Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 марта 2017 г. N Ф07-1424/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
27 декабря 2016 г. |
Дело N А56-30597/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Желтянникова В.И., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Южаковой В.Д.
при участии:
от заявителя: представитель Брук Е.В. (доверенность от 25.11.2015),
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27961/2016) Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2016 по делу N А56-30597/2016 (судья Вареникова А.О.), принятое
по заявлению ЗАО "Предпортовый"
заинтересованное лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения,
установил:
Закрытое акционерное общество "Предпортовый" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет) о признании незаконным бездействия Комитета, выразившегося в непринятии решения о предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 78:40:0008526:306 площадью 192 кв.м, расположенного по адресу: СПб, пр. Народного Ополчения, уч. 260 (юго-западнее пересечения с Дачным проспектом); требованием обязать Комитет устранить допущенные нарушения в виде принятия решения о предоставлении обществу в собственность указанного земельного участка, подготовки и направления заявителю проекта договора купли-продажи указанного земельного участка.
Определением суда от 13.07.2016 в одно производство объединены следующие однородные дела: А56- 30590/2016 по заявлению общества к Комитету о признании незаконным бездействия Комитета, выразившегося в непринятии решения о предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 78:40:0008526:305 площадью 78144 кв.м, расположенного по адресу: СПб, пр. Народного Ополчения, уч. 259 (юго-западнее пересечения с Дачным проспектом); обязании Комитета устранить допущенные нарушения в виде принятия решения о предоставлении обществу в собственность указанного земельного участка, подготовки и направления заявителю проекта договора купли-продажи указанного земельного участка; А56-30582/2016 по заявлению общества к Комитету о признании незаконным бездействия Комитета, выразившегося в непринятии решения о предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 78:40:0008526:301 площадью 29296 кв.м, расположенного по адресу: СПб, пр. Народного Ополчения, уч. 255 (юго-восточнее пересечения с улицей Генерала Симоняка); обязании Комитета устранить допущенные нарушения в виде принятия решения о предоставлении обществу в собственность указанного земельного участка, подготовки и направления заявителю проекта договора купли-продажи указанного земельного участка; А56-30596/2016 по заявлению общества к Комитету о признании незаконным бездействия Комитета, выразившегося в непринятии решения о предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 78:40:0008526:307 площадью 5580 кв.м, расположенного по адресу: СПб, пр. Народного Ополчения, уч. 260 (юго-восточнее пересечения с улицей Генерала Симоняка); обязании Комитета устранить допущенные нарушения в виде принятия решения о предоставлении обществу в собственность указанного земельного участка, подготовки и направления заявителю проекта договора купли-продажи указанного земельного участка; А56-30594/2016 по заявлению общества к Комитету о признании незаконным бездействия Комитета, выразившегося в непринятии решения о предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 78:40:0008526:312 площадью 731 кв.м, расположенного по адресу: СПб, пр. Народного Ополчения, уч. 266 (юго-западнее пересечения с улицей Генерала Симоняка); обязании Комитета устранить допущенные нарушения в виде принятия решения о предоставлении обществу в собственность указанного земельного участка, подготовки и направления заявителю проекта договора купли-продажи указанного земельного участка; А56-30595/2016 по заявлению общества к Комитету о признании незаконным бездействия Комитета, выразившегося в непринятии решения о предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 78:40:0008526:308 площадью 1855 кв.м, расположенного по адресу: СПб, пр. Народного Ополчения, уч. 262 (юго-восточнее пересечения с улицей Генерала Симоняка); обязании Комитета устранить допущенные нарушения в виде принятия решения о предоставлении обществу в собственность указанного земельного участка, подготовки и направления заявителю проекта договора купли-продажи указанного земельного участка.
