Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20 апреля 2017 г. N Ф10-989/17 настоящее постановление оставлено без изменения
13 декабря 2016 г. |
Дело N А83-2416/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Евдокимова И.В., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Самбурской Т.В.,
при участии:
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Симферопольский клинический родильный дом N 2": Теленик Николай Николаевич по доверенности от 12.12.2016 N 2167/01-08/03
от Службы финансового надзора Республики Крым: Крылова Людмила Николаевна по доверенности от 03.02.2016 N 02-23/10,
от Министерства здравоохранения Республики Крым: не явился, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя,
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым: не явился, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.09.2016 по делу N А83-2416/2016 (судья Авдеев М.П.)
принятое по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Симферопольский клинический родильный дом N 2" (ул. Богдана Хмельницкого, д. 16, г. Симферополь, Республика Крым, 295034; ул. 60 лет Октября, 30, г. Симферополь, Республика Крым, 295024)
к Службе финансового надзора Республики Крым (бульвар Ленина, д. 5/7, г. Симферополь, Республика Крым, 295006)
третьи лица: Министерство здравоохранения Республики Крым (пр. Кирова, 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295005)
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Крым (бул. И. Франко, 12-14, г. Симферополь, Республика Крым, 295034; пр. Кирова, 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295005)
о признании частично незаконным представления,
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Симферопольский клинический родильный дом N 2" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Службе финансового надзора Республики Крым в котором просит:
- признать незаконным пункт 1 Представления N 07-14/208 Службы финансового надзора от 25.01.2016 года, согласно которого произошло неправомерное начисление и выплата заработной платы на общую сумму 22 107,35 рублей,
- признать незаконным пункт 2 Представления N 07-14/208 Службы финансового надзора от 25.01.2016 года, согласно которого произошло неправомерное начисление и выплата дополнительных стимулирующих выплат заместителям главного врача и главному бухгалтеру за период с 01.02.2015 по 31.08.2015 года на общую сумму 1 468 052,07 рублей,
- признать незаконным пункт 4 Представления N 07-14/208 Службы финансового надзора от 25.01.2016 года, согласно которого излишне начислена и выплачена надбавка за выслугу лет врачу акушеру-гинекологу Памфамирову Ю.К. за проверяемый период на общую сумму 3100,03 рублей,
- признать незаконным пункт 6 Представления N 07-14/208 Службы финансового надзора от 25.01.2016 года, согласно которого неправомерно начислено и выплачено дополнительных стимулирующих выплат с применением критерия "участие в общественной жизни коллектива" на общую сумму 808 520, 50 руб. (т.1, л. 7-15).
05.05.2016 определением Арбитражного суда Республики Крым привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя: Министерство здравоохранения Республики Крым (т.2, л. 19-21).
23.06.2016 определением Арбитражного суда Республики Крым привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Крым (т.2, л. 74-75).
01.09.2016 решением Арбитражного суда Республики Крым заявление Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Симферопольский клинический родильный дом N 2" - удовлетворено.
Признаны недействительными пункты 1, 2, 4, 6 представления Службы финансового надзора Республики Крым N 07-14/208 от 25.01.2016.
