г. Саратов |
|
03 июля 2017 г. |
Дело N А12-736/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жаткиной С. А.,
судей Антоновой О. И., Волковой Т. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Солейник Я. А.,
при участии в судебном заседании:
- от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" представитель Кочеян Роберт Самвелович по доверенности от 17.11.2015, выданной сроком по 30.06.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мальт 2001" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 апреля 2017 года по делу N А12-736/2017, (судья А.А. Муравьев),
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к обществу с ограниченной ответственностью "Мальт 2001" (ИНН 3444094060, ОГРН 1023403450421)
об устранении пользования земельным участком,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Мальт 2001" (далее - ООО "Мальт 2001", ответчик), с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) об устранении препятствия пользования земельным участком и освободить самовольно занятый земельный участок в полосе отвода железной дороги, путем демонтажа сборно-разборной перегородки из металлического профиля, примыкающей к зданию склада N 1, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Козловская, 44 со стороны железнодорожного пути 13 "а", а также взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.04.2017 обязал ООО "Мальт 2001" устранить препятствие пользования земельным участком и освободить самовольно занятый земельный участок в полосе отвода железной дороги, путем демонтажа сборно-разборной перегородки из металлического профиля, примыкающей к зданию N 1, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Козловская, 44 со стороны железнодорожного пути 13 "а".
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании поддержал свою правовую позицию по делу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ООО "Мальт 2001" в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного заседания указанное лицо извещено надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт в обжалуемой части не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, 22.11.2004 между ОАО "РЖД" и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Волгоградской области на основании распоряжения от 22.11.2004 N 505-р заключен договор N 273 аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, а также дополнительные соглашения N 1 от 24.11.2005, N 2 от 28.08.2009 и N 3 от 02.09.2009 к данному договору.
По данному договору истцу предоставлен в аренду земельный участок из земель поселений, с кадастровым номером 34:34:00 00 00:0001 площадью 8.007.915,6 кв. м, находящийся по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград для нужд железнодорожного транспорта, в границах установленных в кадастровом плане участка.
Земельный участок, предоставленный администрацией Волгограда ООО "Мальт-2001" в аренду (договор аренды земельного участка N 5416 от 19.08.2004), в дальнейшем заключен договор купли-продажи земельного участка N 3037 от 08.07.2009, граничит с земельным участком истца, о чем свидетельствуют материалы землеустроительного дела (акт установления и согласования границ земельного участка).
30.06.2016 сотрудниками ОАО "РЖД" проведена проверка полосы отвода железной дороги по станции Волгоград-2.
В результате проверки установлено, что в полосе на земельном участке в полосе отвода железной дороги в Ворошиловском районе г. Волгограда по станции Волгоград-2 на расстоянии 1.71 метра от оси железнодорожного пути N 13 "а", находится металлический ангар. Полоса отвода железной дороги на данном земельном участке составляет 4 метра.
Общая площадь занимаемого участка под металлический ангар составляет 209,3 кв. м состоящий из сборно-разборная перегородки из металлического профиля, примыкающей к зданию склада N 1, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Козловская, 44 со стороны железнодорожного пути 13 "а".
По результатам проверки был составлен акт.
Требование истца об освобождении земельного участка (полосы отвода) от металлического ограждения, направленное ответчику 24.09.2016, осталось не исполненным.
Основанием обращением истца в арбитражный суд послужило, что часть земельного участка, в отсутствие правовых оснований занята металлическим ограждением, установленным соседним землепользователем - ООО "Мальт 2001".
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно руководствовался следующими нормами права.
Согласно статье 305 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Согласно статье 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Практика применения указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации разъясняется в разделе "Споры об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения": п.п. 45-49 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22.
В пункте 45 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 разъясняется, что применяя статью 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее. В силу статьи 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законного владения. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
Таким образом, в предмет доказывания по спору об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения (по негаторному иску) входят следующие обстоятельства: наличие (отсутствие) права собственности или иного вещного права либо титульного владения; наличие (отсутствие) фактов нарушений указанных прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" на праве аренды владеет и пользуется земельным участком с кадастровым номером 34:34:00 00 00:0001 площадью 8 007 915,6 кв. м, находящемуся по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, полоса отвода железной дороги.
В соответствии с пунктом 5 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог (утв. Приказом МПС РФ от 15.05.1999 N 2611) пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 2 Правил установления и использования полос отвода охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611, границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта РФ (соответствующие нормы утверждены Приказом Министерства транспорта РФ N 126 от 06.08.2008).
Согласно пункту 2 статьи 90 Земельного участка Российской Федерации (далее - ЗК РФ) полоса отвода означает земельный участок вдоль железнодорожной магистрали. Подобная дополнительная терминология служит цели уточнения правового режима конкретного земельного участка как объекта земельных отношений.
