Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 27 февраля 2017 г. N Ф10-5851/16 настоящее постановление изменено
17 ноября 2016 г. |
Дело N А83-6587/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.11.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 17.11.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
при участии представителя от Службы государственного строительного надзора Республики Крым - Исаева Н.Р., доверенность N 4424 от 30.06.2016; иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы государственного строительного надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.06.2016 года по делу N А83-6587/2015 (судья Толпыго В.И.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Алупка Резорт" (ул. Ленинградская, 15, оф.(кв.) N 3, г. Ялта, 298612)
заинтересованные лица:
Служба государственного строительного надзора Республики Крым (ул. Крейзера, 6, г. Симферополь, 295006),
ведущий специалист Южного отдела строительного надзора Службы государственного строительного надзора Республики Крым Белай А.С. (ул. Крейзера, 6, г. Симферополь, 295006),
о признании недействительными предписания и постановления,
установил:
решением Арбитражного суда Республики Крым от 09.06.2016 года по делу N А83-6587/2015 требования Общества с ограниченной ответственностью "Алупка Резорт" - удовлетворены. Признано недействительным и отменено предписание Службы государственного строительного надзора Республики Крым об устранении выявленных нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от 25.11.2015. Признано незаконным и отменено постановление Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 11.12.2015 N148 по делу об административном правонарушении. Взыскано со Службы государственного строительного надзора Республики Крым в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Алупка Резорт" государственную пошлину в размере 3000,00 рублей. Возвращено Обществу с ограниченной ответственностью "Алупка Резорт" из бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3000,00 руб., уплаченную по платежному поручению от 16 декабря 2015 года N86930.
Не согласившись с указанным решением, Служба государственного строительного надзора Республики Крым обратилась с апелляционной жалобой. Считает, что решение суда первой инстанции не содержит в себе обстоятельств материально-правового характера подтверждающих право застройщика на производство строительных работ.
От ООО "Алупка Резорт" представлен отзыв на апелляционную жалобу, из которого вытекает несогласие с доводами, содержащимися в жалобе, указывает на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства "Алупка Резорт", апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статей 156, 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Службы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (часть 6 статьи 205 АПК РФ).
Согласно материалам дела, ООО "Алупка Резорт" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, в котором просит: признать недействительным и отменить предписание от 25.11.2015 "О прекращении производства строительных работ" Службы государственного строительного надзора Республики Крым; признать недействительным и отменить постановление Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 11.12.2015 N 148 об административном правонарушении по ч.1 ст.9.5 КоАП РФ.
Рассматривая требования общества по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований признать недействительным и отменить предписание Службы государственного строительного надзора Республики Крым об устранении выявленных нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от 25.11.2015, признать незаконным и отменить постановление Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 11.12.2015 N 148 по делу об административном правонарушении.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
К объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Разрешением на строительство согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ является документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
Как следует из материалов дела, ООО "Алупка Резорт" подало в Службу государственного строительного надзора Республики Крым (вх. N 332-вх от 13.03.2015) декларацию о начале выполнения строительных работ по строительству многоквартирного, многофункционального жилого дома по адресу: Республика Крым, г. Алупка, ул. 1 Мая, район дома N 3, которая 26.03.2015 была зарегистрирована Службой за N РК 08315000370.
В адрес Службы стройнадзора поступило представление и.о. прокурора г.Ялты от 15.05.2015 N 13-737и-2015 об устранении нарушений градостроительного законодательства.
Основанием для вынесения прокурором указанного представления послужили результаты проверки соблюдения законодательства в сфере градостроительства по вопросу законности регистрации декларации о начале строительных работ по адресу Республика Крым, г. Алупка, ул. Первого Мая, район дома N 3, по поручению прокуратуры Республики Крым.
Из представления прокурора следует, что проведенной проверкой выявлено указание застройщиком недостоверных сведений в декларации N РК 08315000370 в части указания документа, удостоверяющего право пользования земельным участком, а именно указан договор аренды от 13.09.2006 (регистрационный норме 040602100012). Кроме того, прокуратурой установлено, что Департаментом градостроительства, архитектуры и развития территории Ялтинского городского совета застройщику не выдавались градостроительные условия и ограничения застройки объекта строительства.
Приказом начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 08.07.2015 N 51 "ОД" регистрация декларации N РК 08315000370 от 26.03.2015 отменена в связи с выявлением внесенных в нее недостоверных сведений и на основании представления и.о. прокурора г. Ялта В.А. Осипенко N 13-737и-2015 от 15.05.2015 об устранении нарушений градостроительного законодательства.
Заведующим Южного отдела строительного надзора Демецким И.Д., ведущим специалистом Южного отдела строительного надзора Белай А.С. в результате выхода на место по адресу г. Алупка, ул. 1 Мая, в районе дом N 3 и произведенного осмотра объекта капитального строительства "Многоквартирный, многофункциональный жилой дом", установлено: выполнение работ по устройству арматурных каркасов и монтажу опалубки перекрытия первого этажа секции N 1 "Многоквартирный, многофункциональный жилой дом" без документа, удостоверяющего право на выполнение строительных работ.
