Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 марта 2017 г. N Ф07-1710/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
21 декабря 2016 г. |
Дело N А56-39181/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Протас Н.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Николаевым И.И.
при участии:
от истца (заявителя): Мазан В.В. по доверенности от 02.12.2016
от ответчика (должника): Пархоменко С.А. по доверенности от 28.03.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29240/2016) Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного судагорода Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.09.2016 по делу N А56-39181/2016 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению АО "Авиакомпания "Россия"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
об оспаривании предписания
установил:
Акционерное общество "Авиакомпания "Россия" (ОГРН 1117847025284, адрес: 196210, г. Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д.18/4, далее - АО "Авиакомпания Россия", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (адрес: 190068, Санкт-Петербург, пр.Римского-Корсакова, д.39, далее - Управление Ространснадзора, административный орган) о признании незаконным предписания N 05.13-13 от 29.04.2016.
Решением от 23.09.2016 арбитражный суд первой инстанции заявление удовлетворил.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Управление обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам письменного отзыва.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, на основании распоряжения от 11.03.2016 N 98-р Управлением проведена плановая выездная проверка в отношении Общества с целью проверки соблюдения исполнения требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте.
В ходе проверки административным органом установлено, что Обществом допущены нарушения, выразившиеся в невыполнении обязательных требований обеспечения транспортной безопасности, установленных Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", "Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта", утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 N 40.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 29.04.2016 N 05.07-13.
Предписанием Управления от 29.04.2016 N 05.13-13 Обществу в срок до 31,10,2016 предписано устранить следующие нарушения: отсутствие на транспортных средствах (воздушные суда) пропускного и внутриобъектового режима и информирования о транспортной безопасности; отсутствие аттестации сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности; ненадлежащее оформление пропусков; непредставление информации, необходимой для категорирования объекта транспортной инфраструктуры - ангара поршневых самолетов.
Считая названное предписание незаконным, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции заявление Общества удовлетворил, спорное Предписание признано судом недействительным в полном объеме с отнесением на Управление расходов заявителя по оплате государственной пошлины по иску.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" Федеральным агентством воздушного транспорта в АО "Авиакомпания "Россия" было проведено категорирование воздушных судов (транспортных средств воздушного транспорта AIRBUS А-320, AIRBUS А-319), присвоена вторая категория, запись внесена в Реестр категорированных ОТИ и ТС, исх. N 8.06-391 от 25.09.2014.
Оценка уязвимости транспортного средства - воздушного судна AIRBUS А-319 (бортовой номер - VP-BIT) АО "Авиакомпания "Россия" утверждены в ФАВТ 26 декабря 2012 г. Заключение о результатах оценки уязвимости N 12 от 26.12.2012.
Оценка уязвимости транспортного средства - воздушного судна AIRBUS А-320 (бортовой номер - VQ-BDR) АО "Авиакомпания "Россия" утверждены в ФАВТ 26 декабря 2012 г. Заключение о результатах оценки уязвимости N 11 от 26.12.2012.
План обеспечения транспортной безопасности транспортного средства - воздушного судна AIRBUS А-319 (бортовой номер - VP-BIT) субъекта транспортной инфраструктуры АО "Авиакомпания "Россия" утверждены в ФАВТ 09 августа 2013 г. Заключение об утверждении плана обеспечения транспортной безопасности N 13 от 09.08.2013.
План обеспечения транспортной безопасности транспортного средства - воздушного судна AIRBUS А-319 (бортовой номер - VP-BIT) субъекта транспортной инфраструктуры АО "Авиакомпания "Россия" утверждены в ФАВТ 26 декабря 2013 г. Заключение об утверждении плана обеспечения транспортной безопасности N 23 от 26.12.2013.
План обеспечения транспортной безопасности транспортного средства - воздушного судна AIRBUS А-320 (бортовой номер - VQ-BDR) субъекта транспортной инфраструктуры АО "Авиакомпания "Россия" утверждены в ФАВТ 09 августа 2013 г. Заключение об утверждении плана обеспечения транспортной безопасности N 12 от 09.08.2013.
План обеспечения транспортной безопасности транспортного средства - воздушного судна AIRBUS А-320 (бортовой номер - VQ-BDR) субъекта транспортной инфраструктуры АО "Авиакомпания "Россия" утверждены в ФАВТ 20 апреля 2015 г. Заключение об утверждении плана обеспечения транспортной безопасности N 41 от 20.04.2015.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств (далее - ТС) возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно п. 11 ст. 1 Закона N 16-ФЗ под транспортными средствами понимаются воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами.
Таким образом, Общество является субъектом транспортной инфраструктуры использующим на законном основании транспортные средства второй категории включённых в реестр категорированных объектов и транспортных средств воздушного транспорта, в части воздушных судов, эксплуатируемых в АО "Авиакомпания "Россия".
