дела следует, что обществом "Катюша" заключены: агентский договор от 07.07.2015 N МПС-83/15 с ООО "Интерра Запад"; договор от 23.01.2015 N 02899 с ООО "Дельта Телеком"; договор банковского платежного субагента от 30.10.2015 N 4748568 с ООО "Экс Плат".
В соответствии с договором банковского счета в валюте РФ (специальный банковский счет) от 24.06.2016, заключенным ООО "Катюша" (клиент) с АО "Альфа-банк" (банк), ООО "Катюша" в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ имеет статус платежного субагента по приему платежей.
Согласно пункту 2.1 указанного договора клиент поручает, а банк принимает на себя обязательства осуществлять операции, указанные в договоре в целях осуществления расчетов по приему платежей, в соответствии с договором о приеме платежей.
В соответствии с пунктом 2.2 договора обществу открыт счет N 40821810223330000001.
Согласно пункту 2.3 договора по счету могут осуществляться операции:
1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;
4) списание денежных средств на банковские счета резидентов РФ. Осуществление других операций по счету не допускается.
Согласно пункта 3.2.1 договора клиент обязуется не проводить по счету расчетные и кассовые операции, не предусмотренные пунктом 2.3. договора.
В соответствии с пунктом 3.2.2 договора Клиент обязуется сдавать в банк полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для перевода на счет.
Согласно пункта 3.2.9 договора Клиент обязуется получать в банке и представлять в банк расчетные и иные документы только через своих представителей, полномочия которых подтверждены клиентов надлежащим образом.
Таким образом, как обоснованно установлено судом первой инстанции из анализа условий указанных договоров, ООО "Катюша" имеет специальный банковский счет, открытый в АО "Альфа-банк", имеет статус платежного субагента по приему платежей.
Денежные средства, в день поступления или на следующий день перечисляются на счет: ООО "Интерра Запад", по агентскому договору от 07.07.2015 N МПС-83/15;
ООО "Дельта Телеком", по договору от 23.01.2015 N 02899; ООО "Экс Плат" по договору банковского платежного субагента от 30.10.2015 N 4748568.
Как следует из материалов дела, в период с 01.01.2016 по 01.05.2016 на специальный банковский счет ООО "Катюша" (открытый в АО "Альфа") поступили денежные средства всего в размере 605 000 рублей, в том числе: 13.01.2016 - 35 000 рублей; 20.01.2016 - 55 000 рублей; 26.01.2016 - 45 000 рублей; 03.02.2016 - 20 000 рублей; 09.02.2016 - 30 000 рублей; 16.02.2016 - 60 000 рублей; 17.02.2016 - 60 000 рублей; 04.03.2016 - 50 000 рублей; 21.03.2016 - 50 000 рублей; 01.04.2016 - 50000 рублей; 07.04.2016 - 40 000 рублей; 14.04.2016 - 50 000 рублей; 27.04.2016 - 30 000 рублей; 29.04.2016 - 30 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции, что по данному делу срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций начинает течь с момента поступления денежных средств на специальный банковский счет ООО "Катюша" (открытый в АО "Альфа"): 13.01.2016, 20.01.2016, 26.01.2016, 03.02.2016, 09.02.2016, 16.02.2016, 17.02.2016, 04.03.2016, 21.03.2016, 01.04.2016, 07.04.2016, 14.04.2016, 27.04.2016, 29.04.2016.
Постановление, которым ООО "Катюша" привлечено к административной ответственности вынесено налоговым органом 28.06.2016, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение (перечисление денежных средств), совершенное 13.01.2016, 20.01.2016, 26.01.2016, 03.02.2016, 09.02.2016, 16.02.2016, 17.02.2016, 04.03.2016, 21.03.2016, 01.04.2016, 07.04.2016, 14.04.2016, 27.04.2016, истек.
Единственный эпизод, который может составлять вменяемое обществу правонарушение, связан с поступлением на его счет 29.04.2016 суммы 30 000 рублей от физического лица.
Как следует из материалов дела, на специальный банковский счет ООО "Катюша" поступали денежные средства от гр. Пислевич Д.Г. с назначением платежа "поступления от реализации платных услуг, поступления от платежных агентов (операторов по приему платежей, платежных субагентов)".
Однако при этом гр. Пислевич Д.Г. по состоянию на 29.04.2016 не являлся ни сотрудником общества, ни директором, ни учредителем. Последующее изменение его статуса не влияет на оценку спорных правоотношений.
