г. Москва |
|
20 декабря 2016 г. |
Дело N А41-41180/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "ЧОО "Гарпун" - Гуднина В.Н. (по выписке из ЕГРЮЛ от 30.06.2016).
от УМВД России по городскому округу Химки - Антоновой А.В. (представителя по доверенности от 01.03.2016),
от ГУ МВД России по Московской области - Голевой О.В. (представителя по доверенности от 13.01.2016),
от инспектора ОЛРР старшего лейтенанта полиции Корнилова И.А. (УМВД России по городскому округу Химки) - извещен, не явился, представителя не направил.
от инспектора 2 отдела ЦЛРР капитану полиции Суходолова Р.Ю. - извещен, не явился, представителя не направил.
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ГУ МВД России по Московской области и УМВД России по городскому округу Химки на решение Арбитражного суда Московской области от 13.09.2016 по делу N А41-41180/16, принятое судьей Голубковым П.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЧОО "Гарпун" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Московской области и Управлению Министерства внутренних дел России по городскому округу Химки (далее - административные органы) с заявлением, в котором просило признать незаконными действия инспектора 2 отдела ЦЛРР капитана полиции Суходолова Р.Ю. и инспектора ОЛРР старшего лейтенанта полиции Корнилова И.А. по проведению 31.03.2016 внеплановой выездной проверки в отношении общества.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.09.2016 требования удовлетворены.
В апелляционных жалобах административные органы просят решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленного требования. Представители административных органов в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве на них, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Апелляционные жалобы рассмотрены в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие инспектора ОЛРР старшего лейтенанта полиции Корнилова И.А., инспектора 2 отдела ЦЛРР капитану полиции Суходолова Р.Ю.
Изучив апелляционные жалобы, отзыв на них, материалы дела, выслушав представителей общества и административных органов, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Сотрудниками Главного управления Министерства внутренних дел России по Московской области (инспектором 2 отдела ЦЛРР капитаном полиции Суходоловым Р.Ю.) и Управления Министерства внутренних дел России по городскому округу Химки (инспектором ОЛРР старшим лейтенантом полиции Корниловым И.А.) 31.03.2016 проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества, в ходе которой осмотрена комната хранения оружия, расположенная по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Заводская, д. 20, и документация по обороту оружия.
По результатам осмотра составлен акт проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов от 31.03.2016, в котором проверяющие сделали запись о том, что обществом допущены недостатки в хранении или размещении и использовании оружия и патронов, указав следующее:
- ребра жесткости стальной двери не отвечают понятию периметра (смонтированы с отступом от краев дверного полотна), чем нарушен пункт 169.3 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 (далее - Инструкция);
- входная и решетчатая дверь комнаты хранения оружия имеют внутренние замки, одинаковые по секрету, чем нарушен пункт 169.5 Инструкции;
- постовые ведомости, оформленные на каждый суточный наряд не утверждаются лицом, ответственным за организацию несения службы в юридическом лице, чем нарушен подпункт "б" пункта 130 Инструкции;
- в комнате хранения оружия совместно с оружием хранятся посторонние предметы (письменный стол, пистолетная кобура), чем нарушен пункт 164 Инструкции.
Согласно протоколам изъятия огнестрельного оружия и патронов от 31.03.2016 в ходе проверки изъяты: патроны калибра 12x70 мм. - 30 штук; патроны калибра 9x17 мм. -235 штук; патроны калибра 12x70 мм -30 штук; огнестрельное оружие МР-133 калибр 12 (0513312392, 0513312134, 0513312205).
Общество, полагая, что действия сотрудников административных органов по проведению 31.03.2016 внеплановой выездной проверки в отношении общества являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, 30.06.2016 оспорило в судебном порядке такие действия указанных лиц.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции указал на несоблюдение административными органами и их должностными лицами ряда требований закона при осуществлении проверки в отношении общества.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии).
