Требование: о признании незаконными действий в результате неправомерных действий, по договору газоснабжения
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Воронеж |
|
3 октября 2016 г. |
Дело N А64-1685/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 октября 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Кораблевой Г.Н., |
судей |
Колянчиковой Л.А., |
|
Андреещевой Н.Л., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шелайкиной Е.Е.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тамбов": Шапиро Р.О., представитель по доверенности N 01-04/19 от 29.08.2016; Пучнин А.С., представитель по доверенности N 01-04/11 от 04.05.2016; Шубин С.Ю., представитель по доверенности N 01-04/95 от 30.12.2015;
от общества с ограниченной ответственностью "Фортуна-Плюс": Романов А.Е., представитель по доверенности от 23.03.2016;
от ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Тамбовской области": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от АО "Газпром газораспределение Тамбов": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тамбов" (ОГРН 1116829005655, ИНН 6829075584) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.06.2016 по делу N А64-1685/2016 (судья Попов Ю.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Фортуна-Плюс" (ОГРН 1116829008262, ИНН 6829078190) к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тамбов" о признании действий неправомерными, обязании производить расчёт по приборам учёта, третьи лица: федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Тамбовской области", акционерное общество "Газпром газораспределение Тамбов", Управление федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фортуна-Плюс" (далее - ООО "Фортуна-Плюс", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тамбов" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов", ответчик) о признании неправомерными действия ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" по переводу с 08.12.2015 принадлежащих ООО "Фортуна-Плюс" объектов газопотребления: "Баня", оборудованного прибором учета АГАТ G 16 зав. N 0006240, и "Магазин", оборудованного прибором учета УБСГ 001 G 6 зав. N 003055, на учет объема потребляемого газа согласно пункту 3.9 Правил учета газа, то есть исходя из проектной мощности названных газопотребляющих объектов; обязать ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" с 08.12.2015 производить расчет объема газа, потребленного указанными объектами газопотребления, расположенными по адресу: г. Тамбов, ул. Пролетарская, д. 2 "З", по показаниям приборов учета исходя из показаний, зафиксированных в актах от 08.12.2015 N 679 и от 08.12.2015 N 680 (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Тамбовской области" (далее - ФБУ "Тамбовский ЦСМ"), акционерное общество "Газпром газораспределение Тамбов" (далее - АО "Газпром газораспределение Тамбов") и Управление федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - УФАС по Тамбовской области).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 22.06.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
ООО "Фортуна-Плюс" представлен отзыв и дополнение к отзыву на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель истца возражал против удовлетворения жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ФБУ "Тамбовский ЦСМ", АО "Газпром газораспределение Тамбов" и УФАС по Тамбовской области явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о слушании дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие не явившихся представителей участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании 23.09.2016 объявлялся перерыв до 30.09.2016.
Представители ответчика ходатайствовали о назначении судебной экспертизы по делу, проведение которой просили поручить ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт расходометрии".
Представитель истца возражал против проведения судебной экспертизы.
Рассмотрев заявленное ходатайство, апелляционная коллегия не находит оснований для его удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
В абзаце 2 пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" разъяснено, что ходатайство о проведении экспертизы в суде апелляционной инстанции рассматривается судом с учетом положений частей 2 и 3 статьи 268 АПК РФ, согласно которым дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него (в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство о назначении экспертизы), и суд признает эти причины уважительными.
Из положений части 2 статьи 268 АПК РФ следует, что суд апелляционной инстанции принимает дополнительные доказательства, в том числе и заключение экспертов лишь в исключительных случаях при условии, что лицо обосновало невозможность их представления и заявления в суде первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
В соответствии с частью 3 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, вправе заявлять ходатайства о вызове новых свидетелей, проведении экспертизы, приобщении к делу или об истребовании письменных и вещественных доказательств, в исследовании которых им было отказано судом первой инстанции.
Из материалов дела усматривается, что при рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции ответчик не заявлял ходатайство о назначении судебной экспертизы по делу. Уважительных причин, препятствовавших подаче ходатайства о назначении экспертизы в суде первой инстанции, заявителем не приведено. Более того, в силу статьи 82 АПК РФ назначение экспертизы является правом, а не обязанностью суда.
