г. Ессентуки |
|
20 декабря 2016 г. |
Дело N А63-5221/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цигельникова И.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровым О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край,
апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо - Кавказскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.09.2016 по делу N А63-5221/2016 (судья Быкодорова Л.В.) по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо - Кавказскому федеральному округу (г. Ессентуки, ОГРН 1112651028676) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Люкс Продукт" (г. Ставрополь, ОГРН 1122651034890, ИНН 2635817021) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии представителей:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу - представитель Лопатин А.С. по доверенности от 11.01.2016 N дов8-4,
от общества с ограниченной ответственностью "Люкс Продукт - представитель Ветохо В.А. по доверенности от 06.06.2016,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное Управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Люкс Продукт" (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 16.09.2016 в удовлетворении требований Управления отказано. Судебный акт мотивирован недоказанностью Управлением наличия в действиях Общества состава и события административного правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Управление, считая решение суда необоснованным и незаконным, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобе Общество возражает по существу доводов Управления, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает на пропуск Управлением процессуального срока обжалования решения суда.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что по результатам анализа данных деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, представленных организациями, осуществляющих оборот алкогольной продукции за 3 квартал 2015 года, Управлением установлены факты искажения данных деклараций за анализируемый период, по обороту алкогольной продукции (пиво) производства ООО "Завод Трехсосенский" (ИНН 7302023991).
Из содержания деклараций Общества об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 3 квартал 2015 года установлено, что им осуществлялась закупка алкогольной продукции - пива производства ООО "Завод Трехсосенский" от поставщика ООО "Пирамида" (ИНН 6319724785) в объёме 23386,40 дал, от поставщика ООО "Гермес" (ИНН 6316203079) в объеме 58121,00 дал. Однако согласно декларациям об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представленных ООО "Пирамида" и ООО "Гермес" за 3 квартал 2015 года поставки алкогольной продукции - пива производства ООО "Завод Трехсосенский" в адрес Общества не осуществлялись.
По данному факту Управлением 17.02.2016 принято определение о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении N 07-16/94, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования.
По мнению Управления в нарушение статьи 10.2 и статьи 26 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), Общество в период с 01.07.2015 по 30.09.2015 осуществляло оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.
15.04.2016 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 07-16/94-12, который со всеми материалами административного дела и заявлением направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований Управления, обоснованно исходил из следующего.
Часть 2 статьи 14.16 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещается оборот алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота.
Пункт 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ предусматривает, что к документам, подтверждающим легальность оборота алкогольной продукции, относятся, в частности, товарно-транспортные накладные и справки, прилагаемые к товарно-транспортным накладным (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 11, 12 раздела I и пунктом 139 раздела XIX Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила), на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 статьи 2 Закона, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: 1) товарно-транспортная накладная; 2) справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); 3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); 4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции); 5) заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного) (статья 10.2 Закона N 171-ФЗ).
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Форма справки и Правила ее заполнения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" из содержания которого не следует обязанность каждого последующего покупателя производить анализ (сверку) данных, указанных предыдущим собственником по всей цепочке до производителя.
За соответствие данных сведений действительности несет ответственность собственник товара, отчуждающий продукцию последующему покупателю.
Промежуточный или конечный покупатель не наделен полномочиями проведения проверочных действий относительно их правоотношений с транспортными организациями и производителями поставляемой продукции. Ответственность за достоверность сведений содержащихся в товаросопроводительных документах несет каждый из участников оборота алкогольной продукции индивидуально.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что не точное совпадение разделов "А" справок к товарно-транспортным накладным, представленных Обществом, с разделами "А" справок товарно-транспортных накладных, представленных производителем ООО "Завод Трехсосенский", в том числе в части номеров товарно-транспортных накладных, не может являться бесспорным основанием для выводов о нелегальном обороте алкогольной продукции.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что Управление не представило доказательств вины Общества вменяемом ему правонарушении.
По части 2 статьи 14.16 КоАП РФ могут быть квалифицированы только действия по обороту (в том числе розничной продаже) алкогольной продукции без товарно-транспортной накладной, а также справок, прилагаемых к товарно-транспортной накладной или таможенной декларации. Вместе с тем доказательств, подтверждающих именно реализацию алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом Управлением не представлено.
Доказательств того, что Общество знало либо должно было знать о предоставлении продавцом алкогольной продукции недостоверных, либо противоречивых сведений, в материалах дела отсутствуют и Управлением также не представлено.
Отсутствие состава административного правонарушения в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ исключает привлечение Общества к административной ответственности. В удовлетворении заявления Управления обоснованно отказано судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Довод Общества о пропуске Управлением срока на подачу апелляционной жалобы ошибочен и противоречит положениям частей 3 и 4 статьи 114 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Решение суда изготовлено 16.09.2016, десятидневный срок для его обжалования истекал 30.09.2016, апелляционная жалоба поступила в суд через систему "Мой арбитр" 30.09.2016, что подтверждается информацией о документе дела.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции, не рассматривался, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.09.2016 по делу N А63-5221/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-5221/2016
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу
Ответчик: ООО "ЛЮКС ПРОДУКТ"