Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: производство по делу прекращено, решение суда первой инстанции отменено
г. Санкт-Петербург |
|
20 декабря 2016 г. |
Дело N А42-3972/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дейкун А.А.
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25836/2016) Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.08.2016 по делу N А42-3972/2016 (судья Кушниренко В.Н.), принятое
по заявлению конкурсного управляющего ООО "Енский" Смирнова Олега Германовича
к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
конкурсный управляющий Общества с ограниченной ответственностью "Енский" (далее - ООО "Енский") Смирнов Олег Германович (далее - заявитель, конкурсный управляющий, Смирнов О.Г.) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области (далее - административный орган, Мурманскстат) от 10.05.2016 N 42 о привлечении конкурсного управляющего к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Решением суда от 30.08.2016 постановление Мурманскстата от 10.05.2016 N 42 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым решением, Мурманскстат направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 30.08.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе Смирнову О.Г. в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отсутствии состава административного правонарушения в действиях конкурсного управляющего.
К судебному заседанию от Смирнова О.Г. в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу Мурманскстата, согласно которому конкурсный управляющий считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы административного органа несостоятельными.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 2 статьи 210 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Мурманской области от 03.08.2015 по делу N А42-7963/2014 ООО "Енский" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
Определением Арбитражного суда Мурманской области от 27.08.2015 по делу N А42-7963/2014 конкурсным управляющим ООО "Енский" утверждён Смирнов О. Г.
Определением Арбитражного суда Мурманской области от 27.04.2016 срок конкурсного производства в отношении ООО "Енский" продлен на четыре месяца - до 30.08.2016.
При этом в ходе проверки своевременности представления статистических сведений административным органом установлено, что ООО "Енский" в установленный срок - до 01.04.2016 не представлены в Мурманскстат первичные статистические данные по форме федерального статистического наблюдения N 12-Ф "Сведения об использовании денежных средств" за 2015 год, что является нарушением требований статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ).
По факту выявленного правонарушения начальником отдела региональных счетов, балансов, статистики цен и финансов Мурманскстата 25.04.2016 составлен протокол N 52 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.19 КоАП РФ.
Постановлением Мурманскстата от 10.05.2016 N 42 конкурсный управляющий признан виновным в совершении административного правонарушения согласно вышеназванной квалификации и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, Смирнов О. Г. оспорил его в арбитражном суде.
Придя к выводу о недоказанности Мурманскстатом состава административного правонарушения в действиях Общества, суд первой инстанции признал постановление от 10.05.2016 N 42 незаконным и отменил его.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ ввиду следующего.
Согласно статье 13.19 КоАП РФ нарушение должностным лицом, ответственным за предоставление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации признается административным правонарушением.
Из анализа юридического состава административного правонарушения, сформулированного в диспозиции статьи 13.19 КоАП РФ, следует, что объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета и составляющие предмет регулирования Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
В силу предписаний названного Федерального закона официальный статистический учет - деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации (пункт 1 статьи 2).
При этом для всех без исключения юридических лиц установлена обязанность по предоставлению субъектам официального статистического учета первичных статистических данных, необходимых для формирования официальной статистической информации. Условия предоставления статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами (части 1 и 9 статьи 8 Закона N 282-ФЗ).
С объективной стороны это административное правонарушение выражается в несоблюдении порядка предоставления информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее предоставления, а равно в предоставлении недостоверной статистической информации.
Обязанность по назначению должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию (первичные статистические данные) от имени юридического лица, лежит на его руководителе (пункт 5 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620).
Учитывая изложенное, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьёй 13.19 КоАП РФ, являются должностные лица, в служебные обязанности которых входит представление статистической информации, а если такие лица не были назначены - руководитель юридического лица.
В ходе осуществления процедуры банкротства юридического лица полномочия его руководителя могут быть возложены на арбитражного управляющего в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ).
В частности, арбитражный управляющий выполняет функции руководителя юридического лица при утверждении его арбитражным судом в качестве внешнего управляющего при проведении процедуры внешнего наблюдения (статьи 94, 96 и 99 Закона N 127-ФЗ) либо в качестве конкурсного управляющего при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (статьи 127, 129 Закона N 127-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 20.2 Закона N 127-ФЗ, если на арбитражного управляющего были возложены полномочия руководителя должника, то на него распространяются и все требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации для руководителя такого должника, и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника.
Анализ приведенных норм позволяет прийти к выводу, что обязанность по предоставлению статистической отчетности в уполномоченные органы возлагается как на внешнего управляющего (статья 99 Закона N 127-ФЗ), так и конкурсного управляющего (часть 1 статья 129 Закона N 127-ФЗ).
Таким образом, арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления (внешний управляющий) либо для проведения конкурсного производства (конкурсный управляющий), может являться субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьи 13.19 КоАП РФ.
Рассмотрение дел данной категории отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного статистического учета и его территориальных органов (статья 23.53 КоАП РФ).
При этом в вопросе 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2013 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 03.07.2013, разъяснено, что при разрешении вопроса о подведомственности дел по жалобам на постановления должностных лиц органов государственного статистического учета о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьёй 13.19 КоАП РФ, необходимо иметь в виду следующее.
В соответствии со статьёй 20 Закона N 127-ФЗ с 1 января 2011 года деятельность арбитражного управляющего в деле о банкротстве не требует регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При этом арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую названным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.
Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности, а также предпринимательской деятельностью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и не приводит к конфликту интересов.
Данной нормой законодатель разграничил профессиональную деятельность арбитражных управляющих и предпринимательскую деятельность, тем самым установив, что регулируемая законодательством о банкротстве деятельность арбитражных управляющих не является предпринимательской деятельностью.
При выполнении своих обязанностей арбитражный управляющий выступает в качестве должностного лица.
В свою очередь правила подведомственности арбитражным судам дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях определены в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ.
Данная норма не предполагает возможности рассмотрения арбитражным судом жалоб должностных лиц на постановления о привлечении их к административной ответственности, за исключением случаев, когда дела об административных правонарушениях в отношении таких лиц в соответствии с абзацем пятым части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрены арбитражным судом по первой инстанции.
Таким образом, рассмотрение жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.19 КоАП РФ, вынесенных должностными лицами органов государственного статистического учета, должно осуществляться по общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 30.1 КоАП РФ, судьей районного суда по месту рассмотрения дела.
С учетом вышеприведенного, поскольку рассмотрение данного спора неподведомственно арбитражному суду, решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.08.2016 подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, а производство по делу - прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
При таком выводе суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы не имеют правового значения и не подлежат оценке.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.08.2016 по делу N А42-3972/2016 отменить.
Производство по делу прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Г. В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3972/2016
Истец: ООО к/у "Енский" Смирнов О.Г., Смирнов Олег Германович
Ответчик: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики МО