Поскольку в установленном законом порядке вопрос о проведении экспертизы не был инициирован ответчиком в суде первой инстанции, то заявленное ответчиком в суде апелляционной инстанции ходатайство о назначении и проведении экспертизы подлежит отклонению по указанным основаниям и с учетом положений, установленных частью 3 статьи 268 АПК РФ.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ, при рассмотрении дела в порядке арбитражного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 25.03.2014 между ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" (поставщик) и ООО "Фортуна-Плюс" (покупатель) был заключен договор (в редакции дополнительного соглашения от 01.10.2014) поставки газа N 50-5-23060, согласно которому поставщик принял на себя обязательство в период с 01.04.2014 по 31.12.2017 поставлять и обеспечивать транспортировку по сетям газораспределения, принадлежащим АО "Газпром газораспределение Тамбов" (газораспределительная организация, ГРО) на праве собственности или ином законном основании, газа горючего природного и (или) газа горючего природного сухого отбензиненного (далее - газ), цена которого является государственно регулируемой, формируется из регулируемых оптовой цены на газ, рассчитанной по формуле цены газа, утвержденной ФСТ России, платы за снабженческо-сбытовые услуги, тарифа на транспортировку газа по сетям ГРО и специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по сетям ГРО, а покупатель обязался принять и оплатить полученный газ.
В соответствии с пунктами 4.1 - 4.2 договора поставки газа, учет газа производится поставщиком в соответствии с Правилами учета газа, утвержденными Минтопэнерго 14.10.1996 и договором.
Количество газа, поставленного поставщиком покупателю, определяется по показаниям опломбированных поставщиком контрольно-измерительных приборов узла учета расхода газа (далее - КИП), принадлежащих покупателю и установленных у него, в соответствии с требованиями ГОСТ 8.586.1-5 2005, ГОСТ 8.740-2011 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.0-3-96, с учетом ГОСТ 31369-2008 (ИСО 6976:1995) и ГОСТ 31370-2008 (ИСО 10715:1997).
За единицу объема принимается 1 куб. м газа, приведенный к стандартным условиям: температуры 20°С или 293,15°К, давление 760 мм ртутного столба или 101325 Н/м2, что соответствует 101,325 кПа (пункт 5.2 договора) ГОСТ 2939-63.
Пунктом 4.5 договора предусмотрено, что при отсутствии у покупателя КИП или их неисправности, объем переданного газа учитывается по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течении которого подавался газ в период неисправности КИП и (или) их отсутствия, из расчета 24 часа в сутки.
Под неисправностью КИП стороны понимают такое состояние этих приборов, при котором они не соответствуют хотя бы одному из требований нормативно-технической документации, включая требование о наличии действующего поверительного клейма и пломбы, установленной поставщиком на месте крепления КИП и их конструктивных элементов.
ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов", полагая КИП истца не отвечающими требованиям действующего законодательства, начиная с 08.12.2016 производит расчет объема поданного ООО "Фортуна-Плюс" газа исходя из проектной мощности газопотребляющих установок и 24 часового режима их использования.
По мнению истца, его контрольно-измерительные приборы учета расхода газа соответствуют предъявляемым требованиям в области обеспечения единства измерений и правил учета газа, действия ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" являются неправомерными, в спорном периоде оплате подлежит объем поданного газа, зафиксированный КИП, в связи с чем заявлен настоящий иск.
Принимая решение об удовлетворении иска, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В порядке реализации полномочий, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Правительством Российской Федерации постановлением от 17.05.2002 N 317 утверждены Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, пунктом 42 которых определено, что для осуществления финансовых расчетов при газоснабжении, контроля за режимами поставки газа и контроля за потреблением газа организацией в целом, отдельным газоиспользующим оборудованием или в технологическом процессе, а также контроля за эффективным использованием газа производится учет газа. Эксплуатация газоиспользующего оборудования без приборов учета расхода газа не допускается. Правила учета газа определяются Министерством энергетики Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в пункте 21 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 Правил поставки газа в Российской Федерации (далее - Правила N 162) - поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.
Правила N 162 определяют отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети (пункт 1 Правил N 162).
В силу пунктов 22, 23, 25 Правил N 162 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2015 N 741) учет объема газа осуществляется в порядке, утвержденном Министерством энергетики Российской Федерации. При неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором.
Ответственность за техническое состояние и поверку средств измерений учета газа несут организации, которым принадлежат средства измерений.
