Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
20 декабря 2016 г. |
дело N А53-23762/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смородиной Ю.А.
при участии:
от ООО "Пилот": представитель не явился, извещен;
от СПИ ОСП по городу Волгодонску и Волгодонскому району УФССП России по Ростовской области Харченко Т.А.: представитель не явился, извещен;
от Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ростовской области: представитель не явился, извещен;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ростовской области: представитель не явился, извещен;
от ООО "Формат": представитель по доверенности Челяева А.В.;
от ООО "Перлина М": представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пилот"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.10.2016 по делу N А53-23762/2016,
принятое судьей Паутовой Л.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пилот"
к заинтересованным лицам - судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по городу Волгодонску и Волгодонскому району УФССП России по Ростовской области Харченко Татьяне Анатольевне, отделу судебных приставов по городу Волгодонску и Волгодонскому району УФССП России по Ростовской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ростовской области,
о признании недействительным постановления о принятии результатов оценки,
при участии третьих лиц - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ростовской области, общества с ограниченной ответственностью "Формат", общества с ограниченной ответственностью "Перлина М",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Пилот" (далее - ООО "Пилот") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по городу Волгодонску и Волгодонскому району УФССП России по Ростовской области Харченко Татьяне Анатольевне, отделу судебных приставов по городу Волгодонску и Волгодонскому району УФССП России по Ростовской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ростовской области о признании недействительным постановлений от 29.07.2016 N N 61041/16/1512430, 61041/16/1512441 о принятии результатов оценки.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Ростовской области, общество с ограниченной ответственностью "Формат", общество с ограниченной ответственностью "Перлина М".
Решением суда от 19.10.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что постановления судебного пристава-исполнителя соответствуют закону.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Пилот" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в решении не указаны основания, по которым суд счел оспариваемую оценку достоверной и рыночной.
В судебном заседании представитель ООО "Формат" просил решение суда оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заявителя и заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о времен и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в производстве судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по городу Волгодонску и Волгодонскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ростовской области Харченко Т.А. находится исполнительное производство от 29.05.2015 N 32637/15/61041-ИП, возбужденное на основании исполнительного документа - постановления N 1934 от 20.05.2015, выданного налоговым органом: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Ростовской области по делу N 1194747, вступившему в законную силу 20.05.2015, предмет исполнения: взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов в размере 44 897,34 руб., в отношении должника: ООО "Пилот", в пользу взыскателя Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Ростовской области.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 85 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) для определения рыночной стоимости имущества (два автомобиля ГАЗ 3307, автомобиль ГАЗ 33073 и автомобиль ГАЗ 5201) был назначен оценщик ООО "Формат".
С обществом "Формат" был заключен государственный контракт N 0158100008016000093 от 26.05.2016.
29.07.2016 в рамках исполнительного производства N 32637/15/61041-ИП судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по городу Волгодонску и Волгодонскому району УФССП по Ростовской области Харченко Т.А. вынесены постановления о принятии результатов оценки N 61041/16/1512430 и N 61041/16/1512441.
Согласно постановлениям судебный пристав-исполнитель принял результаты оценки в соответствии с отчетами ОО "Формат" N 161/371-07-16 и N 161/380-07-16 от 27.07.2016 об оценке арестованного имущества - (два автомобиля ГАЗ 3307 стоимостью по 31 600 руб. итого на сумму 63 200 руб., автомобиля ГАЗ 33073 стоимостью 31 700 руб. и автомобиля ГАЗ 5201 стоимостью 30 500 руб. итого на сумму 62 200 руб. (л.д. 21-24).
Считая незаконными постановления о принятии результатов оценки, общество "Пилот" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 329 АПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 Кодекса.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В качестве одного из принципов осуществления исполнительного производства статьей 4 Закона об исполнительном производстве установлен принцип законности.
Статьями 12, 13 Федерального закона "О судебных приставах" от 21.07.1997 N 118-ФЗ установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве (далее - Закон N 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве) оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 7 пункта 2 статьи 85 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей.
Таким образом, в настоящем случае привлечение оценщика являлось обязательным для судебного пристава-исполнителя, в том числе с учетом предварительной оценки судебного пристава, указанной в актах о наложении ареста (описи имущества) (л.д. 26-27).
Согласно части 4 статьи 85 Закона об исполнительном производстве если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель: в акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки; назначает специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков; выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трёх дней со дня получения отчёта оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчёте, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведённой оценке.
В пункте 5 постановления N 27 от 16.05.2014 "О некоторых вопросах применения законодательства об исполнительном производстве" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что статьей 85 Закона об исполнительном производстве предусмотрен ряд случаев, когда судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права. При этом частью 7 данной статьи предусмотрено, что стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.
Оспаривание результатов оценки, приведенной оценщиком в отчете, посредством предъявления отдельного иска допускается законом и направлено на защиту прав и законных интересов сторон исполнительного производства.
Оценочная деятельность осуществляется на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон об оценочной деятельности). Требования к проведению оценки предусматривают Федеральные стандарты оценки (далее - ФСО), обязательные к применению субъектами оценочной деятельности и утвержденные приказами Минэкономразвития России.
Согласно статье 13 Закона N 135-ФЗ в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью.
Согласно статье 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение, стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах, объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки, цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было, платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" в силу статьи 12 Закона N 135-ФЗ отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Как следует из разъяснения, изложенного в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", в случае оспаривания величины стоимости объекта оценки судам следует учитывать, что отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу, оценка которого осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Статьей 11 Закона N 135-ФЗ установлены общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки.
