Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 февраля 2017 г. N Ф03-6417/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
31 октября 2016 г. |
А04-5532/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ротаря С.Б.,
судей Михайловой А.И., Шевц А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.,
при участии в заседании:
от Министерства финансов Амурской области: Демиденко А.В., представителя по доверенности от 21.07.2016,
от АО "РЭУ": Нечаева С.С., представителя по доверенности от 12.09.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Амурской области
на решение от 16.08.2016
по делу N А04-5532/2016
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей О.А. Шишовым,
по иску акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление"
к Министерству жилищного-коммунального хозяйства Амурской области, Министерству финансов Амурской области,
о взыскании 25320 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление" (далее - АО "РЭУ", ОГРН 1097746358412, ИНН 7714783092) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) о взыскании с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области 25 320, 49 рубля, составляющих компенсацию выпадающих доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных услуг по тарифам не обеспечивающим возмещение издержек за период с 01.10.2015 по 31.10.2015.
В качестве ответчика к участию в деле привлечено Министерство жилищного-коммунального хозяйства Амурской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация города Сковородино Амурской области, Управление по ЖКХ и благоустройству администрации города Свободного.
Решением суда от 16.08.2016 иск удовлетворен полностью, путем взыскания с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу истца 25 320, 49 рубля. В иске ко второму ответчику отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Минфин Амурской области в апелляционной жалобе просит решение от 16.08.2016 отменить, истцу в удовлетворении иска отказать.
В обоснование апелляционной жалобы, оспаривая вывод суда о наличии оснований для удовлетворения иска за счет средств казны Амурской области, указывает на отсутствие вины Амурской области в возникновении у истца убытков.
Считает, что удовлетворение требований судом осуществлено за счет ненадлежащего ответчика, поскольку Амурская область выполнила весь комплекс мер по своевременному обеспечению муниципального образования - администрацию города Свободного средствами для возмещения теплоснабжающим организациям потерь, связанным с межтарифной разницей на территории муниципального образования.
В подтверждение ссылается на то, что на 01.01.2016 остаток неиспользованной субвенции на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающим организациям в связи с установлением гражданам льготных тарифов для оплаты услуг теплоснабжения, предоставленной Администрации Свободного, составил 184568,93 рубля.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы на ее удовлетворении настаивал.
Из материалов дела следует, что истец осуществлял обеспечение тепловой энергией население г. Свободного по адресам: в/г N 2, д.77; ДОС-1; ДОС-2; Усть-Пера, 3 км.
В соответствии с Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области N 177-пр/т от 19.12.2014 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, опускаемую энергоснабжающими организациями на 2014-2015 гг.", с изменениями внесенными Приказом Управления N 211-пр/т от 29.12.2014 для ОАО "Ремонтно-эксплуатационного управления" были установлены следующие тарифы на тепловую энергию на 2015 год: - г. Свободный, одноставочный с 01.01.2015 по 30.06.2015 в размере 2522,30 руб./Гкал без НДС, с учетом НДС для населения 2976,31 руб./Гкал и с 01.07.2015 по 31.12.2015 в размере 2732,80 руб./Гкал без НДС, с учетом НДС для населения 3224,70 руб./Гкал.
Согласно приказу Управления N 176-пр/т от 19.12.2014 "Об установлении льготных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающими организациями, на 2015 год" установлены следующие льготные тарифы на тепловую энергию, для населения отпускаемые ОАО "РЭУ": одноставочный с 01.01.2015 по 30.06.2015 в размере 2 728,11 руб./Гкал и с 01.07.2015 по 31.12.2015 в размере 2 910,89 руб./Гкал.
Таким образом, установленные для ОАО "РЭУ" экономически обоснованные тарифы превышали установленный предельный максимальный тариф для населения.
Администрацией г. Свободного с октября 2015 приостановлена выплата компенсации выпадающих доходов теплоснабжающей организации, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения, по причине введения в отношении ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" определением Арбитражного суда г. Москвы от 05.06.2014 по делу N А40-55638/2014 процедуры банкротства - наблюдения.
Поскольку заявление истца от 06.11.2015 N 3761 о выплате субсидии за октябрь 2015 года в размере 25 320, 49 рубля уведомлением от 12.01.2016 N 12-ЖКХ Управлением по ЖКХ и благоустройству администрации города Свободного отклонено, убытки в виде компенсации выпадающих доходов за октябрь 2015 года истцу возмещены не были, АО "РЭУ" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании присутствующего представителя, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) деятельность по производству и передаче тепловой энергии является регулируемым видом деятельности в части вопроса о цене услуг по производству и передаче тепловой энергии.
Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон об основах регулирования тарифов) установлены принципы регулирования тарифов, а именно достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ, полное возмещение им затрат, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Согласно статье 4 Закона об основах регулирования тарифов определено, что органы исполнительной власти субъектов устанавливают предельные индексы в среднем по муниципальным образованиям. Указанные предельные индексы и тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, должны соответствовать предельным индексам, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, в случае их установления. Кроме того, органы исполнительной власти субъектов устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом.
