г. Вологда |
|
26 декабря 2016 г. |
Дело N А13-10637/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 декабря 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Горбуновой Ю.А. по доверенности от 08.09.2016 N 310, от акционерного общества "ФосАгро-Череповец" Оришина М.А по доверенности от 02.02.2015 N 1395-ФАЧ,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 сентября 2016 года по делу N А13-10637/2016 (судья Логинова О.П.),
установил:
акционерное общество "ФосАгро-Череповец" (место нахождения: 162622, Вологодская область, город Череповец, Северное шоссе, дом 75; ОГРН 1123528007173, ИНН 3528191736; далее - АО "ФосАгро-Череповец", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному учреждению - Вологодскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (место нахождения: 160001, город Вологда, проспект Победы, дом 33; ИНН 3525039187; ОГРН 1023500884087; далее - Отделение ФСС, фонд, учреждение) о признании недействительным решения от 05.05.2016 N 117 в части предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 907 522 рублей 58 копеек, о признании недействительным решения от 05.05.2016 N 132 в части предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 268 794 рублей 26 копеек, штраф в сумме 53 758 рублей 86 копеек и пени в соответствующей сумме.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 27 сентября 2016 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Отделение ФСС с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявления общества отказать. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Представитель фонда в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Отделением ФСС на основании решения заместителя управляющего фонда от 01.02.2016 N 45 в отношении общества проведена документальная выездная проверка по вопросам правильности начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страхователем АО "ФосАгро-Череповец" за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, по результатам которой составлен акт от 11.04.2016 N 2819н/с.
На основании акта проверки и по итогам рассмотрения возражений общества Отделением ФСС принято решение от 05.05.2016 N 132 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в котором отражено, что в нарушение статей 20.1, 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) обществом в 2013-2015 годах занижена база для начисления страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму 38 435 965 рублей 86 копеек, в том числе:
- на оплату компенсации за аренду жилья работникам;
- на выплату единовременной материальной помощи, в том числе суммы материальной помощи из фонда директора;
- на оплату стоимости санаторно-курортных путевок за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- на оплату приобретенных льготных путевок на базу отдыха "Сосновка".
Указанным решением от 05.05.2016 N 132 заявителю начислены и предложены к уплате недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации, пени и штраф.
Доначисленные суммы по спорным эпизодам по данному решению составили:
- по оплате компенсации за аренду жилья - страховые взносы в сумме 74 858 рублей 87 копеек, штраф в размере 14 971 рубль 77 копеек, пени в соответствующей сумме;
- по выплате единовременной материальной помощи, в том числе с сумм материальной помощи из фонда директора, - страховые взносы в сумме 22 650 рублей 17 копеек, штраф в размере 4530 рублей 04 копейки, пени в соответствующей сумме;
- по оплате приобретенных организацией санаторно-курортных путевок для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - страховые взносы в сумме 75 503 рубля 62 копейки, штраф в размере 15 100 рублей 73 копейки, пени в соответствующей сумме;
- по оплате приобретенных организацией льготных путевок на базу отдыха "Сосновка" для работников - страховые взносы в сумме 95 781 рубль 60 копеек, штраф в размере 19 156 рублей 32 копейки, пени в соответствующей сумме.
Кроме того, Отделением ФСС на основании решения заместителя управляющего фонда от 01.02.2016 N 37 в отношении общества проведена документальная выездная проверка по вопросам правильности начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователем АО "ФосАгро-Череповец" за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, по результатам которой составлен акт от 11.04.2016 N 2819.
На основании акта проверки и по итогам рассмотрения возражений общества Отделением ФСС принято решение от 05.05.2016 N 117 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации, в котором отражено, что в нарушение требований статей 7, 8, 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) обществом в 2013-2015 годах занижена база для начисления страховых взносов для начисления страховых взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 31 301 166 рублей 18 копеек, в том числе:
- на оплату компенсации за аренду жилья работникам;
- на выплату единовременной материальной помощи, в том числе суммы материальной помощи из фонда директора;
- на оплату стоимости санаторно-курортных путевок за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- на оплату приобретенных льготных путевок на базу отдыха "Сосновка".
Указанным решением от 05.05.2016 N 117 заявителю начислена и предложена к уплате недоимка по страховым взносам на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации по спорным эпизодам в следующих суммах:
- по оплате компенсации за аренду жилья - 252 824 рубля 07 копеек;
- по выплате единовременной материальной помощи, в том числе с сумм материальной помощи из фонда директора, - 77 853 рубля 22 копейки;
- по оплате приобретенных организацией санаторно-курортных путевок для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 283 219 рублей 13 копеек;
- по оплате приобретенных организацией льготных путевок на базу отдыха "Сосновка" для работников - 293 626 рублей 16 копеек.
