Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 февраля 2017 г. N Ф03-231/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
01 ноября 2016 г. |
Дело N А51-11079/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 25 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 ноября 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н. Витко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-7832/2016
на решение от 22.08.2016
судьи Е.Г. Клёминой
по делу N А51-11079/2016 Арбитражного суда Приморского края
по иску индивидуального предпринимателя Губич Сергея Ивановича (ИНН 253600767058, ОГРНИП 312774605901594, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 28.02.2012)
к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108490, ОГРН 1042504382931, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.12.2004)
об оспаривании решения, оформленного сообщением от 18.05.2016 N 25/011/201/2016-4976, об обязании произвести регистрацию,
при участии:
от управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю: представитель Пармеева А.А. по доверенности N 03-9 от 11.01.2016 сроком до 31.12.2016, удостоверение;
от индивидуального предпринимателя Губич Сергея Ивановича: представитель Храпатая О.Д. по доверенности от 19.05.2016 сроком на 5 лет, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Губич Сергей Иванович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Губич С.И.) обратился в арбитражный суд с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю и просит суд признать незаконным решение управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее - ответчик, управление, Росреестр) об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, оформленный сообщением от 18.05.2016 N 25/011/201/2016-4976; обязать Управление произвести государственную регистрацию права собственности Губич Сергея Ивановича на объект недвижимости: сооружение - тепловая сеть, кадастровый номер 25:28:050045:71, протяженностью 77 м, расположенное по адресу: г. Владивосток, ул. Русская, 46 "Б" (далее - спорный объект, спорное имущество).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 22.08.2016 заявленные требования удовлетворены. В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал Росреестр произвести государственную регистрацию права собственности на заявленный к регистрации объект.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, Росреестр настаивает на обоснованности и законности принятого решения, оформленного сообщением от 18.05.2016 N 25/011/201/2016-4976.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на отсутствие в материалах дела доказательств того, что спорный объект является объектом вспомогательного использовании, права на который могут быть зарегистрированы в порядке, установленном статьей 25.3 Закона о регистрации. Считает, что для государственной регистрации права на спорный объект заявителю необходимо было представить правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050045:61, в границах которого частично расположено спорное сооружение. В связи с тем, что причины, препятствующие проведению государственной регистрации в установленный срок, не были устранены, управлением было отказано предпринимателю в государственной регистрации права.
На основании доводов изложенных в апелляционной жалобе, управление просит решение Арбитражного суда Приморского края от 22.08.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель предпринимателя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы опровергла, озвучила позицию, по содержанию соответствующую тексту представленного в материалы дела письменного отзыва на жалобу, считает обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
06.04.2016 предприниматель обратился в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Приморскому краю г. Владивосток с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружение - тепловая сеть, кадастровый номер 25:28:050045:71, протяженностью 77 м, расположенная по адресу: г. Владивосток, ул. Русская, 46 "Б", что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию от 06.04.2016 N 25/011/201/2016.
Уведомлением от 18.04.2016 N 25/011/201/2016-4976 государственный регистратор приостановил регистрацию сроком до 18.05.2016 ввиду непредставления заявителем декларации на объект недвижимости, а также правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050045:61, на котором расположено спорное сооружение.
19.04.2016 предприниматель представил на государственную регистрацию декларацию на объект недвижимости в количестве 2 оригинальных экземпляров, что подтверждается распиской в получении документов N 25/001/013/2016-5410.
Управление решением от 18.05.2016 N 25/011/201/2016-4976 отказало заявителю в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости.
Государственный регистратор мотивировал отказ пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), указав на непредставлением заявителем правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050045:61, в границах которого частично расположено спорное имущество.
Не согласившись с отказом управления Росреестра по Приморскому краю от 18.05.2016 N 25/011/201/2016-4976, посчитав, что оно не соответствуют закону и нарушают го права и законные интересы, предприниматель обратился в Арбитражный суд Приморского края с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно статье 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно статье 2 Закона о регистрации государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
В соответствии со статьей 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления.
