Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Владивосток |
|
20 декабря 2016 г. |
Дело N А59-3172/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 декабря 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Рубановой,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Тимирязевское",
апелляционное производство N 05АП-8624/2016
на решение от 08.09.2016
судьи В.С. Орифовой
по делу N А59-3172/2015 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Тимирязевское" (ОГРН 1026500542386, ИНН 6510902381, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 05.12.2002)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области (ОГРН 1046500652527, ИНН 6501115412, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.12.2004)
третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Сахалинской области, Дальневосточное территориальное управление Федерального агентства научных организаций (Дальневосточное ТУ ФАНО России)
о признании незаконным решения от 03.03.2015 N 16-08/26263 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
при участии:
от Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области: Мирошина Е.Ю., доверенность от 11.01.2016, сроком до 31.01.2017, служебное удостоверение;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области: Симакина Ю.А., доверенность от 09.12.2016, сроком до 31.12.2016, служебное удостоверение;
от Федерального государственного унитарного предприятия "Тимирязевское", Дальневосточного территориального управления Федерального агентства научных организаций (Дальневосточное ТУ ФАНО России): не явились,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Тимирязевское" (далее - предприятие, налогоплательщик, ФГУП "Тимирязевское") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области (далее - инспекция, налоговый орган) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 03.03.2015 N 16-08/26263.
Решением от 08.09.2016 суд первой инстанции отказал предприятию в удовлетворении требования.
Не согласившись с указанным судебным актом, налогоплательщик обжаловал его в порядке апелляционного производства.
В обоснование своей позиции заявитель жалобы сослался на результаты рассмотрения спора по заявлению предприятия о признании незаконными Правил землепользования и застройки на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденных решением Городского собрания города Южно-Сахалинска от 30.01.2013 N 744/44-13-4, в части перевода земельных участков с кадастровыми номерами 65:01:09011013:5, 65:01:0000000:92, 65:01:0000000:94 из зон сельскохозяйственного использования в зоны жилой застройки, улично-дорожной сети.
Так, Определением Верховного суда Российской Федерации от 19.05.2016 признаны недействующими вышеуказанные Правила в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 65:01:0901013:5 к территориальной зоне озелененных территорий общего пользования (Р-2), частично к зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-3).
При таких обстоятельствах, по убеждению ФГУП "Тимирязевское", поскольку данные Правила признаны недействующими в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 65:01:0901013:5 к территориальной зоне озелененных территорий общего пользования (Р-2), частично к зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-3), налоговому органу в отношении земельного участка с кадастровым номером 65:01:0901013:5 следовало исчислять налог исходя из ставки 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка, руководствуясь при этом ранее действовавшими Правилами землепользования и застройки в г. Южно-Сахалинске, утвержденными решением Городского собрания города Южно-Сахалинска от 29.09.2004 N 740/95-04-2. Согласно указанным Правилам земельный участок с кадастровым номером 65:01:0901013:5 находился в территориальной зоне сельскохозяйственного использования (С-1) и частично рекреационной зоне (Р-1).
Предприятие своего представителя в судебное заседание не направило.
Представитель инспекции в судебном заседании доводы апелляционной жалобы опроверг, озвучил позицию, по содержанию соответствующую тексту письменного отзыва на жалобу, считает обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Представитель Управления ФНС России по Сахалинской области также не согласился с позицией налогоплательщика, изложенной в тексте апелляционной жалобы, в судебном заседании озвучил представленный в материалы дела отзыв на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу предприятия - без удовлетворения.
Дальневосточное ТУ ФАНО России свое представителя в судебное заседание не направило, в материалы дела представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Поскольку о времени и месте судебного заседания предприятие и третье лицо надлежащим образом извещены, коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрела апелляционную жалобу ФГУП "Тимирязевское" в отсутствие его представителя и представителя Дальневосточное ТУ ФАНО России.
Определением от 14.12.2016 в составе судебной коллегии произведена замена судьи Л.А. Бессчасной на судью Е.Л. Сидорович, в связи с чем дело рассмотрено с самого начала.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
08.08.2014 обществом в налоговый орган подана уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год.
