Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20 февраля 2017 г. N Ф10-5956/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга по договору энергоснабжения
Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, решение суда первой инстанции отменено
г. Тула |
|
21 октября 2016 г. |
Дело N А23-2219/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бычковой Т.В., судей Токаревой М.В., Селивончика А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Роговой А.В., при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "Автомасла и автохимия" - представителя Лохмачева В.А. (доверенность от 29.10.2013), от публичного акционерного общества "Межрегиональная сетевая компания Центра и Приволжья" представителя Яковлевой С.В. ( доверенность от 28.12.2015) в отсутствие других лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для суда первой инстанции исковое заявление публичного акционерного общества "Межрегиональная сетевая компания Центра и Приволжья" (ОГРН 10755260020043, ИНН 5260200603) к обществу с ограниченной ответственностью "Автомасла и автохимия" (ОГРН 1024000943658, ИНН 4025053058) с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - открытого акционерного общества "Калужская сбытовая компания", ИНН 4029030252, общества с ограниченной ответственностью "Эвтек-сервис", ИНН 4025046847 и общества с ограниченной ответственностью "Энергомонтаж", ИНН 4025069210, министерства тарифного регулирования Калужской области о взыскании 1 009 877 руб. 14 коп., установил, установил следующее.
Открытое акционерное общество "МРСК Центра и Приволжья" (далее - компания) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Автомасла и автохимия" (далее - общество) о взыскании задолженности по договору по передаче электрической энергии от 22.02.2013 N 2013/0343кэ за февраль 2015 года в сумме 1 009 877,14 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: открытое акционерное общество "Калужская сбытовая компания", общество с ограниченной ответственностью "Эвтек-сервис" и общество с ограниченной ответственностью "Энергомонтаж".
Решением Арбитражного суда Брянской области от 08.06.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Определением от 18.08.2016 суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 08.06.2016 по делу N А23-3754/2015, пришел к выводу о наличии оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, министерства тарифного регулирования Калужской области и перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В суде апелляционной инстанции истец настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Ответчик просил отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.
Третьи лица представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей третьих лиц не препятствует рассмотрению иска, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы истца и возражения ответчика, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 22.02.2013 между истцом (исполнитель) и ответчиком (потребитель) заключен договор N 2013/0343кэ оказания услуг по передаче электрической энергии, по условиям которого истец обязался оказывать ответчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих истцу на праве собственности или ином законном основании, а ответчик обязался оплачивать услуги истца в порядке, установленным настоящим договором (раздел 6).
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что в феврале 2015 года оказал ответчику услуги по передаче электроэнергии в объёме оказала предприятию услуги по передаче электроэнергии в объеме 1 050,302 МВт/ч и потребовал их оплатить, рассчитав стоимость услуг по тарифу, установленному для среднего второго уровня напряжения (СН II). В то же время ответчик оплатил эти услуги по тарифу, установленному для высокого уровня напряжения (ВН).
Полагая, что у ответчика имеется задолженность, сетевая компания обратилась в арбитражный суд с иском по настоящему делу. Разница в расчетах (1 009 877 руб. 14 коп.) составила цену иска.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, электроустановки ответчика непосредственно присоединены к ЦРП-500 6кВ (центральной распределительной подстанции), принадлежащей ООО "Эвтек-сервис", от ячеек N 13, N 18; ЦРП-500 непосредственно присоединена к принадлежащей истцу ПС "Цветково" от ячеек N 18, N 19.
По точкам 1 и 2 поставки электроустановки ответчика непосредственно присоединены к ЦРП-2 6кВ (центральной распределительной подстанции) "Северная", принадлежащей ООО "Энергомонтаж", от ячеек N 105, N 205; ЦРП-2 непосредственно присоединена к принадлежащей истцу ПС "Окружная" от ячеек N 16, N 22.
При этом ООО "Эвтек-сервис" и ООО "Энергомонтаж" не оказывают услуг по передаче электроэнергии.
Вместе с тем, несмотря на данную схему подключения сетей ответчика к сетям компании, в отношении ООО "Эвтек-сервис" и ООО "Энергомонтаж" истец производит расчеты за оказанные услуги по уровню напряжения ВН, а в отношении ответчика - по уровню СН2.
В силу статей 1, 2, 21, 23, 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон об электроэнергетике) основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в этой сфере и потребителей электроэнергии установлены указанным Федеральным законом и принятыми на его основе нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Утверждаемые Правительством Российской Федерации нормативные документы, регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков, обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу (статья 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный Закон N 36-ФЗ).
Объем взаимных обязательств субъектов розничных рынков по договору оказания услуг по передаче электроэнергии определяется в точке поставки на розничном рынке, которая по общему правилу располагается на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя и объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и фиксируется в акте разграничения балансовой принадлежности (до его составления - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики) (пункт 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, пункт 2 Правил N 861).
