Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 февраля 2017 г. N Ф03-443/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
21 ноября 2016 г. |
Дело N А51-11825/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н. Витко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тихоокеанская управляющая компания номер 1",
апелляционное производство N 05АП-8384/2016
на решение от 16.09.2016
судьи Д.В. Борисова
по делу N А51-11825/2016 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тихоокеанская управляющая компания номер 1" (ИНН 2503028542, ОГРН 1102503000533, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.05.2010)
к Государственной жилищной инспекции Приморского края (ИНН 2540171519, ОГРН 1112540003982, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.05.2011)
о признании незаконным Предписания от 21.04.2016 N 11л-П/16,
при участии: лица, участвующие в деле не явлись, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тихоокеанская управляющая компания номер 1" (далее - заявитель, общество, ООО "Тихоокеанская управляющая компания номер 1") обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Приморского края (далее - ответчик, административный орган, инспекция, ГСЖ Приморского края) о признании незаконным предписания от 21.04.2016 N 11л-П/16.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 16.09.2016 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 16.09.2016. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Настаивая на незаконности оспариваемого предписания, апеллянт указывает на то, что при проведении проверки достоверно не был установлен факт протечки кровли. Отмечает, что следы протечек, обнаруженные в квартире 21.04.2016, носили застарелый характер, а каких либо иных доказательств наличия протечек на 21.04.2016 материалы дела не содержат. Отмечает что, суд первой инстанции не дал надлежащей оценки тому обстоятельству, что собственник квартиры N 30 не имеет претензий к управляющей организации, кроме того собственники данной квартиры не обращались в управляющую организацию по предмету предписания.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания государственная жилищная инспекции Приморского края и общество с ограниченной ответственностью Тихоокеанская управляющая компания номер 1" явку своих представителей в суд не обеспечили. Жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
В представленном в материалы дела письменном отзыве инспекция на доводы апелляционной жалобы возразила. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
На основании приказа государственной жилищной инспекции Приморского края от 19.04.2016 N 51-09-626 должностным лицом инспекции в отношении ООО "Тихоокеанская управляющая компания номер 1" 21.04.2016 была проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки обращения гражданина, проживающего по адресу: ЗАТО г.Фокино, ул.Усатого, д.28, кв.30.
В ходе проведенной проверки было установлено, что на кухне, в ванной комнате и в санузле, на стенах и потолке, местами имеются следы плесени и протечек, что является нарушением п.4.2.1.1 и п.4.3.1 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
По результатам проверки оформлен акт проверки от 21.04.2016 N 11л-П/16, которым зафиксированы нарушения обязательных требований действующего законодательства.
В связи с чем выдано предписание от 21.04.2016 г. N 11л-П/16, в котором обществу в срок до 01.07.2016 указано устранить причину появления плесени и протечек в кв. 30.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался тем, что оспариваемое предписание инспекции не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку возложение обязанности по приведению соответствующих работ соотносится как с положениями Правил содержания общего имущества, так и с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
По смыслу статьи 13 ГК РФ, статей 198, 200 АПК РФ в их взаимосвязи с разъяснениями пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия арбитражным судом решения о признании недействительным ненормативных правовых актов публичных органов власти, является их несоответствие закону или иному правовому акту и одновременно с этим нарушение указанным актами прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.
Согласно пункту 1.1 Постановления Администрации Приморского края от 31.10.2012 N 302-па "О переименовании отдела государственного жилищного надзора Приморского края и об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Приморского края" (далее по тексту - Постановление N 302-па), инспекция является уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий региональный государственный жилищный надзор на территории Приморского края.
Подпунктом 2.1.1 названного Постановления предусмотрено, что инспекция организует и проводит проверки выполнения юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности инспекция имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (подпункт 2.2.3 Постановления N 302-па).
Как видно из материалов дела, оспариваемое предписание выдано инспекцией как органом, уполномоченным в сфере государственного жилищного надзора, по результатам проверки соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме по улице Усатого в ЗАТО г.Фокино.
Согласно акту проверки от 21.04.2016 N 11л-П/16 уполномоченным органом были выявлены нарушения обязательных требований, выразившиеся в описанных инспекцией фактах: на кухне, в ванной комнате и в санузле, на стенах и потолке, местами имеются следы плесени и протечек.