Решением от 05.09.2016 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал незаконным бездействие Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, выразившееся в непринятии решения о предоставлении ЗАО "Предпортовый" в собственность за плату: земельного участка с кадастровым номером 78:40:0008526:306 площадью 192 кв.м, расположенного по адресу: СПб, пр. Народного Ополчения, уч. 260 (юго-западнее пересечения с Дачным проспектом); земельного участка с кадастровым номером 78:40:0008526:305 площадью 78144 кв.м, расположенного по адресу: СПб, пр. Народного Ополчения, уч. 259 (юго-западнее пересечения с Дачным проспектом); земельного участка с кадастровым номером 78:40:0008526:301 площадью 29296 кв.м, расположенного по адресу: СПб, пр. Народного Ополчения, уч. 255 (юго-восточнее пересечения с улицей Генерала Симоняка); земельного участка с кадастровым номером 78:40:0008526:307 площадью 5580 кв.м, расположенного по адресу: СПб, пр. Народного Ополчения, уч. 260 (юго-восточнее пересечения с улицей Генерала Симоняка); земельного участка с кадастровым номером 78:40:0008526:312 площадью 731 кв.м, расположенного по адресу: СПб, пр. Народного Ополчения, уч. 266 (юго-западнее пересечения с улицей Генерала Симоняка); земельного участка с кадастровым номером 78:40:0008526:308 площадью 1855 кв.м, расположенного по адресу: СПб, пр. Народного Ополчения, уч. 262 (юго-восточнее пересечения с улицей Генерала Симоняка); обязал Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении ЗАО "Предпортовый" в собственность указанных земельных участков, подготовки и направления заявителю проекта договоров купли-продажи указанных земельных участков; также взыскал с Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в пользу ЗАО "Предпортовый" 18 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Комитет подал апелляционную жалобу, в которой, сославшись на нарушение судом норм материального и процессуального права, просил решение отменить. В обоснование доводов жалобы Комитет указал, что спорные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании общества; обществом не выполнено императивное требование, предусмотренное пунктом 5 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, что исключает возможность принятия решения по заявлению о предоставлении земельного участка в собственность. Также податель жалобы указал, что в настоящее время из государственных органов и управлений Комитета поступили не все ответы на запросы Комитета, что делает невозможным совершение действий, изложенных в пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, до проверки всех оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, требование об обязании Комитета подготовить, подписать и направить обществу договор купли-продажи земельного участка является незаконным в силу возможного наличия обстоятельств для отказа в предоставлении земельного участка в собственность на основании статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. По мнению Комитета, ссылка общества и суда на пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" не может применяться в настоящем споре, поскольку Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность удовлетворения требований о подготовке и направлении договора купли-продажи земельного участка именно для собственников объектов недвижимости, находящихся на земельном участке. Комитет полагал вывод суда об отсутствии в рассматриваемом случае предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа без ссылки на какие-либо доказательства.
Общество в отзыве на жалобу с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возразил, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Комитет, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, поэтому в соответствии с данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 разъяснениями дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, заявителю на основании государственного акта на право пользования землей от 04.02.1992 серия А-I N 010678 на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат следующие земельные участки: земельный участок с кадастровым номером 78:40:0008526:306 площадью 192 кв.м, расположенный по адресу: СПб, пр. Народного Ополчения, уч. 260 (юго-западнее пересечения с Дачным проспектом), земельный участок с кадастровым номером 78:40:0008526:305 площадью 78144 кв.м, расположенный по адресу: СПб, пр. Народного Ополчения, уч. 259 (юго-западнее пересечения с Дачным проспектом); земельный участок с кадастровым номером 78:40:0008526:301 площадью 29296 кв.м, расположенный по адресу: СПб, пр. Народного Ополчения, уч. 255 (юго-восточнее пересечения с улицей Генерала Симоняка); земельный участок с кадастровым номером 78:40:0008526:307 площадью 5580 кв.м, расположенный по адресу: СПб, пр. Народного Ополчения, уч. 260 (юго-восточнее пересечения с улицей Генерала Симоняка); земельный участок с кадастровым номером 78:40:0008526:312 площадью 731 кв.м, расположенный по адресу: СПб, пр. Народного Ополчения, уч. 266 (юго-западнее пересечения с улицей Генерала Симоняка); земельный участок с кадастровым номером 78:40:0008526:308 площадью 1855 кв.м, расположенный по адресу: СПб, пр. Народного Ополчения, уч. 262 (юго-восточнее пересечения с улицей Генерала Симоняка) (далее - земельные участки).
Данное обстоятельство подтверждено свидетельствами о государственной регистрации от 20.11.2015, от 23.11.2015, согласно которым в ЕГРП внесена запись о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования заявителя на указанные земельные участки.
Общество в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в Комитет с заявлениями от 24.12.2015 (в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 78:40:0008526:305, 78:40:0008526:301, 78:40:0008526:306) и с заявлениями от 28.01.2016 (в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 78:40:0008526:312, 78:40:0008526:308, 78:40:0008526:307) о предоставлении в собственность вышеупомянутых земельных участков в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования.
Заявитель полагал, что Комитет должен был в установленный законом срок принять соответствующие решения по существу обращения, направить в адрес общества проекты договоров купли-продажи земельных участков, либо возвратить заявления, если они не соответствуют установленным требованиям.