Взысканы со Службы финансового надзора Республики Крым в пользу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Симферопольский клинический родильный дом N 2" расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Не согласившись с указанным решением, Служба финансового надзора Республики Крым обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит, отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Симферопольский клинический родильный дом N 2" отказать в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ссылка суда первой инстанции на акт внеплановой тематической проверки, представленный Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Крым, не обоснована; проведенной проверкой было установлено, что заместителю главного врача по медицинской части Теленику Н.Н. и заместителю главного врача по клинико- экспертной работе Зиятовой Л.Т. с 06.02.2015 проводилось начисление и выплата заработной платы за совмещение должности только на основании приказов ГБУЗ РК "Симферопольский клинический родильный дом N 2", тогда как Порядком N 368 предусмотрено согласование такого начисления с Министерством здравоохранения Республики Крым; принятие письменных решений, отнесенных к компетенции Министерства здравоохранения Республики Крым в иной форме, нежели приказы не допускается; размер дополнительных стимулирующих выплат заместителям главного врача и главному бухгалтеру Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Симферопольский клинический родильный дом N 2" установлен только на основании приказов по Роддому, что является нарушением п. 3.5 раздела 3 "Условия оплаты труда руководителей учреждений (организаций), их заместителей, главных бухгалтеров" Положения N 605 и привело к неправомерным расходам за периода 01.02.2015 по 31.08.2015 на общую сумму 1468052,07 руб., в том числе стимулирующие выплаты - 1127536,15 руб., начисления на заработную плату (30,2%) - 340515,92 руб.; критерий "участие в общественной жизни коллектива", не связан с качеством выполняемых работ и высокими результатами труда, свойственными типу учреждения; "участие в общественной жизни коллектива" не входит в должностные обязанности работников ГБУЗ РК "Симферопольский клинический родильный дом N 2" и не предусмотрено должностными инструкциями; в нарушение п. 6.1, 6.5 Положения N 605, в Положение о стимулирующих выплатах ГБУЗ РК "Симферопольский клинический родильный дом N 2" необоснованно внесен и применялся критерий "участие в общественной жизни коллектива", не связанный с качеством выполняемых работ и высокими результатами труда, свойственными типу учреждения.
21.10.2016 определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба Службы финансового надзора Республики Крым принята к производству; назначено судебное разбирательство на 21.11.2016.
31.10.2016 от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
07.11.2016 от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Симферопольский клинический родильный дом N 2" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменений.
21.11.2016 Министерство здравоохранения Республики Крым представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором с требованиями апеллянта не согласилось, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
21.11.2016 определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда отложено рассмотрение апелляционной жалобы Службы финансового надзора Республики Крым на 12 декабря 2016 года в порядке статьи 158 АПК РФ.
12.12.2016 от Министерства здравоохранения Республики Крым поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
В судебном заседании 12.12.2016 представитель Службы финансового надзора Республики Крым поддержал апелляционную жалобу, просит ее удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в ней.
В судебном заседании представитель Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Симферопольский клинический родильный дом N 2" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил в ее удовлетворении отказать, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменений.
В судебное заседание, назначенное на 12.12.2016 Министерство здравоохранения Республики Крым, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Крым явку уполномоченных представителей не обеспечили, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно.
Дело рассматривается в отсутствие представителей указанных выше лиц, в соответствии с положением статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). При этом оснований для его отмены судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 17 ноября 2015 года по 18 декабря 2015 года Службой финансового надзора Республики Крым на основании письма Комитета по противодействию коррупции Республики Крым, коллективного обращения членов профсоюзов медицинских работников проведена внеплановая проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности заявителя за период с 01.02.2015 по 31.10.2015.
По результатам проведенной проверки был составлен акт N 07-22/1 от 12.01.2016 внеплановой проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Симферопольский клинический родильный дом N 2" за период с 01.02.2015 по 31.10.2015 (т.1, л. 46-61).
Согласно вышеуказанного акта проверкой, в частности, установлены следующие нарушения:
- неправомерно начислено и выплачено заработной платы на общую сумму 22107,35 руб., в т.ч. заработная плата - 16979,53 руб., начисления на заработную плату - 5127,82 руб.,
- неправомерно начислены и выплачены дополнительные стимулирующие выплаты заместителям главного врача и главному бухгалтеру Роддома за период с 01.02.2015 по 31.08.2015 на общую сумму 1468052,07 руб., в т.ч.: стимулирующие выплаты - 1127536,15 руб., начисления на заработную плату - 340515,92 руб.,
- излишне начислена и выплачена надбавка за выслугу лет врачу-акушеру-гинекологу Памфамирову Ю.К. за проверяемый период на общую сумму 3100,03 руб., в т.ч.: заработная плата - 2380,97 руб., начисления на заработную плату - 719,06 руб.,
- неправомерно начислено и выплачено дополнительных стимулирующих выплат с применением критерия "участие в общественное жизни коллектива" на общую сумму 808520,50 руб., в т.ч.: стимулирующие выплаты - 620983,49 руб.; начисления на заработную плату - 187537,01 руб.
