Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Красноярск |
|
05 мая 2016 г. |
Дело N А33-22384/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "25" апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" мая 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Борисова Г.Н., Юдина Д.В.,
секретаря судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
от заявителя (Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в лице филиала "Аэронавигация Центральной Сибири") - Подъельцева А.В., представителя по доверенности от 18.11.2013 24АА 1263673,
от ответчика (Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации) - Четверикова П.А., представителя по доверенности от 01.01.2016 N 40,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "01" февраля 2016 года по делу N А33-22384/2015, принятое судьёй Данекиной Л.А.,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в лице филиала "Аэронавигация Центральной Сибири" (ИНН 7734135124, ОГРН 1027739057500) (далее - ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", предприятие, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2466039624, ОГРН 1022402652469) (далее - Фонд, ответчик) о признании недействительным приказа N 78/15 от 31.08.2015 "Об установлении надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 01.02.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на следующие обстоятельства.
- На основании заявления, поданного в филиал N 7 отделение Фонда, предприятие было зарегистрировано в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения, о чем предприятию выдано уведомление.
- Филиалом N 7 отделения Фонда обоснованно произведен расчет надбавки к страховому тарифу от 31.08.2015 и на основании полученных результатов был вынесен приказ N 78/15 от 31.08.2015 об установлении предприятию надбавки к страховому тарифу с 01.01.2016 в размере 8%.
- Довод заявителя о том, что предприятие не является страхователем, не обоснован. Аналогичная позиция содержится в определении ВС РФ от 24.04.2015 N 310-КГ15-2735 и в определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2014 N ВАС-2178/14.
- Ссылка предприятия на критерии определения страхового тарифа является необоснованной так как приказом N 78/15 от 31.08.2015 не устанавливается страховой тариф, а устанавливается надбавка к страховому тарифу.
- Отделение Фонда не согласно с позицией суда первой инстанции о невозможности установление надбавки к страховому тарифу отдельно для обособленного подразделения предприятия.
- Предприятие само подало заявление для регистрации филиала обособленного подразделения в качестве страхователя, соответственно, само выделило филиал в отдельного страхователя для целей постановки на учет в отделение Фонда и самостоятельной уплаты страховых взносов. В расчет по установлению размера надбавки к страховому тарифу проведенный филиалом N 7 отделения Фонда вошли показатели исключительно обособленного подразделения предприятия;
Предприятие представило возражение на апелляционную жалобу Фонда, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Фонда в судебном заседании изложил доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1027739057500, является страхователем в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в связи с чем зарегистрировано в качестве страхователя в филиале N 21 Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
На основании заявления, поданного в филиал N 7 Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" зарегистрировано в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения - филиала "Аэронавигация Центральной Сибири", о чем страхователю 14.05.2004 выдано уведомление.
Приказом N 78/15 от 31.08.2015 "Об установлении надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", вынесенным филиалом N 7 Фонда, филиалу "Аэронавигация Центральной Сибири" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" установлена надбавка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с 01.01.2016 в размере 8 %.
ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" полагая, что данный приказ фонда нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании его недействительным.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционный суд считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что приказ фонда N 78/15 от 31.08.2015 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных данным Федеральным законом случаях.
Согласно Закона N 125-ФЗ страхователь - юридическое лицо любой организационно-правовой формы, нанимающее физических лиц, выполняющих работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Таким образом, Закон не содержит иного понятия страхователя, кроме как указания на само юридическое лицо, оснований для расширительного толкования данного понятия Закон не предусматривает.
В силу требований статьи 6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в исполнительных органах страховщика осуществляется регистрация страхователей - юридических лиц и страхователей - юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Из буквального прочтения данной нормы следует, что "страхователь" может встать на учет по месту своей деятельности и по месту нахождения обособленного подразделения - при условии, что подразделение имеет отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
По мнению апелляционного суда, из этого следует, что если обособленное подразделение не имеет соответствующих признаков (отдельный баланс, расчетный счет и начисление выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц), то регистрация юридического лица как страхователя по месту нахождения такого подразделения не возможна. Однако это не означает, что обособленное подразделение приобретает статус "страхователя".
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, что Филиал "Аэронавигация Центральной Сибири" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" является обособленным подразделением предприятия, не обладающим статусом юридического лица.
Следовательно, Филиал "Аэронавигация Центральной Сибири" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" не является страхователем.
Соответствует, отсутствую основания для применения к Филиалу каких либо норм как к самостоятельному страхователю, и для разделения его правового статуса и статуса корпорации.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, основным видом экономической деятельности Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" как юридического лица и страхователя является "управление воздушным движением", код ОКВЭД 63.23.2. Филиалы ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" также осуществляют основной вид экономической деятельности "управление воздушным движением" код 63.23.2 и не осуществляют иные виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", что подтверждается Положением о Филиале "Аэронавигация Восточной Сибири" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", Уставом ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", выпиской из ЕГРЮЛ ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", расчетом надбавки к страховому тарифу от 31.08.2015.
При таких обстоятельствах, Филиал "Аэронавигация Центральной Сибири" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" не является классификационной единицей для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно статье 21 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются Федеральным законом.
Статьей 18 названного закона страховщику предоставлено право устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N 524 утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В соответствии с ними Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Оба названных документа говорят о том, что скидки и надбавки устанавливаются только страхователям, и не указывают на иных адресатов властных предписаний.
Пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусмотрено, что Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, включая порядок представления сведений о результатах специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, страхователь вправе выделить как самостоятельную классификационную единицу для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащую отнесению к видам экономической деятельности, обособленные подразделения страхователей - юридических лиц, а также структурные подразделения страхователей - юридических лиц, осуществляющие виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя.
Согласно пункту 7 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (далее - Порядок), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55, самостоятельными классификационными единицами для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются подразделения страхователя при условии выполнения ими следующих требований:
- осуществление подразделениями страхователя видов экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя;
- ведение страхователем бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности подразделений страхователя с отражением соответствующих доходов в графе 3 таблицы, предусмотренной пунктом 9 приложения N 2 к данному Порядку, в том числе позволяющего обеспечить составление раздела II "Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходов на выплату страхового обеспечения" формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС), утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 156н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16.03.2011 N 20129);
- представление в территориальный орган Фонда в установленные сроки формы 4-ФСС в целом по организации и раздела II "Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходов на выплату страхового обеспечения" формы 4-ФСС по каждому подразделению страхователя, являющемуся самостоятельной классификационной единицей;
- соответствие наименований видов экономической деятельности, указанных страхователем в справке-подтверждении основного вида экономической деятельности, форма которой предусмотрена приложением N 2 к данному Порядку, наименованиям видов экономической деятельности, осуществляемых данными подразделениями и указанных в заявлении о выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя;
- отсутствие задолженности по уплате страховых взносов, пени и штрафов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страхователем, непогашенных на день подачи страхователем заявления о выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя, согласно приложению N 3 к данному Порядку в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации;
- наличие в справке-подтверждении основного вида экономической деятельности, форма которой предусмотрена приложением N 2 к данному Порядку, сведений о доходах по виду экономической деятельности данного структурного подразделения.
С учетом того, что законом установлена возможность отнесения обособленного подразделения страхователя - юридического лица к самостоятельной классификационной единице для целей обязательного социального страхования только при наличии исполнения обособленным подразделением совокупности всех перечисленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что сам по себе статус филиала "Аэронавигация Восточной Сибири" Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" как обособленного подразделения страхователя не влечет автоматического признания данного подразделения самостоятельной классификационной единицей для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В силу положений пункта 10 Порядка, пункта 12 Правил следует, что в случае неподтверждения страхователем видов экономической деятельности подразделений, он подлежит отнесению к виду экономической деятельности, который соответствует основному виду экономической деятельности самого страхователя.
Как следует из материалов дела, основным видом экономической деятельности ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" как юридического лица и страхователя является "управление воздушным движением", код ОКВЭД 63.23.2.
Филиал "Аэронавигация Центральной Сибири" осуществляет аналогичный вид деятельности - управление воздушным движением, что подтверждается письмом Территориального органа Федеральной службы государственной статистики от 23.03.2005 N 516 и Фондом не оспорено.
Из материалов дела не следует, что филиал "Аэронавигация Восточной Сибири" Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" осуществляет иные виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя.
Доказательств осуществления филиалом "Аэронавигация Центральной Сибири" иных видов экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя - ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", Фондом в материалы дела не представлено.
Апелляционный суд считает, что статус обособленного подразделения страхователя не влечет автоматического признания данного подразделения (в частности, Филиала "Аэронавигация Центральной Сибири") самостоятельной классификационной единицей для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Поскольку доказательств того, что Филиал "Аэронавигация Центральной Сибири" осуществляет иные виды экономической деятельности, кроме управления воздушным движением, в материалы дела не представлено, следовательно, Филиал "Аэронавигация Центральной Сибири" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в силу закона не является самостоятельной классификационной единицей для целей обязательного страхования. Законом установлена возможность отнесения обособленного подразделения страхователя - юридического лица к самостоятельной классификационной единице для целей обязательного социального страхования только при наличии исполнения обособленным подразделением совокупности всех вышеперечисленных требований.
Апелляционный суд приходит к выводу о том, что при вынесении оспариваемого приказа Фонд социального страхования вышел за пределы своей компетенции в полномочиях определения и установления страхователю, не являющемуся таковым по отношению к филиалу на основании принципа территориальности и регистрации, надбавки к тарифу по классификационному риску страхования.
При этом апелляционный суд также учитывает, что страхователь как юридическое лицо по месту своего нахождения зарегистрирован в другом региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации, которое надбавки к страховому тарифу не устанавливало.
Ссылка Фонда в апелляционной жалобе на определение Верховного Суда Российской Федерации N 310-КГ15-2735 от 24.04.2015, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N ВАС-2178/14 от 29.04.2014, не принимается судом, поскольку указанные определения приняты при иных фактических обстоятельствах, отличных от обстоятельств настоящего дела.
При таких установленных обстоятельствах указанное обособленное подразделение Предприятия не может быть признано классификационной единицей для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в связи с чем установление страхователю надбавки к страховому тарифу в размере 8% по месту нахождения филиала, который не является страхователем и юридическим лицом, судом первой инстанции правильно признано незаконным.
Следовательно, решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не рассматривается судом, поскольку Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "01" февраля 2016 года по делу N А33-22384/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-22384/2015
Истец: Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации"
Ответчик: ГУ - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
24.08.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4231/16
16.06.2016 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3708/16
05.05.2016 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1435/16
01.02.2016 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-22384/15