Сославшись на то, что в нарушение положений статей 39.17, 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации Комитет не принял соответствующее решение о предоставлении обществу в собственность испрашиваемого земельного участка при отсутствии предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа, общество "Предпортовый" сочло это незаконным бездействием заинтересованного лица, нарушающим права заявителя, и обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Оценив правомерность заявленных требований применительно к положениям главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции счел предъявленные требования подлежащими удовлетворению.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, полагает, что суд первой инстанции при принятии решения обоснованно исходил из следующего.
В силу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение названным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 65, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения заявления о признании оспариваемых действий незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: оспариваемые действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемые действия нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании абзаца первого пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N171-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
Продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 данного Кодекса, осуществляется в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов. Порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 этой статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 данной статьи документы. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
В пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю.
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В силу названной нормы уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в частности, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 данного Кодекса.
Применив с учетом предмета требований нормы законодательства, регулирующего возникшие между сторонами отношения, процессуальные нормы во взаимосвязи с установленными при рассмотрении данного дела юридически значимыми фактами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое бездействие Комитета является незаконным.
На основании постановления правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 N 98 "О Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга и признании утратившими силу отдельных постановлений правительства Санкт-Петербурга" (пункты 1.1, 1.2, 2, 3.11, 3.11.3, 3.25) Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводит государственную политику в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга, контроля за его использованием и сохранностью, также в сфере земельных отношений, распоряжается государственным имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с действующим законодательством, в том числе осуществляет распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Санкт-Петербурга, и земельными участками, расположенными на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена, для чего уполномочен на заключение от имени Санкт-Петербурга договоров о передаче государственного имущества Санкт-Петербурга. Комитет является органом, уполномоченным на принятие решения и предоставление земельных участков согласно действующему земельному законодательству.
Судом первой инстанции установлено, что реализуя свое право на оформление земельных участков в собственность, общество 24.12.2015 (в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 78:40:0008526:305, 78:40:0008526:301, 78:40:0008526:306) и 28.01.2016 (в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 78:40:0008526:312, 78:40:0008526:308, 78:40:0008526:307) обратилось в Комитет с заявлениями (от 25.12.2015 N 128047-25-15, от 25.12.2015 N 128041-25/15, от 25.12.2015 N 128050-25/15, от 12.01.2016 N 1161-25/16, от 12.01.2016 N 1166-25/16, от 12.01.2016 N 793-25/16) о предоставлении земельных участков в собственность за плату, что подтверждено копиями соответствующих заявлений с отметками Комитета о принятии.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о предоставлении обществом в Комитет документов, необходимых для получения в собственность спорных земельных участков, однако Комитет нарушил установленный пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации тридцатидневный срок для рассмотрения заявлений общества, при этом Комитет не доказал наличие предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа заявителю в предоставлении земельных участков.
Норма пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации является императивной и может считаться соблюденной, если действия государственного органа завершены принятием в установленный срок обоснованного решения, в противном случае следует вывод о незаконном бездействии уполномоченного органа даже при условии осуществления деятельности по рассмотрению заявления.
Судом первой инстанции установлено, что земельные участки, принадлежащие заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, не относятся к землям, изъятым из оборота, или к землям, ограниченным в обороте; не имеют иных установленных действующим земельным и водным законодательством ограничений к обороту. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что с учетом установленных по делу обстоятельств общество было вправе требовать переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Учитывая, что Комитетом нарушены установленные федеральным законодательством сроки для рассмотрения заявлений общества, принятия решений и оформления договоров купли-продажи земельных участков; отсутствуют предусмотренные действующим законодательством основания для отказа в предоставлении на праве собственности земельных участков, принадлежащих заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования; право на предоставление обществу земельных участков предусмотрено федеральным законодательством; при этом законодательством установлено также, что оформление права собственности является обязанностью общества, арбитражный суд счел, что его нарушенное право может быть восстановлено посредством обязания Комитета принять решения о предоставлении заявителю испрашиваемых земельных участков, заключить с обществом договоры купли-продажи земельных участков в соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации путем подготовки, подписания проекта договоров и направления их для подписания.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 39.3, 39.16, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов"; позицией, сформулированной в пунктах 1, 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 N 13763/11 по делу N А43-22536/2010.
Частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были бы предметом исследования судом первой инстанции, и способных повлиять на правильность принятого по делу судебного акта. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 сентября 2016 года по делу N А56-30597/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Горбик |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-30597/2016
Истец: ЗАО "ПРЕДПОРТОВЫЙ"
Ответчик: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27191/17
30.03.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1424/17
27.12.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27961/16
05.09.2016 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-30597/16