г. Томск |
|
2 ноября 2016 г. |
Дело N А03-24684/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.
судей: Колупаевой Л.А.,
Скачковой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гальчук М.М. с использованием средств аудиозаписи,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Бруй Н.А., представитель по доверенности от 15.08.2016 N 15;
от заинтересованного лица - Роор В.В., представитель по доверенности от 03.06.2016 N 12-42-44;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройком" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 16 июня 2016 г. по делу N А03-24684/2015 (судья Трибуналова О.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройком" (г. Барнаул, ИНН 2224097472, ОГРН 1052242172817)
к государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании незаконным решения от 30.10.2015 N 19457; об обязании принять к зачету расходы в размере 106 837 руб. 60 коп. и выделить средства страхователю в размере 83 265 руб. 35 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройком" (далее - заявитель, Общество, страхователь) обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Учреждение, Фонд) о признании незаконным решения от 30.10.2015 N 19457 о выделении (об отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения и о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; об обязании принять к зачету расходы ООО "Стройком" в размере 106 837 руб. 60 коп. и выделить средства страхователю в размере 83 265 руб. 35 коп.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 16 июня 2016 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять новый судебный акт об удовлетворении требований ООО "Стройком" в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что заинтересованное лицо расчетный период для исчисления пособия делит на расчетный период 2012 г. и расчетный период 2013 г., что противоречит требованиям Федерального закона о 29.12.2006 N 255-ФЗ, согласно которому расчетный период один, состоящий из двух лет и исчисляемый в календарных днях. Соответственно Фонд не обоснованно рассматривает входящие в расчетный период Недозреловой Е.М. 2012 и 2013 годы отдельно, вычитая 366 дней не из 731, а только из 366 дней, входящих в 2012 год.
Заинтересованное лицо в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на Интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В судебном заседании представители апеллянта и заинтересованного лица поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее по изложенным выше основаниям.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "Стройком" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственном регистрационным номером 1052242172817, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
20.05.2015 Общество зарегистрировано в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации - филиале N 1, регистрационный номер 220001252422011.
30.09.2015 страхователь обратился в филиал N 1 регионального обеспечения с заявлением о выделении средств на выплату страхового обеспечения за период с 01.02.2014 по 31.08.2015.
Сотрудниками филиала N 1 государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в период с 30.09.2015 по 02.10.2015 проведена камеральная проверка страхователя - ООО "Стройком" по вопросам правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в ходе которой было установлено, что страхователем в нарушение пунктов 2, 3, 3.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", не подтвержденные документами в установленном порядке произведены расходы в сумме 106 837 руб. 60 коп.
Также Учреждением было установлено, что при исчислении пособия по уходу за ребенком Недозреловой Е.М. размер пособия превышает сумму фактически полученного за отработанные дни среднего дневного заработка.
По результатам проверки Управлением оформлен акт камеральной проверки N 19457 от 02.10.2015, согласно которому предложено: отказать Обществу в выделении средств на возмещение (осуществление) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 106 837 руб. 60 коп.; не принимать к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию, в сумме 106 837 руб. 60 коп.
Обществу предложено произвести корректировку излишне начисленных сумм 106 837 руб. 60 коп. расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в бухгалтерском учете и "Расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения" (форма 4 ФСС) за период с 01.01.2015 по 31.12.2015, на стр. 5 отразить сумму 50 682 руб. 64 коп., по строке 15 сумму 56 154 руб. 96 коп. табл.1, Разд. 1. Страхователю доначислить страховые взносы на сумму не принятую к зачету в размере 3 098 руб. 29 коп.
ООО "Стройком" представило в адрес филиала N 1 государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возражения на акт камеральной проверки от 02.10.2015 N 19457.
30.10.2015 государственным учреждением - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в лице филиала N 1, рассмотрев материалы проверки в отношении ООО "Стройком", представленные возражения, вынесены решения:
N 19457 об отказе страхователю в выделении средств на осуществление расходов на выплату страхового обеспечения, в сумме 83 265 руб. 35 коп. в связи с тем, что страхователем произведены расходы с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов, либо не подтверждённые документами в установленном порядке, в сумме 106 837 руб. 60 коп.;
N 19457 о не принятии к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ООО "Стройком" с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 106 837 руб. 60 коп., в том числе: июнь 2014 года - 6 610 руб. 78 коп., июль 2014 года - 7 345 руб. 31 коп., сентябрь 2014 года - 7 345 руб. 31 коп., октябрь 2014 года - 7 345 руб. 31 коп.
Не согласившись с указанными решениями Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из обоснованности выводов Фонда, изложенных в оспариваемых решениях.
Седьмой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являются страхователями по обязательному социальному страхованию.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).
В спорном правоотношении порядок назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком регулировался статьями 13 и 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ) и Положением об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение N 375).
Частью 6 статьи 13 Закона N 255-ФЗ установлено, что для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию, справку с места работы (службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не служит), справку из органов социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет также при необходимости справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы (статья 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N81-ФЗ)).
Средний дневной заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:
1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
2) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не начислялись (часть 3.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ).
В случае если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) в связи с прекращением деятельности этим страхователем (этими страхователями) либо по иным причинами, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, по заявлению застрахованного лица направляет запрос в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Запрашиваемые сведения предоставляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по форме и в порядке, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.01.2011 N 21н.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4 (часть 5.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ).
Статьей 11.2 Закона N 255-ФЗ установлено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Законом N 81-ФЗ.
Согласно пункту 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В соответствии со статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ страхователи, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, а также заработать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
В соответствие с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 951н от 04.12.2009 для принятия решения филиалом отделения Фонда социального страхования о выделении средств на выплату страхового обеспечения страхователем должны быть представлены следующие документы: письменное заявление страхователя; расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС РФ) за соответствующий период, подтверждающий начисление расходов на выплату страхового обеспечения; копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию.
Как установлено судом первой инстанции, расчетным периодом для расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованной Недозреловой Е.М. являются 2012 и 2013 годы.
Указанные годы приходятся на отпуск по уходу за предыдущим ребенком и отпуск по беременности и родам. Указанный период по правилам части 1 стать 14 Закона N 255-ФЗ подлежит исключению из расчетного периода. При этом, 2012 год весь состоит из исключаемых дней (366 дней), а из 2013 года исключению подлежит 248 дней.
При этом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами Фонда о том, что страхователь неправомерно включил в расчет среднедневного заработка доход, полученный за работу на условиях неполного рабочего времени в период отпуска по уходу за ребенком.
По смыслу пункта 1 части 3.1 статьи 14 Закона 255-ФЗ периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком исключаются из расчетных периодов в связи с тем, что у застрахованного лица отсутствовал заработок, что обеспечивает соблюдение принципов эквивалентности и компенсационного характера пособий по социальному страхованию.
В связи с изложенным, расчет пособия не мог исчисляться по правилам, установленным в пункте 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, поскольку у застрахованного лица отсутствовал заработок за два календарных года.
В таком случае этой же нормой предусмотрена возможность замены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными периодами, при условии, что это приведет к увеличению размера пособия. Такая возможность поставлена в зависимость от соответствующего заявления застрахованного лица. Однако, сведения о подаче Недозреловой Е.М. заявления в материалах дела отсутствуют. Расчет произведен страхователем исходя из отсутствия такого заявления.
Таким образом, принимая во внимание, что расчетный период для определения размера пособия Недозреловой Е.М. состоял из исключаемых периодов, Фонд правомерно исчислил размер пособия исходя из минимального размера оплаты труда, установленного на момент наступления страхового случая (пункт 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ).
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции об отсутствии нарушений в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
Более того, как обоснованно отмечено судом первой инстанции в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1.32 Закона N 255-ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Доказательств, в подтверждении компенсации расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством заявителем в нарушении статьи 65 АПК РФ ни в суд первой инстанции ни в суд апелляционной инстанции представлено не было.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, а также положения действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемой ситуации исчисление размера пособия, произведенное Учреждением, является правомерным и основанным на законе.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений примененных судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также иная оценка обстоятельств дела и имеющихся в нем доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права и не являются основанием к отмене законного и обоснованного судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе, в связи с отказом в ее удовлетворении, относится на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 16 июня 2016 г. по делу N А03-24684/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
А.Ю. Сбитнев |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-24684/2015
Истец: ООО "Стройком"
Ответчик: ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N 1 Центрального района