г. Саратов |
|
31 октября 2016 г. |
Дело N А06-2124/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.И. Антоновой,
судей Волковой Т.В., Жаткиной С.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахоновой Д.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "Бизнесинвестгрупп" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 29 августа 2016 года по делу N А06-2124/2016 (судья Цепляева Л.Н.),
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "Бизнесинвестгрупп" (ИНН 0275073645, ОГРН 1110280024832)
к обществу с ограниченной ответственностью "Тамариск" (ИНН 7725613529, ОГРН 1077758489710)
о понуждении заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "Бизнесинвестгрупп" обратилось в арбитражный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Тамариск" (с учетом уточнения л.д. 9) о понуждении заключить договор.
Решением суда от 29.08.2016 в удовлетворении иска отказано в полном объеме, что послужило основанием для обращения в суд с апелляционной жалобой.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 08.09.2015 между Обществом с ограниченной ответственностью "Тамариск" и Обществом с ограниченно ответственностью "Холдинговая компания" "Бизнесинвестгрупп" заключен предварительный договор о заключении договора об отчуждении исключительного права на товарный знак N 327626.
Согласно условиям договора, стороны обязуются в течение 5 месяцев после заключения предварительного договора заключить договор об отчуждении исключительного права на товарный знак со следующим условиями:
1. Правообладатель передает, а Приобретатель приобретает исключительное право на товарный знак N 327626, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации с приоритетом от 11.05.2005 г. (далее - Товарный знак) в полном объеме.
2. За отчуждение исключительного права на Товарный знак Приобретатель выплачивает Правообладателю вознаграждение в размере 5000 (Пять тысяч) рублей не позднее 3 месяцев после регистрации перехода исключительного права на Товарный знак.
3. Приобретатель обязан обеспечить государственную регистрацию перехода исключительного права на Товарный знак в Федеральной службе по интеллектуальной собственности.
4. С момента государственной регистрации перехода исключительного права на Товарный знак к Приобретателю переходит весь объем нрав, связанных с отчуждаемым Товарным знаком, имевшихся у Правообладателя на дату заключения договора, в том числе, связанных с защитой нарушенных исключительных прав Правообладателя.
5. Правообладатель обязуется осуществить все действия, необходимые для продления срока действия Товарного знака, а также не предпринимать какие-либо действия, влекущие к прекращению правовой охраны Товарного знака.
16.12.2015 истцом направлено ответчику предложение заключить договор об отчуждении исключительного права на товарный знак на условиях, согласованных предварительным договором от 08.09.2015 г.
Ответчик своим письмом от 18.01.2016 отказался от заключения указанного договора.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с требованием о понуждении ответчика к заключению договора об отчуждении исключительного права на товарный знак N 327626.
Оценивая заявленные требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для его удовлетворения иска.
Выводы суда основаны на том, что в 5 -месячный срок договор об отчуждении исключительного права на товарный знак заключен не был, более того, ООО "Тамариск" отказалось от заключения договора.
Кроме того суд указал, что в силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор об отчуждении исключительного права на товарный знак не является публичным и не подлежит заключению в обязательном порядке, поэтому его заключение является правом, а не обязанностью ответчика.
Вместе с тем судебная коллегия находит выводы суда ошибочными.
Согласно статье 429 Гражданского кодекса Российской Федерации по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме.
Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность.
Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также условия основного договора, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение при заключении предварительного договора.
В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор.
Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.
В случаях, если сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса. Требование о понуждении к заключению основного договора может быть заявлено в течение шести месяцев с момента неисполнения обязательства по заключению договора.
В силу пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В данном случае предварительный договор между сторонами от 08.09.2015 содержит все существенные условия, необходимые для реализации соглашения сторон, а также срок, в течение которого должен быть заключен основной договор.
Предложение заключить договор, вопреки выводам суда первой инстанции, направлено 16.12.2015, т.е. в срок, согласованный сторонами в предварительном договоре от 08.09.2015.
При указанных обстоятельствах и на основании пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, требования истца о признании договора заключенным на условиях, указанных в предварительном договоре от 08.09.2015, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом, признавая требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд апелляционной инстанции учитывает также следующее
В соответствии с ч. 1 ст. 416 ГК РФ, обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.
В пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ, кредитор не вправе требовать по суду от должника исполнения обязательства в натуре, если осуществление такого исполнения объективно невозможно, в частности, в случае гибели индивидуально-определенной вещи, которую должник был обязан передать кредитору, либо правомерного принятия органом государственной власти или органом местного самоуправления акта, которому будет противоречить такое исполнение обязательства.
В соответствии со статьей 1491 ГК РФ исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности либо в случае регистрации товарного знака по выделенной заявке с даты подачи первоначальной заявки.
Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права.
Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз.
По ходатайству правообладателя ему может быть предоставлено шесть месяцев по истечении срока действия исключительного права на товарный знак для подачи указанного заявления.
Таким образом, действие исключительного права на товарный знак никаким предельным сроком не ограничено.
Если правообладатель в течение шести месяцев после истечения предоставленного ему 10-летнего срока действия исключительного права подаст ходатайство о восстановлении правовой охраны, то исключительное право на товарный знак должно быть восстановлено и это право будет считаться восстановленным с даты истечения предшествующего срока охраны.
Согласно представленному в материалы дела ответа Федеральной службы по интеллектуальной собственности "Федеральный институт промышленной собственности" от 11.07.2016 действие исключительного права на товарный знак N 327626 продлено ответчиком до 11.05.2025 (л.д.106-107).
Заключая рассматриваемый предварительный договор, собственник тем самым выразил свою волю совершить сделку по отчуждению имущества и принял на себя обязательство по заключению основного договора, которое должно быть исполнено в соответствии с положениями ст. 309 ГК РФ.
Факт продления срока действия исключительного права на товарный знак был известен суду первой инстанции на момент принятия обжалуемого судебного акта, в связи с чем отсутствовали основания для отказа в удовлетворении иска Общества.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 29 августа 2016 года по делу N А06-2124/2016 отменить.
Заключить договор между Обществом с ограниченной ответственностью "Тамариск" (Местонахождение: 115419, г. Москва, ул. Лестева, д. 17/1, ОГРН: 1077758489710, ИНН: 7725613529), именуемым в дальнейшем Правообладателем, в лице генерального директора Шарлая Льва Леонидовича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и Обществом с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "Бизнесинвестгрупп" (Местонахождение: 450003, г. Уфа, ул. Силикатная, д. 3/2, ОГРН:1110280024832, ИНН:0275073645), именуемым в дальнейшем Приобретателем, в лице генерального директора Ибатуллина Азамата Валерьяновича, действующего на основании Устава, с другой стороны на следующих условиях:
"1. Правообладатель передает, а Приобретатель приобретает исключительное право на товарный знак N 327626, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации с приоритетом от 11.05.2005 г. (далее - Товарный знак) в полном объеме.
2. За отчуждение исключительного права на Товарный знак Приобретатель выплачивает правообладателю вознаграждение в размере 5000 (Пять тысяч) рублей не позднее 3 месяцев после регистрации перехода исключительного права на Товарный знак.
3. Приобретатель обязан обеспечить государственную регистрацию перехода исключительного права на Товарный знак в Федеральной службе по интеллектуальной собственности.
4. С момента государственной регистрации перехода исключительного права на Товарный знак к Приобретателю переходит весь объем прав, связанных с отчуждаемым Товарным знаком, имевшихся у Правообладателя на дату заключения договора, в том числе, связанных с защитой нарушенных исключительных прав Правообладателя.
Все споры, связанные с настоящим договором разрешаются в Арбитражном суде Астраханской области.
Реквизиты сторон. Подписи сторон".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Тамариск" (ИНН 7725613529, ОГРН 1077758489710) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "Бизнесинвестгрупп" (ИНН 0275073645, ОГРН 1110280024832) судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску в размере 6000 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Тамариск" (ИНН 7725613529, ОГРН 1077758489710) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "Бизнесинвестгрупп" в размере 3000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.И. Антонова |
Судьи |
Т.В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-2124/2016
Истец: ООО "Холдинговая компания "Бизнесинвестгрупп"
Ответчик: ООО "Тамариск"
Третье лицо: ФГБУ "Федеральый институт промышленной собственности"(ФИПС), Федеральная служба по интеллектуальной собственности