Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 марта 2017 г. N Ф04-619/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
21 декабря 2016 г. |
Дело N А70-6612/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-13471/2016 и 08АП-13499/2016) Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Администрации Тобольского муниципального района Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.09.2016 по делу N А70-6612/2016 (судья Соловьев К.Л.), принятое по заявлению Региональной татарской общественной организации "Наследие" по Тюменской области (ОГРН 1057200007435, ИНН 7206030700) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФПК Росреестра" по Тюменской области о признании незаконным действий по изменению сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 72:16:0106001:44, которые отражены в кадастровой выписке о земельном участке N 7200/201/15-452789 от 30.12.2015,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация Тобольского муниципального района Тюменской области,
при участии в судебном заседании представителей:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала ФГБУ "ФПК Росреестра" по Тюменской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Администрации Тобольского муниципального района Тюменской области - Лужков А.В. (личность удостоверена паспортом, по доверенности N 15 от 08.02.2016 сроком действия 31.12.2016);
от Региональной татарской общественной организации "Наследие" по Тюменской области - Стебеков П.П. (личность удостоверена паспортом, по доверенности N 1 от 15.03.2016 сроком действия один год),
установил:
Региональная татарская общественная организация "Наследие" по Тюменской области (далее - заявитель, Организация) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала ФГБУ "ФПК Росреестра" по Тюменской области (далее - ответчик, кадастровая палата, Росреестр), уточненным в ходе производства по делу, о признании незаконным действий по изменению сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 72:16:0106001:44, которые отражены в кадастровой выписке о земельном участке N 7200/201/15-452789 от 30.12.2015.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Тобольского муниципального района Тюменской области (далее - третье лицо, Администрация).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 06.09.2016 по делу N А70-6612/2016 заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала ФГБУ "ФПК Росреестра" по Тюменской области по изменению сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 72:16:0106001:44, отраженных в кадастровой выписке о земельном участке N 7200/201/15-452789 от 30.12.2015.
Суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала ФГБУ "ФПК Росреестра" по Тюменской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Региональной татарской общественной организации "Наследие" по Тюменской области после вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с принятым судебным актом, Росреестр обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Обосновывая требования апелляционной жалобы, ее податель настаивает на том, что действия органа кадастрового учета по государственному кадастровому учету изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 72:16:01 06 001:44 осуществлены на законных основаниях в соответствии с представленными документами, в частности решением Тобольского районного суда Тюменской области от 15.07.2015, которым удовлетворены исковые требования прокурора Тобольского района Тюменской области к администрации Тобольского муниципального района Тюменской области об обязании обеспечить проезд к кладбищу поселка Сибиряк Тобольского муниципального района. По мнению подателя жалобы, указанное решение должно быть рассмотрено и расценено как судебный акт об исправлении кадастровой ошибки. В связи с чем, исполняя данный судебный акт, кадастровым инженером был подготовлен межевой план, которым были уточнены границы земельного участка.
Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что согласование местоположения земельного участка от точки н1 до точки н1, являющегося объектом кадастровых работ произведено с представителями Администрации, о чем указано в межевом плане (раздел "Акт согласования местоположения границы земельного участка").
Ответчик считает, что при исправлении ошибки в местоположении границы земельного участка с кадастровым номером 72:16:0106001:44, в соответствии с положениями Закона о кадастре не предусмотрено согласование местоположения границ указанного земельного участка с арендатором, если договор аренды заключен на срок менее чем на пять лет.
Не согласившись с решением суда первой инстанции Администрация, также обжаловала его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд. В жалобе Администрация указала, что при уточнении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 72:16:0106001:44 согласование границ не требуется, поскольку отсутствует предмет согласования - граница со смежными земельными участками в связи с отсутствием смежных землепользователей.
В представленном до начала судебного заседания отзыве Организация просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайств об отложении слушания по делу не заявил, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционные жалобы в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы и требования апелляционных жалоб, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционные жалобы - удовлетворить
Представитель Организации возразил на доводы апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционные жалобы, отзыв на них, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Распоряжением Главы Тобольского района Тюменской области от 07.11.2007 N 990 Организации в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 72:16:01 06 001:0044 площадью 15 000 кв. м с кадастровым номером, расположенный по адресу: Тюменская область, Тобольский район, Абалакское сельское поселение, с правой стороны от автодороги Тобольск-Байгара (между км 18 и км 19) под размещение нежилого строения (часовня-мечеть) и памятного знака.
На основании указанного распоряжения между Администрацией и Организацией 07.12.2007 заключен договор аренды N 452/з земельного участка с кадастровым номером 72:16:01 06 001:0044 (впоследствии измененный на кадастровый номер 72:16:01 06 001:44) сроком на 3 года (до 06.11.2010).
Соглашением от 18.10.2010 N 514/10 срок договора аренды земельного участка продлен до 06.11.2013, соглашением от 30.09.2013 N 453/13 срок аренды участка продлен до 06.11.2016.
В соответствии с целевым назначением заявителем на указанном земельном участке построено и зарегистрировано на праве собственности двухэтажное строение хозяйственно-бытового назначения общей площадью 241,3 кв. м (свидетельство о государственной регистрации от 14.01.2014 N 72НМ 763643).