Приказом Минэнерго России от 30.12.2013 N 961 утвержденные Минтопэнерго Российской Федерации 14.10.1996 Правила учета газа, на которые имеется ссылка в пункте 4.1. договора поставки газа, признаны утратившими силу, утверждены новые Правила учета газа (далее - Правила N 961), в силу пункта 1.4 которых их действие распространяется на юридических и физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктами 1.6. - 1.7 Правил N 961 средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений.
Измерения объемов газа, в том числе показатели точности измерений объемов газа, определяются в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений.
Пунктами 2.1, 2.6 - 2.8 Правил N 961 установлено, что целями учета являются: осуществление финансовых расчетов при газоснабжении; контроль за режимами поставки газа и контроль за потреблением газа организацией в целом, отдельным газоиспользующим оборудованием или в технологическом процессе; контроль за использованием газа. При потреблении учету подлежит газ при входе на газопотребляющий объект. Для учета количественных значений объемов газа применяется единица измерения, определяемая учетной политикой организации.
В целях формирования достоверной информации при учете объема газа, в числе прочего, определяются: перечень показателей газа, подлежащих измерению, а также состав средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями и параметры измерений.
Согласно пункту 2.10 Правил N 961 при приеме-передаче газа его объем измеряется средствами измерений и (или) техническими системами и устройствами с измерительными функциями, определенными проектной документацией на объекты транспортировки, хранения и (или) потребления.
Согласно техническим условиям N 325/6а-р159 АО "Газпром газораспределение Тамбов", требования по установке приборов учета предусматривают согласование проекта в части установки КИП с ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов". О выполнении ООО "Фортуна-Плюс" технических условий в этой части свидетельствует, в частности, согласование наименований КИП в пункте 4.2. договора поставки газа.
При отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями (пункт 3.9 Правил N 961).
Утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 15.11.1989 N 3375 Межгосударственным стандартом ГОСТ 27.002-89 "Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения" дано понятие неисправному состоянию - состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Доказательств неисправности приборов учета расхода газа истца АГАТ G 16 и УБСГ 001 G 6, а именно, их несоответствия какому-либо требованию нормативно-технической или конструкторской документации на КИП, отвечающих критериям достоверности и достаточности, ответчиком в материалы дела не представлено.
Отраженные в актах от 08.12.2015 N 679 и N 680 нарушения не конкретизированы, а нормы, на нарушение которых сделана ссылка в актах, являются терминами и определениями, носят общеобязательный характер и указывают на необходимость соблюдения законодательства об обеспечении единства измерений.
В частности, пунктами 14, 23 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон о единстве измерений) даются понятия: метрологические требования - требования к влияющим на результат и показатели точности измерений характеристикам (параметрам) измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов, средств измерений, а также к условиям, при которых эти характеристики (параметры) должны быть обеспечены; технические системы и устройства с измерительными функциями - технические системы и устройства, которые наряду с их основными функциями выполняют измерительные функции.
Средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений (пункт 1.6 Правил N 961).
Из представленных актов от 08.12.2015 N 679 и N 680 не представляется возможным установить, в чем именно заключается несоответствие КИП АГАТ G 16 и УБСГ 001 G 6 требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, а также какие средства измерений и технические системы согласно пункту 1.6. Правил N 961 необходимо установить ООО "Фортуна-Плюс" на принадлежащее ему газопотребляющее оборудование.
Как следует из материалов дела, принадлежащие ООО "Фортуна-Плюс" объекты газопотребления "Баня" и "Магазин" оборудованы приборами учета расхода газа АГАТ G 16 (зав. N 0006240) и УБСГ 001 G 6 (зав. N 003055) соответственно.
Установка данных счетчиков с названными заводскими номерами была согласована сторонами в пункте 4.2. договора.
В декабре 2015 в связи с истечением межповерочного интервала на упомянутые счетчики истцом, через посредство ФБУ "Тамбовский ЦСМ", произведена их поверка, по результатам которой КИП признаны соответствующими описанию типа и пригодными к применению до 03.12.2021, метрологические характеристики признаны соответствующими описанию типа средства измерения, что подтверждается свидетельствами о поверке от 03.12.2015 N 198195 и от 03.12.2015 N 201451.