Место физического соединения энергопринимающего устройства потребителя услуг по передаче электроэнергии с электрической сетью сетевой организации определяется законодательством как точка присоединения к электрической сети (пункт 2 Правил N 861).
Для потребителя, энергопринимающее устройство которого присоединено к электрическим сетям сетевой организации опосредованно, точкой поставки является точка присоединения этого устройства к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электроэнергии. Указанные потребители оплачивают услуги в соответствии с утвержденными методическими указаниями (пункты 5, 6 Правил N 861).
Стоимость услуг территориальных сетевых организаций по передаче электроэнергии рассчитывается исходя из тарифа и объема оказанных услуг (пункт 15 (1) Правил N 861).
Объем услуг определяется в отношении каждого уровня напряжения либо исходя из фактического объема потребления электрической энергии и величины фактически потребленной мощности, либо только из фактического объема потребления электроэнергии.
В силу естественно-монопольного характера деятельности электросетевых организаций цена услуг по передаче электроэнергии подлежит государственному ценовому регулированию. Тарифы устанавливаются в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, к которым, помимо прочего, отнесено обеспечение стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, определение экономической обоснованности планируемых себестоимости и прибыли, обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на передачу электроэнергии, обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электроэнергии (пункт 1 статьи 424 ГК РФ, статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Федерального закона об электроэнергетике, пункты 6, 46, 48 Правил N 861, подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования)).
При установлении тарифов учитываются нормативные акты, устанавливающие правила функционирования рынков электроэнергии (статья 23 Федерального закона об электроэнергетике, пункт 4 Основ ценообразования, раздел V Правил N 861).
По общему правилу тарифы для территориальных сетевых организаций устанавливаются регулирующими органами субъектов Российской Федерации посредством оценки представленных регулируемыми организациями до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, предложений и обосновывающих их материалов. Расчет тарифов и форма представления предложений должна соответствовать нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов. Тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев (пункт 3 статьи 24 Федерального закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования, пункты 7, 8, 12, 17, подпункт 7 пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178)).
При использовании метода экономически обоснованных расходов тарифы рассчитываются исходя из соотношения размера необходимой валовой выручки (НВВ) регулируемой организации, полученной от реализации каждого вида услуг, и расчетного объема производства соответствующего вида услуг за расчетный период регулирования (пункт 15 Основ ценообразования).
Законодательством предусмотрена дифференциация ставки тарифа на услуги по передаче электроэнергии в зависимости от уровня напряжения (высокого - 110 кВ и выше; среднего первого - 35 кВ; среднего второго - 20-1 кВ; низкого - 0,4 кВ и ниже) в точке подключения потребителя к электросети сетевой организации.
При этом НВВ сетевой организации рассчитывается для каждого уровня напряжения (пункты 44, 48 Методических указаний).
Для потребителей, электросети которых подключены к центрам питания (подстанциям), правила определения и, как следствие, применения тарифа (пункт 35 Правил N 1178) установлены пунктом 45 Методических указаний: за уровень напряжения принимается значение питающего (высшего) напряжения центра питания (подстанции) независимо от уровня напряжения, на котором подключены электрические сети потребителя (при указанных в этом пункте вариантах определения границы балансовой принадлежности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 N 740 пункт 15 (2) Правил N 861 изложен в новой редакции и в нем установлен порядок определения уровня напряжения в отношении каждой точки поставки для расчета и применения тарифов при различных вариантах присоединения (подключения) энергопринимающих устройств потребителей к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций.
Из абзаца 3 пункта 15 (2) Правил N 861 следует, что, если граница раздела балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств потребителя электроэнергии установлена на трансформаторной подстанции, то принимается уровень напряжения, соответствующий значению питающего (высшего) напряжения указанной трансформаторной подстанции.
В абзаце 5 того же пункта установлено правило определения уровня напряжения в отношении опосредованно присоединенных потребителей. В этом случае принимается уровень напряжения, на котором подключены объекты несетевых организаций (лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства) к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.
По смыслу пункта 15 (2) Правил N 861 не исключено применение одновременно абзацев 3 и 5 данного пункта Правил N 861 в случае одновременного наличия нескольких факторов, влияющих на определение уровня напряжения в отношении каждой точки поставки (решение Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2016 N АКПИ15-1377).
Указанные особенности независимо от условий заключенных договоров являются обязательными для лиц, производящих расчеты за услуги по передаче электрической энергии в случаях, предусмотренных этим пунктом.
Данный вывод следует из пункта 4 статьи 421, статьи 422, пунктов 2 и 4 статьи 426 ГК РФ, пункта 3 статьи 26 Федерального закона об электроэнергетике, статьи 6 Федерального закона N 36-ФЗ.
