г. Чита |
|
26 сентября 2016 г. |
Дело N А58-1664/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2016 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С., в отсутствие в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Четвертом арбитражном апелляционном суде представителей лиц, участвующих в деле, при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия):
от Фонда капитального ремонта: не было (извещен);
от Якутского УФАС: Емельянова Л.В., доверенность от 28 сентября 2015 года N 02/4330;
от третьих лиц: не было (извещены),
с участием судьи Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Семеновой У.Н., при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Собакиной А.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 6 июня 2016 года по делу N А58-1664/2016 по заявлению Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)" (место нахождения: г. Якутск, ул. Октябрьская, д. 20, корп. 1А; ОГРН 1131400001545, ИНН 1435972500) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (место нахождения: г. Якутск, ул. Аммосова, 18, 407; ОГРН 1031402052153, ИНН 1435137122) о признании незаконными пунктов 2, 3 и 4 решения по результатам рассмотрения жалобы N 02-21/18.1-16 от 24 февраля 2016 года и предписания по результатам рассмотрения жалобы N 02-21/18.1-16 от 24 февраля 2016 года,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Оникс" (место нахождения: г. Якутск, ул. Лермонтова, 90, 3, 13; ОГРН 1031402066563, ИНН 1435141055), Общества с ограниченной ответственностью "Туймаада-Групп" (место нахождения: г. Якутск, ул. Каландаришвили, 40, 3, 2; ОГРН 1091415001050, ИНН 1427010161), Общества с ограниченной ответственностью "Емеян" (место нахождения: г. Якутск, Сергеляхское шоссе 5 километр, д. 30; ОГРН 1101435000908, ИНН 1435224551), Общества с ограниченной ответственностью "Атман" (место нахождения: г. Якутск, ул. Лермонтова, 42, 121; ОГРН 1111435007045, ИНН 1435242832) и на стороне антимонопольного органа - Общества с ограниченной ответственностью "Экогрунт" (место нахождения: г. Якутск, ул. Петра Алексеева, д. 4, офис 2; ОГРН 1121435002050, ИНН 1435250760)
(суд первой инстанции: Андреев В.А.)
и установил:
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)" (далее - Фонд) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - Якутское УФАС, антимонопольный орган) о признании незаконными пунктов 2, 3 и 4 решения по результатам рассмотрения жалобы N 02-21/18.1-16 от 24 февраля 2016 года и предписания по результатам рассмотрения жалобы N 02-21/18.1-16 от 24 февраля 2016 года.
Определением суда первой инстанции от 5 апреля 2016 года (т. 1, л.д. 1-3) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: на стороне заявителя - Общество с ограниченной ответственностью "Оникс" (далее - ООО "Оникс"), Общество с ограниченной ответственностью "Туймаада-Групп" (далее - ООО "Туймаада-Групп"), Общество с ограниченной ответственностью "Емеян" (далее - ООО "Емеян"), Общество с ограниченной ответственностью "Атман" (далее - ООО "Атман"); на стороне антимонопольного органа - Общество с ограниченной ответственностью "Экогрунт" (далее - ООО "Экогрунт").
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 6 июня 2016 года заявленное Фондом капитального ремонта требование удовлетворено, пункты 2, 3 и 4 решения по результатам рассмотрения жалобы N 02-21/18.1-16 от 24 февраля 2016 года и предписание по результатам рассмотрения жалобы N 02-21/18.1-16 от 24 февраля 2016 года Якутского УФАС признаны незаконными. Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Фонда признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Якутское УФАС обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, считает его незаконным и необоснованным. В частности, антимонопольный орган отмечает, что извещение о проведении конкурса было опубликовано на официальном сайте в сети Интернет регионального оператора www.fondkr.ru 30 декабря 2015 года, поэтому претенденты представляют заявки на участие в открытом конкурсе именно с указанной даты, в связи с чем прошедшим календарным годом согласно пункту 2.1.4 Конкурсной документации является 2014 год.