19.01.2016 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Симферопольский клинический родильный дом N 2" (исх. N 63/01-08/03) направило в адрес Службы финансового надзора Республики Крым возражения по акту внеплановой проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Крым "Симферопольский клинический родильный дом N2" за период с 01.02.2015 по 31.10.2015 (т.1, л. 63-67).
26.01.2016 Служба финансового надзора Республики Крым N 07-14/219 направила в адрес Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Симферопольский клинический родильный дом N 2" Заключение на возражения от 19.01.2016 N 63/1-08/03 по акту внеплановой проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Крым "Симферопольский клинический родильный дом N 2" от 12.01.2016 N 07-22/1. По результатам рассмотрения возражения заявителя приняты не были (т.1, л. 68-80).
На основании вышеуказанного Акта проверки Службой финансового надзора Республики Крым вынесено Представление N 07.14/208 от 25.01.16, в частности:
1) В нарушение пункта 5.2 Приложения 1 к приказу Министерства здравоохранения Республики Крым от 31.12.2014 N 368 "Об утверждении Порядка определения размера заработной платы руководителя, его заместителей и главного бухгалтера государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений (организаций) здравоохранения Республики Крым" и пункта 5.2 Положения о порядке определения размера заработной платы главному врачу, его заместителям и главному бухгалтеру ГБУЗ РК "Симферопольский КРД N2" (Приложение N07 к Коллективному договору) проводилось начисление и выплата заработной платы в размере 25% должностного оклада врача акушера-гинеколога заместителю главного врача по медицинской части Теленику Н.Н. и заместителю главного врача по клинико-экспертной работе Зиятовой JI.T. без согласования с Министерством здравоохранения Республики Крым, что привело к неправомерному начислению и выплате заработной платы на общую сумму 22107,35 руб., в т.ч. заработная плата - 16979,53 руб., начисления на заработную плату - 5127,82 руб.
2) в нарушение п. 3.5 раздела 3 "Условия оплаты труда руководителей учреждений (организаций), их заместителей, главных бухгалтеров", "Положения об оплате труда работников государственных бюджетных автономных и казенных учреждений (организаций) здравоохранения Республики Крым", утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 605 (далее Положение N 605) неправомерно начислены и выплачены дополнительные стимулирующие выплаты заместителям главного врача и главному бухгалтеру Роддома за период с 01.02.2015 по 31.08.2015 на общую сумму 1468052,07 руб., в т.ч.: стимулирующие выплаты - 1,127536,15 руб., начисления на заработную плату - 340515,92 руб.
4) в нарушение п. 1.1 Приложения 3 Положения N 605 излишне начислена и выплачена надбавка за выслугу лет врачу-акушеру-гинекологу Памфамирову Ю.К. за проверяемый период на общую сумму 3100,03 руб., в т.ч.: заработная плата - 2380,97 руб., начисления на заработную плату - 719,06 руб.
6) в нарушения п. 6.1., 6.5. Положения N 605, в Положении о стимулирующих выплатах роддома критерий "участие в общественной жизни коллектива", не связанный с качеством выполняемых работ и высокими результатами труда, свойственными типу учреждения, в результате за период с 01.05.2015 по 31.10.2015 неправомерно начислено и выплачено дополнительных стимулирующих выплат с применением данного критерия на общую сумму 808520,50 руб., в т.ч.: стимулирующие выплаты - 620983,49 руб.; начисления на заработную плату - 187537,01 руб. (т.1, л. 81-84).