Из представленных в материалы дела актов от 08.12.2015 N 679 и от 08.12.2015 N 680 следует, что работником отдела по учету и реализации газа ответчика Тучинскосом И.Т. зафиксирован факт очередной поверки приборов учета расхода газа истца АГАТ G 16 и УБСГ 001 G 6, эти приборы установлены и опломбированы пломбами ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов".
Вместе с тем, в разделе "Заключение" обоих актов представителем газоснабжающей организации указано, что потребителю необходимо организовать узел учета газа в соответствии с требованиями Правил учета газа, утвержденных приказом Минэнерго России N 961, согласно пункту 1.6 этих Правил необходимо установить средства измерений, а также технические системы, отвечающие требованиям законодательства РФ о единстве средств измерений согласно пунктам 14, 23 статьи 2 ФЗ-102 от 26.06.2008. До приведения узла учета в соответствие с вышеуказанными требованиями, учет расхода газа будет производиться в соответствии с пунктом 3.9 Правил учета газа по проектной мощности газопотребляющего оборудования.
На основании перечисленных актов, начиная с 08.12.2015 расчет потребленного ООО "Фортуна-Плюс" газа производится ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" без учета показаний поверенных КИП.
Довод заявителя жалобы о том, о том, что приборы учета АГАТ G 16 и УБСГ 001 G 6 не отвечают требованиям ГОСТ Р 8.741-2011 по показателям точности измерений, правомерно отклонен судом первой иснатнции ввиду следующего.
Пунктом 7.1 утвержденного приказом Росстандарта от 13.12.2011 N 1061-ст ГОСТ Р 8.741-2011 "Национальный стандарт Российской Федерации. Государственная система обеспечения единства измерений. Объем природного газа. Общие требования к методикам измерений" устанавливает пределы допускаемой относительной погрешности измерений объема природного газа, при значениях объемного расхода газа, приведенного к стандартным условиям, которые составляют: более 10.5 м3/ч - +/- 1,5%; от 2x10.4 до 10.5 м3/ч - +/- 2,0%; от 103 до 2x104 м3/ч - +/- 2,5%; менее 103 м3/ч (как в рассматриваемом случае) - +/- 3,0%.
Согласно описанию типа средств измерения счетчики газа ультразвуковые АГАТ, типоразмер G 16, G 25, G 40, G 65, G 100, являются приборами учета потребления природного газа ГОСТ 5542-87 в жилых домах, административных зданиях, на объектах жилищно-коммунального хозяйства, имеют коррекцию по давлению и плотности газа и встроенный программируемый блок управления, используемый, в числе прочего, для автоматического приведения измеренного объема газа к нормальным условиям по температуре газа (+20°С) по ГОСТ 2939-63.
Значения измеряемых объемных расходов для АГАТ G 16 составляют от 0,16 м3/ч (минимальное значение) до 25 м3/ч (максимальное значение).
По условиям эксплуатации АГАТ (в исполнении без датчика давления) рассчитан на работу с наибольшим избыточным рабочим давлением газа - 100 кПа.
Счетчик газа ультразвуковой АГАТ внесен в Государственный реестр средств измерений, регистрационный N 21918-06.
В паспорте на счетчик газа ультразвуковой АГАТ G 16 (зав. N 0006240) указано, что данный КИП устанавливается в газопроводах низкого давления и предназначен для учета измеряемого объема газа по ГОСТ 5548-87 в жилых домах, административных зданиях, на объектах жилищно-коммунального хозяйства с приведением измеряемого объема газа к нормальным условиям по температуре газа (+20°С) по ГОСТ 2939-63.
В соответствии с описанием типа средств измерения счетчики газа ультразвуковые УБСГ 001, типоразмер G 4, G 6, G 10, предназначены для учета потребления природного газа ГОСТ 5542-87 в жилых домах, административных зданиях, на объектах жилищно-коммунального хозяйства, имеют встроенные программируемые блоки управления, используемые, в числе прочего, для приведения измеренного объема газа к нормальным условиям по температуре (+20°С) по ГОСТ 2939-63.
Значения измеряемых объемных расходов для УБСГ 001 G 6 составляют от 0,06 м3/ч (минимальное значение) до 10 м3/ч (максимальное значение).
По условиям эксплуатации УБСГ 001 рассчитан на работу с наибольшим избыточным рабочим давлением газа - 100 кПа.
Счетчик газа ультразвуковой УБСГ 001 внесен в Государственный реестр средств измерений, регистрационный N 19678-05.