То есть гр. Пислевич не мог перечислять денежные средства как работник организации. Неверный выбор формы ордера (ордер по форме 0402001 составляется банком только при приеме денежных средств от организации и свидетельствует об осуществлении банковской операции по счету юридического лица) со стороны гражданина не может вменяться в вину ООО "Катюша" - поскольку отсутствует какая либо доказанная взаимосвязь между деятельностью общества и действиями гражданина. Как было указано, никаких документов о том, что гражданин действовал от имени общества, нет.
В соответствии с пунктом 2.4 Положения о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 24.04.2008 N 318-П (далее - Положение N 318-П; в редакции, действовавшей на момент проведения спорной операции), операции по приему наличных денег от клиентов осуществляются в кредитной организации на основании приходных кассовых документов - объявлений на взнос наличными 0402001, представляющих собой комплект документов, состоящий из объявления 0402001, квитанции 0402001 и ордера 0402001, приходных кассовых ордеров 0402001. Банковские ордера по форме 0402001 составляются в соответствии с пунктами 3.1.-3.4 Положения N 318-П, согласно которым прием наличных денег кассовым работником от организаций для зачисления (перечисления) на их банковские счета, открытые в этой или иной кредитной организации, осуществляется по объявлениям на взнос наличными 0402001.
В соответствии с пунктом 3.3. Положения N 318-П при приеме наличных денег от организации квитанция 0402001 с проставленным оттиском штампа кассы выдается организации для подтверждения приема наличных денег, ордер 0402001 передается бухгалтерскому работнику.
Из совокупности приведенных норм следует, что объявление на взнос наличными по форме 0402001 составляется банком только при приеме денежных средств от организации и свидетельствует об осуществлении банковской операции по счету юридического лица, причем юридическому лицу в лице его уполномоченного представителя передается только квитанция 0402001 с проставленным оттиском штампа кассы. Само же объявление на взнос наличными остается в распоряжении банка.
В то же время, налоговый орган не представил надлежащих доказательств того, что денежные средства, принятые от Пислевич Д.Г., получены обществом не как от физического лица, поскольку в объявлении на взнос наличными нет указания, что операция осуществлена от имени общества, а не физического лица.
То обстоятельство, что в объявлении на взнос наличными указан реквизит "источник поступления" не свидетельствует о внесении денежных средств Пислевичем Д.Г. как представителем общества.
Доказательств того, что Пислевич Д.Г. состоит в трудовых отношениях с обществом, наличие у него доверенности на представление интересов общества, в том числе на внесение денежных средств на расчетный счет, то есть те доказательства, которые имеют прямое и непосредственное отношение к произведенной банковской операции, повлекшей возникновение спорного обязательства в материалы дела не представлены.
Денежные средства принимались банком непосредственно от гр. Пислевича Д.Г. по документу: объявление на взнос наличными от 29.04.2016 N 24 в сумме 30 000 рублей.
При этом ООО "Катюша" непосредственно не осуществляет прием наличных денежных средств от физических лиц и не имеет контрольно-кассовой техники; общество обеспечивает информационно-технологическое взаимодействие и обеспечивает техническую возможность совершения транзакций за товары и (или) услуги принципала, осуществляемых клиентами с помощью платежного сервиса.
Кассовые книги, приходные и расходные кассовые ордера ООО "Катюша" не формируются в связи с отсутствием операций по приему наличных денежных средств.
Как пояснило общество, по специальному банковскому счету в 2016 году были осуществлены операции по внесению наличных денежных средств в виде возврата займа предоставленного ООО "Катюша" физическому лицу.
Доказательств обратного налоговым органом в материалы дела не представлено.
Как следует из материалов дела, в кассу общества денежные средства не поступали; оформление операций по приему денежных средств "постфактум" указание Банка России, на которые ссылается налоговый орган, не предусматривает.
Таким образом, приведенные обстоятельства указывают на то, что в действиях ООО "Катюша" отсутствуют нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.
Следовательно, в действиях общества отсутствует объективная сторона правонарушения по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ, в связи с чем, оспариваемое постановление подлежит отмене как незаконное, нарушающее интересы ООО "Катюша".
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "26" октября 2016 года по делу N А33-16251/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Е.В. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-16251/2016
Истец: ООО "КАТЮША"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 24 по Красноярскому краю, Управление ФНС по Красноярскому краю
Третье лицо: ООО "Катюша", ООО Мак Грегорс Кэпитал Груп Рус "
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2016 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7439/16