Уровень напряжения для определения подлежащего применению тарифа не может определяться соглашением сторон и объективно зависит от условий технологического присоединения энергопринимающих устройства потребителя к сетям сетевой организации и императивных предписаний законодательства. Судебная практика по данному вопросу сформирована Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (пункты 2, 3 раздела II споров, разрешенных Судебной коллегией по экономическим спорам, Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015).
Таким образом, порядок расчета и применения тарифов на услуги по передаче электроэнергии, установленный законодательством, допускает одновременное применение абзацев 3 и 5 пункта 15 (2) Правил N 861, то есть, если энергопринимающее устройство потребителя подключено к объекту несетевой организации, который в свою очередь подключен к трансформаторной подстанции сетевой организации, то потребитель вправе оплачивать услуги сетевой организации по уровню напряжения, соответствующему значению питающего (высшего) напряжения указанной трансформаторной подстанции. При таком подходе сетевая организация получает плату за оказание тех услуг, которые она действительно оказывала по своим сетям. Кроме того, опосредованно присоединенные потребители ставятся в равное положение с непосредственными, чем достигается реализация принципов недискриминационного доступа к услугам сетевых организаций (пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 20, пункт 9 статьи 25 Федерального закона об электроэнергетике).
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается истцом, энергопринимающие устройства общества подключены к объектам предприятий - несетевых организаций, которые в свою очередь подключены к трансформаторной подстанции сетевой компании способом, позволяющим оплачивать услуги по передаче электроэнергии по тарифу, предусмотренному для уровня питающего напряжения подстанции (ВН). Таким образом, в силу абзацев 3 и 5 пункта 15(2) Правил N 861 общество должно оплачивать услуги сетевой организации по тарифу, предусмотренному для питающего напряжения указанной трансформаторной подстанции.
Вместе с тем деятельность сетевых организаций по оказанию услуг по передаче электроэнергии подчинена государственному регулированию, в основе которого определение экономически обоснованной цены этих услуг (тарифа), устанавливаемой по определенным правилам на период регулирования - не менее чем на год.
По этим же правилам должны осуществляться и расчеты за услуги в периоде регулирования. Иное искусственным образом вносит дисбаланс в тарифное решение, что не способствует устойчивому существованию и развитию электросетевого хозяйства и входит в противоречие с общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики (статья 6 Федерального закона об электроэнергетике).
Порядок определения уровня напряжения в отношении опосредованно присоединенных потребителей установлен в июле и вступил в силу в августе 2014 года.
Таким образом, указанный порядок подлежит применению в тарифообразовании со дня его вступления в силу, а в расчетах за услуги - со следующего периода регулирования, то есть с 01.01.2015.
В рассматриваемом случае компания как профессиональный участник рынка электроэнергетики при формировании тарифа на 2015 год с учетом изменившегося законодательства имела возможность представить в регулирующий орган достоверную и исчерпывающую информацию по уровням напряжения, учитываемым в расчетах с потребителями, и защитить свои интересы по получению НВВ, а потребитель - оплачивать те услуги, которые ему оказаны. Тем самым соблюдаются основные принципы государственного регулирования в электроэнергетике.
С учетом изложенного, учитывая пояснения министерства тарифного регулирования относительно порядка формирования тарифа компании на 2015 год, непредставление истцом доказательств направления в регулирующий орган в целях формирования указанного тарифа достоверной и исчерпывающей информации по уровням напряжения, учитываемым в расчетах с потребителями, а также принимая во внимание, что материалами дела установлен факт оплаты ответчиком истцу оказанных в феврале 2015 года услуг, исходя из тарифа, установленного для высокого напряжения (ВН), оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Поскольку суд апелляционной инстанции в связи с необходимостью привлечению к участию в деле третьего лица перешел к рассмотрению иска по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, то обжалуемое решение подлежит отмене, а заявленный иск не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расхода по уплате государственной пошлины за подачу иска и апелляционной жалобы подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 266, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 08 июня 2016 года по делу N А23-2219/2015 отменить.
В удовлетворении иска публичного акционерного общества "Межрегиональная сетевая компания Центра и Приволжья" к обществу с ограниченной ответственностью "Автомасла и автохимия" о взыскании задолженности отказать.
Судебные расходы отнести на истца.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Бычкова |
Судьи |
М.В. Токарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-2219/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20 февраля 2017 г. N Ф10-5956/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья, ПАО "МРСК Центра и Приволжья"
Ответчик: ООО "АВТОМАСЛА и АВТОХИМИЯ", ООО Автомасла и автохимия
Третье лицо: Министерство тарифного регулирования Калужской области, ОАО Калужская сбытовая компания, ООО "ЭВТЕК-СЕРВИС", ООО "ЭНЕРГОМОНТАЖ"