г. Владимир |
|
19 декабря 2016 г. |
Дело N А79-11953/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2016 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Долговой Ж.А., Фединской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сороковой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Шумерля Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 09.09.2016 по делу N А79-11953/2015, принятое судьей Борисовым Д.В.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары" (ОГРН 1022100971210 ИНН 2126003807) к администрации города Шумерля Чувашской Республики (ИНН 2125002448 ОГРН 1022103028837),
при участии третьих лиц, - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа "Олимп" города Шумерля", муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Соснячок", муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 3" города Шумерля Чувашской Республики, муниципального унитарного предприятия "Теплоэнерго", общества с ограниченной ответственностью "Строитель", государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Чувашгаз" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, о понуждении к заключению муниципального контракта от 12.11.2015 N р59-6-0288,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары", истец) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с исковым заявлением к администрации города Шумерля Чувашской Республики (далее - Администрация, ответчик) об обязании заключить муниципальный контракт N р59-6-0288 от 12.11.2015 на условиях, направленных письмом от 20.11.2015 N 05-01-04/8924.
Решением от 09.09.2016 Арбитражный суд Чувашской Республики исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу решением, Администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что, по мнению ответчика, истец не вправе понуждать администрацию к заключению муниципального контракта на поставку газа.
Ответчик ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность принятого по делу решения.
МАУДО "Детско-юношеская спортивная школа "Олимп" города Шумерля" в отзыве указало на несогласие с исковыми требованиями и просило рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.03.2015 администрация города Шумерля письмом N 1659 направила в адрес ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары" расчет-заявки потребности в природном газе на 2016 год для муниципальных нужд г.Шумерля, согласно которым потребность в природном газе для указанных нужд составляет 17 760 060 куб.м, в том числе: для потребителей, финансируемых за счет бюджетных средств (муниципальные бюджетные учреждения и администрации сельских поселений) - в объеме 263 060 куб.м.; для организаций коммунального комплекса - в объеме 17 497 000 куб.м. (т.1 л.д. 12-14). Расчет-заявки подписаны главой Администрации.
Письмом от 25.03.2015 N 1814 Администрация гарантировала истцу, что расходы на оплату заявленных объемов природного газа на 2016 год для бюджетных учреждений будут предусмотрены при формировании бюджета города Шумерля на 2016 год в полном объеме.
20.11.2015 истец письмом N 05-01-04/8924 направил в адрес ответчика для подписания проект муниципального контракта от 12.11.2015 N р59-6-0288 на поставку природного газа 2016 год для муниципальных нужд г. Шумерля Чувашской Республики, а также просил предоставить в адрес ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары" подписанный экземпляр муниципального контракта в срок до 01.12.2015.
Письмом от 28.10.2015 N 6573 Администрация уведомила истца об отказе от заключения контракта и пролонгации ранее действовавшего муниципального контракта от 23.12.2013 N р59-6-0398.
Письмом от 29.11.2015 N 7218 ответчик повторно уведомил истца об отказе от заключения контракта.
Отказ ответчика от подписания контракта послужил основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Чувашской Республики руководствовался следующими нормами материального права, применение которых суд апелляционной инстанции считает правильным.
Как следует из пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса, спорные условия договора определяются в соответствии с решением суда (статья 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд (статья 525 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В силу статьи 527 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом.
Если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ установлено, что данный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 данного Закона; особенностей исполнения контрактов.
Пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.
Согласно части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
На основании части 1 статьи 34 Закона N44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Как следует из статьи 18 Закона о газоснабжении при заключении государственного или муниципального контракта на поставку газа для государственных или муниципальных нужд в нем должен учитываться объем потребления газа, согласованный государственным или муниципальным заказчиком в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в постановлении от 02.09.2010 N 667 "О порядке согласования государственным (муниципальным) заказчиком объемов потребления газа для государственных (муниципальных) нужд".
Из материалов дела усматривается, что Администрация города Шумерля в письме от 18.03.2015 N 1659 направила ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары" расчет-заявку потребности в природном газе на 2016 год для муниципальных нужд г.Шумерля в объеме 17 760 060 куб.м, в том числе: для потребителей, финансируемых за счет бюджетных средств (муниципальные бюджетные учреждения и администрации сельских поселений) и для организаций коммунального комплекса.
Указанные администрацией в расчетах - заявках объемы природного газа утверждены комиссией, созданной по приказу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 24.03.2015 N 03/1-03/141 и согласованы в ООО "Газпром межрегионгаз".
Согласно пункту 2 статьи 322 Гражданского кодекса Российской Федерации солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом.
В силу статьи 532 Гражданского кодекса Российской Федерации при поставке товаров покупателям по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом. При оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд государственный или муниципальный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя.
На основании пункта 2 статьи 361 Гражданского кодекса Российской Федерации поручительство может возникать на основании закона при наступлении указанных в нем обстоятельств. Правила настоящего Кодекса о поручительстве в силу договора применяются к поручительству, возникающему на основании закона, если законом не установлено иное.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение должником обеспеченного поручительством обязательства влечет солидарную ответственность поручителя и должника перед кредитором, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя (статья 363 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, приняв во внимание то обстоятельство, что ответчик является муниципальным заказчиком, а также то, что общий объем природного газа, указанный ответчиком в расчетах-заявках, обеспечивал потребности всех категорий получателей нужд г. Шумерля, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска и заключения муниципального контракта на условиях, определенных в редакции истца.
В данном администрация является поручителем в силу закона, в связи с чем, у нее возникает солидарная ответственность по оплате всего объема поставляемого энергоресурса (статьи 361 и 532 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В ситуации, когда администрация не оспаривает объем поставляемого подведомственным заказчику организациям (учреждениям) и иным уполномоченным заказчиком организациям, указанным в Реестре получателей природного газа, принятие на себя обязанности по обеспечению оплаты только в части подведомственных ему организаций противоречит вышеуказанным нормам Гражданского кодекса РФ и Закона N 44-ФЗ.
Исходя из вышеизложенного, а также учитывая наличие у администрации солидарной обязанности по оплате поставленного газа, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания муниципального контракта на поставку природного газа заключенным на условиях, определенных в редакции истца.
В силу вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку доводам ответчика, которые положены в основу апелляционной жалобы.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы Администрации, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм ГК РФ и Закона N 44-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а в апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта. В связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными по вышеуказанным мотивам и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации суд не рассматривает вопрос об оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, поскольку заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 09.09.2016 по делу N А79-11953/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Шумерля Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.А. Богунова |
Судьи |
Ж.А. Долгова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-11953/2015
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары"
Ответчик: Администрация города Шумерля Чувашской Республики
Третье лицо: ГУП ЧР "Чувашгаз" Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ ЧР, МАУДО "Детско-юношеская спортивная школа "Олимп" г. Шумерля", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 3" г. Шумерли ЧР, Министерство строительсьва, архитектуры и ЖКХ ЧР, МОУ ДОД "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Соснячок", МУП "Теплоэнерго", ООО "Строитель"