В паспорте на счетчик газа ультразвуковой УБСГ 001 G 6 (зав. N 003055) указано, что данный КИП устанавливается в газопроводах низкого давления и предназначен для учета измеряемого объема газа по ГОСТ 5548-87 в жилых домах, административных зданиях, на объектах жилищно-коммунального хозяйства с приведением измеряемого объема газа к нормальным условиям по температуре газа (+20°С) по ГОСТ 2939-63.
Приказом Минэнерго России от 15.03.2016 N 179 утвержден перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, выполняемых при учете используемых энергетических ресурсов, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений, позицией N 7 которого предусмотрено, что для измерения объема природного газа, приведенного к стандартным условиям при добыче, переработке, транспортировке, хранении, распределении и потреблении в диапазоне измерений менее 10.3 м3/ч предельно допустимая относительная погрешность измерений составляет +/- 4,0%.
Учитывая вышеизложенное, счетчики газа ультразвуковые АГАТ G 16 и УБСГ 001 G 6 соответствуют требованиям ГОСТ Р 8.741-2011 по показателям точности измерений, что подтверждается письмом ФБУ "Тамбовский ЦСМ" от 06.04.2016 N 08-12/304, свидетельствами о поверке от 03.12.2015 N 198195 и от 03.12.2015 N 201451.
В адресованном истцу письме ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" от 17.12.2015 N 03/6107 ссылается на необходимость в соответствии с пунктом 3.2 Правил N 961 осуществления учета газа, приведенного к стандартным условиям по давлению.
Согласно утвержденному Государственным комитетом стандартов, мер и измерительных приборов СССР 16.04.1963 Государственному стандарту Союза ССР "Газы. Условия для определения объема" (ГОСТ 2939-63) данный стандарт распространяется на газы и устанавливает условия для определения их объема при взаимных расчетах с потребителями (пункт 1). Объем газов должен приводиться к следующим условиям: температура 20°C (293,15°K); давление 760 мм рт. ст. (101 325 Н/м2); влажность равна 0 (пункт 2).
Пунктом 3.2. Правил N 961 предусмотрено, что учет добытого природного газа проводится для стандартных условий независимо от теплотворной способности газа и других параметров, определяющих качественные характеристики природного газа.
Методики выполнения измерений расхода газа должны быть аттестованы в установленном порядке (пункт 43 Правил N 317). Измерения объема газа выполняются по аттестованным в установленном порядке методикам (методам) измерений (пункт 2.9 Правил N 961).
Из материалов дела следует, что КИП ООО "Фортуна-Плюс" поверены и пригодны к эксплуатации, отсутствие в них корректоров по давлению либо не проведение дополнительных коррекций не делает невозможным использование данных счетчиков по назначению.
Данный вывод, в числе прочего, подтверждается наличием разработанных Федеральным государственным унитарным предприятием "Всесоюзный научно-исследовательский институт метрологической службы" (ФГУП ВНИИМС) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии методик: МИ 2721-2005 "Количество (объем) газа. Типовая методика выполнения измерений мембранными счетчиками газа без температурной компенсации" (методикой определяется количество (объем) газа при его измерениях при помощи мембранных (диафрагменных) счетчиков газа, не имеющих в своей конструкции корректоров по температуре и давлению); МИ 2721-2007 "Объем газа. Типовая методика выполнения измерений счетчиками газа без температурной компенсации" (методикой предусмотрена формула расчета поправочных коэффициентов для приведения к стандартному давлению объема газа, проходящего за месяц через счетчик без корректора по давлению), и т.д.
Миллиметр водяного столба - внесистемная единица измерения давления, равен гидростатическому давлению столба воды высотой 1 мм, оказываемому на плоское основание при температуре воды 4°С. В РФ допущен к использованию в качестве внесистемной единицы измерения давления без ограничения срока с областью использования "все области".
Согласно приложению N 3 к утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2009 N 879 Положению о единицах величин, допускаемых к применению в РФ, миллиметр водяного столба равен 9,80665 Па.
Следовательно, 270 мм вод. ст. соответствуют 2647,7955 Па или 2,64779 кПа.
Как указывалось выше, по условиям эксплуатации счетчики АГАТ G 16 и УБСГ 001 G 6 рассчитаны на работу с наибольшим избыточным рабочим давлением газа - 100 кПа.
