г. Хабаровск |
|
02 ноября 2016 г. |
А80-138/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Чукотки "Алтар" Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа: Александров Г.В., представитель по доверенности от 16.08.2016 N 8;
от Администрации Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа: представитель не явился;
от закрытого акционерного общества "Северо - Тихоокеанская угольная компания": представитель не явился;
от непубличного акционерного общества "Чукотская торговая компания": представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Берингтрансуголь": представитель не явился;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу в лице Чукотского отдела: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Чукотки "Алтар" Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа
на определение от 31.05.2016
по делу N А80-138/2016
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
принятое судьей Прохоровым А.А.,
по заявлению Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Чукотки "Алтар" Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа;
к Администрации Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа
о признании отказа органа местного самоуправления в согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 87:09:010002:52 незаконным и установлении границ земельного участка с кадастровым номером 87:09:010002:52
третьи лица: закрытое акционерное общество "Северо - Тихоокеанская угольная компания"; непубличное акционерное общество "Чукотская торговая компания"; общество с ограниченной ответственностью "Берингтрансуголь"; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу в лице Чукотского отдела
УСТАНОВИЛ:
семейная (родовая) община коренных малочисленных народов Чукотки "Алтар" Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа (далее - заявитель, община "Алтар") обратилась в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением к администрации Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа (далее - администрация) в соответствии с которым просит:
- признать повторный отказ, выраженный в письме N 01-14/42/23 от 15.01.2016 за подписью Главы Администрации Анадырского района ЧАО, в согласовании местоположения границы земельного участка с кадастровым номером 87:09:010002:52, местоположение - Чукотский АО, район Анадырский, в районе лагуны Амаам, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для создания родовых угодий, площадью 7616 га - незаконным;
- границы и площадь земельного участка с кадастровым номером 87:09:010002:52, местоположение - Чукотский АО, район Анадырский, в районе лагуны Амаам, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для создания родовых угодий, площадью 76 160 000 кв.м., указанными в материалах межевого дела, считать - согласованными.
Определением от 19.04.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: закрытое акционерное общество "Северо - Тихоокеанская угольная компания" (далее - ЗАО "Северо - Тихоокеанская угольная компания); непубличное акционерное общество "Чукотская торговая компания" (далее - АО "ЧТК"); общество с ограниченной ответственностью "Берингтрансуголь" (далее - ООО "Берингтрансуголь"); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу в лице Чукотского отдела (далее - Чукотский отдел Ростреестра).
07.05.2016 от заявителя поступило заявления в порядке 49 АПК РФ об уточнении исковых требований в части установления границ земельного участка с кадастровым номером 87:09:010002:52, а именно указаны конкретные координаты характерных точек границ спорного земельного участка. Уточнение судом принято.
Определением суда от 31.05.2016 производство по делу прекращено по мотиву того, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Не согласившись с судебным актом, община "Алтар" обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм процессуального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта и направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель общины "Алтар" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просил определение суда первой инстанции отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Администрация, ЗАО "Северо - Тихоокеанская угольная компания", АО "ЧТК", ООО "Берингтрансуголь", Чукотский отдел Ростреестра, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
В своих отзывах АО "ЧТК", ООО "Берингтрансуголь" просят определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация, ЗАО "Северо - Тихоокеанская угольная компания", Чукотский отдел Ростреестра отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Изучив материалы дела, заслушав представителя общины "Алтар", проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Таким образом, для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения государственного органа необходимо, чтобы таким решением могли быть нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, и, одновременно, такое решение могло быть принято с нарушением закона или иного нормативного правового акта.
Суд первой инстанции, прекращая производство по делу, пришел к выводу о том, что повторный отказ, выраженный в письме N 01-14/42/23 от 15.01.2016 за подписью Главы Администрации Анадырского района ЧАО имеет уведомительно-разъяснительный характер и не обладает признаками ненормативного правового акта.
Однако, апелляционная инстанция считает ошибочным вывод суда первой инстанции ввиду следующего.
В спорном письме содержатся возражения Администрации, согласно которым уточняемые границы земельного участка с кадастровым номером 87:09:010002:52 пересекли границы ранее сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков, которое по своему содержанию следует расценить как отказ в согласовании местоположения границы земельного участка.
Кроме того, суд первой инстанции, прекращая производство по делу, пришел к выводу о том, что содержание спора не связано с предпринимательской либо иной экономической деятельностью, в связи с чем по характеру спорного правоотношения и субъектному составу участников не подведомственно арбитражному суду.
Апелляционная инстанция не соглашается с выводом суда первой инстанции ввиду следующего.
Согласно статьи 123.16. Гражданского кодекса Российской Федерации общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации признаются добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона N 7-ФЗ от 12.01.1996 общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее - община малочисленных народов) признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры (пункт 1).
В силу пункта 6 части 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации общины коренных малочисленных народов Российской Федерации отнесены к некоммерческим организациям.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и их деятельность должна соответствовать этим целям (часть 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статус общины "Алтар", призван обеспечить защиту исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры не исключает оценки ее деятельности как экономической, что следует из системного толкования статьи 123.16. ГК РФ и статьи 6.1. Федерального закона N 7-ФЗ от 12.01.1996.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд полагает, что оснований для прекращения производства по делу в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 150 АПК РФ у суда первой инстанции не имелось.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что выводы суда первой инстанции при рассмотрении спора не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и, поскольку спор по существу судом рассмотрен не был, обжалуемый судебный акт подлежит отмене с направлением вопроса на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 31.05.2016 по делу N А80-138/2016 отменить. Дело направить на рассмотрение в Арбитражный суд Чукотского автономного округа.
Возвратить Семейной (родовой) общине коренных малочисленных народов Чукотки "Алтар" Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3000 рублей, перечисленную по платежному поручению от 10.06.2016 N 84, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Взыскать с Администрации Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа в пользу Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Чукотки "Алтар" Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа 1500 рублей за рассмотрение жалобы в суде апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение одного месяца со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-138/2016
Истец: АО Семейная (родовая) община коренных малочисленных народов "Алтар" Анадырского МР Чукотского, АО Семейная (родовая) община коренных малочисленных народов Чукотки "Алтар" Анадырского МР Чукотского, Семейная (родовая) община коренных малочисленных народов Чукотки "Алтар" Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа
Ответчик: Администрация Анадырского муниципального района
Третье лицо: АО Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО и Чукотскому, ЗАО "Северо-Тихоокеанская угольная компания", ЗАО "Чукотская торговая компания", ООО "Берингтрансуголь", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу в лице Чукотского отдела
Хронология рассмотрения дела:
21.09.2017 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3956/17
19.05.2017 Решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа N А80-138/16
02.11.2016 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6123/16
30.09.2016 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4610/16
02.08.2016 Определение Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3718/16
31.05.2016 Определение Арбитражного суда Чукотского автономного округа N А80-138/16