По мнению Якутского УФАС, справки налогового органа о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 2015 и 2016 годы не позволяют конкурсной комиссии установить наличие либо отсутствие у претендента задолженности в 2014 году, следовательно, и проверить соответствие участника обязательным требованиям раздела 2 Конкурсной документации. Участники конкурса, в том числе и победители, запросившие и представившие справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам по состоянию за 2015 и 2016 годы, не соответствуют разделу 2 "Требования к участникам открытого конкурса" Конкурсной документации, поэтому заявки таких участников подлежали отклонению на основании пункта 3.2 Конкурсной документации.
В обоснование своей позиции заявитель апелляционной жалобы указывает, что действия Конкурсной комиссии по допуску таких участников нарушают предусмотренный Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.11.2013 N 402 и Конкурсной документацией порядок проведения торгов, влекут ограничение конкуренции между участниками и нарушают порядок определения победителей конкурса.
Письменные отзывы на апелляционную жалобу Фонд и третьи лица не представили.
О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы Фонд и третьи лица извещены надлежащим образом в порядке, установленном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением и возвращенными почтовыми конвертами, а также отчетом о публикации 18 августа 2016 года на официальном сайте Федеральных арбитражных судом Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определений о принятии апелляционной жалобы к производству и об удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании путем использования видеоконференц-связи, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителя Якутского УФАС, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 30 декабря 2015 года Фондом на официальном сайте Регионального оператора (www.fondkr.ru) было размещено извещение о проведении открытого конкурса по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту и разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (т. 1, л.д. 20-28; т. 3, л.д. 35-43).
В извещении установлено, что срок подачи конкурсных заявок прекращается в 17 часов 00 минут рабочего дня предыдущего дню вскрытия конвертов с конкурсными заявками, а именно, не позднее 17 часов 00 минут 28 января 2016 года.
Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе - 29 января 2016 года 10 часов 00 минут.
Срок подведения итогов конкурса составляет не более 3 (трех) рабочих дней с момента подписания протокола рассмотрения заявок.
Из протокола вскрытия конвертов от 29 января 2016 года (т. 1, л.д. 108-150; т. 2, л.д. 1-104) следует, что на участие в открытом конкурсе по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту и разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах поступило и зарегистрировано 70 заявок.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 2 февраля 2016 года (т. 3, л.д. 132-146) на участие в открытом конкурсе по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту и разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах допущено 47 заявок.
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок от 2 февраля 2016 года (т. 3, л.д. 147-160) победителями открытого конкурса признаны ООО "Туймаада-Групп", ООО "Оникс", ООО "Емеян" и ООО "Атман".
4 февраля 2016 года ООО "Экогрунт" обратилось в Якутское УФАС с жалобой на действия Конкурсной комиссии по не допуску к участию в открытом конкурсе по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту и разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (т. 4, л.д. 4-11).
Решением Якутского УФАС по результатам рассмотрения жалобы N 02-21/18.1-16 от 24 февраля 2016 года (т. 1, л.д. 12-17; т. 3, л.д. 11-16) жалоба ООО "Экогрунт" признана необоснованной (пункт 1). Вместе с тем, Фонд признан нарушившим Порядок проведения открытого конкурса по привлечению региональным оператором подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту и разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (пункт 2) и пункт 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции (пункт 3), в связи с чем принято решение выдать Фонду предписание об аннулировании торгов (пункт 4).
На основании данного решения 24 февраля 2016 года антимонопольным органом выдано предписание по результатам рассмотрения жалобы N 02-21/18.1-16, согласно которому Фонду в течение 3 рабочих дней с момента получения решения и настоящего предписания необходимо совершить действия, направленные на устранение допущенного нарушения порядка организации и проведения торгов: аннулировать результаты открытого конкурса по привлечению региональным оператором подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту и разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (Извещение на официальном сайте Регионального оператора (www.fondkr.ru) от 30 декабря 2015 года) (т. 1, л.д. 18-19; т. 3, л.д. 9-10).
Не согласившись с решением в части пунктов 2, 3, 4 и предписанием антимонопольного органа, Фонд оспорил их в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии в действиях Фонда капитального ремонта признаков нарушения Закона о защите конкуренции, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства соответствующими органами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по их прекращению и привлекает к ответственности за такие нарушения.
Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений, то есть правовые основы антимонопольного контроля в отношении порядка заключения договора посредством определенных конкурентных процедур.
В частности, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Приведенными положениями части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции определены правовые основы антимонопольного контроля в отношении порядка заключения договоров (контрактов) посредством конкурентных процедур. Существо антимонопольных требований к участникам соответствующих правоотношений заключается в том, что такие способы заключения договора (контракта), как торги, запрос котировок и запрос предложений, являются конкурентными, то есть выбор победителя, с которым будет заключен договор (контракт), осуществляется в строгом соответствии с правилами, установленными законом и утвержденными заказчиком и (или) организатором данных процедур.
То есть положения статьи 17 Закона о защите конкуренции призваны защитить конкуренцию на рынке товаров (работ, услуг), являющихся предметом, в том числе конкурса.
Для квалификации действий (бездействия) по организации и проведению конкурентных процедур как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений специального законодательства, регламентирующего порядок проведения закупки, и Закона о защите конкуренции с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду.
При этом нарушением антимонопольных требований, указанных в пункте 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, будет считаться как отступление от установленных заказчиком или организатором торгов в документации правил (например, применение иных критериев оценки заявок участников, несоблюдение порядка начисления и подсчета баллов (формул), неправильное оформление протоколов и принимаемых решений и т.д.), так и отсутствие в документации критериев оценки заявок, порядка начисления баллов и иных существенных условий, позволяющих определить победителя.
В соответствии с частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Одной из функций регионального оператора является осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (пункт 3 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса).
На основании пункта 3 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
Согласно части 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса (в редакции, действовавшей до 4 июля 2016 года, то есть и на момент возникновения спорных правоотношений) закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
С 15 июля 2016 года применяется Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение о привлечении подрядных организаций).
До принятия на федеральном уровне названного нормативного правового акта по рассматриваемому вопросу применялось региональное законодательство.
В частности, на территории Республики Саха (Якутия) действуют Закон от 24.06.2013 1201-З N 1329-IV "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Республики Саха (Якутия)" и постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.11.2013 N 402, которым утвержден Порядок привлечения региональным оператором, органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в Республике Саха (Якутия) (далее - Порядок N 402).
Как отмечалось выше, в целях выполнения положений статей 180 и 182 Жилищного кодекса 30 декабря 2015 года Фондом на официальном сайте Регионального оператора (www.fondkr.ru) было размещено извещение о проведении открытого конкурса по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту и разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (т. 1, л.д. 20-28; т. 3, л.д. 35-43).
На участие в открытом конкурсе по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту и разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах поступило и было зарегистрировано 70 заявок, 47 из которых было допущено к участию в таком конкурсе.
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок от 2 февраля 2016 года (т. 3, л.д. 147-160) победителями открытого конкурса признаны ООО "Туймаада-Групп", ООО "Оникс", ООО "Емеян" и ООО "Атман".
4 февраля 2016 года ООО "Экогрунт" обратилось в Якутское УФАС с жалобой на действия Конкурсной комиссии по не допуску к участию в открытом конкурсе по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту и разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (т. 4, л.д. 4-11).
Антимонопольный орган признал жалобу ООО "Экогрунт" необоснованной, однако усмотрел в действиях Фонда нарушение Порядка проведения открытого конкурса по привлечению региональным оператором подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту и разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах и положений пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В частности, антимонопольный орган посчитал, что справки налогового органа о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 2015 и 2016 годы не позволяли Конкурсной комиссии установить наличие либо отсутствие у претендента задолженности в 2014 году и, как следствие, проверить соответствие участника обязательным требованиям раздела 2 Конкурсной документации. По мнению Якутского УФАС, учитывая, что извещение о проведении открытого конкурса было опубликовано Фондом 30 декабря 2015 года, то претенденты должны были представлять заявки на участие в таком конкурсе с указанной даты опубликования извещения, то есть прошедшим календарным годом по Конкурсной документации является 2014 год.
С подобными доводами антимонопольного органа суд апелляционной инстанции согласиться не может ввиду следующего.
Согласно пункту 2.1 Порядка N 402 привлечение подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов в Республике Саха (Якутия) осуществляется путем проведения открытого конкурса.
Разделом IV Порядка N 402 определен Порядок размещения и опубликования информации о Конкурсе.
Так, официальная информация о проведении Конкурса размещается техническим заказчиком на официальном Интернет-сайте Регионального оператора (http://www.fondkr.ru/) и публикуется в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия) не менее чем за 15 (пятнадцать) рабочих дней до момента окончания срока приема заявок (пункт 4.1).
В извещении о проведении Конкурса должны быть указаны следующие сведения: наименование, местонахождение, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона технического заказчика; предмет договора (конкурса); место выполнения работ; начальная (максимальная) цена договора; срок, место и порядок представления заявки на участие в Конкурсе; место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе; порядок и сроки объявления результатов Конкурса; проект договора (пункт 4.2).
В соответствии с пунктом 5.1 Порядка N 402 участником Конкурса может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности или индивидуальный предприниматель.
Пунктом 5.2 Порядка N 402 установлено, что для участия в Конкурсе допускаются участники, если:
- участник Конкурса в соответствии с требованиями части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации имеет свидетельство, выданное саморегулируемой организацией, о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае, если предметом Конкурса является выполнение таких видов работ (подпункт 5.2.1);
- не проводится процедура ликвидации участника Конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника Конкурса - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства (подпункт 5.2.2);
- не приостановлена деятельность участника Конкурса в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в Конкурсе (подпункт 5.2.3);
- у участника Конкурса отсутствует задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, отсутствует кредиторская задолженность за прошлый год в размере свыше двадцати пяти процентов балансовой стоимости активов участника конкурса по данным бухгалтерской отчетности (подпункт 5.2.4);
- участник отсутствует в реестре недобросовестных поставщиков (подпункт 5.2.5).
Кроме указанных в пунктах 5.2.1-5.2.5 требований технический заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам Конкурса (пункт 5.3 Порядка N 402).
Срок подачи заявок на участие в Конкурсе должен составлять не менее 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента опубликования извещения о проведении Конкурса на сайте Регионального оператора (пункт 6.1 Порядка N 402).
Согласно подпункту 5 пункта 6.2 Порядка N 402 участники Конкурса предоставляют техническому заказчику копии документов, подтверждающих соответствие участника Конкурса требованиям пунктов 5.2.1, 5.2.4, 5.2.5 настоящего Порядка. Документы, подтверждающие соответствие участника Конкурса требованиям пунктов 5.2.2 и 5.2.3 настоящего Порядка, технический заказчик запрашивает самостоятельно.
Из пунктов 6.4-6.6 Порядка N 402 следует, что вскрытие конвертов с конкурсными заявками производится на следующий рабочий день с момента окончания срока приема заявок и оформляется протоколом вскрытия конвертов в течение одного рабочего дня.
Срок рассмотрения заявок на участие в Конкурсе не должен превышать 6 (шести) рабочих дней с момента вскрытия конвертов и оформляется протоколом рассмотрения заявок на участие в Конкурсе в течение одного рабочего дня.
Срок подведения итогов Конкурса не должен превышать 3 (трех) рабочих дней, следующих за датой подписания протокола рассмотрения заявок, результаты Конкурса оформляются протоколом оценки и сопоставления заявок в течение одного рабочего дня.
Из материалов настоящего дела следует, что 30 декабря 2015 года на официальном сайте Регионального оператора (www.fondkr.ru) Фондом размещено извещение о проведении открытого конкурса по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту и разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
В тот же день на официальном сайте Регионального оператора (www.fondkr.ru) также размещена Конкурсная документация, подпунктом 2.1.4 пункта 2.1 которой для участия в открытом конкурсе установлено требование о том, чтобы у участника конкурса отсутствовала задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, отсутствует кредиторская задолженность за прошлый год.
В соответствии с подпунктами 3.1.7 пункта 3.1 Конкурсной документации для участия в открытом конкурсе претендент подает конкурсную заявку с обязательным приложением сведений налогового органа об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, полученных не позднее, чем за шесть месяцев до даты подачи заявки.
Из протокола вскрытия конвертов от 29 января 2016 года на участие в открытом конкурсе по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту и разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах следует, что поступило и было зарегистрировано 70 заявок (т. 1, л.д. 108-150; т. 2, л.д. 1-104).
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 2 февраля 2016 года (т. 3, л.д. 132-146) на участие в открытом конкурсе по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту и разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах было допущено 47 заявок.
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок от 2 февраля 2016 года (т. 3, л.д. 147-160) победителями открытого конкурса признаны ООО "Туймаада-Групп", ООО "Оникс", ООО "Емеян" и ООО "Атман".
Все 70 заявок, в том числе и заявки победителей конкурса, поступили в январе 2016 года, что было подтверждено суду апелляционной инстанции в судебном заседании 22 сентября 2016 года представителем Якутского УФАС (аудиозапись судебного заседания от 22 сентября 2016 года).
При этом из положений Порядка N 402 и Конкурсной документации следует, что требование об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год установлено для участника открытого конкурса при подаче техническому заказчику соответствующей заявки с приложением необходимых документов.
Принимая во внимание, что заявки на участие в открытом конкурсе поступили от участников только в 2016 году, сведения налогового органа об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов должны быть представлены исключительно по состоянию за 2015 год, который и является в таком случае "прошедшим годом".
Как следует из материалов дела, а также не оспаривается лицами, участвующими в деле, конкурсные заявки, включая заявки победителей открытого конкурса, содержали в своем составе справки налогового органа о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 2015 и 2016 годы, что с учетом изложенного нарушением не является.
Делая такой вывод, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что подпунктом д) пункта 23 Положения о привлечении подрядных организаций (действует с 15 июля 2016 года) предусмотрено, что одним из требований к участникам отбора является отсутствие у него задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за прошедший календарный год.
При этом для подтверждения соблюдения данного требования заявка на участие в отборе должна содержать справку налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, полученная не ранее 1 января года, в котором подается заявка, или нотариально заверенную копию такой справки (пункт 38 Положения о привлечении подрядных организаций).
Таким образом, Положение о привлечении подрядных организаций, устанавливающее такое же требование к участникам, что и Порядок N 402 и разработанная на его основе конкурсная документация (отсутствие налоговой задолженности за прошедший календарный год), прямо предусматривает, что соответствующая справка налогового органа должна быть получена не ранее 1 января года, в котором подается заявка.
Учитывая изложенное, довод антимонопольного органа о том, что поскольку извещение о проведении конкурса было опубликовано 30 декабря 2015 года, то прошедшим календарным годом в рассматриваемом случае является 2014 год, не основан на положениях действующего законодательства и конкурсной документации.
По мнению суда апелляционной инстанции, было бы нелогичным требовать от участников конкурса представлять сведения об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам за 2014 год, при которой в 2014 году соответствующая задолженность отсутствует, однако при этом у участника конкурса имеется неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов в 2015 году, о которой Фонду капитального ремонта известно не будет. Признание в указанном случае победителем открытого конкурса такого лица может ограничить права иных добросовестных хозяйствующих субъектов, своевременно и в полном объеме уплачивающих налоги и сборы.
Кроме того, в силу пункта 1 Порядка заполнения форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, утвержденного приказом ФНС России от 05.06.2015 N ММВ-7-17/227@ (далее - Порядок заполнения справок), справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - справка о состоянии расчетов) формируется с использованием программного обеспечения налоговых органов по данным информационных ресурсов инспекции ФНС России и учитывает информацию о всех суммах налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, уплачиваемых организацией (индивидуальным предпринимателем), в том числе в связи с исполнением обязанности ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Согласно пункту 5 Порядка заполнения справок в справке о состоянии расчетов отражаются, в том числе, следующие данные:
- в графах 4, 6, 8 указываются: сальдо расчетов (положительное "+", отрицательное "-") с бюджетной системой Российской Федерации организации (индивидуального предпринимателя) по всем налогам, сборам, пеням, штрафам без учета сумм денежных средств, списанных с расчетного счета организации (индивидуального предпринимателя), но не зачисленных в бюджетную систему Российской Федерации, по которым имеется вступившее в силу решение суда о признании обязанности по уплате этих денежных средств исполненной, а также сумм, по которым предоставлена отсрочка (рассрочка), инвестиционный налоговый кредит, проводится реструктуризация, и сумм, приостановленных к взысканию; отдельной строкой суммы денежных средств, списанных с расчетного счета организации (индивидуального предпринимателя), но не зачисленных в бюджетную систему Российской Федерации, по которым имеется вступившее в силу решение суда о признании обязанности по уплате этих денежных средств исполненной (при наличии указанных денежных средств) (подпункт 4);
- в графах 5, 7, 9 указываются суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, по которым организации (индивидуальному предпринимателю) предоставлена отсрочка (рассрочка), инвестиционный налоговый кредит, проводится реструктуризация, а также суммы, приостановленные к взысканию (подпункт 5);
- в графе 10 отражается состояние расчетов с бюджетной системой Российской Федерации организации (индивидуального предпринимателя) по процентам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами о реструктуризации задолженности.