В ходе проверки указанной декларации инспекцией установлено нарушение обществом положений статей 390, 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), выразившееся в занижении суммы налога, подлежащего уплате, в связи с неверным определением налоговой базы, а также нарушение пунктов 1, 2 статьи 394 Кодекса, связанное с необоснованным применением налоговой ставки 0,3% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 65:01:09011013:5, 65:01:0000000:92, 65:01:0000000:94, относящихся к категории земли - земли населенных пунктов.
Указанные нарушения нашли отражение в акте камеральной налоговой проверки от 21.11.2014 N 16-08/29278.
По результатам рассмотрения акта проверки, возражений налогоплательщика, материалов, полученных в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в присутствии законного представителя предприятия, заместителем руководителя инспекции принято решение от 03.03.2015 N 16-08/26263 "о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым налогоплательщику доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 18 202 767 руб., начислены пени в сумме 2 652 073,17 руб. и штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 910 137,60 руб.
Основанием для принятия указанного решения послужили выводы налогового органа о неверном определении предприятием таких элементов налогообложения как: налоговая база и налоговая ставка (в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 65:01:09011013:5, 65:01:0000000:92, 65:01:0000000:94).
Не согласившись с решением инспекции о привлечении к ответственности, ФГУП "Тимирязевское" обжаловало его в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Сахалинской области 28.05.2015 N 079 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа и результатами его обжалования, предприятие обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что предприятием занижена налоговая база в отношении принадлежащих ему на праве собственности земельных участков (в 2013 году участки находились в бессрочном пользовании) в связи с занижением их кадастровой стоимости и им неверно применена пониженная налоговая ставка в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 65:01:09011013:5, 65:01:0000000:92, 65:01:0000000:94, так как они не отнесены к землям сельскохозяйственного назначения и не отнесены к зонам сельскохозяйственного использования в населенных пунктах.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав пояснения представителей налоговых органов, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
Согласно статье 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу пункта 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 390 НК РФ определено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Из материалов дела следует, что ФГУП "Тимирязевское" на праве постоянного (бессрочного) пользования переданы земельные участки с кадастровыми номерами 65:02:0000011:37, 65:01:0901013:5, 65:01:0000000:94, 65:01:0000000:92, вид разрешенного использования: для опытно-производственного хозяйства "Тимирязевское", что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права и данными кадастровых паспортов земельных участков.
Согласно представленной в налоговый орган уточненной налоговой декларации за 2013 год кадастровая стоимость земельных участков, использованная для исчисления суммы налога, подлежащей уплате, отражена налогоплательщиком в следующих размерах:
-по земельному участку с кадастровым номером 65:02:0000011:37 - 178 617 руб.;
- по земельному участку с кадастровым номером 65:01:0901013:5 - 143 670 руб.;
- по земельному участку с кадастровым номером 65:01:0000000:94 - 195 515 руб.;
- по земельному участку с кадастровым номером 65:01:0000000:92 - 937 183 руб.
При этом в соответствии с Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области от 18.10.2012 N 17-п (в ред. от 25.02.2014 N 3-п) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Сахалинской области" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 65:02:0000011:37 составляет 278 493 руб.
Согласно Приказу Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области от 12.11.2012 N 18-п (ред. от 25.02.2014 N3-п) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Сахалинской области" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 65:01:0901013:5 составляет 87 676 974 руб.
По данным Управления Росреестра по Сахалинской области кадастровая стоимость земельных участков, находящихся в собственности ФГУП "Тимирязевское", составляет: по земельному участку с кадастровым номером 65:01:0000000:94 в размере 110 479 969 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 65:01:0000000:92 в размере 1 015 596 213 руб.
Таким образом, вывод налогового органа в оспариваемом решении, поддержанный судом первой инстанции, о необоснованном занижении кадастровой стоимости земельных участков и, соответственно, занижении налоговой базы для исчисления суммы земельного налога является правомерным.
