г. Вологда |
|
21 декабря 2016 г. |
Дело N А05-10458/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 декабря 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Черединой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу коллектива индивидуальных застройщиков "СЕВЕР-3" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 июля 2016 года по делу N А05-10458/2015 (судья Бунькова Е.В.),
установил:
коллектив индивидуальных застройщиков "СЕВЕР-3" (место нахождения: 163059, г. Архангельск, ул. Партизанская, д. 51, корп. 1; ОГРН 1032900000858, ИНН 2901062535, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью УК 9 "Наш Дом" (место нахождения: 163013, г. Архангельск, ул. Кедрова, д. 29, оф. 1; ОГРН 1102901002698, ИНН 2901201524, далее - Компания) об обязании ответчика оборудовать стационарную мусорную площадку с ограждением для крупногабаритного мусора для жильцов дома N 51 по ул. Партизанской в г. Архангельске на закрепленной (для осуществления хозяйственных целей) за данным домом земле в соответствии с действующим законодательством и пунктами 4.1.3 и 4.2.7 Правил благоустройства и озеленения города Архангельска от 31.05.2006 N 169.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 15 февраля 2016 года производство по делу прекращено.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2016 года определение Арбитражного суда Архангельской области от 15 февраля 2016 года по делу N А05-10458/2015 отменено, исковое заявление направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования "Город Архангельск".
При новом рассмотрении истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил обязать ответчика организовать контейнерную площадку для сбора крупногабаритных отходов в соответствии с нормами СанПин.
Решением суда от 27 июля 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. Использование ответчиком мусорной площадки истца для сбора крупногабаритных отходов (КГО) является незаконным ограничением прав последнего на частную собственность и данное право должно быть защищено государством. Судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства истца о вызове свидетелей. Истцом и ответчиком не заключен договор о совместном использовании мусорной площадки для сбора КГО, ответчик в оборудовании площадки истца участия не принимал, в ее содержании также не участвует. Материалами дела подтверждается незаконность использования в качестве мест для сбора КГО места около мусоропроводных камер.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается в материалах дела, Общество и Компания являются управляющими компаниями в отношении домов, расположенных в непосредственной близости друг от друга. При этом дом, находящийся в управлении Компании, не оборудован стационарной мусорной площадкой: в доме предусмотрена выкатная система мусорных контейнеров из помещения мусоропровода к подъездам домов.
Крупногабаритный мусор, по данным Общества, жильцы дома, находящегося в управлении ответчика, складируют на стационарную площадку дома, находящегося в управлении истца. При этом ответчик участия в содержании и обустройстве данной площадки не принимает.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, счел их не подлежащими удовлетворению.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требование Общества является необоснованным и в его удовлетворении судом первой инстанции отказано правильно. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 ГК РФ).
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
В противном случае право на заявленный иск в рамках данного конкретного дела у истца отсутствует.
Следовательно, обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, истец должен указать, какие его права и каким образом нарушены ответчиком, а также самостоятельно избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права.
В свою очередь, способы защиты гражданских прав предопределяются правовыми нормами, регулирующими конкретное правоотношение.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (статья 304 ГК РФ).
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 419), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, в том числе отходов, образующихся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми помещениями в этом доме, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Согласно частям 1 и 1.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, в силу положений статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана не просто организовывать вывоз, но и организовать вывоз и сдачу бытовых отходов собственников помещений в специализированные организации, имеющие право на размещение (утилизацию) бытовых отходов.
Согласно Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых бытовых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории.
Сбор бытовых отходов следует производить в:
переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 чел.;
контейнеры вместимостью до 800 л - для домов с населением 200 чел. и более.
В качестве временной меры при отсутствии металлических мусоросборников допускается устройство бункера для крупногабаритных отходов, а также деревянных съемных ящиков без дна с загрузочными люками 0,5 х 0,5 мм.
Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7 - 10 см, исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону.
Данные правила являются обязательными на всей территории Российской Федерации и для всех лиц, ответственных за содержание жилищного фонда.
Таким образом, действующим законодательством возложена обязанность по содержанию прилегающей к дому территории на организацию, осуществляющую обслуживание жилого дома.
Решением Архангельского городского Совета депутатов от 31 мая 2006 года N 169 утверждены Правила благоустройства и озеленения города Архангельска (далее - Правила).
Согласно указанным Правилам организации, управляющие жилищным фондом, иные юридические лица, индивидуальные предприниматели, владельцы индивидуальных жилых домов обязаны заключать договоры на вывоз и размещение твердых бытовых, жидких и производственных отходов со специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности, организовывать место сбора твердых бытовых отходов путем оборудования контейнерной площадки или заключения договора с владельцем оборудованной контейнерной площадки.
В силу пункта 4.1.4. Правил ответственность и контроль за сбором отходов в контейнеры и другие мусоросборники и уборкой площадок, на которых они размещены, возлагаются по многоквартирным домам - на организации, управляющие и обслуживающие данный жилищный фонд, ЖСК, ЖК, ТСЖ и т.д.;
Сбор твердых бытовых отходов (далее - ТБО), образующихся от эксплуатации жилищного фонда, деятельности торговых и других организаций, осуществляется в контейнеры, размещенные в установленных местах на оборудованных контейнерных площадках, иные места хранения отходов. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные и металлические сборники. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений. Подъезды к местам, где установлены контейнеры и стационарные мусоросборники, должны освещаться и иметь удобный подъезд для спецавтотранспорта с учетом разворота. ( пункт 4.2. 1 Правил).
Контейнерные площадки для сбора ТБО должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстоянии не менее 20 метров, но не более 100 метров. Но в исключительных случаях, в условиях сложившейся жилой застройки допускается изменение нормируемых разрывов.
(пункт 4.2.5 Правил).
Сбор крупногабаритных отходов (далее - КГО) осуществляется в специальные места для сбора крупногабаритных отходов, обозначенные соответствующим указателем, либо в пределах контейнерной площадки (пункт 4.2.7 Правил).
Главным государственным санитарным врачом СССР, заместителем Министра здравоохранения СССР 05.08.1988 утверждены санитарные правила "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (далее - СанПиН 42-128-4690-88).
СанПиН 42-128-4690-88 содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий.
Согласно пункту 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача).
Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Из материалов дела следует, что управление многоквартирным домом N 51 по ул. Партизанской в г. Архангельске осуществляет Компания.
Во исполнение принятых на себя обязательств Компанией (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительная компания "Малахит" 01.07.2016 (предприятие) заключен договор на вывоз твердых коммунальных отходов и крупногабаритного мусора (КГМ), по условиям которого предприятие обязалось по поручению заказчика осуществлять действия по транспортировке ТБО и КГМ до места размещения.
Согласно ответу предприятия на запрос суда вывоз КГО с территории жилого дома N 51 по ул. Партизанской в г. Архангельске осуществляется ежедневно. Сбор КГО производится в специально оборудованном месте на придомовой территории жилого дома.
В соответствии с представленными истцом в суд апелляционной инстанции материалами обращений в контролирующие органы, спорный жилой дом оборудован выкатными контейнерами и вывоз мусора осуществляется из контейнеров, стоящих возле мусорокамер.
Оборудовать контейнерную площадку для сбора КГО или установку контейнера большого объема не представляется возможным ввиду нахождения в непосредственной близости от дома детского сада и детской игровой площадки (ответы Департамента городского хозяйства администрации города Архангельск от 02.02.2016 за N 035-20/17, администрации Северного территориального округа от 09.02.2016 за N 335-15/25).
Также, согласно информации Администрации оборудование контейнерной площадки для сбора КГО на дворовой территории жилого дома N 51 по ул. Партизанской в г. Архангельске невозможно в связи с тем, что на прилегающей территории к дому имеются наружные и подземные коммуникации водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, кабеля коммуникации, сети электроснабжения (ответ от 10.11.2016 за N 107-03/6128).
Данные факты истцом не опровергнуты.
В отношении доводов апеллянта о том, что жильцы дома, находящегося в управлении ответчика, складируют КГМ на стационарную площадку дома, находящегося в управлении истца, суд отмечает следующее.
Согласно пункту 3.1.1 Правил в целях обеспечения соблюдения чистоты и порядка на территории города запрещается физическим лицам складировать отходы потребления в контейнеры и мусоросборники, принадлежащие организациям, обслуживающим жилищный фонд, в котором эти физические лица не проживают или не пользуются в них жилыми помещениями на законных основаниях.
За нарушение настоящих Правил физические и юридические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Архангельской области. Виновные в нарушении данных Правил лица привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном Областным законом от 03.06.2003 N 172-22-ОЗ "Об административных правонарушениях".
Учитывая вышеизложенное, апелляционная инстанция считает, что правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
При подаче апелляционной жалобы Обществом не представлено доказательств уплаты госпошлины в установленных порядке и размере.
Представленное с жалобой платежное поручение от 13.09.2016 N 169 об уплате госпошлины не является надлежащим доказательством уплаты госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в установленном порядке, поскольку из данного платежного документа усматривается, что госпошлина уплачена с неверным указанием ОКТМО - 19701000000, в то время как следовало указать - 19701000.
Определением суда апелляционной инстанции от 27.09.2016 по настоящему делу истцу предложено представить подлинные доказательства уплаты госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в установленных порядке и размере.
Поскольку Обществом не представлено доказательств уплаты госпошлины в установленном порядке и размере, то с истца в доход федерального бюджета подлежит взысканию 3000 руб. госпошлины за рассмотрение жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 июля 2016 года по делу N А05-10458/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу коллектива индивидуальных застройщиков "СЕВЕР-3" - без удовлетворения.
Взыскать с коллектива индивидуальных застройщиков "СЕВЕР-3" в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10458/2015
Истец: КОЛЛЕКТИВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАСТРОЙЩИКОВ "СЕВЕР-3"
Ответчик: ООО УК 9 "Наш Дом"
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8018/16
03.08.2016 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-10458/15
27.07.2016 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-10458/15
20.04.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2695/16
15.02.2016 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-10458/15