Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 февраля 2017 г. N Ф03-108/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти, о признании недействительным договора в отношении жилья
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
25 октября 2016 г. |
А04-4812/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от ООО "Евросервис "Д/У N 1": не явились;
от Амуржилинспекции Амурской области: не явились ;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Евросервис "Д/У N 1"
на решение от 23.08.2016 по делу N А04-4812/2016
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Агышем Д.С.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Евросервис "Д/У N 1"
к Государственной жилищной инспекции Амурской области
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Евросервис "Д/У N 1" (ОГРН 1092801013238, ИНН 2801147506; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Амурской области (далее - жилищная инспекция, уполномоченный орган) N 324-к от 12.05.2016 в части возложения обязанности по заключению договоров энергоснабжения, теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения с ресурсоснабжающими организациями, в отношении жилого дома, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Калинина, 76 (пункт 1).
Решением суда от 23.08.2016 в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество подало в суд апелляционной инстанции жалобу, в которой просило его отменить и принять новое решение, которым признать незаконными оспариваемые предписания.
Заявитель жалобы, ссылаясь на пункт 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ), полагает, что у него, как управляющей организации, отсутствует обязанность заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями при наличии решения собственников о непосредственном способе управления и о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию.
Общество настаивает на том, что в случае исполнения оспариваемого предписания, будут нарушены права и законные интересы граждан, заключивших напрямую договоры с ресурсоснабжающей организацией, поэтому считает, что оспариваемое предписание надзорного органа реально неисполнимо.
В отзыве жилищная инспекция доводы жалобы не признала, просила решение суда оставить без изменения.
В заседание суда второй инстанции лица, участвующие в деле, не прибыли.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения судебного акта исходя из следующего.
По материалам дела установлено, что жилищной инспекцией проведена внеплановая документарная проверка общества, осуществляющего управление многоквартирным домом N 76 по улице Калинина в городе Благовещенске, по результатам которой 12.05.2016 выдано предписание N 324-к об устранении выявленных нарушений.
Полагая, что пункт 1 предписания в части возложения обязанности по заключению договоров энергоснабжения, теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения с ресурсоснабжающими организациями, нарушает права и законные интересы общества, последнее оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Разрешая спор, арбитражный суд первой инстанции отказал в заявленном требовании ввиду отсутствия совокупности таких условий.
Возражения общества сводятся к несогласию с данным выводом суда.
Из материалов дела видно, что 01.03.2015 между собственниками спорного МКД и обществом заключен договор N 1 управления многоквартирным домом.
В соответствии протоколом от 11.07.2015 общего собрания собственников помещений приняты решения: сохранить порядок предоставления коммунальных услуг (отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, газоснабжение) и расчетов за коммунальные услуги, действовавшие до принятия решения о выборе в качестве способа управления "управление управляющей организацией" и выбора в качестве управляющей организации ООО "Евросервис "Д/У N 1", а именно: напрямую ресурсоснабжающим организациям на основании фактически сложившихся договорных отношений между собственниками и ресурсоснабжающими организациями; принять предлагаемые изменения в договор управления многоквартирным домом N б/н от 01.03.2015.
11.07.2015 подписано дополнительное соглашение к договору управления, в соответствии с пунктом 1.4 которого изменен пункт 2.1 договора, а именно "по настоящему договору Управляющая организация по заданию собственников в течение всего срока действия настоящего договора за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность, также обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, необходимых для предоставления коммунальных услуг потребителям в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг"; пунктом 1.6 соглашения изменен пункт 2.4 договора и в новой редакции "порядок предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги осуществляется напрямую ресурсоснабжающим организациям на основании соответствующих договорных отношений, сложившихся до даты заключения настоящего договора и решения общего собрания собственников помещений о сохранности таких договорных отношений".
По итогам проверки деятельности управляющей организации инспекцией выдано предписание, в котором указано на необходимость заключения договоров энергоснабжения, теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения с ресурсоснабжающими организациями (в срок до 01.06.2016) (пункт 1); проведения общего собрания собственников помещений МКД по вопросу установки общедомовых приборов учета теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения (в срок до 30.05.2016) и по результатам общего собрания принять решение о дальнейших действиях с целью оборудования МКД общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов (в срок до 01.06.2016) (пункт 2); разработки и доведения до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий за 2016 год (в срок до 13.06.2016) (пункт 3).
Обществом оспорен только пункт 1 данного предписания.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии с пунктом 9 Правил, условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
Из содержания пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом (пункт 14).
Согласно абзацу 7 подпункта "д" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124), которые устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида (пункт 1).
В соответствии с пунктом 5 этих Правил исполнитель в лице управляющей организации не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
Согласно пункту 7 Правил N 124 документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
Оценив в порядке главы 7 АПК РФ все представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в данном случае ООО "Евросервис Д/У N 1" обязано заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений, в том числе, договоры энергоснабжения, теплоснабжения и горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения в отношении жилого дома, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Калинина, 76.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что собственниками спорных МКД приняты решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг (отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, газоснабжение) и расчетов за коммунальные услуги, действовавших до принятия решения о выборе в качестве способа управления управление управляющей организацией, а именно, напрямую ресурсоснабжающим организациям на основании фактически сложившихся договорных отношений между собственниками и ресурсоснабжающими организациями, был предметом правовой оценки арбитражного суда и обоснованно отклонен ввиду того, что принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с общества, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения в силу пункта 27 Правил N 124.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд на законных основаниях отказал в заявленных требованиях общества.
Государственная пошлина в размере 4 500 рублей, в силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, подлежит возврату обществу как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 23.08.2016 по делу N А04-4812/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Евросервис "Д/У N 1" излишне уплаченную по платежному поручению N 689 от 05.09.2016 государственную пошлину в сумме 4 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-4812/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 февраля 2017 г. N Ф03-108/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Евросервис "Д/У N1"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Амурской области