Полагая, что названное представление в части пунктов 1, 2, 4, 6 не основано на нормах действующего законодательства и нарушает права и законные интересы предприятия, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции не усматривает основания для отмены принятого по делу судебного акта первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.
Таким образом, в данной ситуации для признания судом оспариваемого представления недействительным, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 Положения о Службе, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 170 (в ред. от 10 апреля 2015 года, действовавшей на момент направления представления), Служба является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, реализующим государственную политику Республики Крым в сфере внутреннего государственного финансового контроля (надзора), а также контроля за предприятиями, созданными (основанными) в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым. Служба осуществляет функции по контролю и надзору в финансовой сфере, финансово-бюджетной сфере, в сфере закупок товаров, работ и услуг, за использованием региональным оператором средств бюджета Республики Крым.
Статья 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливает, что объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (часть 1); органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении объектов контроля в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Согласно пункта 1.3 Устава, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Республики Крым от 05.12.2014 N 242, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Симферопольский клинический родильный дом N 2" является бюджетным учреждением, основанным на имуществе Республики Крым - субъекта Российской Федерации.
В пункте 1.5 указано, что учредителем учреждения является Республика Крым. Органом исполнительной власти Республики Крым, осуществляющим функции и полномочия учредителя, Министерство здравоохранения Республики Крым.
Исходя из вышеуказанных норм законодательства и финансирования за счет бюджетных средств, Служба имела полномочия по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля относительно Учреждения.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 07.11.2016 N Ф10-4227/2016 по делу N А83-4913/2015.
Как следует из пункта оспариваемого представления, в ходе проверки, установлено, что проводилось начисление и выплата заработной платы в размере 25% должностного оклада врача акушера-гинеколога заместителю главного врача по медицинской части Теленику Н.Н. и заместителю главного врача по клинико-экспертной работе Зиятовой JI.T. без согласования с Министерством здравоохранения Республики Крым, что является нарушением пункта 5.2 Приложения 1 к приказу Министерства здравоохранения Республики Крым от 31.12.2014 N 368 "Об утверждении Порядка определения размера заработной платы руководителя, его заместителей и главного бухгалтера государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений (организаций) здравоохранения Республики Крым" и пункта 5.2 Положения о порядке определения размера заработной платы главному врачу, его заместителям и главному бухгалтеру ГБУЗ РК "Симферопольский КРД N2".
Министерство здравоохранения Республики Крым, как отраслевой орган исполнительной власти разработало Порядок определения размера заработной платы руководителя, его заместителей и главного бухгалтера, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Республики Крым N 368 от 31.12.2014 года "Об утверждении Порядка определения размера заработной млаты руководителя, его заместителей и главного бухгалтера государственных бюджетных казенных и автономных учреждений (организаций) здравоохранения Республики Крым" (далее -Порядок N 368).
На основании приказов по Роддому от 10.02.2015 N 51-лс, 52-л.с, подписанных главным врачом Глазковым И.С., заместителю главного врача по медицинской части Теленику Н.Н. и заместителю главного врача по клинико- экспертной работе Зиятовой Л.Т. с 06.02.2015 проводилось начисление и выплата заработной платы за совмещение должности врача акушера-гинеколога в акушерском отделении (Теленик Н.Н.) и в отделении патологии беременных (Зиятова Л.Т.) в размере 25% должностного оклада врача акушера -гинеколога (т.1, л. 89-90).
Согласно пункта 5.2. Порядка N 368 (в редакции действовавшей на момент издания приказов в отношении Теленика Н.Н., Зиятовой Л.Т.) руководителям учреждений (организаций) здравоохранения и заместителям руководителя по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Крым разрешается вести в учреждениях (организациях), в штате которых они состоят, работу по специальности в пределах рабочего времени по основной должности с выплатой им до 25 процентов должностного оклада врача соответствующей специальности.
При этом, в какой форме должно быть получено указанное согласование, данный порядок не содержит.
