г. Чита |
|
26 октября 2016 г. |
Дело N А58-5334/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.10.2016.
Полный текст постановления изготовлен 26.10.2016.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Бушуевой Е.М., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моряхиной О.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 ноября 2015 года по делу N А58-5334/2015 по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435137122, ОГРН 1031402052153, 677018, Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Аммосова, 18, 407) к Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) "Детская городская больница" (ИНН 1435158891, ОГРН 1051402084348, 677000, Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Петровского, 10, 1) о признании недействительным электронного аукциона N0116200007915006647, признании недействительным государственного контракта N 2143515889115000086 недействительными и применения последствий недействительной сделки,
(суд первой инстанции: Семёнова У.Н.),
при участии в судебном заседании:
от ответчика: Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Детская городская больница" - Ткаченко Д.Н., представитель по доверенности от 28.10.2015.
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) "Детская городская больница" о признании электронного аукциона N 0116200007915006647 на поставку полноценных молочных продуктов питания для детей до трёх лет, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) в 2015 году и заключенного по его результатам Государственного контракта с ООО "Млечный путь" на поставку полноценных молочных продуктов питания для детей до трех лет, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) в 2015 году N 57-2015/ЭА от 14 сентября 2015 года на сумму 43 600 019,47 руб. недействительными, с применением к последнему последствий, предусмотренных статьей 167 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Определением суда от 29.10.2015 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Млечный путь".
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 ноября 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с принятым решением, как незаконным, обжаловал его в апелляционном порядке. Просит решение суда отменить. Указывает, что установление ГБУ РС(Я) "ДГБ" необоснованных требований к химическому составу требуемой к поставке продукции с уменьшением требований к максимальным значениям витаминно-минерального состава продукции, установленных Едиными требованиями Таможенного союза, является умышленным сужением круга потенциальных поставщиков продукции и влечет за собой ограничение доступа к участию в аукционе производителей и поставщиков иной продукции, которая соответствует Единым требованиям Таможенного союза, что прямо запрещено положением части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представитель ответчика в судебном заседании указал на законность и обоснованность оспариваемого судебного акта.
Иные лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о слушании дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие не явившихся представителей истца, ответчика, третьего лица надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции, Государственным комитетом РС(Я) по регулированию контрактной системы с сфере закупок проведен электронный аукцион N 0116200007915006647 на поставку полноценных молочных продуктов питания для детей до трёх лет, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) в 2015 году на сумму 56 258 089,72 рублей.
Заказчиком указанного аукциона является ГБУ РС(Я) "Детская городская больница".
Аукционная документация, утвержденная Заказчиком была опубликована на сайте zakupki.gov.ru 28.07.2015 г.
Закупка в виде электронного аукциона проводилась в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
14 сентября 2015 года, на основании Протокола подведения итогов электронного аукциона 0116200007915006647 от 03 сентября 2015 года был заключен государственный контракт между ГБУ РС(Я) и ООО "Млечный путь" на поставку полноценных молочных продуктов питания для детей до трех лет, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) в 2015 году N 57-2015/ЭА от 14 сентября 2015 года на сумму 43 600 019 рублей 47 копеек (реестровый номер контракта N 2143515889115000086), каш сух на молочно-зерновой основе быстрорастворимые (не требующие варки), обогащенные минералами и витаминами для питания детей раннего возраста - "Semilac Premium 3", сухих молочных напитков для вскармливания детей с 1 до 3 лет - "Фруто НЯНЯ".
Истец полагая, что заключение государственного контракта между ответчиками на поставку полноценных молочных продуктов питания для детей до трех лет, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) в 2015 году N 57-2015/ЭА от 14 сентября 2015 года на сумму 43600019,47 рублей (реестровый номер контракта N 2143515889115000086), несмотря на выданное УФАС России по РС(Я) предписание по делу N 02-75/12А об аннулировании торгов является фактом, указывающим на прямое намерение ГБУ "Якутская детская больница" исполнить государственный контракт, заключенный по результатам электронного аукциона N 0116200007915006647, который был признан УФАС России по РС(Я) нарушающим часть 2 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции", так как в аукционной документации установлены требования к составу по отдельным показателям не соответствующие Единым требованиям Таможенного Союза, обратился с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, исходил из необоснованности исковых требований, указав на то, что ГБУ РС(Я) "ДГБ" не ограничен в выборе контрагентов, у которых может приобретать товары, поскольку сам не является производителем товара; предусмотренные в Техническом задании показатели объекта закупки соответствуют установленным в Техническом регламенте, конкретные значения показателей в аукционной документации (Техническом задании) обоснованы в заключении комиссии.
