г. Тула |
|
29 ноября 2016 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.11.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.11.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Стахановой В.Н. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Ю.А., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, рассмотрев после перерыва в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "ВГ "Контурс" на решение Арбитражного суда Брянской области от 16.09.2016 по делу N А09-10677/2016, принятое по исковому заявлению акционерного общества "ВГ "Контурс" (г. Москва, ОГРН 1047707004553, ИНН 7707328818) к Брянской таможне (г. Брянск, ОГРН 1023202738558, ИНН 3232000180) о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, установил следующее.
Акционерное общество "ВГ "Контурс" (далее - Общество, АО "ВГ "Контурс") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Брянской таможне о взыскании излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов в размере 192 810 руб. 11 коп. и процентов в размере 18 086 руб. 13 коп.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 16.09.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что таможенный орган правомерно классифицировал товар по коду "4810 92 300 0 - только с одним наружным беленым слоем", в связи с чем, ставка таможенной пошлины составляет 15%.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению, а его выводы не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает так же на то, что суд не исследовал и не дал оценки доводу истца о применении таможенной ставки 5%, установленной ВТО.
Возражая по жалобе, в своем отзыве Брянская таможня указывает, что Общество заявляя ходатайство о применении к товару, ранее выпущенному по ДТ N N 10102032/060415/0003802, 10102032/180515/0005721, 10102032/310515/0006428 и помещённому под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления", ставки таможенной пошлины в размере 5% - то есть, ниже чем установлено ЕТТ ЕАЭС, фактически ходатайствует о необоснованном восстановлении товара в его иностранном статусе и восстановлении в отношении него таможенного контроля. В обоснование своей позиции ссылается на судебную практику по делу N А09-15020/2015.
В судебном заседании 16.11.2016 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 22.11.2016. После перерыва заседание было продолжено.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи, с чем дело рассматривается в порядке статей 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва не нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, в рамках контракта от 11.01.2012 N ТПС 01/12АО, продавец MORITZ J.(Германия) отправлял в адрес АО "ВГ "Контурс" товар N 1 "картон многослойный, мелованный, макулатурный, полученный путем прессования нескольких слоев во влажном состоянии, с неокрашенной и недекорированной поверхностью, ненапечатанный, в листах, используемый для производства упаковки (не для пищевых продуктов), артикул 61248.
В Брянскую таможню заявителем поданы декларации по трем партиям данного картона: N 10102032/060415/0003802 от 06.04.2015, N 10102032/180515/0005721 от 18.05.2015 и N 10102032/310515/0006428 от 31.05.2015. Указанный товар был классифицирован декларантом по коду ТН ВЭД ТС 4810 92 900 9, ставка таможенной пошлины 5%.
В процессе таможенного оформления товара таможенным органом были взяты пробы и образцы товара (акт отбора проб и образцов N 10102032/190515/000014 от 19.05.2015), а также вынесено решение о назначении таможенной экспертизы N10102032/190515/ДВ/000014 от 19.05.2016.
Согласно заключению таможенного эксперта ЭКС - региональный филиал ЦЭКТУ г. Брянск от 02.06.2015 N 015902 все пробы товара представляют собой картон, мелованный, многослойный, состоящий из четырех слоев, спрессованный во влажном состоянии и имеют один верхний наружный беленый слой.
На основании указанного экспертного заключения Брянской таможней принято решение по классификации товара по ТН ВЭД ТС N РКТ-10102032-15/000114 от 01.07.2015, согласно которому товар N 1 по ДТ N10102032/180515/0005721 классифицирован по коду 4810 92 300 0 (ставка таможенной пошлины 15%).
На основании идентичности ввезенных товаров Брянской таможней по ДТ N 10102032/310515/0006428 принято решение от 31.08.2015 N РКТ-10102000-15/000109 и по ДТ N 10102032/060415/0003802 принято решение от 31.08.2015 N РКТ-10102000- 15/000108 о классификации картона многослойного (артикул 61248) в товарной подсубпозиции 4810 92 300 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
28 июня 2016 года АО "ВГ "Контурс" было подано в Брянскую таможню заявление N 9369 о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
Письмом N 20-66/21933 от 30.06.2016 Брянская таможня возвратила АО "ВГ "Контурс" вышеуказанное заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин налогов без рассмотрения в связи с непредставлением документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Полагая, что решение Брянской таможни об отказе в возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, оформленное письмом N 20- 66/21933 от 30.06.2016, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества, АО "ВГ "Контурс" обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным исковым заявлением.
При принятии решения суд первой инстанции суд исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Согласно частям 1, 2 статьи 51 ТК ТС Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств и утверждается Комиссией таможенного союза.
Принимая во внимание требования ГОСТ Р 53636-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Целлюлоза, бумага, картон. Термины и определения", ГОСТ 30113-94 "Межгосударственный стандарт. Бумага и картон. Метод определения белизны", ГОСТ 7500-85 "Бумага и картон. Методы определения состава по волокну", а так же заключение таможенного эксперта, суд первой инстанции пришел к выводу, что принципиальное значение при классификации товара имеет наличие и количество именно беленых слоев в многослойной структуре картона. Термин "полубеленый слой" в ТН ВЭД не используется, а термины "беленая целлюлоза" и "полубеленая целлюлоза" не являются тождественными. По мнению суда первой инстанции, наличие и количество полубеленых слоев на классификацию товара по коду 4810 92 300 0 ТН ВЭД не влияет. На основании изложенного суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции, поскольку при вынесении решения суд не учел следующее.