На основании вышеуказанного пункта главный врач обратился 06.02.2016 с ходатайством к Министру здравоохранения Республики Крым Могилевскому А.А. о рассмотрении вопроса согласования работы по специальности "акушерство и гинекология" в пределах рабочего времени по основной должности с выплатой до 25 % должностного оклада врача акушера-гинеколога для заместителей главного врача Теленика Н.Н. и Зиятовой Л.Т, на котором имеется виза "УК в приказ", что не оспаривается самим Министерством (т.1, л. 88).
Представитель Министерства здравоохранения Республики Крым в судебном заседании пояснил, что Министерство здравоохранения Республики Крым согласовало работу по специальности "акушерство и гинекология" в пределах рабочего времени по основной должности с выплатой до 25 % должностного оклада врача акушера-гинеколога для заместителей главного врача Теленика Н.Н. и Зиятовой Л.Т, путем наложения резолюции Министра здравоохранения "УК в приказ", что означает: "Управлению кадров в приказ".
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о наличии согласования Министерства здравоохранения Республики Крым для начисления заработной платы за совмещение должности врача акушера-гинеколога в акушерском отделении (Теленик Н.Н.) и в отделении патологии беременных (Зиятова Л.Т.) в размере 25% должностного оклада врача акушера -гинеколога.
Согласно статьи 60.2. Трудового кодекса Российской Федерации, с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
При этом, работодателем для заместителей главного врача является главный врач, а не Министерство.
Таким образом, главный врач как работодатель принял решение о совмещении профессий для заместителей главных врачей в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, поскольку на момент возникновения спорных правоотношений возникла ситуация при которой локальный нормативно-правовой акт (приказ Министерства здравоохранения Республики Крым от 31.12.2014 N 368) в части регламентации вопросов по совмещению профессий не противоречил Трудовому кодексу Российской Федерации.
Согласно пункта 1 Постановления Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 605 "Об оплате труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений (организаций) здравоохранения Республики Крым" утверждено Положение об оплате труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений (организаций) здравоохранения Республики Крым.
Пунктом 3 Постановления Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 605, определено Министерству здравоохранения Республики Крым: осуществлять координацию работы учреждений (организаций) здравоохранения по реализации Положения; проводить мониторинг оплаты труда работников учреждений (организаций) здравоохранения; предоставлять разъяснения по применению настоящего постановления.
В соответствии с пунктом 3.4. Положения об оплате труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений (организаций) здравоохранения Республики Крым N 605, с учетом условий труда руководителю учреждения (организации), его заместителям, главному бухгалтеру устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные трудовым законодательством и разделом 5 настоящего Положения.
Согласно пункта 5.1 Положения об оплате труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений (организаций) здравоохранения Республики Крым N 605, в государственных учреждениях (организациях) работникам могут быть осуществлены следующие выплаты компенсационного характера:
а) выплаты для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
б) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором), сверхурочную работу, работу в ночное время, работу в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных;
в) надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Выплаты компенсационного характера устанавливаются в процентах к окладам (должностным окладам) работников или в абсолютных размерах и не образуют новый оклад (должностной оклад) (пункт 5.2 Положения об оплате труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений (организаций) здравоохранения Республики Крым N 605).
Повышение оплаты труда работников учреждений (организаций), занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится по результатам специальной оценки условий труда в размерах не менее 4% оклада (должностного оклада), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда. Если по итогам специальной оценки условий труда рабочее место признается безопасным, повышение оплаты труда не производится (пункт 5.3. Положения об оплате труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений (организаций) здравоохранения Республики Крым N 605).
Конкретные размеры повышения оплаты труда работников устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
Согласно подпункта 4.1 пункта 4 приказа Министерства здравоохранения Республики Крым от 31.12.2014 N 368, руководителям государственных бюджетных, казенных и автономных учреждений (организаций) здравоохранения Республики Крым: разработать до 26 января 2015 года проекты Положений о порядке и условиях начисления стимулирующих выплат заместителям руководителя и главному бухгалтеру учреждений (организаций) (далее - Положения) с учетом критериев, определенных Порядком.
