Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 мая 2017 г. N Ф07-2198/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
26 декабря 2016 г. |
Дело N А56-21526/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Савиной Е.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Тутаевым В.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29338/2016) ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.09.2016 по делу N А56- 21526/2016 (судья Золотарева Я.В.), принятое
по иску МУП города Костромы "Костромагорводоканал"
к ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа"
3-е лицо: АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства"
о взыскании
установил:
Муниципальное унитарное предприятие города Костромы "Костромагорводоканал" (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании задолженности по государственному контракту N 0924 за период с 01.02.2016 по 29.02.2016 в размере 313 663 рублей 37 копеек..
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.06.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.09.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом ответчик обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просили обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
По мнению подателя жалобы, между истцом и ответчиком не согласованы существенные условия спорного договора, контракт на выполнение работ для государственного учреждения не заключался; истец не мог не знать, что услуги оказываются им при очевидном отсутствии обязательства, ввиду чего на основании части 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации денежные суммы в качестве неосновательного обогащения не подлежат возврату; счета-фактуры являются документами, составленными истцом в одностороннем порядке и не указывают на то, что абонент знает о предъявляемой задолженности, при этом действующее законодательство предусматривает, что оказание услуг, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами.
16.12.2016 в апелляционный суд от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения, а также рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие его представителя в соответствии со статьей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом и ответчиком в порядке пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) заключен государственный контракт N 0924 (далее - Контракт), согласно которому организация ВКХ обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть холодную питьевую воду и осуществлять водоотведение от объектов абонента.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 416-ФЗ и пункту 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила) абонент обязуется оплачивать принятую воду в сроки, порядке и размере, которые определены договором холодного водоснабжения.
В силу пункта 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ и пункту 25 Правил абонент обязуется производить у организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Истец обязательства по отпуску питьевой воды и приему сточных вод исполнял надлежащим образом.
Согласно пункту 8 Контракта расчетный период, установленный Контрактом, равен 1 календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
Задолженность ответчика составляет 313 663 руб. 37 коп. и образовалась вследствие неоплаты счета-фактуры от 29.02.2016 N 2101.
Ссылаясь на то, что ответчиком не исполнены обязательства по оплате, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Постановлением Администрации г. Костромы от 26.02.2013 N 328 МУП г. Костромы "Костромагорводоканал" наделено статусом Гарантирующей организации по водоснабжению и водоотведению на территории г. Костромы.
В адрес Предприятия поступили заявления Учреждения N 40/14 от 03.09.2014 и N 69/14 от 23.09.2014 о заключении государственных контрактов по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения от объектов ответчика.
Во исполнение указанных заявлений Предприятие направило в адрес Учреждения два экземпляра государственного контракта N 0924 холодного водоснабжения и водоотведения, которые получены последним 24.10.2015.
Согласно пункту 12 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Абонент в течение 30 дней со дня поступления проектов договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения обязан подписать оба экземпляра каждого проекта договора и направить 1 экземпляр подписанного договора организации водопроводно-канализационного хозяйства с приложением к такому договору документов, подтверждающих правомочия лица, действующего от имени абонента и подписавшего договор.
В случае, если по истечении 30 дней со дня поступления абоненту от организации водопроводно-канализационного хозяйства проектов указанных договоров абонент не представил подписанные договоры либо предложение об изменении представленных проектов договоров в части, не противоречащей положениям Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", настоящих Правил и условиям типовых договоров, утверждаемых Правительством Российской Федерации (в части условий договора, определяемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом), такие договоры считаются заключенными на условиях, содержащихся в договорах, представленных организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В соответствии с положениями пункта 13 Правил холодного водоснабжения и водоотведения абонент вправе представить организации водопроводно-канализационного хозяйства предложение об изменении представленных проектов договоров в части, не противоречащей положениям ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", настоящих Правил и условиям типовых договоров, утверждаемых Правительством РФ.
Таким образом, порядок заключения договора холодного водоснабжения и водоотведения регулируется нормами ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, нормами ФЗ "О контрактной системе" не являются специальными по отношению к правовым актам в сфере водоснабжения.
По истечении 30 дневного срока, с момента получения государственного контракта N 0924, от ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" ни отказ от заключения договора, ни протокол разногласий на предложенный проект контракта в адрес Предприятия не поступали.
Согласно пункту 8 статьи 7 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение шести месяцев с даты наделения ее в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона статусом гарантирующей организации обязана направить абонентам, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и которые не имеют соответствующего договора с этой организацией, предложения о заключении договоров холодного водоснабжения, договоров водоотведения (единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения). Абонент в течение 30 дней с момента поступления ему предложения о заключении договора (договоров) обязан заключить указанный договор (договоры) с гарантирующей организацией либо представить гарантирующей организации письменный отказ от заключения такого договора (договоров). В случае, если по истечении этого срока абонент не подписал указанный договор (договоры) или не представил письменный отказ от заключения договора (договоров), договор (договоры) считается заключенным.
Действующее законодательство о водоснабжении и водоотведении в правоотношениях по заключению договоров холодного водоснабжения и водоотведения не содержат исключений для получателей бюджетных средств.
На основании изложенного выше, довод подателя жалобы об отсутствии между сторонами заключенного контракта отклоняется, поскольку контракт N 0924 считается заключенным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Довод заявителя жалобы о недоказанности факта оказания услуг и их объема, подлежит отклонению.
В соответствии с пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету. Обязательными реквизитами счета-фактуры являются, в частности: стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг (подпункт 8 пункта 5 статьи 169 НК РФ).
Таким образом, наличие счетов-фактур являются подтверждением факта поставки тепловой энергии и ее стоимости. С момента получения счета-фактуры абонент знал, какую сумму следует уплатить в счет оказанных услуг по договору
Пунктом 5 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденным Приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н, предусмотрено, что при оплате расходов по государственному заданию казначейство требует предоставления документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства при оказании услуг, а именно: реквизиты актов выполненных работ (оказанных услуг) и (или) счета-фактуры.
При таких обстоятельствах, поскольку материалами дела подтверждается факт наличия задолженности, требование истца о взыскании задолженности за холодное водоснабжение и водоотведение в размере 313 663 руб. 37 коп. является обоснованным и правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого в части судебного акта.
Оснований к переоценке выводов, сделанных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда в силу положений статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.09.2016 по делу N А56-21526/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-21526/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 мая 2017 г. N Ф07-2198/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МУП города Костромы "Костромагорводоканал"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа"
Третье лицо: АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства"