Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 30 ноября 2017 г. N Ф10-4891/17 настоящее постановление оставлено без изменения
25 июля 2017 г. |
Дело N А83-6733/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.07.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.07.2017.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Градовой О.Г., Приваловой А.В., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
с участием представителя от общества с ограниченной ответственностью "Океанариум Аквамарин" - Захаров А.А. по доверенности от 26.10.2016 N 11, в отсутствии Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 марта 2017 года по делу N А83-6733/2016 (судья Лукачев С.О.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Океанариум Аквамарин" о признании незаконными предписаний Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Океанариум Аквамарин" (далее по тексту - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконными и отмене предписаний Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее по тексту - Министерство) от 07.07.2016 N 025-0228, N 026-0228, N 027-0228 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушении природоохранных требований.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 30 марта 2017 года заявление общества удовлетворено. Признаны незаконными предписания от 07.07.2016 N 025-0228, N 026-0228, N 027-0228 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушении природоохранных требований, вынесенные главным специалистом отдела экологического надзора г. Ялта Управления экологического надзора Южно-Крымского региона, государственным инспектором Республики Крым Ковалевым С.С. Суд взыскал с Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в пользу общества судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 9 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, Министерство обратилось с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 марта 2017 года, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение которым в удовлетворении требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением председателя четвёртого судебного состава суда от 18.07.2017 произведена замена судьи Горошко Н.П., принимавшей участие в рассмотрении апелляционной жалобы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 марта 2017 года по делу N А83-6733/2016, на судью Градову О.Г.
От Министерства до начала судебного разбирательства поступило заявление о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя.
До начала судебного разбирательства от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в судебном заседании его представитель возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Дело рассмотрено в порядке статьей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Министерства, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющемся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения от 30 марта 2017 года проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 07.07.2016 Министерством на основании акта проверки от 07.07.2016 N 247 обществу были выданы предписания N 025-0228, N 026-0228, N 027-0228 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, согласно которым обществу предписано в срок до 07.08.2016 получить разрешения (распорядительные лицензии) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации (шесть черноморских афалин), получить разрешения на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (два северных морских котика, две белухи), получить разрешения на содержание и разведение объектов животного мир, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (шесть черноморских афалин).
Полагая, что указанные предписания являются незаконными и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые предписания не соответствуют нормам законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 30.06.2016 N 1227 в отношении общества Министерством была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой 07.07.2016 составлен акт N 247.
В ходе проведенной проверки Министерством были выявлены нарушения обязательных требований, а именно: статей 24, 26 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", п. 7 части 1 статьи 12, статьи 24 Закона Республики Крым от 15.12.2015 N 29-ЗРК/2014 "О животном мире".
На основании акта проверки от 07.07.2016 N 247 обществу выданы оспариваемые предписания.
Отношения в области охраны и использования животного мира и среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды урегулированы Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее по тексту - Закон N 52-ФЗ).
Предписанием N 025-0228 от 07.07.2016 обществу установлено в срок до 07.08.2016 получить разрешения (распорядительные лицензии) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации (шесть черноморских афалин).
В соответствии со ст. 24 Закона N 52-ФЗ редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации. Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно перечню (списку) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденному приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 19.12.1997 N 569, черноморская афалина (Tursiops truncatus ponticus) занесена в Красную книгу Российской Федерации (порядковый номер 390, категория статуса редкости 3).
Оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации (абз. 3 ст. 24 Закона N 52-ФЗ).
Порядок выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 N 156 "О Порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации", в силу п. 2 которого право пользования дикими животными, принадлежащими к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, может переходить от одного лица к другому только на основании разрешения (распорядительной лицензии) на оборот указанных животных.
Однако, как верно отметил суд первой инстанции, материалы дела не содержат каких-либо доказательств, подтверждающих переход права пользования на шесть черноморских афалин от ООО "Океанариум Аквамарин" к иному лицу, вследствие чего суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у общества обязанности получения разрешения (распорядительной лицензии) на оборот шести черноморских афалин.
Таким образом, предписание от 07.07.2016 N 025-0228 не соответствует вышеназванной норме и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное обществом требование о признании незаконным предписания N 025-0228.
Согласно ст. 6 Закона N 52-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, среди прочего полномочия по выдаче разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Сроки и последовательность административных процедур (действий) Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, осуществляемых по запросу физического или юридического лица, в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Крым полномочий в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлена Административным регламентом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесённых в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Действие указанного Административного регламента не распространяется на содержание и разведение домашних и сельскохозяйственных животных, охотничьих и водных биологических ресурсов (абзац 2).
Также Административный регламент Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесённых в Красную книгу Российской Федерации устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, осуществляемых по запросу физического или юридического лица, в пределах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Крым полномочий в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее по тексту - Административный регламент).
Действие Административного регламента распространяется, в том числе, на изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания и не распространяется на использование домашних и сельскохозяйственных животных, охотничьих и водных биологических ресурсов (абзацы 5, 7).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" к водным биологическим ресурсам относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.
Морские котики и белухи, являясь водными млекопитающими, относятся к водным биологическим ресурсам, изъятым из среды обитания, вследствие чего действие вышеуказанных Административных регламентов на них не распространяется.
Предписанием N 026-022810/2 от 07.07.2016 обществу установлено в срок до 07.08.2016 получить разрешения на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (два северных морских котика, две белухи).
Между тем, действующим законодательством предусмотрена необходимость получения такого разрешения только на содержание и разведение в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ (приложение N 2 к административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по выдаче разрешения на содержание и разведение в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов России от 30 октября 2007 г. N 279), а также на содержание и разведение в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания охотничьих ресурсов (п. 2 ст. 49 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Таким образом, апелляционная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции об отсутствии у общества законодательно установленной обязанности на получении разрешения на содержание и разведение двух морских котиков и двух белух, в связи с чем предписание от 07.07.2016 N 026-0228 противоречит указанным нормам, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Статьей 26 Закона N 52-ФЗ установлено, что содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускаются только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, выдаваемым в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона.
Предписанием N 027-0228 обществу установлено в срок до 07.08.2016 получить разрешения на содержание и разведение объектов животного мир, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (шесть черноморских афалин).
В силу п. 9 приказа Минприроды России от 30.01.2013 N 36 (в редакции от 08.09.2014) "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания", в частности, разрешение на содержание и разведение объектов животного мира не выдается на содержание животных в цирках.
Согласно информации, размещенной в Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом деятельности ООО "Океанариум Аквамарин" является деятельность в области исполнительских искусств (код ОКВЭД 90.01), включающая в себя организацию и постановку театральных, оперных и балетных представлений, концертов и прочих сценических выступлений; деятельность ансамблей, цирков и театральных трупп, оркестров и музыкальных групп; деятельность актеров, танцоров, музыкантов, лекторов или ораторов, выступающих индивидуально.
Из письма Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России от 06.05.2016 (исх. N 12-47/9604, т. 1 л.д. 43-44) усматривается, что по своим функциям передвижной дельфинарий может рассматриваться как одна из форм передвижного цирка, и в этой связи согласно п. 9 приказа Минприроды России от 30.01.2013 N 36 выдача разрешений на содержание цирковых животных в неволе не предусмотрена.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что разрешение на содержание и разведение шести черноморских афалин не требуется, вследствие чего предписание от 07.07.2016 N 027-0228 вынесено в нарушение п. 9 вышеотмеченного приказа и препятствует осуществлению ООО "Океанариум Аквамарин" предпринимательской деятельности.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 марта 2017 года по делу N А83-6733/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-6733/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 30 ноября 2017 г. N Ф10-4891/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ОКЕАНАРИУМ АКВАМАРИН"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