Статьей 9 Закона о единстве измерений определено, что в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями Закона о единстве измерений, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством РФ об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством РФ о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Пунктами 26, 28 Правил N 162 закреплено, что каждая из сторон договора поставки газа или договора транспортировки газа обязана обеспечить представителю другой стороны возможность проверки в любое время работоспособности средств измерений, наличия действующих свидетельств об их поверке, а также документов об учете и использовании газа покупателем.
Сторона, ведущая учет газа в соответствии с порядком, утвержденным Министерством энергетики РФ, ежемесячно, до пятого числа месяца, следующего за расчетным периодом, составляет акт об объеме переданного газа, в котором отражаются ежесуточные объемы приема-передачи газа.
При несогласии одной из сторон с определением объема переданного газа она подписывает акт, изложив особое мнение.
При наличии разногласий стороны вправе обратиться в суд. До принятия решения судом объем переданного газа устанавливается в соответствии с показаниями средств измерений стороны, передающей газ.
В силу пунктов 4.9, 4.10 договора покупатель, в целях оперативного контроля, ежедневно, не позднее 10.30 часов московского времени должен сообщить поставщику (г. Тамбов, ул. Интернациональная, д. 11А, корпус А, каб. 202, 207, тел.: 71-27-77) сведения о количестве газа, принятого за истекшие сутки, по состоянии на 10.00 часов московского времени. Суточные данные по расходу газа учитываются покупателем с помощью электронных корректоров или, по соглашению с поставщиком, на бумажном носителе.
По окончании каждого месяца уполномоченные представители сторон составляют и подписывают акт о количестве поданного-принятого газа, с указанием количества потребленного газа и его калорийности. Для подписания акта о количестве поданного-принятого газа покупатель не позднее первых 2-х рабочих дней месяца, следующего за отчетным, прибывает в ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов". При несогласии одной из сторон с определением объема поставленного газа, она подписывает акт, изложив особое мнение, и обращается в судебные органы по месту исполнения договора на территории Тамбовской области.
В пункте 4.4. договора поставки газа стороны согласовали, что при разногласиях в оценке количества газа представители поставщика и покупателя проводят совместные проверки соответствия метрологических характеристик КИП действующим нормативным документам и правильности определения количества (объема в куб. м) с составлением акта. При этом стороне, не согласной с результатами проверки, необходимо отразить в акте свое особое мнение, которое рассматривается в рабочем порядке, а в случае не разрешения спорной ситуации, сторона, не согласная с результатами проверки, обращается в территориальный орган Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии или в его головные институты в области расходометрии: ВНИИР (г. Казань) и ВНИИМ (г. Санкт-Петербург) для получения экспертного заключения.
Окончательное решение по спорному вопросу принимает Арбитражный суд. До решения спора количество газа определяется по данным поставщика.
Кроме того, сторонами не реализовано согласованное в пункте 4.4 договора поставки газа право обратиться в ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт расходометрии" (ФГУП "ВНИИР") для получения экспертного заключения в области расходометрии по спорной ситуации.
В материалы дела истцом представлены разработанные ФГУП "ВНИИР" Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии рекомендации по выбору методов и средств измерений расхода и количества потребляемого природного газа в зависимости от условий эксплуатации на узлах учета, в соответствии с пунктом 6.10 которых при избыточном давлении в газопроводе не более 5 кПа и объемном расходе не более 100 м3/ч разрешается использование КИП с автоматической коррекцией объема газа только по его температуре.