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей. Судам необходимо учитывать, что если такие потери не были полностью или в части компенсированы в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
Частью 7 статьи 4 ФЗ N 210-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования.
Статьей 4 Закона Амурской области от 24.12.2012 N 131-ОЗ "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель теплоснабжающим организациям для населения Амурской области" определено, что выпадающие доходы теплоснабжающих организаций определяются как разница между экономически обоснованным тарифом на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, установленным теплоснабжающей организации для населения области, и льготным тарифом для населения области, умноженная на объем фактически оказанных населению услуг по теплоснабжению жилищного фонда по льготному тарифу. Компенсация выпадающих доходов теплоснабжающим организациям осуществляется путем предоставления субсидий на основании заключенных между органами местного самоуправления и теплоснабжающими организациями договоров на компенсацию выпадающих доходов.
В силу статьи 5 названного Закона государственными полномочиями по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов для населения области, наделяются органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, на территории которых в 2012 году применялось ограничение совокупного размера платы за коммунальные услуги предельными индексами либо на территории которых экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель на очередной период регулирования (финансовый год) установлены выше предельного уровня тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, утвержденного Федеральной службой по тарифам на очередной период регулирования (финансовый год). Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций с 1 января 2013 года на неограниченный срок.
Органам местного самоуправления передаются следующие государственные полномочия:
1) предоставление субсидии теплоснабжающим организациям, у которых возникают выпадающие доходы в результате установления уполномоченным исполнительным органом государственной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) для этих теплоснабжающих организаций льготных тарифов;
2) заключение договоров на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Статьей 9 Закона Амурской области от 24.12.2012 N 131-ОЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций осуществляется в форме субвенций из областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Средства на реализацию государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Постановлением Администрации города Свободного от 16.09.2013 N 1899 утвержден "Порядок предоставления субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения города Свободного".
Согласно подпункту 2 пункта 4 Порядка одним из условий предоставления субсидии является отсутствие проведения в отношении теплоснабжающей организации процедуры банкротства или процедуры ликвидации.
В то же время, такое условие нарушает интересы теплоснабжающих организации, и исключает возмещение недополученных доходов предприятия вследствие регулирования тарифов.
Согласно постановлению Правительства Амурской области от 19.03.2013 N 104 "Об утверждении порядка расходования субвенции из областного бюджета, предоставляемой местным бюджетам на осуществление государственного полномочия по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установленных льготных тарифов для населения Амурской области" (в ред. постановления Правительства Амурской области от 11.12.2013 N 624) (далее - Порядок N624) главным распорядителем средств субвенций является министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (далее - главный распорядитель) (п. 2 Порядка).
В соответствии с п. 4 Порядка главный распорядитель на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на очередной финансовый год, лимитов бюджетных обязательств ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором сложились выпадающие доходы, а за декабрь текущего года - не позднее 25 декабря текущего года пропорциональными долями от годового объема субвенции муниципального образования осуществляет перечисление субвенции муниципальным районам и городским округам на балансовый счет Управления Федерального казначейства по Амурской области N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" для последующего перечисления в установленном порядке на единый счет бюджета соответствующего муниципального образования.
В соответствии с п.5 Порядка субвенция отражается в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и расходуется на компенсацию выпадающих доходов, а также на финансовое обеспечение материальных затрат на исполнение переданных полномочий.
Согласно Закону Амурской области от 10.12.2014 N 458-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" в 2015 году бюджету города Свободного распределена субвенция на финансовое обеспечение государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов для населения Амурской области в сумме 12 068 364, 56 рубля.
По состоянию на 01.01.2016 остаток неиспользованных субвенций, предоставленных бюджету города Свободного составил - 184 568, 93 рубля, который был возвращен в бюджет Амурской области.
Поскольку на момент рассмотрения судом настоящего дела соответствующие средства не были использованы по назначению, а возвращены в бюджет Амурской области, то Амурской областью не обеспечено возмещение экономически обоснованных затрат истца, не исполнена законодательно установленная обязанность по финансированию межтарифной разницы.
Следовательно, понесенные истцом расходы квалифицируются в соответствии со статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве убытков, причиненных юридическому лицу, и обоснованно взысканы решением суда первой инстанции.
В этой связи соответствующие возражения подателя апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, по содержащимся в ней доводам, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 16.08.2016 по делу N А04-5532/2016 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Б. Ротарь |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5532/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 февраля 2017 г. N Ф03-6417/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "РЭУ"
Ответчик: минестерство финансов Амурской области, Министерство жилищного-коммунального хозяйства Амурской области
Третье лицо: МУ "Город Свободный", Управление по ЖКХ и благоустройству администрации г. Свободного, н