г. Самара |
|
22 декабря 2016 г. |
Дело N А55-8214/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Самаратрансстрой" - представителя Аракелян Ю.В. (доверенность от 29.04.2016),
от Администрации муниципального района Волжский Самарской области - представитель не явился, извещен,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области - представителя Гетмановой Ю.С. (доверенность от 09.08.2016 N 49),
от третьих лиц - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самаратрансстрой"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 октября 2016 года по делу N А55-8214/2016 (судья Филатов М.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самаратрансстрой", Самарская область, г. Самара,
к Администрации муниципального района Волжский Самарской области, Самарская область, г. Самара,
к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области, Самарская область, г. Самара,
с участием третьих лиц: общество с ограниченной ответственностью "Землемер", Правительство Самарской области, Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области", Министерство имущественных отношений Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, общество с ограниченной ответственностью "Мечел-Сервис", Администрация городского округа Самара, акционерное общество "Средневолжское аэрогеодезическое предприятие",
об обязании исправить кадастровую ошибку,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Самаратрансстрой" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации муниципального района Волжский Самарской области (далее - Администрация), а также к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области, в котором, с учетом уточнений, просит обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Самарской области (далее - учреждение, кадастровый орган, заинтересованное лицо) исправить кадастровую ошибку, допущенную в местоположении муниципального района Волжский Самарской области в части характеристики координат поворотных точек 2693, 2694, 2695, 2696, 2697, 2698, 2699, 2700, 2701, 2702 согласно "Схеме границы муниципального района Волжский на кадастровом плане территории кадастрового квартала 63:17:0301015:15" и обязать внести соответствующие координаты.
К участию в деле в качестве третьего лица судом первой инстанции привлечены общество с ограниченной ответственностью "Землемер", Правительство Самарской области, Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области", Министерство имущественных отношений Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, общество с ограниченной ответственностью "Мечел-Сервис", Администрация городского округа Самара, акционерное общество "Средневолжское аэрогеодезическое предприятие" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14 октября 2016 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 14 октября 2016 года по делу N А55-8214/2016 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указывая на ошибочность выводов арбитражного суда первой инстанции об отсутствии кадастровой ошибки, а также на обоснованность требований, заявленных обществом, в связи с отсутствием спора о праве.
В материалы дела поступило ходатайство третьего лица - ООО "Землемер" о рассмотрении апелляционной жалобы заявителя в отсутствие своего уполномоченного представителя.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области в судебном заседании апелляционного суда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы заявителя, просил суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 14 октября 2016 года по делу N А55-8214/2016 оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью "Самаратрансстрой" (далее Общество) принадлежат на праве собственности объекты недвижимого имущества (склад ОРСа, бытовые помещения, проходной пункт, трансформаторная подстанция, мазутохранилище, гараж кирпичный, механическая мастерская, теплая стоянка с оборудованием, склад запасных частей, склад МТС, мойка, профилакторий для обслуживания машин, котельная одноэтажная, теплая стоянка, служебно-бытовой корпус, насосная, топливно-заправочный пункт, гараж цельнометаллический, блок вспомогательных цехов, здание холодильника N 4, склад, склад и т.п.), расположенные по адресу: Самарская область, Волжский район, пос.г.т. Смышляевка, ул. Механиков, д. 30.
Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 63-АЕ N 261886, 261882, 261892, 261891, 377459, 261896, 261900, 261855, 261895, 377147, 261887, 261888, 261899, 261883, 261890, 377148, 261889, 261897, 377149, 261893, 261880, 261894, 377150, 261898, 261881, 261884 от 21.02.2011.
Постановлением Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 27.11.2013 N 5177 принято решение о продаже земельного участка истцу. 10.01.2014 между Администрацией муниципального района Волжский и ООО "Самаратрансстрой" заключен договор N 15 купли-продажи земельного участка площадью 67 380 кв.м., для размещения производственной базы, расположенной по адресу: Самарская область, Волжский район, пос.г.т. Смышляевка, ул. Механиков, б/н.
Приложением данного договора являлся кадастровый паспорт земельного участка N 63-00-102/12-419786 от 31.10.2012.
Истец указал, что земельный участок был приобретен ООО "Самаратрансстрой" по договору купли-продажи именно в тех границах, которые указаны в данном кадастровом паспорте, в котором по состоянию на 2012 год не было указано сведений о наличии каких-либо пересечений границ земельного участка
Выкупная стоимость за вышеуказанный земельный участок оплачена в полном объеме, что подтверждается платежным поручением N 157 от 29.04.2014.
После заключения договора, ООО "Самаратрансстрой" совместно с представителем Администрации обратились в Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о регистрации перехода права по договору купли-продажи.
Но в регистрации права было отказано, в связи с тем, что земельный участок, приобретенный обществом, с кадастровым номером 63:17:0301015:141, пересекает границы другого земельного участка - земли муниципального района Волжский.
Кадастровым инженером ООО "Землемер" было подготовлено заключение от 27.03.2015, в котором были прописаны результаты работы по исправлению ошибок в местоположении границ земельного участка и рекомендации по устранению данных наложений.
В заключении было указано, что земельный участок, являющийся предметом спора с кадастровым номером 63:17:0301015:141 поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный 04.07.2005. Сведения же о границах муниципального района Волжский, с которыми имеются наложения, внесены в государственный кадастр недвижимости только 22.12.2011.
Истец указал на то, что именно граница муниципального района Волжский, внесенная в государственный кадастр недвижимости позже, чем земельный участок с кадастровым номером 63:17:0301015:141, пересекает границу земельного участка Заявителя. Органом кадастрового учета допущена кадастровая ошибка при внесении сведений в государственный кадастр недвижимости о земельном участке муниципального района Волжский, поскольку в соответствии с требованием п. 6.3. приказа Минэкономразвития от 03.06.2011 г. N 267 "Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства", административные границы не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениям о таких земельных участках.
01.12.2015 письмом N 165 общество обратилось в Администрацию Волжского района с просьбой привести в соответствие границу земельного участка муниципального района Волжский, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости значительно позже, а именно 22.12.2011.
Однако до настоящего времени какого-либо ответа по существу этого обращения Обществом не получено.
Вышеуказанные обстоятельства послужили для заявителя основанием обратиться в суд с рассматриваемыми требованиями.
Общество "Самаратрансстрой" ссылается на нарушение своего права, как организации, которая приобрела у Администрации и оплатила земельный участок еще в 2014 году, но до настоящего времени не может оформить в установленном законом порядке своих прав ввиду выявленного наложения в границах. Поскольку Администрация как собственник спорного земельного участка уклоняется от исправления кадастровой ошибки, общество вынуждено обратиться в арбитражный суд.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было установлено следующее.
В государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 63:17:0301015:141, уточненной площадью 67 380 кв.м., с видом разрешенного использования - для размещения производственной базы, с категорией земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения, расположенном по адресу: Самарская обл., р-н Волжский, пгт. Смышляевка, ул. Механиков, д. б/н. Сведения о правах и обременениях в ГКН отсутствуют.
Также в ГКН содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 63:17:0301015:15, уточненной площадью 54 141 кв.м., с видом разрешенного использования - для производственной базы, с категорией земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенном по адресу: Самарская обл., р-н Волжский, пгт. Смышляевка, ул. Механиков, д. 7.
Согласно сведениям ГКН собственником указанного земельного участка является ООО "Мечел - Сервис" (peг. запись от 23.10.2011 N 63-63-01 /427/2010-243). Сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:17:0301015:15 внесены в ГКН в результате проведения работ по инвентаризации данных о ранее учтенных земельных участках. Вместе с тем учитывая, что истец уточнил заявленные требования, исключив требования, относящиеся к участку ООО "Мечел-Сервис", суд первой инстанции пришел к выводу, что доводы в данной части не относятся к предмету спора.
Истец указывает, что при формировании границ района не были учтены границы участка 63:17:0301015:141.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что требования истца фактически направлены на смещение границ муниципального района, что свидетельствует о наличии спора о праве, который не может быть разрешен в порядке исправления кадастровой ошибки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о кадастре органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в ГКН в случаях принятия ими решений, в том числе, установлении или изменении границы между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона о кадастре обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, в соответствии с п.п. 2, 3 и 5 ч. 1 настоящей статьи является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве".
Таким образом, сведения об установлении или изменении границ муниципального образования вносятся в ГКН в порядке информационного взаимодействия, что подтверждается материалами кадастрового дела.
Законом Самарской области от 25.02.2005 N 58-ГД "Об установлении границ муниципального района Волжский Самарской области" (далее - Закон 58-ГД) установлены границы муниципального района Волжский Самарской области согласно Приложению 1 - картографическое описание границ муниципального района Волжский Самарской области и Приложению 2 - Карта (Плана) границ муниципального района Волжский Самарской области.
Карта-План изготавливалась в соответствии с договором N 294 на выполнение работ по формированию электронных форм карт (планов) муниципальных образований Самарской области для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости от 05.10.2011 года, заключенным Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (Заказчик) и ФГУП "Средневолжское аэрогеодезическое предприятие" (Исполнитель).
Сведения о границах муниципального района Волжский Самарской области внесены в ГКН 22.12.2011 года на основании документов, поступивших для внесения сведений в ГКН (т.3 л.д. 2-18), в том числе Карта (План) границ муниципального района Волжский Самарской области.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ) под землеустройством понимаются мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства и др..
В силу статьи 19 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ к видам землеустроительной документации относятся в том числе карты (планы) объектов землеустройства.
Согласно статье 20 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
В силу пункта 1 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее -техническая ошибка в сведениях);
воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о кадастре кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно части 5 статьи 28 Закона о кадастре Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в установленном частью 4 настоящей статьи порядке и информирует о принятом решении саморегулируемую организацию кадастровых инженеров, если кадастровая ошибка была допущена кадастровым инженером, являющимся членом такой саморегулируемой организации. Порядок и способы направления органом кадастрового учета данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
На основании части 7 статьи 28 Закона о кадастре по истечении шести месяцев со дня направления указанным в части 5 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка орган кадастрового учета вправе внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N 14765/10, при необходимости внесения в кадастр изменений, вызванных ошибочностью ранее внесенных в него сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, такая ошибка исправляется органом кадастрового учета как ошибка в сведениях документов, представляемых по статье 22 Закона о кадастре недвижимости для осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик земельного участка. Из совокупности положений, предусмотренных частью 3 статьи 25 и частями 4 и 5 статьи 28 данного Федерального закона, при согласии (отсутствии возражений) всех заинтересованных правообладателей земельного участка упомянутая ошибка исправляется в рамках административной процедуры, при несогласии хотя бы одного из них - по решению суда.
Между тем, заявитель, указывая на наличие кадастровой ошибки, допущенной в местоположении муниципального района Волжский Самарской области, не представил доказательств принятия мер по устранению ошибки в рамках административной процедуры.
Как указывает заявитель, письмом от 01.12.2015 N 165 он обратился в Администрацию Волжского района с просьбой привести в соответствие границу земельного участка муниципального района Волжский. Ответа на данное обращение не поступило.
Как указывалось выше, сведения о границах муниципального района Волжский Самарской области внесены в ГКН 22.12.2011 года с учетом положений ст.15 Закона о кадастре недвижимости "Информационное взаимодействие при ведении государственного кадастра недвижимости" на основании документов, представленных для внесения сведений в ГКН, в том числе обязательного приложения - Карты (Плана) границ муниципального района Волжский Самарской области.
Общество указывает, что описание границ района, произведенное в законе от 25.02.2005 N 58-ГД (Приложение 1) является верным и не нарушает прав Общества, ошибка же произошла при переносе данного описания в каталог координат поворотных точек границы в Карту-план (приложение 2).
Как указывает ответчик, внесение в КГН сведений о границах земельного участка муниципального района Волжский Самарской области возможно в порядке ст.15 Закона о кадастре недвижимости в случае уточнения координат точек границы в Карте (Плане) границ района.
Исходя из положений части 4 статьи 28 Закона о кадастре кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований истца, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на подателя жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 октября 2016 по делу N А55-8214/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-8214/2016
Истец: ООО "СамараТрансСтрой"
Ответчик: Администрация муниципального района Волжский Самарской области, Администрация муниципального района Волжский Самарской области в лице МКУ "Финансовое управление Администрации муниципального района Волжский Самарской области"
Третье лицо: Администрация городского округа Самара, АО "Средневолжское аэрогеодезическое предприятие", Министерство имущественных отношений Самарской области, МКУ "УМИЗО Администрации м.р. Волжский Самарской области", ООО "Землемер", ООО "Мечел-Сервис", Правительство Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по Самарской области