Жилищная инспекция, установив в ходе проверки указанные нарушения в многоквартирном доме по ул.Усатого, д.28, кв.30 в ЗАТО г.Фокино, сочла возможным вынести предписание в адрес управляющей компании, обслуживающий указанный дом, обязав общество в срок до 01.07.2016, устранить допущенные нарушения, изложенные в обжалуемом предписании.
Коллегия апелляционного суда, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, считает, что у инспекции имелись правовые основания для выдачи оспариваемого предписания обществу ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 2 данной нормы предусмотрено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в числе прочего, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно подпункту "а" пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией или путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом).
Пунктом 42 Правил N 491 содержания общего имущества установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования к эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации определены в Правилах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170 (далее - Правила N 170).
Согласно пункту 1.1 Правил N 170 указанный нормативный правовой акт определяет требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, запятых обслуживанием жилищного фонда.
Данные правила разработаны в соответствии с жилищным законодательством, определяют порядок эксплуатации, обеспечения сохранности, содержания и ремонта жилищного фонда лицами, на которых возложены эти обязанности, в целях обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности. Данные правила являются не рекомендательными, а обязательными.
Согласно пункту 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
В соответствии с пунктом 4.3.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин; исправное состояние перекрытий; звукоизоляцию; устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития; восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов.
Согласно пункту 4.6.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в проверяемом доме обслуживающей организацией является - ООО "Тихоокеанская управляющая компания номер 1", которая приняв на себя обязательство, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему управлению многоквартирным домом по адресу: ЗАТО г.Фокино, ул.Усатого, д.28, в силу прямого указания закона должна обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме должно обеспечиваться независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Учитывая изложенное, управляющая компания должна осуществлять те услуги по содержанию и ремонту дома, которые прямо предусмотрены Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, и договором, заключенным ею с собственниками помещений в доме (домовладельцами).
Следовательно ООО "Тихоокеанская управляющая компания номер 1", приняв на себя обязанности управляющей организации по содержанию и ремонту указанного жилого дома, должно принять все меры по соблюдению требований, правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Из материалов дела следует что, в ходе проведенной ГЖИ Приморского края проверки установлен факт нарушения обществом правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений, выразившиеся в нарушении требований, установленных пунктами 4.2.1. и пунктами 4.3.1 Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, что подтверждается актом проведения проверки от 21.04.2016 и иными материалами дела.
При этом общество не оспаривало факт наличия выявленных нарушений требований Правил эксплуатации (никаких замечаний по факту проведения проверки и выявленных нарушений в акте проверке не отражено).
Довод заявителя на тот факт, что Данилова Ольга Олеговна, проживающая по адресу: ЗАТО г.Фокино, ул.Усатого, д.28, кв.30, не имеет претензий к управляющей компании, суд первой инстанции обосновано отклонил, поскольку административная проверка проводилась инспекцией в связи с обращением в приемную губернатора Приморского края иного лица - гражданина Данилова Алексея Олеговича.
При этом актом проверки от 21.04.2016 г. жилищная инспекция подтвердила наличие обстоятельств, на которые ссылался Данилов А.О. в своем обращении.
Ссылка заявителя на отсутствие протечек в кровле по адресу: ЗАТО г.Фокино, ул.Усатого, д.28, зафиксированное актом осмотра от 12.09.2016 г. судом первой инстанции обосновано не принята во внимание, в связи с тем, что данный акт составлен в отсутствие представителя жилищной инспекции, кроме того суд рассмотрел законность оспариваемого предписания на дату его принятия, то есть на 21.04.2016.
С учетом изложенного, выданное обществу предписание от 21.04.2016 N 11л-П/16 является законным и обоснованным. Нарушения прав и законных интересов общества данным предписанием суд апелляционной инстанции не усматривает.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают и не содержат указания на обстоятельства, свидетельствующие об их ошибочности, в связи с чем подлежат отклонению.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку административным органом представлены надлежащие доказательства наличия оснований для выдачи оспариваемого предписания и его соответствия закону, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах коллегия не находит в рассматриваемом деле совокупности обстоятельств, необходимых и достаточных в соответствии со статьями 198 и 200 АПК РФ для удовлетворения заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 руб. за подачу апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относится судебной коллегией на заявителя, а в оставшейся части подлежит возврату из бюджета как излишне уплаченная в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.09.2016 по делу N А51-11825/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Тихоокеанская управляющая компания номер 1"из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 2093 от 05.10.2016.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-11825/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 февраля 2017 г. N Ф03-443/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Тихоокеанская управляющая компания номер 1"
Ответчик: государственная жилищная инспекция Приморского края