Не согласившись с названными решениями учреждения, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
В силу статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Согласно статье 20 Закона N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов по конкретным видам обязательного социального страхования в соответствии с федеральными законами.
Статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 названной статьи Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 этой статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 данного Федерального закона.
В силу пунктов 1, 2, 5 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с увольнением работников, выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников; суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому страхователем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержатся в Законе N 212-ФЗ, в соответствии с частью 1 статьи 7 которого (в редакции, действовавшей в спорный период) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона).
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Закона.
На основании подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность.
Согласно положениям статьи 169 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику: расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения); расходы по обустройству на новом месте жительства. Порядок и размеры возмещения расходов при переезде на работу в другую местность определяются коллективным договором или локальным нормативным актом либо по соглашению сторон трудового договора, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как установлено фондом в ходе проверки, на основании заключенных трудовых договоров работникам общества ежемесячно выплачивалась денежная компенсация за съем жилья.
Факт аренды работниками общества жилья, а также несение ими расходов на аренду жилья, размер арендной платы, за которую работникам выплачивалась компенсация, подателем жалобы не оспаривается.
Судом первой инстанции установлено и подателем жалобы не отрицается тот факт, что согласно трудовым договорам с работниками данные выплаты указаны в разделе "дополнительные гарантии и компенсации" и не отнесены к категории оплаты труда. Спорные выплаты производились в соответствии с локальными нормативными актами общества, предусматривающими дополнительные гарантии и компенсации для вновь трудоустроенных специалистов, а именно в соответствии с Положением о привлечении и закреплении талантливых выпускников ВУЗов по приоритетным направлениям деятельности ЗАО "ФосАгро АГ" и управляемых предприятий ЗАО "ФосАгро АГ", Положением о привлечении и закреплении талантливых выпускников ВУЗов по приоритетным направлениям деятельности АО "ФосАгро-Череповец" и управляемых им предприятий, Положением "О статусе молодого работника", утвержденным приказом от 14.07.2011.
При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Таким образом, как верно отмечено судом, выплата компенсаций за аренду жилья работникам носит социальный характер и, несмотря на то, что они произведены в связи с наличием трудовых отношений, указанные выплаты не обладают признаками заработной платы в смысле статьи 129 ТК РФ, поскольку не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы, не призваны компенсировать расходы, вызванные осуществлением трудовых обязанностей в соответствии с конкретной трудовой функцией, данные выплаты подлежат включению в базу, облагаемую страховыми взносами, а потому у учреждения отсутствовали правовые основания для начисления страховых взносов на рассматриваемые суммы компенсационных выплат на аренду жилья.
Одним из оснований для доначисления страховых взносов послужил вывод фонда о том, что обществом неправомерно не начислены страховые взносы на суммы выплаченной работникам единовременной материальной помощи, в том числе материальной помощи из фонда директора.
Как указало Отделение ФСС, согласно части 11 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, подпункта 12 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателем своим работникам, не превышающий 4000 рублей на одного работника за расчетный период. Закон не детализирует характер материальной помощи, норма сформулирована универсально с указанием только на размер материальной помощи, не подлежащей обложению страховыми взносами. Суммы материальной помощи, выявленной при проверке страхователя, значительно превышают установленный размер, следовательно, по мнению ответчика, в этой части подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ и статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для начисления страховых взносов на суммы единовременной материальной помощи, в том числе материальной помощи из фонда директора выплаченной работникам, при этом правомерно руководствовался следующим.
Как указано ранее в настоящем постановлении, в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.
Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в данном случае общество в 2014-2015 годах производило выплаты единовременной материальной помощи своим работникам (материальная помощь в связи с болезнью работника, его родственников, первого бракосочетания, в связи с походом ребенка в первый класс и другие). Указанные выплаты производились в соответствии с пунктом 9 "Социальные льготы, гарантии и компенсации" коллективного договора на 2012-2014 годы, пунктом 6 "Социальные льготы" коллективного договора на 2015-2018 годы.
Кроме того, как установлено судом, в обществе приказом от 28.07.2014 N 677 создана постоянно действующая комиссия по оказанию благотворительной помощи.
При единовременных выплатах материальной помощи общество в данном случае правомерно не начисляло взносы на данные вилы выплат, поскольку они не связаны с выполнением трудовых функций, эти выплаты обладают социальным, а не трудовым характером.
