Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 марта 2017 г. N Ф03-580/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
23 декабря 2016 г. |
А04-8199/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Жилищно-строительного кооператива "Маяк": Фандеева А.М., представитель по доверенности от 09.02.2016 N 11/а;
от Государственной жилищной инспекции Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Амурской области
на решение от 26.10.2016
по делу N А04-8199/2016
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Курмачевым Д.В.
по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Маяк"
к Государственной жилищной инспекции Амурской области
о признании недействительным предписания от 22.07.2016 N 532
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив "Маяк" (далее - заявитель, кооператив, ЖСК "Маяк") обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным предписания государственной жилищной инспекции Амурской области (далее-Амуржилинспекция, административный орган) от 22.07.2016 N 532.
Решением суда от 26.10.2016 заявленное требование удовлетворено. Оспариваемое предписание признано незаконным, не соответствующим Жилищному кодексу РФ. Кроме того с административного органа в пользу ЖСК "Маяк" взысканы судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, Амуржилинспекция обратилась с жалобой в апелляционный суд, в которой просит судебный акт отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Представитель кооператива в судебном заседании апелляционного суда, а так же в возражениях на жалобу, выразил несогласие с ее доводами, просил судебный акт оставить в силе как законный и обоснованный.
Амуржилинспекция участия в заседании апелляционного суда не принимала, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлена надлежащим образом, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Амуржилинспекции в соответствии со статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и отзыва на нее, выслушав участника процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что административным органом в отношении ЖСК "Маяк" проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения требований жилищного законодательства РФ, по результатам которой составлен акт проверки от 22.07.2016 N 532, в котором отражены выявленные нарушения, а именно:
- в нарушение части 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 8 Закона Амурской области от 08.07.2013 N 200-03 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Амурской области" ЖСК "Маяк" не представило решение о выбранном, собственниками помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Благовещенск, ул. Кузнечная, 63, 65, 67, ул. Амурская, 125, 127, ул. Лазо, 24, ул. Ленина, 40, способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 ЖК РФ, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации;
- в нарушение требований части 5 статьи 170 ЖК РФ, ч. 1 ст. 5 Закона Амурской области от 8 июля 2013 N 200-03 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Амурской области" специальные счета ЖСК "Маяк" открыты 22.04.2015.
22.07.2016 обществу выдано предписание N 532, согласно которому ЖСК "Маяк" в срок до 01.09.2016 необходимо совершить действия по устранению выявленных нарушений.
Не соглашаясь с выданным предписанием, ссылаясь на то, что собственниками МКД выбран способ формирования фонда капитального ремонта, а так же, что принятие решения о закрытии специального счета и перечислении денежных средств на счет регионального оператора находится вне компетенции ЖСК "Маяк", последний оспорил его в судебном порядке.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование, при этом правомерно исходил из следующего.
В статье 169 ЖК РФ определено, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 3 статьи 170 ЖК РФ (в редакции, действующей в рассматриваемый период) собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
- перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
- перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В части 4 статьи 170 ЖК РФ указаны вопросы, которые должны быть определены решением общего собрания собственников помещений в МКД в случае, если собственники помещений в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете (размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, владелец специального счета, кредитная организация, в которой будет открыт счет).
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в МКД в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен МКД, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта (часть 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в МКД в срок, установленный частью 5 упомянутой статьи не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 упомянутой статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 названного Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем МКД способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом МКД о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, справки банка об открытии специального счета. Орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его (части 1, 4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Амурской области от 23.01.2014 N 26 "Об утверждении региональной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014 - 2043 годах" многоквартирные дома N 63, N 65, N 67 по улице Кузнечной, дома N 125, N 127 по улице Амурской, дом N 24 по улице Лазо, дом N 40 по улице Ленина города Благовещенска включены в региональную программу.
Согласно части 1 статьи 8 Закона Амурской области от 08.07.2013 N 200-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего, имущества в многоквартирных домах в Амурской области" владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в исполнительный орган государственной власти области, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, справки банка об открытии специального счета.
Таким образом, в соответствии с приведенной нормой Закона, вышеуказанные документы должны быть представлены владельцем специального счета в соответствующий орган государственной власти Амурской области в срок до 21.08.2014.
По материалам дела апелляционным судом установлено, что Общим собранием собственников помещений спорных МКД принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем счета определено ЖСК "Маяк" (протокол общего собрания собственников от 26.06.2014).
07.07.2014 кооператив обратился в ОАО "Сбербанк России" с заявлением об открытии специального счета.
04.09.2015 ЖСК "Маяк" направило в адрес Амуржилинспекции протокол общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Благовещенск, ул. Кузнечная, 63, 65, 67, ул. Амурская, 125, 127, ул. Лазо, 24, ул. Ленина, 40, на котором принято решение о способе формирования фонда капитального ремонта общего имущества в МКД. Так же в письме было указано, что документы на открытие счета находятся на проверке в Дальневосточном банке ОАО "Сбербанк России", в связи с чем, возможности по их предоставлению не имеется.
Согласно материалам дела, договоры специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта многоквартирных жилых домов были открыты только 22.04.2015.
Поскольку действия по открытию специального счета в срок до 21.08.2014 кооперативом не произведены, а так же ссылаясь на отсутствие, в установленный законом срок, уведомления инспекции о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта, последняя письмом от 29.08.2014 N 04-2314 проинформировала администрацию города Благовещенска о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитальный ремонт или выбранный ими способ не был реализован, в связи с чем, Постановлением Администрации города Благовещенска Амурской области от 02.09.2014 N 3704 "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов города Благовещенска на счете регионального оператора" был утвержден перечень многоквартирных домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального строительства на счете регионального оператора, в который, помимо прочих, включены спорные многоквартирные дома.
Вместе с тем, порядок и процедура открытия и закрытия специального счета урегулированы статьей 176 ЖК РФ, согласно части 1 поименованной статьи специальный счет открывается на имя лица, указанного в частях 2 и 3 статьи 175 настоящего Кодекса, при предъявлении оформленного протоколом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, и других документов, предусмотренных банковскими правилами.
Из системного толкования положений статьи 176 ЖК РФ следует, что закон не возлагает на владельца специального счета, выбранного на общем собрании собственников помещений МКД, контроль за процедурой открытия кредитной организацией счета, в том числе за сроком, в течение которого должен открываться этот счет.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, при сложившихся обстоятельствах открытие кредитной организацией специального счета по истечении определенного законом срока, не является основанием для включения домов, находящихся на обслуживании ЖСК "Маяк", в список домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и не реализовали его, поскольку способ собственниками был выбран своевременно, а его реализация началась с момента открытия кредитной организацией специальных счетов путем внесения собственниками денежных средств на них за весь период, предусмотренный законом - с 01.11.2014, что подтверждается материалами дела.
Из представленных в материалы дела выписок операций по лицевым счетам ЖСК "Маяк" следует, что собственники помещений в спорных МКД постоянно пополняют данные счета путем внесения обязательных взносов в целях проведения в будущем капитального ремонта своих домов за счет собираемых денежных средств.
Кроме этого, кооперативом в материалы дела представлены решения суда общей юрисдикции, которым установлено, что собственники МКД под управлением ЖСК "Маяк" должным образом выполнили требования статьи 169 ЖК РФ, закрепляющей их обязанность уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Их действия, связанные с уплатой взносов на капитальный ремонт путем внесения денежных средств на специальные счета в соответствии с принятыми ими решениями, являются законными и обоснованными. Так же указано, что ЖСК "Маяк" приобрел право собирать денежные средства на капитальный ремонт общего имущества МКД и размещать их на специальных счетах в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в МКД.