Во исполнение подпункта 4.1 пункта 4 приказа Министерства здравоохранения Республики Крым N 368, Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Крым "Симферопольский клинический родильный дом N2" издан Приказ N331 от 31.12.2014, которым утвержден Порядок определения размера заработной платы главному врачу, его заместителям и главному бухгалтеру Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Симферопольский клинический родильный дом N2", утвержденный главным врачом учреждения и согласовано профсоюзным комитетом (т.1, л.91-96).
В п. 5.2 Положения отмечено, что главному врачу и заместителям по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Крым разрешается вести в учреждение работу по специальности в пределах рабочего времени по основной должности с выплатой им до 25 процентов должностного оклада врача соответствующей специальности.
Таким образом, по мнению судебной коллегии, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что полномочия по размерам выплат заместителям руководителя устанавливается внутренним нормативным актом учреждения заявителя, и являются согласованными с Министерством здравоохранения Республики Крым, поэтому пункт 1 оспариваемого представления не может быть признан соответствующим законодательству.
Службой финансового надзора Республики Крым указано, что в нарушение п. 3.5 раздела 3 "Условия оплаты труда руководителей учреждений (организаций), их заместителей, главных бухгалтеров" "Положения об оплате труда работников государственных бюджетных автономных и казенных учреждений (организаций) здравоохранения Республики Крым", утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 605 (далее Положение N 605), неправомерно начислены и выплачены дополнительные стимулирующие выплаты заместителям главного врача и главному бухгалтеру Роддома за период с 01.02.2015 по 31.08.2015 на общую сумму 1468052,07 руб., в т.ч.: стимулирующие выплаты - 1,127536,15 руб., начисления на заработную плату - 340515,92 руб.
Согласно ст. 129 Трудового Кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197 (далее Трудовой Кодекс) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Решением Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014 утверждены "Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год", согласно которым системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 6.2 Порядка N 368 и п.6.2 Приказа ГБУЗ РК "Симферопольский КРД N 2" N 331 от 31.12.2014 "Об утверждении Порядка определения размера заработной платы главного врача, его заместителей и главного бухгалтера Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Симферопольский клинический родильный дом N 2" для руководителя учреждения, его заместителей и главного бухгалтера устанавливается самостоятельный перечень выплат стимулирующего характера за интенсивность труда, качество работы, высокие результаты работы, учитывающий целевые показатели эффективности деятельности учреждения. Перечень выплат стимулирующего характера за интенсивность труда, качество работы, высокие результаты работы согласовывается комиссией Министерства здравоохранения Республики Крым.
Согласно пункта 3.5 Положения об оплате труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений (организаций) здравоохранения Республики Крым N 605, выплаты стимулирующего характера устанавливаются в зависимости от показателей выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и иных показателей эффективности деятельности учреждения (организации). Размер выплат стимулирующего характера устанавливается Министерством здравоохранения Республики Крым.
23.03.2015 заявителем для согласования был направлен в адрес Министерства здравоохранения Республики Крым (исх. N 489/01-08/01) Перечень показателей критериев оценки качества и эффективности работы главного врача, его заместителей и главного бухгалтера (т.1,л. 97-103).
Председателем комиссии Министерства здравоохранения Республики Крым даны Согласия N 469, N 472, N 591, N 575, N 470, N 471 (т.1, л. 104-109).
Судом первой инстанции было установлено, что стимулирующие надбавки не превышали согласованного перечня показателей критериев оценки качества и эффективности работы главного врача, его заместителей и главного бухгалтера.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что данные обстоятельства подтверждают законность начисления и выплат дополнительных стимулирующих выплат заместителям главного врача и главному бухгалтеру поскольку в Порядке N 368 не идет речь о согласовании непосредственно размера выплат стимулирующего характера, в связи с чем, пункт 2 оспариваемого представления, также не может быть признан соответствующим законодательству.