В силу статьи 11 Закона N 135-ФЗ отчет об оценке должен содержать сведения о целях и задачах проведения оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете, являющихся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.
В отчёте в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отражённых в отчёте.
В отчёте должны быть указаны: дата составления и порядковый номер отчёта; основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки; место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков; точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки; стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата; дата определения стоимости объекта оценки; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.
Отчёт должен быть пронумерован постранично, прошит (за исключением случаев составления отчёта в форме электронного документа), подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплён личной печатью оценщика или печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.
В силу статьи Закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Минэкономразвития России приказами от 20.05.2015 утверждены Федеральные стандарты оценки: приказ N 297 "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)"; приказом N 298 "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)"; приказN 299 "Требования к отчёту об оценке (ФСО N 3)".
Требования к составлению отчёта об оценке, его содержанию, описанию информации, используемой при проведении оценки, описанию методологии оценки и расчётов установлены ФСО N 3.
В соответствии с пунктом 19 ФСО N 1 информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности.
Информация считается достаточной, если использование дополнительной информации не ведёт к существенному изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, а также не ведёт к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки.
Информация считается достоверной, если данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю отчёта об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что отчёты об определении рыночной стоимости движимого имущества N 161/371-07-16 и N 161/380-07-16 от 27.07.2016 составлены оценщиком в соответствии требованиями Федерального закона N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Как правильно указано судом первой инстанции, отчеты оценщика, представленные судебному приставу-исполнителю, выполнены в соответствии с действующим на дату оценки законодательством, содержат все необходимые реквизиты и сведения и включают в себя общую информацию, идентифицирующую объекты оценки, результаты оценки, полученные при применении использованных оценщиком подходов и методов оценки, заключение об итоговой величине стоимости объекта оценки, задание на оценку в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, сведения о заказчике оценки и об оценщике, а также о юридическом лице, с которым оценщик заключил трудовой договор, применяемые стандарты оценочной деятельности, информацию об объектах оценки, включая их количественные и качественные характеристики, сведения об имущественных правах, обременениях, износе, устаревании, других факторах и характеристиках, относящихся к объектам оценки, существенно влияющие на их стоимость. В отчетах дано полное описание процесса оценки объектов оценки в части применения доходного, затратного и сравнительного подходов к оценке, обоснование исходных и расчетных показателей, анализ и согласование полученных результатов.
В апелляционной жалобе обществом "Пилот" указано, что в решении суда не указаны основания, по которым суд счел оспариваемую оценку достоверной и рыночной.
В нарушение положений статьи 65 АПК РФ заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о допущении оценщиком нарушений с учетом требований статьи 68 АПК РФ.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что при проведении оценки не были соблюдены требования закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, как и доказательства ошибочности примененной оценщиком методики оценки имущества, либо неполноты исследования, учета влияющих на оценку факторов.
Таким образом, у судебного пристава-исполнителя при принятии постановления отсутствовали основания сомневаться в достоверности определения рыночной стоимости имущества должника, считать представленный оценщиком отчет не соответствующим установленным требованиям Федеральных стандартов оценки, Закона об оценочной деятельности.
С учетом изложенного, судебный пристав-исполнитель обоснованно принял отчёты, выполненные оценщиком ООО "Формат", как соответствующие требованиям Федерального закона N 135-ФЗ и Федеральных стандартов оценки, квалифицировав определенную оценщиком стоимость в качестве достоверной рыночной стоимости объектов оценки.
Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчетах N 161/371 -07-16 и N 161/380-07-16 от 27.07.2016 ООО "ПИЛОТ" в самостоятельном порядке не была оспорена.
При таких обстоятельствах, постановления от 29.07.2016 N N 61041/16/1512430, 61041/16/1512441, которыми судебный пристав-исполнитель принял отчеты оценщика и признал достоверной определенную оценщиком рыночную стоимость имущества, соответствуют закону, основания для признания их недействительными отсутствуют.
Постановления о принятии результатов оценки соответствуют ст. 85 Закона об исполнительном производстве.
Кроме того, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о пропуске заявителем срока обжалования постановления судебного пристава-исполнителя.
Пропуск срока на обжалование ненормативного правового акта государственного органа является самостоятельным основанием для отказа в иске согласно правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 19.04.2006 N 16228/05.
Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных обстоятельств, препятствовавших в установленный статьёй 122 Федерального закона N 229-ФЗ срок оспорить постановление от 29.07.2016, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения заявления ООО "Пилот" судом не установлены.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства об оценочной деятельности и исполнительном производстве и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение от 19.10.2016 об отказе в удовлетворении заявления ООО "Пилот".
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.10.2016 по делу N А53-23762/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-23762/2016
Истец: ООО "Пилот"
Ответчик: Волгодонский городской отдел УФССП по РО, ОСП по г. Волгодонску и Волгодонскому району УФССП России по Ростовской области, судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Волгодонску и Волгодонскому району УФССП России по Ростовской области Харченко Татьяна Анатольевна, Управление Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, Управление Федеральной службы судебных приставов России по Ростовской области отдел по городу Волгодонску и Волгодонскому району
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Ростовской области, МИФНС N 4 по РО, ООО "Перлина "М", ООО "ПИЛОТ", ООО "Формат", УФССП ПО РО