Возражая против иска, ответчик ссылался на то, что граница земельного участка находящегося в аренде у ОАО "РЖД" не установлена. Судом первой инстанции рассмотрен указанный довод и правомерно отклонен в силу следующего.
Согласно землеустроительного дела на квартал N 05-63 от 1994 года, в границе между точками 42-48 земли полосы отвода железной дороги граничат с землями, принадлежащему ООО "Мальт-2001" (ранее - ТОО "Южсантехмонтаж"). В акте согласования границ землевладений в квартале N 63 от 19.09.1994 имеется подпись смежного землепользователя. В акте сдачи границ кадастрового участка N 63 указано, что граница полосы отвода железной дороги проходит между точками 45 и 46 по ограждению.
Также ОАО "РЖД" в материалы дела была предоставлена кадастровая выписка от 30.01.2015 о земельном участке с кадастровым номером: 34:34:00 00 00:0001. В пункте 16 указанной выписки кадастровым инженером указано, что граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Статьей 5 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (в применимой к рассматриваемым отношениям редакции; далее - Закон N 153-ФЗ) к землям железнодорожного транспорта отнесены земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития. Определение порядка использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог было утверждено приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.1999 N 26Ц (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.07.1999 N 1848).
Железные дороги Российской Федерации из закрепленных за ними в постоянное (бессрочное) пользование земель в пределах полосы отвода вправе были предоставлять во временное пользование земельные участки физическим и юридическим лицам, в том числе для иных объектов, не препятствующих бесперебойному функционированию железных дорог при безусловном их соответствии требованиям безопасности движения. Такое предоставление производилось по решению руководства железной дороги по договорам на временное землепользование, заключаемым железными дорогами или входящими в их состав предприятиями.
Землями транспорта, в соответствии со статьей 90 ЗК РФ признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов, в том числе железнодорожного транспорта. Деятельность организаций и эксплуатация объектов железнодорожного транспорта обеспечивается предоставлением земельных участков для размещения железнодорожных путей, размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта, установления полос отвода и охранных зон железных дорог. Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами. Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) полоса отвода железных дорог определена как земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Земли железнодорожного транспорта, в силу пункта 1 статьи 9 Закона N 17-ФЗ, должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации.
Из сведений публичной кадастровой карты видно, что земельный участок с кадастровым номером: 34:34:00 00 00:0001, площадью 8 007 915,6 кв. м. является полосой отвода железной дороги.
В качестве доказательств осуществления ответчиком препятствий судом правомерно приняты акт комиссионного обследования полосы отвода железной дороги в Ворошиловском районе г. Волгограда по станции Волгоград-2 на расстоянии 1.71 метра от оси железнодорожного пути N 13 "а".
Кроме того, обратившись к ОАО "РЖД" за разрешением о строительстве погрузочно-разгрузочной рампы (рампа- которая представляет из себя платформу склада, примыкающая к наружным стенам складского помещения и служащая для проведения погрузочно-разгрузочных работ), ответчик фактически признал, что данное строительство будет затрагивать интересы ОАО "РЖД", поскольку будет проводится на территории полосы отвода железной дороги.
Оценив требования истца и проанализировав представленные сторонами документы, арбитражный, что ограждение части земельного участка с кадастровым номером кадастровый N 34:34:00 00 00:0001 ограничивают возможности истца по использованию представленного земельного участка, нарушают его права и законные интересы
В силу пунктов 2 и 3 статьи 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки подлежат возврату их собственникам, землепользователям, землевладельцам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении законодательства. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии участков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных нарушениях, или за их счет.
Таким образом, требования об обязании ООО "Мальт 2001" устранить препятствие пользования земельным участком и освободить самовольно занятый земельный участок в полосе отвода железной дороги, путем демонтажа сборно-разборной перегородки из металлического профиля, примыкающей к зданию склада N 1, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Козловская, 44 со стороны железнодорожного пути 13 "а", правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Аналогичная позиция изложена в определении Высшего Арбитражного суда РФ от 04.12.2013 N ВАС-17308, в определении Высшего Арбитражного суда РФ от 19.09.2013 N ВАС-9302/13, постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.09.2011 N А19-25827/09, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.09.2016 по делу N А32-7154/2015.
Суд апелляционной инстанции находит верными выводы суда первой инстанции и не находит оснований для переоценки.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в порядке статьи 110 АПК РФ возлагаются судом на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 апреля 2017 года по делу N А12-736/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Мальт 2001" (ИНН 3444094060, ОГРН 1023403450421) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-736/2017
Истец: ОАО "РЖД" Приволжская железная дорога, ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "Мальт 2001"