Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 марта 2017 г. N Ф08-629/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
20 декабря 2016 г. |
дело N А32-28816/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лисовец А.А.,
при участии:
от ООО "ЛЕТА-ФАРМ": Медяник С.А., паспорт, по доверенности от 06.10.20164
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.10.2016 по делу N А32-28816/2016, принятое судьей Шкира Д.М., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛЕТА-ФАРМ" к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛЕТА-ФАРМ", г. Краснодар (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара, г. Краснодар (далее - пенсионный фонд) от 05.07.2016 N 033V1216000 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.10.2016 заявленные требования удовлетворено. Судебный акт мотивирован тем, что у заявителя отсутствовала в период с 01.01.2013 по 31.12.2014 обязанность по исчислению и уплате страховых взносов без применения пониженного тарифа в отношении выплаты вознаграждений, производимых в пользу персонала аптечной организации, не имеющего высшего (среднего) фармацевтического образования и сертификата специалиста, то есть с применением общего тарифа для уплаты страховых взносов в отношении выплат, производимых данным лицам.
Не согласившись с принятым судебным актом, Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить, полагает, что аптечные организации, уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, применяют пониженные тарифы страховых взносов только в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников, которые имеют право на фармацевтической деятельностью в РФ, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл.34 АПК РФ.
От Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Учреждение своего представителя в судебное заседание не направило, о месте, дате и времени его проведения извещено надлежащим образом, в связи с чем, и на основании ч.3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится в его отсутствие.
Представитель ООО "ЛЕТА-ФАРМ" не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, на основании решения о проведении плановой выездной проверки от 07.04.2016 N 033V02160001620 пенсионным фондом проведена проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов в отношении общества за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, результаты которой отражены в акте проверки от 01.06.2016 N 033V10160001955.
В ходе проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов управление установило, что общество-страхователь имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и являлся плательщиком единого налога на вмененный доход, основной вид деятельности -розничная торговля фармацевтическими товарами (код 52.31).
В ходе проверки установлено, что общество применяло пониженный тариф страховых взносов на выплаты и иные вознаграждения, осуществляемые сотрудникам, не имеющим фармацевтическое образование и сертификат специалиста, в период с января 2013 года по декабрь 2014 года, что привело к занижению базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование на сумму 8 659 625,63 руб.
В результате сумма неуплаченных страховых взносов составила 843 542,02 руб., в том числе: 614 833,42 руб. Страховых взносов, 122 966,68 руб. штрафов, 105 741,92 руб. пени.
По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений плательщика принято решение от 05.07.2016 N 033V1216000 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 122 966,68 руб., обществу предложено уплатить недоимку в размере 614 833,42 руб., начислены пени в размере 105 741,92 руб.
Не согласившись с указанным решением пенсионного фонда, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 212-ФЗ указанный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом. Плательщики страховых взносов определены в статье 5 Закона N 212-ФЗ.
Общество является плательщиком страховых взносов.
В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
Частью 6 статьи 15 Закона N 212-ФЗ закреплена обязанность плательщики страховых взносов вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты. Пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ также определена обязанность плательщиков вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода 2011 -2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61 -ФЗ) и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
Согласно пункту 35 статьи 4 Закона N 61-ФЗ аптечная организация - это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями этого закона. Пунктом 33 статьи 4 Закона N 61-ФЗ дано определение фармацевтической деятельности как деятельности, включающей в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе, аптечными организациями. В соответствии с пунктом 2 данного постановления фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Согласно пункту 2 данного Положения фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Таким образом, согласно приведенному выше определению, фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, в которой наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование и лицензию, участвуют и иные работники аптечной организации.
Следовательно, для возникновения права на применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением обществом фармацевтической деятельности, последнее должно обладать статусом аптечной организации и применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что заявитель является действующим юридическим лицом, осуществляющим фармацевтическую деятельность на основании лицензий на осуществление фармацевтической деятельности. В спорный период заявитель являлся плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; основной вид деятельности заявителя - розничная торговля фармацевтическими товарами (код 52.31).
Указание пенсионным фондом в акте проверки и оспариваемом решении на то, что указанный пониженный тариф применяется в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности, то есть выплат только работникам, которые на основании статьи 100 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (далее - Закон N 323-ФЗ) имеют право на занятие фармацевтической деятельностью, а именно лицам, получившим высшее и среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации и имеющим сертификат специалиста, и не применим к работникам Общества, не имеющим высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста, обоснованно не принято судом первой инстанции, поскольку Общество имеет статус аптечной организации, осуществляющей фармацевтическую деятельность на основании лицензии, в связи с чем, относится к категории плательщиков, имеющих право применять пониженные тарифы страховых взносов на основании пункта 10 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Закона N 61 -ФЗ фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Из пункта 12 статьи 2 Закона N 323-ФЗ следует, что фармацевтической организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация).
По смыслу приведенных норм такая деятельность осуществляется именно самими фармацевтическими организациями, имеющими лицензию на право занятия фармацевтической деятельностью.
При таких обстоятельствах, у заявителя отсутствовала в период с 01.01.2013 по 31.12.2014 обязанность по исчислению и уплате страховых взносов без применения пониженного тарифа в отношении выплаты вознаграждений, производимых в пользу персонала аптечной организации, не имеющего высшего (среднего) фармацевтического образования и сертификата специалиста, то есть с применением общего тарифа для уплаты страховых взносов в отношении выплат, производимых данным лицам.
Аналогичная позиция изложена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 15.04.2015 N 302-КГ15-3099, от 22.08.2014 N 306-ЭС14-246, от 26.08.2014 N 306-ЭС14-576, Определении ВАС РФ от 13.08.2013 N ВАС-10592/13 по делу N А48-3757/2012, в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.10.2013 по делу N А32-32470/2012, постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 28.05.2014 по делу N А32-19550/2013, постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.08.2014 по делу N А32-26084/2013, от 20.05.2015 по делу N А32-33654/2014, от 19.04.2016 по делу N А32-35017/2015.
Судом апелляционной инстанции не принимается довод Государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Западном внутригородском округе г. Краснодара о том, что пониженный тариф страховых взносов, предусмотренный пунктом 3.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, не применяется в отношении работников Общества, не имеющих фармацевтического образования и сертификата специалиста, поскольку данный довод исследовался в суде первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
Суд первой инстанции установил, что общество является аптечной организацией, осуществляющей фармацевтическую деятельность на основании соответствующей лицензии, и является плательщиком ЕНВД, в связи с чем, суд сделал правильный вывод о наличии у общества оснований для применения пониженных тарифов страховых взносов в соответствии с положениями пункта 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.10.2016 по делу N А32-28816/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-28816/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 марта 2017 г. N Ф08-629/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ЛЕТА-ФАРМ", ООО Лета фарм
Ответчик: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЗАПАДНОМ ВНУТРИГОРОДСКОМ ОКРУГЕ Г. КРАСНОДАРА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, Управление ПФР в Западном ВО г.Краснодара