Доводов и возражений относительно указанного обстоятельства заявителем апелляционной жалобы не заявлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Пунктом 1 статьи 394 НК РФ (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с пунктом 2 Решения Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 31.08.2005 N 1028/118вн-05-2 "О введении земельного налога" установлены, в частности, следующие ставки земельного налога в отношении земельных участков: 0,3 процента - отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, 1,5 процента - для прочих земельных участков.
Как следует из приведенных норм, для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.
В случае, если земельный участок не отвечает указанным выше критериям, налогообложение производится по налоговой ставке, не превышающей 1,5 процента.
Указанное правомерно отмечено судом первой инстанции в обжалуемом решении.
В соответствии с решением Городского собрания города Южно- Сахалинска от 30.01.2013 N 744/44-13-4 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", земельные участки ФГУП "Тимирязевское" с кадастровыми номерами 65:01:0000000:92, 65:01:0000000:94 отнесены к зоне индивидуальной жилой застройки, а земельный участок 65:01:0901013:5 - к зоне индивидуальной жилой застройки и зоне озелененных территорий.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.05.2016 по делу N 64-АПП6-2 по административному исковому заявлению ФГУП "Тимирязевское" об оспаривании вышеуказанных Правил в части перевода земельных участков с кадастровыми номерами 65:01:0901013:5, 65:01:0000000:92, 65:01:0000000:94 из зон сельскохозяйственного использования в зоны жилой застройки, улично-дорожной сети данные Правила признаны недействующими в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 65:01:0901013:5 к территориальной зоне озелененных территорий общего пользования (Р-2), частично к зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-3).
При этом Верховный суд исходил из того, что нахождение земельного участка с кадастровым номером 65:01:0901013:5 в границах двух территориальных зон: в зоне озелененных территорий общего пользования и зоне индивидуальной жилой застройки, противоречит части 2 статьи 85 Земельного кодекса и нормам градостроительного законодательства.
Поскольку территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером 65:01:0901013:5 не отвечает требованиям принадлежности его только к одной территориальной зоне, то правила землепользования и застройки в этой части приняты в нарушение действующего законодательства.
Учитывая, что Верховным судом ни один из спорных участков не был отнесен к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производств, а лишь это основание в соответствии с Решением Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 31.08.2005 N 1028/118вн-05-2 дает право на использование пониженной ставки 0,3 процента, инспекцией правомерно применена ставка земельного налога в размере 1.5 процента - "для прочих земельных участков" и произведено доначисление земельного налога за 2013 год.
Вопреки доводам заявителя жалобы основания для применения в рассматриваемом случае Правил землепользования и застройки в г. Южно-Сахалинске, утвержденных решением Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 29.09.2004 N 740/95-04-2, отсутствуют, так как данные правила утратили силу в связи с принятием решения Городского собрания города Южно-Сахалинска от 30.01.2013 N 744/44-13-4 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории относится к компетенции органов местного самоуправления, и произвольное отнесение спорного участка к какой-либо территориальной зоне незаконно, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое решение инспекции от 03.03.2015 N 16-08/26263 соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Таким образом, арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда, располагающего такими же доказательствами по делу, что и суд первой инстанции, отсутствуют.
Доказательств наличия обстоятельств, позволяющих суду при рассмотрении настоящего дела оценить обстоятельства дела иным образом, обществом не представлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 08.09.2016 по делу N А59-3172/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.В. Рубанова |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-3172/2015
Истец: ФГУП "Тимирязевское"
Ответчик: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области, Межрайонная ИФНС России N 1 по Сахалинской области, Управление Федеральной налоговой службы по Сахалинской области, УФНС России по Сахалинской области
Третье лицо: Дальневосточное территориальное управление Федерального агентства научных организаций (Дальневосточное ТУ ФАНО России), УФНС России по Сахалинской области, Дальневосточное территориальное управление федерального агенства научных организаций, Ростов Роман Николаевич
Хронология рассмотрения дела:
11.01.2017 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-8624/16
20.12.2016 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-8624/16
08.09.2016 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-3172/15
20.08.2015 Определение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-3172/15