Между тем, судом первой инстанции при рассмотрении дела не учено, что 10 сентября 2015 года Комиссия УФАС по РС(Я), руководствуясь пунктом 3.1 статьи 23, частью 20 статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", на основании своего решения по делу N 02-75/15А от 04 сентября 2015 г., изготовленного в полном объеме 10 сентября 2015 г. выдала предписание в течение 1 дня с момента получения предписания государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) "Детская городская больница", Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции:
- Аннулировать электронный аукцион N 0116200007915006647 на поставку полноценных молочных продуктов питания для детей до трёх лет, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) в 2015 году;
- при повторной разработке аукционной документации на поставку полноценных молочных продуктов питания для детей до трёх лет, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) в 2015 году, внести изменения в аукционную документацию, привести аукционную документацию в соответствие требованиям антимонопольного законодательства.
- В течение трех рабочих дней со дня исполнения предписания представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) информацию и принятых мерах.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по результатам рассмотрения дела N 02-75/2015 А о нарушении антимонопольного законодательства принято решение о признании государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Детская городская больница" нарушившим часть 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (резолютивная часть решения оглашена 4 сентября 2015 года, изготовлено в полном объеме 10 сентября 2015 года).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28.03.2016 по делу N А58-5295/2015 оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2016 и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.09.2016, отказано в удовлетворении требований государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Детская городская больница" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о признании недействительными решения и предписания по делу N 02- 75/15А о нарушении антимонопольного законодательства от 10.09.2015.
Судами указано, что выявленные антимонопольным органом в оспариваемом решении действия заказчика привели к необоснованному ограничению числа участников данной закупки.
В силу пункта 3 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов (пункт 1). Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса (пункт 2).
Учитывая, что, несмотря на выданное предписание антимонопольного органа об аннулировании электронного аукциона N 0116200007915006647, государственный контракт был заключен; нарушения, допущенные в ходе проведения торгов и заключения с ООО "Млечный путь" рассматриваемого государственного контракта, являются существенными и повлияли на результат торгов, поскольку привели к необоснованному ограничению числа участников данной закупки, апелляционный суд приходит к выводу о том, что исковые требования антимонопольного органа о признании недействительным аукциона в электронной форме на поставку полноценных молочных продуктов питания для детей до трёх лет, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) в 2015 году и заключенного по результатам проведения этого аукциона государственного контракта на поставку полноценных молочных продуктов питания для детей до трех лет, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) в 2015 году N 57-2015/ЭА от 14 сентября 2015 года на сумму 43 600 019,47 рублей (реестровый номер контракта N 2143515889115000086).
Принимая во внимание то обстоятельство, что спорный государственный контракт фактически не исполнялся, судом не усмотрено оснований для применения последствий недействительности контракта.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является нарушение или неправильное применение норм материального права.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, которое привело к принятию неправильного решения, обжалуемый судебный акт подлежит отмене, исковые требования - удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с удовлетворением исковых требований и освобождением истца в силу закона (подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации) от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (6000 рублей при предъявлении иска и 3000 рублей при подаче апелляционной жалобы), с каждого из ответчиков в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере по 4500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 ноября 2015 года по делу N А58-5334/2015 отменить. Принять новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить.
Признать электронный аукцион N 0116200007915006647 на поставку полноценных молочных продуктов питания для детей до трёх лет, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) в 2015 году недействительным.
Признать недействительным заключенный между государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) "Детская городская больница" и обществом с ограниченной ответственностью "Млечный путь" государственный контракт на поставку полноценных молочных продуктов питания для детей до трех лет, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) в 2015 году N 57-2015/ЭА от 14 сентября 2015 года на сумму 43 600 019,47 рублей (реестровый номер контракта N 2143515889115000086).
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Детская городская больница" в доход федерального бюджета 4 500 рублей государственной пошлины.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Млечный путь" в доход федерального бюджета 4 500 рублей государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5334/2015
Истец: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Детская городская больница", ООО "Млечный путь"
Третье лицо: Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-125/17
26.10.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7566/15
08.02.2016 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-5334/15
04.02.2016 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-5334/15
26.11.2015 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-5334/15
09.11.2015 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-5334/15