При проведении государственной регистрации прав регистрирующий орган по требованиям, установленным статьями 9 и 13 Закона о регистрации, осуществляет правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию, то есть проверку юридической силы правоустанавливающих и других представленных на регистрацию документов.
В соответствии со статье 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены в статье 18 Закона о регистрации, согласно пункту 5 которой необходимые для государственной регистрации прав документы, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых, после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов.
Иные необходимые для государственной регистрации прав документы (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых - подлинник - после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.
Исключений из правил, установленных в названной статье Законом о регистрации, не предусмотрено.
В рассматриваемом случае, управление Росреестра отказало заявителю в государственной регистрации со ссылкой на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, согласно которому в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав, а именно указав заявителю на отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номерам: 25:28:050045:61, в границах которых частично расположен спорный объект.
Коллегия апелляционного суда поддерживает вывод суда первой инстанции о неправомерности оспариваемого решения по указанному основанию в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представления правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона о регистрации, право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Как следует из Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тепловая сеть - это совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
На основании выше приведенного определения следует, что созданный объект недвижимости является объектом инженерной инфраструктуры, т. е является элементом теплосистемы.
Таким образом, указанная тепловая сеть предназначена для обеспечения теплом объекта потребления, в рассматриваемом случае, объекта капитального строительства - здания, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул.Русская, 46 "Б", в силу чего является объектом вспомогательного использования.
Согласно письму управления градостроительства и архитектуры г. Владивостока от 14.08.2015 N 1548 сп, на объект инженерно-технического обеспечения - тепловая сеть, которая была предусмотрена проектной документацией при строительстве объекта "Пристройка к зданию дома быта с размещением кафе" (ул. Русская,д.46 "Б"), предназначенной для обеспечения жизнедеятельности пристройки к зданию дома быта, разрешение на строительство не требуется; разрешение на ввод в эксплуатацию не требуется, т.к. строение является сооружением вспомогательного использования. Данное обстоятельство также подтверждается кадастровым паспортом спорного сооружения от 29.03.2016 N 25/00-16-123285.
В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Такое же правило установлено подпунктом 2 пункта 12 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, реконструируемые объекты недвижимости имущества, утвержденных приказом Росрегистрации от 08.06.2007 N 113.
Правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050045:61, под которыми в том числе проходит спорная сеть, действительно не были представлены заявителем на государственную регистрацию.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 20.06.2016 N 25/000/016/2016-2768, в ЕГРП отсутствуют сведения о земельном участке с кадастровым номером 25:28:050045:61.
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, по смыслу положений статей 23, 78, 89, 90 Земельного кодекса Российской Федерации прохождение линейного объекта (в данном случае теплосети) под поверхностью земельного участка исключает необходимость одновременного перехода прав на земельные участки при переходе прав на объект недвижимости, расположенный под ними, а лишь налагает на данные участки определенный режим пользования.
Ввиду того, что спорная теплосеть является подземным линейным объектом, до прокладки теплосети разрешительная документация была согласована в установленном порядке, оформление прав на земельные участки, необходимые для эксплуатации теплосети, не требовалось.
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, вступившего в силу с 01.03.2015, линейные сооружения канализации (в том числе теплосети) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, включены в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Названный нормативный правовой акт действовал как на момент возведения спорных сетей, так и в момент принятия регистрирующим органом оспариваемого решения, в связи с чем суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что доводы ответчика о невозможности совершения регистрационных действий в отношении спорного объекта по причине отсутствия правоустанавливающих документов на принадлежащие иным лицам земельные участки, в границах которых расположена теплосеть, не основаны на положениях Закона о регистрации.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у регистрирующего органа не имелось оснований, предусмотренных статьей 20 Закона о регистрации для отказа в государственной регистрации в отношении спорного объекта недвижимости, поскольку на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.
Принимая во внимание требования пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно в качестве способа восстановления нарушенных прав общества обязал управление произвести государственную регистрацию права собственности на спорный объект недвижимости.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.08.2016 по делу N А51-11079/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-11079/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 февраля 2017 г. N Ф03-231/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП ГУБИЧ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