С учетом пункта 6.10 указанных рекомендаций, принимая во внимание, что в рассматриваемом случае, избыточное давление в закольцованной газораспределительной сети, запитанной от ГРП N 68 и ГРП N 6, ГГРП N 2, не превышает 5 кПа (составляет 270 мм вод. ст. или 2,65 кПа), максимальное значение измеряемого объемного расхода для АГАТ G 16 составляет до 25 м3/ч, для УБСГ 001 G 6 - до 10 м3/ч., а также то, что доказательств обратного ответчиком не представлено, суд приходит к выводу о правомерности использования ООО "Фортуна-Плюс" КИП АГАТ G 16 и УБСГ 001 G 6, оснащенных функцией автоматической коррекции объема газа только по его температуре.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильным выводам, что: используемые ООО "Фортуна-Плюс" счетчики расхода газа АГАТ G 16 и УБСГ 001 G 6 согласованы ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" к применению, поверены ФБУ "Тамбовский ЦСМ" надлежащим образом; указанные счетчики расхода газа отвечают требованиям ГОСТ Р 8.741-2011 по показателям точности измерений; доказательства неисправности КИП АГАТ G 16 и УБСГ 001 G 6 (ГОСТ 27.002-89) отсутствуют, отраженные в актах от 08.12.2015 N 679 и N 680 нарушения не подтверждены конкретными правовыми нормами; по условиям эксплуатации счетчики АГАТ G 16 и УБСГ 001 G 6 рассчитаны на работу с наибольшим избыточным рабочим давлением газа 100 кПа, поэтому, учитывая, что в газораспределительной сети, к которой они подключены, постоянное рабочее давление - 270 мм вод ст. или 2,64779 кПа, они обеспечивают надлежащее измерение объема принятого газа; правовое обоснование невозможности использование АГАТ G 16 и УБСГ 001 G 6 без сезонных корректировок по давлению с учетом существования разработанных и утвержденных ФГУП ВНИИМС методик расчета поправочных коэффициентов для приведения к стандартному давлению объема газа, проходящего за месяц через счетчик без корректора по давлению, ответчиком не приведено; в существующих условиях использование истцом названных КИП, оснащенных функцией автоматической коррекции объема газа только по его температуре, правомерно; в нарушение требований пункта 28 Правил N 162 начиная с 08.12.2016 ответчиком объем переданного газа устанавливается не в соответствии с показаниями собственных средств измерений, а согласно положениями пункта 3.9 Правил N 961 - исходя из проектной мощности газопотребляющих установок и 24 часового режима их использования; расчет за поставленный газ между сторонами должен производиться на основании данных приборов учета АГАТ G 16 зав. N 0006240, и УБСГ 001 G 6 зав. N 003055, прошедших очередную поверку и опломбированных газоснабжающей организацией начиная с 08.12.2015.
Учитывая вышеизложенное, суд области пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Ссылка заявителя на легитимность возможного применения Рекомендаций МИ 2721-2007 2007 "Объем газа. Типовая методика выполнения измерений счетчиками газа без температурной компенсации", ссылаясь на их несоответствие закону об обеспечении единства измерений, отсутствие письменного соглашения о применении данной методике и несоответствие прибора учета, для которых они даны, несостоятельна ввиду следующего.
Рекомендации разработаны, утверждены и зарегистрированы ФГУП "ВНИИМС" органом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии методик, что само по себе исключает саму возможность несоответствия рекомендаций нормам закона.
Отсутствие письменного соглашения между сторонами по договору о применении методики расчета поправочного коэффициента не означает невозможность использования счетчика по назначению, а говорит лишь о возможных недоработках и нежелании ответчика в части ее согласования с потребителем либо в процессе исполнения договора, либо в стадии заключения договора поставки, поскольку письменный проект договора для подписания изготавливается ответчиком и он является стандартным.
Указание заявителя на то, что Рекомендации МИ 2721-2007 разработаны для выполнение измерений мембранными счетчиками не соответствует действительности, поскольку ни в области применения, ни в иных разделах не указано для каких типов счетчиков они применяются, а для каких нет. Для применения подобной методики не требуется особых специальных познаний.
Расходы по получению исходных данных из Тамбовского Гидромета о среднем атмосферном давлении за период несет заинтересованная сторона, то есть ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов".
Доводы заявителя о нарушении судом первой инстанции процессуальных прав сторон ввиду непринятия во внимание заявления ответчика от 20.06.2016 не соответствуют действительности, поскольку ни одной из сторон, участвующей в рассмотрении спора не было заявлено ходатайства о направлении запроса в орган Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, а соответственно не могло быть рассмотрено судом области.
Ссылка заявителя о неисправности приборов учета газа несостоятельна, поскольку само понятие "неисправность" прописано в ГОСТе и ему есть четкое определение, а возможное некорректное измерение устраняется калибровкой приборов либо применением поправочных коэффициентов.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
По мнению суда апелляционной инстанции, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.06.2016 по делу N А64-1685/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тамбов" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.Н. Кораблева |
Судьи |
Л.А. Колянчикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-1685/2016
Истец: ООО "Фортуна-Плюс"
Ответчик: ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов"
Третье лицо: АО "Газораспределение Тамбов", Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области, ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Тамбовской области"