Федеральным законом от 21.07.2012 N 126-ФЗ ратифицирован, и с 02.08.2012 вступил в силу Протокол от 16.12.2011 "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г."
В соответствии с этим актом Российская Федерация, присоединяясь к Соглашению ВТО, становится членом Всемирной торговой организации (пункт 1), а сам Протокол, ратифицированный Федеральным законом от 21 июля 2012 года N 126-ФЗ и содержащий обязательства, указанные в параграфе 1450 Доклада Рабочей группы о присоединении Российской Федерации к Соглашению ВТО, является неотъемлемой частью Соглашения ВТО (пункт 2).
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Таким образом, Протокол о присоединении Российской Федерации к Соглашению ВТО, как ратифицированный международный договор Российской Федерации, в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации является составной частью ее правовой системы и в то же время служит правовым основанием включения самого Соглашения ВТО в правовую систему России.
Согласно Приложениям к указанному протоколу ввозные таможенные ставки на картон мелованный, многослойный, со всеми белеными слоями (4810 92 100 0), с одним беленым слоем (4810 92 300 0) и на прочие (4810 92 900) в России с момента присоединения к ВТО составляет 5%.
Согласно п.1 и п.2 ст.1 Договора "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы" подписанного в Минске 19.05.2011, с даты присоединения любой из Сторон к ВТО положения Соглашения ВТО, как они определены в Протоколе о присоединении этой Стороны к ВТО, включающем обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках Таможенного союза делегированы Сторонами органам Таможенного союза, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза.
При этом первая, присоединяющаяся к ВТО Сторона обязана информировать другие Стороны и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия ее присоединения, требующих внесения изменений в правовую систему Таможенного союза.
С момента присоединения такой Стороны к ВТО ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к Протоколу о присоединении этой Стороны к ВТО, за исключением случаев, предусмотренных Соглашением ВТО.
Согласно п.1 ст.2 этого Договора стороны примут меры для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствии с Соглашением ВТО, как это зафиксировано в Протоколе о присоединении каждой из сторон, включая обязательства каждой стороны, принятые в качестве одного из условий ее присоединения к ВТО. До того как эти меры приняты, положения Соглашения ВТО, включая обязательства, принятые сторонами в качестве условий их присоединения к ВТО, имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений, принятых его органами.
Права и обязательства сторон, вытекающие из Соглашения ВТО, как они определены в Протоколах о присоединении каждой из сторон к ВТО, включая обязательства, взятые в качестве условий присоединения стороны к ВТО, которые становятся частью правовой системы Таможенного союза, не подлежат отмене или ограничению по решению органов Таможенного союза, включая Суд ЕврАзЭС, или международным договором, заключенным между сторонами (п.2 ст.2).
Таким образом, международные нормы, установившие 5%-ную таможенную пошлину от таможенной стоимости любого картона мелованного, многослойного с 02.08.2012 имеют приоритет над законодательством Таможенного союза и подлежали применению судом при рассмотрении дела.
Соответственно, вне зависимости от классификации картона Истцом по коду "4810 92 900 9 - прочие" или Таможенным органом - по коду "4810 92 300 0 - только с одним наружным беленым слоем", начисление таможенных платежей исходя из 15% от таможенной стоимости являлось незаконным, а излишне уплаченные платежи подлежали возврату истцу в соответствии со ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и разъяснениями, содержащимися в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015).
Согласно части 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Учитывая изложенное, излишне уплаченная таможенная пошлина в сумме 192 810 руб. 11 коп. и 18 086 руб. 13 коп. процентов подлежит взысканию с Брянской таможни в пользу АО "ВГ "Контурс".
Доводы Брянской таможни, ссылка на судебную практику изложенные в отзыве на апелляционную жалобу отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку обстоятельства, установленные судебными актами, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, приняты с учетом конкретных обстоятельств дела
Учитывая изложенное, требования АО "ВГ Контурс" подлежат удовлетворению, а решение Арбитражного суда Брянской области подлежит отмене.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 10 217 руб. 92 коп. за подачу заявления в суд первой инстанции и за подачу апелляционной жалобы относится на Брянскую таможню и подлежит взысканию в пользу АО "ВГ Контурс".
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина в большем размере, чем это предусмотрено законом, подлежит возврату.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина была уплачена в размере 3 000 руб., излишне уплаченные 1 500 руб. госпошлины подлежат возврату заявителю из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 16.09.2016 по делу N А09-10677/2016 отменить. Требования акционерного общества "ВГ "Контурс" удовлетворить.
Взыскать с Брянской таможни в пользу акционерного общества "ВГ "Контурс" 192 810 руб. 11 коп. излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, 18 086 руб. 13 коп. процентов в соответствии с пунктом 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", всего 210 896 руб. 24 коп., а также 10217 руб. 92 коп. расходов по оплате государственной пошлины за подачу заявления и апелляционной жалобы.
Возвратить акционерному обществу "ВГ "Контурс" из федерального бюджета 8 копеек излишне уплаченной государственной пошлины за подачу заявления.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Е.В. Рыжова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-10677/2016
Истец: АО "ВГ "Контурс"
Ответчик: Брянская таможня