Установленные судом общей юрисдикции обстоятельства обоснованно признаны судом первой инстанции в качестве обстоятельств, имеющих преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора в силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что собственники помещений спорных многоквартирных жилых домов надлежащим образом реализовали свое право по определению способа формирования капитального ремонта на специальных счетах в соответствующей кредитной организации, с соблюдением установленных действующим в спорный период законодательством. Обстоятельства несвоевременного открытия специальных счетов в ОАО "Сбербанк" для перечисления денежных средств на капитальный ремонт общего имущества в МКД не связаны с неправомерными действиями собственников помещений в указанных МКД, а также ЖСК "Маяк", направившего в установленный законом срок заявление об открытии указанных специальных счетов. В связи с чем, позиция Амуржилинспекции об отсутствии у кооператива права на открытие специальных счетов для сбора взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, несостоятельна.
Так же факт несвоевременного направления кооперативом в Амуржилинспекцию извещения о выборе собственниками помещений в спорных МКД способа формирования капитального ремонта на специальных счетах автоматически не свидетельствует о несоблюдении собственниками помещений установленной законом обязанности по определению способа формирования фонда капитального ремонта. При этом отсутствие в прилагаемых к уведомлению ЖСК "Маяк" от 04.09.2014 договоров специального банковского счета в отношении спорных многоквартирных домов не свидетельствует и о том, что выбранный собственниками помещений в МКД способ формирования фонда капитального ремонта ими не реализован.
Кроме того, возлагая на кооператив обязанность о переводе средств, находящихся на специальных счетах, открытых кооперативом в Дальневосточном банке ОАО "Сбербанк России", на счет некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области", закрытии специальных счетов, а также формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, Амуржилинспекцией не учтено следующее.
Вопросы, связанные с капитальным ремонтом общего имущества в МКД, использованием денежных средств фонда капитального ремонта в соответствии с частью 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Согласно части 3 статьи 176 ЖК РФ договор специального счета, может быть расторгнут по заявлению владельца специального счета при наличии оформленного протоколом решения общего собрания собственников помещений в МКД об изменении способа формирования фонда капитального ремонта.
Особенности расторжения договора специального счета предусмотрены частями 3 и 5 статьи 176 ЖК РФ. При этом Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает иных оснований закрытия специальных счетов.
В силу части 3 статьи 177 ЖК РФ банк в порядке, установленном указанной статьей, банковскими правилами и договором специального счета, обязан обеспечивать соответствие осуществляемых операций по специальному счету требованиям названного Кодекса. Денежные средства, внесенные на специальный счет, используются на цели, указанные в статье 174 ЖК РФ.
В части 1 статьи 177 ЖК РФ определен перечень операций по специальному счету. При этом согласно части 2 статьи 177 Кодекса операции по специальному счету, не предусмотренные указанной статьей, не допускаются. Все операции по перечислению (списанию) со специального счета денежных средств могут осуществляться банком по указанию владельца специального счета только при предоставлении протокола общего собрания собственников помещений в МКД, содержащего соответствующее решение.
Вместе с тем, из материалов дела не следует, что соответствующие решения принимались.
Таким образом, оспариваемое предписание жилищной инспекции выдано без учета положений части 2 статьи 44, части 3 статьи 176, части 2 статьи 177 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Неисполнимость оспариваемого предписания является самостоятельным основанием для признания предписания недействительным, как не соответствующего положениям Жилищного кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предписание жилищной инспекции от 22.07.2016 N 532 не соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и незаконно возлагает на заявителя обязанность осуществить указанные в нем действия, поскольку решение данных вопросов не относится к компетенции кооператива, а является, как указано ранее, исключительной компетенцией общего собрания собственников помещений многоквартирных домов.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 26.10.2016 по делу N А04-8199/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8199/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 марта 2017 г. N Ф03-580/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Жилищно-строительный кооператив "Маяк"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Амурской области
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-580/17
23.12.2016 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-7001/16
26.10.2016 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-8199/16
07.09.2016 Определение Арбитражного суда Амурской области N А04-8199/16
30.08.2016 Определение Арбитражного суда Амурской области N А04-8199/16