Службой финансового надзора указано, нарушение п. 1.1 Приложения 3 Положения N 605 излишне начислена и выплачена надбавка за выслугу лет врачу-акушеру-гинекологу Памфамирову Ю.К. за проверяемый период на общую сумму 3100,03 руб., в т.ч.: заработная плата - 2380,97 руб., начисления на заработную плату - 719,06 руб.
Так, в Акте проверки заинтересованным лицом отображено, что стаж работы врача-акушера-гинеколога Памфамирова Ю.К. составлял 18 лет 9 месяцев 4 дня, в связи с чем, надбавка за выслугу лет в размере 30% должностного оклада являлась неправомерной.
Согласно подпункт 1.1. пункта 1.1. Приложения N 3 к Положению об оплате труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений (организаций здравоохранения Республики Крым N605 (в редакции действовавшей в проверяемом периоде) выплата за стаж работы работникам учреждений устанавливается как по основной работе, так и работе по совместительству (за фактически отработанное время) в процентах к должностному окладу в следующих размерах: врачам, среднему медицинскому персоналу, специалистам с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, допущенным к медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения, специалистам с высшим профессиональным (фармацевтическим) образованием, специалистам со средним профессиональным (фармацевтическим) образованием, руководителям учреждений, их заместителям и главному бухгалтеру, специалистам с высшим профессиональным немедицинским образованием, а также руководителям, специалистам, служащим, отнесенным к группам 3, 4 пункта 7 приложения 1 Положения:
при стаже работы от 3 до 10 лет - 10 процентов;
при стаже работы от 10 до 20 лет - 20 процентов;
при стаже работы свыше 20 лет - 30 процентов.
Согласно архивной справки от 13.01.2016 N 30-2-22-01 стаж врача Памфамирова Ю.К. составляет 46 лет. (т.1, л. 134-138).
Доказательств опровергающих данный факт материалы дела не содержат, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заявитель правомерно выплачивал врачу Памфамирову Ю.К. надбавку за выслугу лет в размере 30% от должностного оклада.
Таким образом, отсутствуют со стороны заявителя нарушения зафиксированного в пункте 4 оспариваемого представления, в связи с чем, пункт 4 оспариваемого представления является незаконным.
В ходе проверки, установлено, в нарушения п. 6.1., 6.5. Положения N 605, в Положении о стимулирующих выплатах роддома критерий "участие в общественной жизни коллектива", не связанный с качеством выполняемых работ и высокими результатами труда, свойственными типу учреждения, в результате за период с 01.05.2015 по 31.10.2015 неправомерно начислено и выплачено дополнительных стимулирующих выплат с применением данного критерия на общую сумму 808520,50 руб., в т.ч.: стимулирующие выплаты - 620983,49 руб.; начисления на заработную плату - 187537,01 руб.
Согласно пункту 6.1. Положения об оплате труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений (организаций здравоохранения Республики Крым N 605 (в редакции действовавшей в спорный период) в целях стимулирования работников учреждений (организаций) к качественному результату труда, а также их поощрения за выполненную работу работникам учреждений устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера:
- надбавка медицинским работникам за наличие квалификационной категории;
-надбавка медицинским работникам за продолжительность непрерывной работы;
- надбавка за выслугу лет;
- надбавка за высокие результаты работы.
В соответствии с пунктом 6.5. Положения N 605 (в редакции действовавшей в спорный период) надбавка к окладу (должностному окладу) за высокие результаты работы устанавливается в целях стимулирования к качественному результату труда и поощрения работников за выполненную работу с учетом выполнения установленных критериев эффективности работы по показателям деятельности, позволяющим оценить результативность и качество их работы.
Показатели и критерии оценки эффективности деятельности работников учреждений (организаций) устанавливаются в локальных нормативных актах учреждения (организации) с учетом специфики их деятельности и рекомендаций Министерства здравоохранения Республики Крым.