Согласно части 1 статьи 28 Закона об оружии контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право:
производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения;
безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации, за исключением оружия, приобретенного до вступления в силу настоящего Федерального закона и находящегося у владельцев на законных основаниях;
требовать от юридических лиц и граждан представления документов или копий, письменной или устной информации, необходимых для выполнения контрольных функций;
при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений;
обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных ими лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, изымать указанные лицензию и (или) разрешение, оружие и патроны к нему, о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры.
В соответствии пунктом 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 N 248, МВД России организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль в области оборота оружия.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29.06.2012 N 646, принятым в соответствии с Законом об оружии и постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (зарегистрирован в Минюсте России 06.09.2012 N 25389), утвержден Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и надзорного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия (далее - Административный регламент), предусматривающий в том числе проверку наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, находящихся у физических и юридических лиц (подпункт 28.6).
В соответствии с пунктом 67.2.3 Административного регламента основаниями для начала процедуры внеплановой проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий являются поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 76 Административного регламента основаниями для начала административной процедуры являются:
заявление физического или юридического лица о продлении или переоформлении ранее выданных разрешений на хранение, хранение и ношение, хранение и использование оружия и патронов;
истечение срока исполнения гражданином или юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия (приложение N 6 к настоящему Административному регламенту);
поступление жалоб и сообщений (обращений) граждан или организаций о совершении правонарушения собственником оружия;
проведение профилактических и иных специальных мероприятий, объявленных приказами МВД России и территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях.
В данном случае проверка проводилась в связи с поступлением в УМВД России по городскому округу Химки от ГУ МВД России по Московской области информации о причинении вреда здоровью гражданина сотрудником общества, осуществляющего частную охранную деятельность на основании лицензии от 12.09.2002 N 887.
В соответствии с пунктом 6.13 Административного регламента должностные лица при осуществлении государственного контроля обязаны проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя), а в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации, копии документа о согласовании проведения проверки, с сообщением о цели прибытия на место проверочных мероприятий, предоставив возможность записи данных и проверки полномочий путем телефонного звонка в УЛРР МВД России или соответствующий территориальный орган МВД России.
В соответствии с пунктом 71 Административного регламента внеплановая проверка по основанию, указанному в подпункте 67.2 Административного регламента, проводится лицензирующим органом после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.
Как указано в пункте 74 Административного регламента, проверка осуществляется должностными лицами УЛРР МВД России или территориального органа МВД России, включенными в распоряжение (приказ) о проведении проверки.
Поскольку в данном случае проверка проведена административными органами без распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля, а также без согласования проведения проверки с органами прокуратуры, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление общества о признании незаконными действий должностных лиц административных органов по проведению 31.03.2016 внеплановой выездной проверки в отношении общества.
При этом апелляционный суд учитывает, что в данном случае сотрудниками МВД России была проведена именно внеплановая выездная проверка, что установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 02.06.2016 по делу N А41-19107/16.
Довод административных органов в апелляционных жалобах о том, что положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) не подлежали применению в данном случае (со ссылкой в подтверждение данного довода на законодательство о полиции и оружии, а также судебно-арбитражную практику) не принимается апелляционным судом, поскольку это не освобождало административные органы при организации и осуществлении указанной проверки по контролю за оборотом оружия, боеприпасов, патронов к нему от соблюдения приведенных требований Административного регламента, обязательных для исполнения данными административными органами и их должностными лицами.
В частности, в силу пункту 1 Административного регламента данный Регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц, имеющих специальное звание полиции, Управления по организации лицензионно-разрешительной работы МВД России, Главного управления на транспорте МВД России и территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях. К последним относится как ГУ МВД России по Московской области, так и УМВД России по городскому округу Химки.
При таких обстоятельствах ошибочный вывод суда первой инстанции об отсутствии основания для проверки, равно как и ссылки суда на положения Закона N 294-ФЗ, не привели к принятию неправильного решения.
Из доводов административных органов, материалов дела оснований для отмены решения суда не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.09.2016 года по делу N А41-41180/16 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-41180/2016
Истец: ООО "ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ГАРПУН"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГОРОДСКОМУ ОКРУГУ ХИМКИ
Третье лицо: ГУ МВД России по Московской области, УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГОРОДСКОМУ ОКРУГУ ХИМКИ