Следовательно, рассматриваемые выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
При этом суд первой инстанции оценил и правомерно отклонил довод учреждения со ссылкой на пункт 11 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и подпункт 12 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ о том, что не подлежат обложению суммы материальной помощи, оказываемой работодателем своим работникам, не превышающие 4000 рублей на одного работника за расчетный период, поскольку установленный данной нормой суммовой критерий применим только к тем видам материальной помощи, которые непосредственно связаны с выполняемой трудовой функцией, в отношении же материальной помощи, которая не является элементом оплаты труда, указанное правило не применимо, поскольку данные выплаты не образуют объект обложения.
Таким образом, у учреждения отсутствовали правовые основания для начисления страховых взносов на рассматриваемые суммы выплаченной работникам единовременной материальной помощи, в том числе материальной помощи из фонда директора.
Одним из оснований для начисления страховых взносов послужил вывод фонда о том, что обществом занижена база для начисления страховых взносов на оплату приобретенных организацией санаторно-курортных путевок для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, поскольку, по мнению Отделения ФСС, указанные выплаты связаны с выполнением работниками общества трудовых обязанностей.
В ходе проверки учреждением установлено, что заявителем не включена в базу для исчисления страховых взносов стоимость путевок на санаторно-курортное лечение за счет средств, выделенных на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет средств бюджета фонда социального страхования.
Суд первой инстанции правомерно не согласился с данным выводом фонда, поскольку сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда, а выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Предоставляемые работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
На основании статьи 219 ТК РФ работник имеет право на получение компенсаций, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В данном случае материалами дела подтверждается и Отделением ФСС не оспаривается тот факт, что основанием для таких выплат работникам являлись коллективные договоры, заключенные в обществе на 2012-2014 годы, на 2015-2018 годы.
Так, пунктом 9.2 коллективных договоров предусмотрено, что работодатель в период действия договора обеспечивает путевками на санаторно-курортное лечение работников из расчета 1 путевка на 23 единицы штатной численности предприятия в год.
При этом названные выплаты не предусмотрены трудовыми договорами, заключенными обществом с работниками.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.12.2012 N 580н утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Правила N 580н), которые введены в действие с 01.01.2013.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 580н финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд социального страхования Российской Федерации в текущем финансовом году.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Правил N 580н финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Поскольку в спорный период в обществе действовали коллективные договоры, заключенные заявителем и его работниками в целях создания системы социально-трудовых отношений, которая бы способствовала стабильной и производительной работе, повышению уровня жизни работников, установлению социально-трудовых прав и гарантий, реализации принципов социального партнерства и взаимной ответственности сторон, то социальные выплаты, основанные на коллективном договоре, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежали включению в базу для начисления страховых взносов.
Спорные выплаты являются выплатами социального характера, не имеют стимулирующего характера, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), не предусмотрены трудовыми договорами.
Доказательств, свидетельствующих о том, что такие выплаты носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, Фондом в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено.
На основании этого суд первой инстанции правомерно посчитал, что, выплата работникам в соответствии с условиями коллективных договоров в виде компенсации стоимости путевки является единовременной выплатой социального характера, не предусмотренной трудовым договором, и, соответственно, данная выплата не относится к выплатам, связанным с выполнением работниками общества трудовых обязанностей.
Также в материалах дела усматривается, что учреждение доначислило страховые взносы обществу в оспариваемой части, поскольку посчитало, что общество неправомерно не включило в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2013-2015 годы оплату льготных путевок на базу отдыха "Сосновка" для работников.
Так, пунктом 9.4 коллективного договора на 2012-2014 годы предусмотрено, что работодатель устанавливает льготную стоимость путевок на базу отдыха "Сосновка" в размере 20% от утвержденной цены для работников предприятия, в размере 25% от утвержденной цены - членам их семей (муж, жена и дети), в размере 10% от утвержденной цены - детям работников предприятия до 10 лет включительно.
Вместе с тем доказательств, свидетельствующих о том, что произведенные выплаты являются оплатой труда работников, то есть носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, период трудового стажа, ответчиком в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ также не предъявлено.
С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что у учреждения не имелось правовых оснований для принятия в отношении заявителя решений от 05.05.2016 N 117 и от 05.05.2016 N 132 в оспариваемых частях.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, изложенные в обжалуемом решении. Несогласие фонда с выраженной судом оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не может являться основанием для отмены (изменения) обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
В связи с этим суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Фонда.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 сентября 2016 года по делу N А13-10637/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-10637/2016
Истец: АО "ФосАгро-Череповец"
Ответчик: ГУ-Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования РФ