Отдельной строкой указываются суммы процентов, приостановленные к взысканию (подпункт 6).
Следовательно, как верно отмечено судом первой инстанции, справка о состоянии расчетов выдается налоговым органом нарастающим итогом, то есть при наличии задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам за 2014 год на момент получения справки, информация о такой задолженности должна быть отражена и в справке, выданной по состоянию на 2015 и 2016 годы.
Из протокола вскрытия конвертов от 29 января 2016 года (т. 1, л.д. 108-150; т. 2, л.д. 1-104) следует, что во всех допущенных к участию в открытом конкурсе 47 заявках имелись сведения об отсутствии задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 2015 год, то есть год, предшествующий подаче заявок.
Отказ же в допуске на участие в конкурсе по остальным 23 заявкам был вызван, в том числе, ввиду их несоответствия пункту 5.2 Порядка N 402 (в связи с наличием задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды).
Доказательств того, что указанным лицам Фондом неправомерно и необоснованно было отказано в допуске на участие в конкурсе, антимонопольным органом не представлено.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности антимонопольным органом факта нарушения Фондом положений Порядка N 402 и конкурсной документации, влекущих ограничение конкуренции и нарушающих порядок определения победителей конкурса. Следовательно, в действиях Фонда не усматривается и нарушений пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 41 Закона о защите конкуренции (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемых ненормативных правовых актов) в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства содержатся выводы о наличии или об отсутствии оснований для выдачи предписания и перечень действий, включаемых в предписание и подлежащих выполнению.
Частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции также предусмотрено, что по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.
Согласно подпункту а) пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольному органу предоставлено право выдавать конкурсной комиссии обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, в том числе предписания об аннулировании торгов.
Предписанием по результатам рассмотрения жалобы N 02-21/18.1-16 от 24 февраля 2016 года (т. 1, л.д. 18-19; т. 3, л.д. 9-10) антимонопольный орган обязал Фонд в течение 3 рабочих дней с момента получения решения и настоящего предписания совершить действия, направленные на устранение допущенного нарушения порядка организации и проведения торгов: аннулировать результаты открытого конкурса по привлечению региональным оператором подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту и разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (извещение на официальном сайте Регионального оператора (www.fondkr.ru) от 30 декабря 2015 года).
Исходя из приведенных положений Закона о защите конкуренции, признание судом незаконным решения Якутского УФАС N 02-21/18.1-16 от 24 февраля 2016 года в части пунктов 2, 3 и 4 одновременно влечет за собой и недействительность вынесенного на его основе предписания.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что решение по результатам рассмотрения жалобы N 02-21/18.1-16 от 24 февраля 2016 года в части пунктов 2, 3, 4 и вынесенное на его основе предписание Якутского УФАС не соответствуют требованиям Закона о защите конкуренции, нарушают права и законные интересы Фонда, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 6 июня 2016 года по делу N А58-1664/2016, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 6 июня 2016 года по делу N А58-1664/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-1664/2016
Истец: Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), УФАС по РС (Я)
Третье лицо: ООО "Атаман", ООО "Атман", ООО "Емеян", ООО "Оникс", ООО "Туймаада-Групп", ООО "Экогрунт", ООО "Емеян", ООО Оникс "
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7612/16
24.01.2017 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-1664/16
26.09.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3954/16
23.09.2016 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-1664/16
06.06.2016 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-1664/16