При установлении выплат медицинским работникам за высокие результаты по показателям и критериям эффективности, разработанным учреждениями (организациями), могут учитываться: высокое качество работы (положительная динамика достижений); высокие результаты работы (степень и качество выполнения показателей государственного задания); применение в работе современных форм и методов работы, использование достижений науки и передового опыта; участие в инновационной деятельности (наличие собственных научных, методических разработок, рекомендаций, статей и т.п.); перевыполнение отраслевых норм нагрузки; участие в реализации государственных программ Республики Крым; качественное выполнение отраслевых стандартов и соблюдение протоколов ведения больных; применение в практической работе новых медицинских технологий; оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи; другие показатели качества и высоких результатов труда, свойственные типу учреждения, его подразделениям, особенностям деятельности категорий работников.
25.05.2015 заявителем издан приказ N 195, которым утверждено Положение о порядке и условиях начисления дополнительных стимулирующих выплат в 2015 году в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Крым "Симферопольский клинический родильный дом N 2", согласован с профсоюзным комитетом и утвержден главным врачом (далее - Положение о стимулирующих).
Согласно пункта 3.2 Положения о стимулирующих, критерий "участие в общественной жизни коллектива" включен в гарантированный базовый процент.
26.06.2015 Приказом ГБУЗ РК "Симферопольский КРД N 2" N 242 были внесены изменения в Положение о стимулирующих выплатах, согласно которым критерий "участие в общественной жизни коллектива" исключен из гарантированного базового процента и добавлен в повышающий процент (т.1, л. 139-143).
В соответствии с пунктом 6.7. Положения N 605, в учреждениях (организациях) здравоохранения могут устанавливаться иные стимулирующие выплаты в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в государственных учреждениях (организациях) в пределах утвержденных бюджетных ассигнований, средств обязательного медицинского страхования, средств от приносящей доход деятельности.
При этом, основной объем финансирования заявителя осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования.
Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность.
Кроме того, проведенной внеплановой тематической проверкой Территориального фонда ОМС за период с 01.01.2015 по 31.03.2015 года, нарушений по поводу введения критерия "участие в общественной жизни коллектива" в 2015 году не установлено, согласно Акта от 28.05.2016 (т.1, л. 155-157).
Таким образом, данные обстоятельства дают основания полагать, что данный критерий введен обоснованно и законно.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что пункт 6 оспариваемого представления является незаконным.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что в Акте внеплановой проверки от 12.01.2016, на основании которого вынесено представление, не зафиксировано нарушение заявителем бюджетного законодательства.
Суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Суд апелляционной инстанции полагает, что доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, жалоба не содержит.
Что касается довода апелляционной жалобы о взыскании со Службы финансового надзора Республики Крым расходов по уплате государственной пошлины, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов (заявителей) или ответчиков (заинтересованных лиц). Вместе с тем, законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
Следовательно, в случае если решение принято полностью или частично не в пользу государственного органа, выступающего по делу в качестве ответчика (заинтересованного лица), вопрос о возмещении истцу (заявителю) расходов по уплате государственной пошлины решается, исходя из общего принципа отнесения судебных расходов на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Согласно п. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, в том числе, государственная пошлина, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, по результатам вынесения решения об удовлетворении требований Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Симферопольский клинический родильный дом N 2", суд первой инстанции правомерно взыскал судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные заявителем за подачу заявления в размере 3 000,00 рублей, в соответствии со статьей 110 АПК РФ со Службы финансового надзора Республики Крым (сторона не в пользу которой принят судебный акт).
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, применены судом апелляционной инстанции правильно, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не допущено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.09.2016 по делу N А83-2416/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-2416/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20 апреля 2017 г. N Ф10-989/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ КЛИНИЧЕСКИЙ РОДИЛЬНЫЙ ДОМ N2"
Ответчик: Служба финансового надзора Республики Крым
Третье лицо: Министерство здравоохранения РК, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Крым, Служба финансового надзора Республики Крым