Кроме того, заявителем получено разрешение на строительство на арендуемом земельном участке часовни-мечети общей площадью 491,7 кв. м, памятного знака площадью 15,6 кв. м и высотой 27 м.
На основании заявления Администрации от 30.11.2015 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 72:16:01 06 001:44, в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 72:16:01 06 001:44, идентифицируемого адресом: Тюменская область, Тобольский район, Абалакское сельское поселение, с правой стороны от автодороги Тобольск-Байгара (между км. 18 и км. 19) и приложенных к нему документов органом кадастрового учета принято решение об учете изменений объекта недвижимости от 30.12.2015 и сформирована кадастровая выписка от 30.12.2015 N 7200/201/15-452789.
04.03.2016 в адрес организации поступило письмо Администрации с приложением кадастровой выписки о земельном участке от 30.12.2015 N 7200/201/15-452789 с требованием о приведении границ арендуемого земельного участка с кадастровым номером 72:16:01 06 001:44 в соответствии с указанной выпиской.
Как следует из указанного письма Администрации, изменение местоположения границ земельного участка связано с изменениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости в результате исправления кадастровой ошибки.
Полагая, что действия кадастровой палаты по изменению сведений о границах земельного участка 72:16:01 06 001:44, отраженные в кадастровой выписке от 30.12.2015 N 7200/201/15-452789, являются незаконными, Организация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
06.09.2016 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены и прекращения производства по делу.
Как уже указывалось выше, основанием для обращения Организации в арбитражный суд послужило внесение кадастровой палатой изменений в сведения о границах земельного участка 72:16:01 06 001:44, отраженные в кадастровой выписке от 30.12.2015 N 7200/201/15-452789.
Суд первой инстанции, ссылаясь на правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N 14765/10, пришел к выводу, что кадастровая ошибка зарегистрирована незаконно и удовлетворил требования Организации, поскольку изменение органом кадастрового учета в рамках административной процедуры ранее внесенных в кадастр уникальных характеристик земельного участка без согласия лица, которое имеет ограниченное вещное право, нарушает положения Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Однако судом первой инстанции не было принято во внимание следующее.
В соответствии со статьей 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения на них каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на лиц, обратившихся в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, из совокупности изложенных норм следует, что арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) по заявлениям юридических лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности.
Дела по жалобам на ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, принятые или совершенные в отношении вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но не связанные с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны суду общей юрисдикции.
Предпринимательская деятельность это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении споров, вытекающих из публичных правоотношений, он может считаться экономическим, если юридические факты, по поводу которых возник спор, порождают правовые последствия не только в сфере публичного или иного правоотношения, но одновременно и правоотношения, регулируемого гражданским законодательством и связанного с осуществлением его субъектом предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Согласно пункту 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации деятельность некоммерческих организаций, объединяющих граждан, не связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и не направлена на получение прибыли. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.
В силу статьи 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса.
Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (пункт 3 статьи 50).
Общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей (пункт 1 статьи 123.4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона о некоммерческих организациях некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.
В силу пункта 2 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
В соответствии с Уставом Региональной татарской общественной организации "Наследие" по Тюменской области заявитель является добровольным, самоуправляемым, некоммерческим формированием, не преследующим коммерческих целей, созданным для достижения культурно-просветительных, социальных, благотворительных и других целей; не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли; может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
Как следует из кадастрового паспорта и договора аренды спорный земельный участок расположен на землях особо охраняемых территорий и объектов и предоставлен под размещение часовни-мечети и памятного знака.
Доказательства того, что данный земельный участок используется заявителем в предпринимательской и иной экономической деятельности, вследствие чего спор может быть рассмотрен в арбитражном суде, в материалах дела отсутствуют.
В ходе рассмотрения дела заявителем не приводились и судом по материалам дела не установлены обстоятельства, указывающие на то, что вследствие совершения кадастровой палатой оспариваемых действий нарушаются права и законные интересы некоммерческой организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагаются на нее какие-либо обязанности, создаются иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, апелляционный суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия не создают никаких препятствий Организации в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, не затрагивают ее прав и интересов как юридического лица в указанной сфере деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При указанных выше обстоятельствах производство по настоящему делу подлежит прекращению.
Прекращая производство по делу, неподведомственному арбитражному суду, суд апелляционной инстанции учитывает принцип доступности судопроизводства, поскольку заявитель имеет право обратиться с соблюдением правил подведомственности с заявлением об оспаривании действий административного органа в суд общей юрисдикции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, пунктом 3 статьи 269, пунктом 4 части 1 и частью 3 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.09.2016 по делу N А70-6612/2016 отменить, производство по делу прекратить.
Возвратить Региональной татарской общественной организации "Наследие" по Тюменской области (ОГРН 1057200007435, ИНН 7206030700) из федерального бюджета 3 000 руб. 00 коп. государственной пошлины, уплаченной платежным поручением N 2 от 19.05.2016.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-6612/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 марта 2017 г. N Ф04-619/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Общественная организация РЕГИОНАЛЬНАЯ ТАТАРСКАЯ "НАСЛЕДИЕ" ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ" ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация Тобольского муниципального района Тюменской области, Восьмой Апелляционный Арбитражный суд