По результатам осмотра 18.11.2015 составлен Акт о результатах выхода на место и осмотра объекта.
Службой государственного строительного надзора Республики Крым 25.11.2015 составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 9.6 КоАП РФ в отношении ООО "Алупка Резорт" и вынесено Предписание об устранении выявленных нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства по объекту "Многоквартирный, многофункциональный жилой дом" по адресу город Алупка, ул.1 Мая, в районе дома N 3.
Как установлено проведенной проверкой, результаты которой зафиксированы в вышеуказанных процессуальных документах, строительные работы осуществлялись в отсутствие разрешения на строительство.
Постановлением по делу об административном правонарушении N 148 от 11.12.2015 ООО "Алупка Резорт" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно выполнение строительных работ без документа, дающего застройщику право осуществлять строительство объекта "Многоквартирный, многофункциональный жилой дом" по адресу город Алупка, ул.1 Мая, в районе дома N3 и определено административное наказание в виде штрафа в размере 1000000,00 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей, является установленный государством порядок строительства зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства, приемки и ввода указанных объектов строительства в эксплуатацию. Опасность самовольного (без соответствующего разрешения) строительства состоит в том, что в результате таких действий затрудняется осуществление планов архитектурной планировки и застройки городов и иных поселений, искажается их облик, нарушаются права и интересы других граждан, создается угроза общественной, в частности экологической, пожарной безопасности.
Объективная сторона правонарушения состоит в совершении действий по строительству объекта без соответствующего разрешения.
Строительная деятельность включает в себя строительство и реконструкцию строительного объекта, выполнение строительно-монтажных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.
Факт отсутствия у общества на момент проверки соответствующего разрешения на строительство административным органом установлен, подтвержден материалами дела и обществом документально не опровергнут, ввиду чего судебная коллегия признает доказанным факт осуществления ООО "Алупка Резорт" строительства объектов капитального строительства без соответствующего на то разрешения.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества выражается в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению требований и условий, предусмотренных действующим законодательством в области градостроительной деятельности, при наличии реальной возможности обеспечить выполнение вышеуказанных требований.
При этом судебная коллегия отмечает, что решением Арбитражного суда Центрального округа от 18.07.2015 в рамках рассмотрения дела N 83-2845/2015 по заявлению ООО "Алупка Резорт" о признании противоправными действий Службы государственного строительного надзора Республики Крым относительно удовлетворения представления и.о. прокурора города Ялта Осипенко В.А. от 15.05.2015 N 13-737и-2015 и признании незаконным приказа Службы от 08.07.2015 N 51 "ОД", установлен факт внесения в декларацию от 26.03.2015 за N РК 08315000370 недостоверных сведений относительно наличия у общества законных оснований для использования земельного участка, а также несоответствия действительности и требованиям градостроительного законодательства внесенных в декларацию данных, в связи с чем, приказ Службы от 08.07.2015 N51 "ОД" признан законным.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что постановлением начальника Службы от 17.09.2015 N 93, заместитель директора по строительству ООО "Алупка Резорт" Товкач А.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа.
В рамках рассмотрения административного дела N 12-102/2015 решением Ялтинского городского суда Республики Крым постановление начальника Службы от 17.09.2015 N 93 признано законным, также установлено, что ООО "Алупка Резорт" совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, в виде производства строительных работ по строительству первого этажа многоквартирного дома без документа, дающего право на производство строительных работ.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях ООО "Алупка Резорт" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ. Процедура привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдена.
Учитывая, что обществом в порядке, предусмотренном статьей 64 АПК РФ, не предоставлено надлежащих и допустимых доказательств незаконности оспариваемых Предписания об устранении выявленных нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства по объекту "Многоквартирный, многофункциональный жилой дом" по адресу город Алупка, ул.1 Мая, в районе дома N 3 и постановления по делу об административном правонарушении N 148 от 11.12.2015 о привлечении к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 1000000,00 рублей, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу пункта 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.06.2016 года по делу N А83-6587/2015 отменить.
В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Алупка Резорт" отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Горошко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-6587/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 27 февраля 2017 г. N Ф10-5851/16 настоящее постановление изменено
Истец: ООО "Алупка Резорт"
Ответчик: Служба государственного строительного надзора Республики Крым
Третье лицо: Ведущий специалист Южного отдела строительного надзора Службы государственного строительного надзора Республики Крым Белай А. С., Ищенко Р. А., Служба Государственного строительного надзора Республика Крым
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5851/16
12.04.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1221/16
27.02.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5851/16
17.11.2016 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1221/16
09.06.2016 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-6587/15