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 40 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности.
Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средствах воздушного транспорта (пункт 4 Требований).
Пунктом 5.28 Требований N 40 предусмотрена организация пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ и/или ТС в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, и утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности.
Как установлено административным органом и подтверждается материалами дела, в нарушение требований пункта 5.28 Требований N 40 на транспортных средствах Airbus А319, А320 АО "Авиакомпании "Россия" не организован пропускной и внутриобъектовый режим для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта.
Исходя из содержания пункта 5.28 Требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на ОТИ и/или ТС в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, и утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности.
Ссылки Общества на соглашение с ООО "Воздушные ворота северной столицы" "О предоставлении аэропортовых услуг" от 23.11.2005 N 1643 не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно соглашению, осуществление пропускного и внутриобъектового режима производится в аэропорту, а не на ТС, что противоречит пункту 5.28 Требования.
Доводы о невозможности устранить данное нарушение апелляционный суд находит необоснованными.
Согласно пункту 5.14 Требования субъект транспортной инфраструктуры обязан допускать к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности только сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В нарушение пункта 5.14 Требований N 40 в СТИ АО "Авиакомпании "Россия" сотрудники сил обеспечения ТБ, в соответствии с номенклатурой (перечнем) должностей, непосредственно связанных с обеспечением ТБ ТСВТ (Вдовыдченко А.Ю - директор ДУАБ и Р, Богомолов А.В - заместитель директора ДУАБ и Р) не аттестованы.
Согласно пункту 5.15 Требования субъект транспортной инфраструктуры на ТС второй категории обязан информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в части, их касающейся, включая запрещение:
- Прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска.
- Перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам.
- Проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа ОТИ или ТС, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения.
- Совершения АНВ в отношении ОТИ и ТС, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ и ТС или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий.
Материалами дела подтверждается, что в нарушение требований названного пункта на ТС Airbus A319, А320 АО "Авиакомпании "Россия" не осуществляется информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на ТС какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ТС в части, их касающейся.
В силу Требований N 40 субъект транспортной инфраструктуры на ТС второй категории обязан информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ТС в части, их касающейся.
Пунктом 5.31.2 Требований N 40 установлено, что постоянные пропуска физических лиц должны содержать следующую информацию: номер пропуска, машиносчитывающую и биометрическую часть, наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск, место работы (службы), должность, фамилию, имя, отчество и фотографию владельца, срок и временной интервал действия пропуска и секторы зоны транспортной безопасности, в которые допущен владелец.
Пунктом 5.31.3 Требований N 40 предусмотрено, что постоянные пропуска служебных, производственных автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов должны содержать следующую информацию: номер пропуска, наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск, вид, марку, модель, цвет, регистрационные знаки (номера), сведения о должности (должностях) лица (лиц), под управлением которых будут находиться данные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы.
Пунктом 5.31.5 Требований N 40 предусмотрено, что разовые пропуска физических лиц должны содержать следующую информацию: номер пропуска, наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск, срок и временной интервал действия пропуска, секторы зоны транспортной безопасности, в которые допущен владелец.
В нарушение вышеуказанных требований на постоянных и разовых пропусках физических лиц отсутствует необходимая информация,
Пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" определено, что объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ) - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские, торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Согласно пункту 5 подпункта "д" Постановления Правительства РФ от 18.07.2016 N 686 "Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования, являющихся объектами транспортной инфраструктуры", обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование: это здания и сооружения, находящиеся на объектах транспортной инфраструктуры либо прилегающие к ним, но не отнесенные к указанным объектам, предназначенные для обслуживания воздушных перевозок, приема и отправки воздушных судов.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 12 Федерального закона РФ "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 N 16 субъект транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны предоставлять в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, в нарушение указанных требований Общество не представило в компетентные органы в области обеспечения ТБ полную и достоверную информацию для проведения категорирования объекта транспортной инфраструктуры (ангар поршневых самолетов АТБ), принадлежащих АО "Авиакомпании "Россия" на праве собственности.
Доказательств, свидетельствующих о выполнении вышеуказанных требований в материалы дела не представлено.
Оспариваемое предписание выдано Обществу государственным инспектором УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора в пределах предоставленных ему полномочий и соответствует нормам действующего законодательства.
С учетом изложенных выводов апелляционную жалобу судебная коллегия находит обоснованной, а решение суда - подлежащим отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.09.2016 по делу N А56-39181/2016 отменить.
В удовлетворении требований о признании незаконным предписания от 29.04.2016 N 05.13-13 отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-39181/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 марта 2017 г. N Ф07-1710/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "АВИАКОМПАНИЯ "РОССИЯ"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта